Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» icon

Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы»




Скачать 182.59 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы»
Фомина Т.А
Дата27.10.2012
Размер182.59 Kb.
ТипРабочая программа курса
источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан


Рабочая программа

курса «Умники и умники»

для 1 А класса


Автор:

Фомина Т.А


г. Елабуга 2010г


Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 34 часа (1час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с базисным образовательным планом 2008года.

^ Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для раз­вития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но да­ются с усложнением материала и решаемых задач.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамич­ной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым пере­ключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Для проведения занятий для каждого класса (с 1-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

Остановимся подробнее на заданиях, включенных в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

^ Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

^ Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

^ Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Формы контроля:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся.

Содержание занятия 1 класс (33 занятия)

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Модель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

^ РАЗМИНКА (3 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, МЫШЛЕНИЯ (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

^ ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

^ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози­ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

^ Содержание занятий в 1 классе (33 часа)


занятий

Кол-во часов

Развиваемые способности

1

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

3

1

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

4

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

5

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

6

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

7

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

8

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Графический диктант

9

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

11

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

12

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

13

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

14

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Графический диктант

15

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

16

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

17

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

18

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

19

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

20

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

21

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

22

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

23

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

24

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

25

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

26

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

27

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

28

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

29

1

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

30

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

31

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

32

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

33

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.


После изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  2. определять учебную задачу;

  3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. владеть своим вниманием;

  5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, вла­деть рациональными приемами запоминания;

  6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

7) использовать основные приемы мыслительной деятельности:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать предметы, явления;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род - вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

  1. самостоятельно мыслить и творчески работать;

  2. владеть нормами нравственных межличностных отношений.



Учебно–тематический план




Тема

Количество часов



Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1



Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

5



Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

5



Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

5



Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

5



Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

4



Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

5



Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

2



Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1







33



Учебно–методическая литература для учителя




^ Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Методическое пособие для 1 класса

2.

Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой

«Умники и умницы»





^ Учебная литература для учащихся




Автор, год издания

Название пособия

^ Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Рабочие тетради в 2-х частях.



^ Технологическая карта контроля


Занятие 1 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления»

Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» (1 часть), Москва: РОСТ книга, 2007 г с.1 - 3 (занятие 1)


Занятие 33 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года»

Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» (2 часть), Москва: РОСТ книга, 2007 г с.46 – 48 (занятие 36)



Похожие:

Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» iconСценарий мероприятия квн " Умники и умницы" 6 класс Цель : Развивать творческие способности и логическое мышление учащихся. Конкурс «Разминка»
Мы начинаем наш квн. Тема нашего квна «Умники и умницы». Сегодня, в этом зале 2 команды
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» iconРабочая программа по биологии в 5а классе на 2013/2014 учебный год Составитель Усольцева Елена Александровна Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена наосновании программы по биологии для 5–9 классов авторов: А. А. Плешаков,...
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» iconРабочая программа по физике для 7 класса Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе авторской программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. Физика. 7-9 классы....
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» iconРабочая программа по обществознанию для 7 класса 2013-2014 уч год Составитель: Яблокова Наталья Валентиновна 2013 год Пояснительная записка
Программы основного общего образо­вания по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных...
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» iconРабочая программа по курсу «геометрия» Для 10 класса (профильный уровень)
...
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» iconРабочая программа по курсу «геометрия» Для 11 класса (профильный уровень)
...
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» icon«умники и умницы»
Для повышения интереса к предмету «Православная культура», развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся эффективно...
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» iconПояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по истории Отечества для 10
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» iconПояснительная записка. Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика»
«Информатика» для 5 класса. Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе,...
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 а класса Автор: Фомина Т. А г. Елабуга 2010г Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» iconРабочая программа по курсу «алгебра и начала анализа» Для 10 класса (профильный уровень)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы