Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации icon

Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации




Скачать 157.03 Kb.
НазваниеПсихофизиологические основы адаптации и дезадаптации
Дата28.10.2012
Размер157.03 Kb.
ТипЗакон
источник


Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации


Этапы физиологической адаптации к учебным нагрузкам, особенности адаптации на разных этапах возрастного развития. Закономерности адаптации и организация учебного процесса





Адаптация к школе - длительный процесс, име­ющий и физиологические, и психологические ас­пекты. Наиболее остро период адаптации проте­кает в начале обучения в школе.

Начало обучения в школе - один из самых сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологи­ческом плане. Меняется вся его жизнь. Новые кон­такты, новые условия, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т. п. Напряжен­ность этого периода обусловлена прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учени­ком целый ряд задач, не связанных непосредствен­но с предшествующим опытом, требует макси­мальной мобилизации интеллектуальных, эмоцио­нальных, физических резервов.

Специальные исследования показали, что са­мые обычные виды деятельности школьника вызы­вают серьезное напряжение ряда физиологиче­ских систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, конт­рольные работы приводят к учащению пульса на 15-30 ударов, к увеличению систолического давления на 15-30 ударов, к изменению биохи­мических показателей крови и т. п.

Выделяются три основных этапа (фазы) фи­зиологической адаптации:

  • Первый этап - ориентировочный, ког­да в ответ на весь комплекс новых воздействий, свя­занных с началом систематического обучения, все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели.

  • Второй этап - неустойчивое приспособле­ние, когда организм ищет и находит какие-то оп­тимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов говорить не приходит­ся: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит ребенок в этот пе­риод. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

  • Третий этап - период относительно устой­чивого приспособления, когда организм нахо­дит наиболее подходящие варианты реагирова­ния на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы нагрузку ни испытывал школьник, будь то умственная по усво­ению новых знаний, статическая при вынужденной «сидячей» позе или психологическая при общении в большом и разнородном коллективе, его орга­низм, вернее, каждая из его систем, должен от­реагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израс­ходует организм. Возможности детского организ­ма не безграничны, а длительное функциональ­ное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению пси­хического и физического здоровья.

Мы рассматриваем физиологические аспекты адаптации, не анализируя ее глубинные физио­логические механизмы, для того, чтобы педагог знал и понимал, почему на этом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, почему дети так быстро устают и трудно удержать их внимание. Напряжение организма в процессе адаптации определяет необходимость строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребенка. Нельзя забывать, что готовность детей к система­тическому обучению различна, различно состоя­ние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет различ­ным.

Продолжительность всех трех фаз адаптации - приблизительно 5-6 недель, т. е. этот период про­должается до 10-15 октября, а наиболее слож­ными являются 1-4-я недели.

Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособнос­ти, очень высоким уровнем напряжения сер­дечно-сосудистой системы, симпатоадренало- вой системы, а также низкими показателями координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсив­ности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных заня­тий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с экстремальными нагрузками на взрослый хорошо тренированный организм. На­пример, реакция организма первоклассников на уроках по показателям сердечно-сосудистой си­стемы сходна с напряжением космонавта в со­стоянии невесомости. Этот пример убедительно показывает, насколько труден для детей процесс физиологической адаптации к школе. Между тем ни учителя, ни родители часто не осознают всей сложности этого процесса и буквально с первого дня увеличивают учебные нагрузки, что еще боль­ше усложняет и без того непростой период. Не­соответствие требований и возможностей ребен­ка ведет к неблагоприятным изменениям функци­онального состояния центральной нервной систе­мы, к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. У значительной части школьников в конце учебных занятий отме­чается резко выраженное утомление.

Только на 5-6-й неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми пока­затели работоспособности, снижается напряже­ние основных жизнеобеспечивающих систем орга­низма (центральной нервной, сердечно-сосудис­той, симпатоадреналовой), т.е. наступает относи­тельно устойчивое приспособление ко всему ком­плексу нагрузок, связанных с обучением. Одна­ко по некоторым показателям эта фаза относи­тельно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель, т.е. длится более двух месяцев. И хотя считается, что период острой физиологичес­кой адаптации организма к учебной нагрузке за­канчивается на 5-6-й неделях обучения, весь пер­вый год (если сравнить показатели на следующих периодах обучения) можно считать периодом не­устойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка.

В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжес­ти и тяжелой.

При легкой адаптации состояние напряжен­ности функциональных систем организма ребен­ка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения са­мочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У час­ти детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоро­вья нарастают от начала к концу учебного года.

Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением при­вычного образа жизни, в наибольшей степени про­является в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале учебного года наблюдаются дви­гательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем сильнее выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к учебной деятельности организм вчерашнего до­школьника. Большое значение имеют такие фак­торы, как особенности жизни ребенка в семье (на­сколько резко отличался привычный для него ре­жим от школьного). Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно лег­че адаптируются к школе, чем «домашние дети», непривычные к длительному пребыванию в детс­ком коллективе и режиму дошкольного учрежде­ния.

Одним из основных критериев, характеризую­щих успешность адаптации к систематическому обучению, являются состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Легкую адаптацию и в определенной степени адаптацию средней тяжести можно, по всей вероятности, считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. Тяже­лое же протекание адаптации свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обуче­ния для организма первоклассника. В свою оче­редь, выраженность и длительность самого процес­са адаптации зависят от состояния здоровья ребен­ка к началу систематического обучения.

Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гар­моничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособ­ности и ее улучшение на протяжении первого по­лугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хо­рошее усвоение программного материала.

К сожалению, в настоящее время среди детей, поступающих в школу, здоровы только 20-25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что ве­роятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.

У каких детей труднее всего протекает адап­тация? Тяжелее всех адаптируются те, у которых неблагоприятно протекал период новорожденно- сти, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хро­ническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы.

Общая ослабленность ребенка, любое забо­левание, как острое, так и хроническое, задерж­ка функционального созревания, ухудшая состо­яние центральной нервной системы, служат при­чиной более тяжелого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, ухудшение здоровья и снижение успешности обучения.

Одна из основных задач, которые ставит пе­ред ребенком школа, - это необходимость ус­воения определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то что желание учиться (школьная мотивация) практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению раз­лична. Под готовностью к школьному обучению понимается определенный уровень морфофун- кционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обуче­ние не приводит к ухудшению состояния здоро­вья, срывам социально-психологической адапта­ции и снижению успешности обучения. Важно отметить, что готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных критериев и зависит от требований школы, объе­ма и интенсивности учебной нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обу­чения и др.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к вы­полнению общественно значимой учебной дея­тельности. Но в самом начале обучения у перво­классников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является пси­хологической основой формирования учебной де­ятельности.

На первых этапах адаптации мотивы, связан­ные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и произ­вольная регуляция деятельности еще недостаточ­но развиты, они постепенно формируются в про­цессе самой учебной деятельности. Ценность уче­ния ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избежания наказания (к со­жалению, на практике чаще всего формируются именно эти «ради») должны быть основой учеб­ной деятельности. «Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им эле­ментарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учеб­ных задач», - считает В.В. Давыдов. Он убеди­тельно доказал, что учебная деятельность «содер­жит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психо­логический, физиологический и др.», а значит, и механизмы готовности и адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов. Ко­нечно, мы не можем разобрать их все, поэтому более подробно рассматриваем, как проходит физиологическая и психологическая адаптация ребенка к школе.

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются форми­рование адекватного поведения, установле­ние контактов с учащимися и учителем, овла­дение навыками учебной деятельности. Имен­но по этим критериям изучался характер поведе­ния ребенка.

Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально-психологическая адапта­ция детей к школе может проходить по-разному. Первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обуче­ния, т.е. примерно за тот же период, когда проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро влива­ются в коллектив, осваиваются в школе, приобре­тают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжела­тельны, добросовестно и без видимого напряже­ния выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, им еще трудно выполнять все правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товари­щем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности этих детей, как правило, нивелируют­ся, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с но­выми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей (30%) проходит более длительный период адаптации, несоответствие их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, обще­ния с учителем, детьми - они могут играть на уро­ках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или их реакция - слезы, обида. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция таких детей становится адекватной требованиям учителя.

Третья группа (14%) - дети, у которых со­циально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями;у них отмеча­ются негативные формы поведения, резкое про­явление отрицательных эмоций, кроме того, они не усваивают учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они «мешают работать в классе», «тре­тируют детей», их реакции непредсказуемы, а не­которые проблемы, накапливаясь, становятся ком­плексными.

Необходимо обратить особое внимание на то, что за одинаковым внешним проявлением негатив­ных форм поведения, или, как обычно говорится, плохим поведением ребенка, могут скрываться са­мые разные причины. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лече­нии, могут быть ученики с нарушениями пси­хоневрологической сферы, но это могут быть и дети, выросшие в неблагоприятных соци­альных условиях. Причиной нарушения соци­ально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной не­удачи, неадекватные требования педагога и родителей.

Нарушения социально-психологической адапта­ции отмечаются у так называемых просто «пере­груженных» детей, не справляющихся с дополни­тельными нагрузками. Основная причина наруше­ния и физиологической, и психологической адап­тации в этих случаях - постоянное действие стрес­са ограничения времени. «Перегруженные» дети живут в ситуации цейтнота и в школе, и дома. Они вынуждены работать в несвойственном им очень быстром темпе. Так или иначе плохое поведе­ние - сигнал тревоги, повод внимательно понаб­людать за учеником и вместе с родителями разоб­раться в причинах трудностей адаптации к школе.

Попробуем определить, какие факторы, влия­ющие на успешность адаптации, мало зависят от учителя, а какие - полностью в его руках.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения. Организм должен быть функциональ­но готов, т. е. развитие отдельных органов и сис­тем должно достичь такого уровня, чтобы адекват­но реагировать на воздействия внешней среды.

В противном случае процесс адаптации затяги­вается, идет с большим напряжением. И это ес­тественно, т. к. дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень работо­способности. У трети «не готовых» детей уже в начале года отмечаются неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой систе­мы, потеря массы тела; они часто болеют и про­пускают занятия, а значит, еще больше отстают от сверстников.

Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адапта­ции, как возраст начала систематического обу­чения. Не случайно дети шести лет в основном имеют большую длительность адаптации, чем се­милетние. У шестилетних детей наблюдаются бо­лее высокое напряжение всех систем организ­ма, более низкая и неустойчивая работоспособ­ность.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития; поэто­му многие исследователи считают более оптималь­ным для поступления в школу возраст не 6 лет (до 1 сентября), а 6,5 года. По мнению психоло­гов, именно в этот год (от 6 до 7 лет) формируют­ся многие психологические новообразования: ин­тенсивно развиваются механизмы регуляции пове­дения, формируются ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п.

Состояние здоровья - один из основных фак­торов, влияющих не только на длительность и успешность процесса адаптации к школе, но и

на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, а тяжелее всего - у часто болеющих, име­ющих хронические заболевания в компенсирован­ном состоянии. У большей части из них в процес­се адаптации к школе отмечается ухудшение со­стояния здоровья, сопровождающееся возникно­вением или углублением нервно-психических от­клонений.

Но готовность к обучению и состояние здоровья ребенка - тот уровень развития и здоровья, кото­рый невозможно изменить быстро. Однако есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «не готовых» и ослабленных, - факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важ­ные из них - рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня (см. лекции № 1 и 2).

Одним из главных условий, без которых невоз­можно сохранить здоровье детей в течение учеб­ного года, является соответствие режима и усло­вий организации учебных занятий, учебной и вне- учебной нагрузки, методов преподавания, содер­жания и насыщенности учебных программ воз­растным возможностям учащихся.

В качестве основных причин нарушения (срыва) адаптации можно выделить:

  • неадекватность требований педагога, роди­телей;

  • стресс ограничения времени, отрицательное подкрепление, противоречивость требований, за­вышенные требования и т. п.;

  • перегрузки (эмоциональные, интеллектуаль­ные и физические);

  • несоответствие программ, методик, техноло­гий возрастным и индивидуальным возможностям;

  • нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;

  • нарушения психического и физического здо­ровья;

  • психологическую и функциональную неготов­ность к условиям и требованиям процесса обуче­ния.

Признаками нарушения адаптации могут быть:

  • изменения в поведении ребенка, снижение работоспособности и качества работы;

  • выраженные изменения организации деятель­ности (снижение темпа, сокращение времени работы без отвлечений, появление трудностей переключения с одного вида деятельности на дру­гой и т. п.);

  • повышенная утомляемость;

  • двигательная расторможенность или, наобо­рот, вялость, сонливость;

  • снижение сопротивляемости (появление час­тых простудных заболеваний);

  • неврозоподобные расстройства (навязчивые движения, страхи, беспокойный сон, неустойчи­вость настроения, неадекватные реакции и т. п.); снижение массы тела; * жалобы (головная боль, тошнота, боли в жи­воте и т. п.);

  • нарушение (снижение) качества учебных действий (нарушение почерка, «нелепые ошиб­ки», «неиспользование» правил, фрагментарное восприятие заданий и т. п.);

  • снижение учебной мотивации; повышение тревожности. Необходимо подчеркнуть, что все эти призна­ки (или часть их) у детей с трудностями адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, у неко­торых могут появиться не в начале года, а у части детей - на самом сложном этапе - в середине третьей четверти (в феврале).

Именно поэтому необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные

особенности состояния организма школьника и его изменения на протяжении каждого урока, учеб­ного дня, недели и учебного года, строя учебный процесс так, чтобы можно было варьировать ве­личину и интенсивность нагрузки, чтобы можно было дать наиболее сложный материал в период оптимума, а требующий меньших усилий - тогда, когда меньше сил.

Мы рассмотрели основные признаки адаптации и дезадаптации на примере адаптации в 1-м клас­се, т. к. это один из наиболее напряженных вариан­тов адаптации ребенка к школе. Однако не менее сложной может быть адаптация ребенка в 5-м клас­се (те же новые условия обучения и функциональ­ная перестройка организма, связанная с поло­вым созреванием). Возможен вариант сложной адаптации при переходе в старшую школу, даже просто в случае перехода ребенка в новую шко­лу. Еще раз подчеркнем: и учителю, и родите­лям необходимо уметь внимательно наблюдать за состоянием и поведением детей в период адаптации, для того чтобы вовремя заметить не­благоприятные изменения и предотвратить срыв адаптации.


^ ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ


  1. Охарактеризуйте этапы физиологической и психологической адаптации к школе.

  2. Назовите причины проявления дезадаптации.

  3. Заполните следующую таблицу.

Адаптация к школе

физиологическая (понятие)

психологическая (понятие)

Этапы адаптации

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Виды адаптации (перечислить)













Характеристики успешной адаптации (перечислить)













Признаки нарушения адаптации (перечислить)





















Похожие:

Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconТема №4
«Психофизиологические особенности подросткового возраста, учитываемые в профилактической работе»
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconКонспект родительского собрания на тему: «трудности адаптации первоклассников к школе»
Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconIi курс стоматологический факультет Тема: «Регенерация и репарация. Процессы адаптации и компенсации»
Цель занятия. Изучить виды, механизмы развития, проявления, исход и значение регенерации, репарации, адаптации и компенсации
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconДля родителей первоклассников
Типичные проявления школьной тревожности в 1 классе, свидетельствующие о дезадаптации ребенка
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconIii курс стоматологический факультет Тема: «Регенерация и репарация. Процессы адаптации и компенсации»
Цель занятия. Изучить виды, механизмы развития, проявления, исход и значение регенерации, репарации, адаптации и компенсации
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconПримерная программа модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Основы православной культуры Основы исламской культуры
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconЗачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые...
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconПрограмма по внеурочной деятельности «Основы образовательной робототехники»
Основы робототехники. Lego mindstorms nxt 0 представляет уникальную возможность для детей среднего школьного возраста освоить основы...
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации iconКритерии адаптации, разработанные институтом педиатрии легкая степень адаптации
Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы