Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка icon

Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка




Скачать 119.1 Kb.
НазваниеПрограмма помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка
Дата17.01.2013
Размер119.1 Kb.
ТипПрограмма
источник



ПРОГРАММА

ПОМОЩИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИМСЯ 5 КЛАССА


Пояснительная записка


Пятый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности. Переход в 5 класс приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель.

Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя пятых классов, учителя-предметники, работающие в 5 классе, медицинская служба, психолог, социальный педагог, родители, администрация.

Задачи, стоящие перед коллективом школы:

  • создание максимально благоприятных условий для адаптации пятиклассников к школе;

  • оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;

  • формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;

  • развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков.

Цель программы:

  • организация учебно-воспитательного процесса пятиклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;

  • предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5-ого класса;

  • сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5 класс.

Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации пятиклассников.


РАЗДЕЛ 1.

Целенаправленная педагогическая деятельность

по адаптации учащихся 5 класса.

1.1. Организационная работа



Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Анализ достаточности учебно-мето-дического обеспечения.

Август- сентябрь

Библиотекарь,

учителя-предметники

2.

Организация предметно-развиваю-щей среды и жизненного пространст-ва для разнообразной деятельности детей.

В течение года

Администрация, учителя, классный руководитель.

3.

Введение новых форм организации деятельности учащихся (динамичес-кие паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие задания).

В течение года

Учителя-предметники


^ 1. 2. Работа с педагогическим коллективом



Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Административные совещания.

В течение года

Администрация

1.1

Ознакомление с нормативно-право-выми документами.

Август-сентябрь

Администрация

1.2

Собеседование с учителями по осо-бенностям календарно-тематического планирования в 5 классе.

Август

Заместитель

директора по УВР

1.3

Особенности организации деятель-ности учащихся 5 класса.

Сентябрь

Заместитель

директора по УВР

2

Заседания МО учителей начальных классов и учителей-предметников Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 5 классе, уровень адаптации.

Октябрь-ноябрь

Руководитель МО, заместитель

директора по УВР,

психолог

3

Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей.

Октябрь

Заместитель

директора по УВР, классный руководитель,

медицинский работник, психолог


4.

Взаимопосещение уроков.

В течение года

Учителя начальной школы, учителя-предметники,

администрация

5.

Методический семинар по вопросам преемственности.

Март

Учителя начальной школы,

учителя-предметники,

администрация


^ 3.Этап подготовки к переходу в 5 класс. Знакомство с будущими пятиклассниками.

Сроки

Участники

Мероприятия

Март-апрель

Классный руководитель будущего 5 класса, психолог

1.Знакомство с учащимися 4 класса.

2.Знакомство со стилем работы учителя начальной школы.

3.Знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся.

4.Установление контакта с детьми.

Февраль-март

Администрация,

учителя начальной школы, психолог

Собрание для родителей будущих пятиклассников.

Март-апрель

Будущие

учителя-предметники

5 класса,

заместитель директора

по УВР

1.Посещение уроков математики, русского языка в начальной школе.

2.Совместная работа по определению качества знаний учащихся 4 класса по основным предметам.

Апрель-май

Психолог

Диагностика уровня готовности к переходу из начальной школы в среднюю школу.

Май-июнь

Классный руководитель

4 класса,

психолог

1.Подготовка психолого-педагогической характеристики класса.

2.Анализ индивидуальных программ сопровождения

Май

Психолог,

учителя начальной школы.

1.Встреча с родителями выпускников начальной школы; психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью.

2.Праздник «Вот и стали мы на год взрослей» с приглашением будущего классного руководителя.


^ 4. Сопровождение обучающихся 5 класса.

Сроки

Участники

Мероприятия

Сентябрь

Учителя начальной школы,

классный руководитель, администрация.

1. Посещение уроков в 5 классе.

2. Обсуждение с учителями и классным руководителем посещенных уроков.

3. Наблюдение за поведением детей на переменах.

4. Советы классному руководителю 5 класса.

Сентябрь

Классный руководитель.

1.Знакомство с учащимися.

2. Посещение уроков, наблюдение на переменах.

3. Анализ первых впечатлений учителей-предметников и классных руководителей.

Сентябрь-октябрь

Психолог,

классный руководитель


1. Проведение родительских собраний в 5 классе на тему «Особенности предподрост-кового возрастного периода».

2.Знакомство родителей с новыми учителями, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ.

Октябрь-ноябрь

Психолог,

заместитель директора

по УВР

1.Диагностика учебных затруднений.

2. Диагностика особенностей мотивацион-ной сферы учащихся 5 класса.

3. Диагностика включенности и эмоцио-нального благополучия.

4. Диагностика межличностных отношений.

5. Психологическое обследование

Ноябрь

Психолог,

классный руководитель, заместитель директора

по УВР,

учителя-предметники

Психолого-педагогический консилиум:

  • Обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей.

  • Выявление поля проблем и путей их решения.

  • Разработка и реализация плана сопро-вождения.


^ 5. Работа с обучающимися 5 класса.

Сроки

Содержание работы

Цель

Ответственный

Сентябрь

1. Работа с классным коллек-тивом.

2. Классный час «Особеннос-ти организации учебной деятельности в 5 классе».

3. Организация работы клас-сного актива.

4. Посещение уроков школь-ным психологом, админист-рацией.

5. Родительское собрание «Особенности адаптацион-ного периода учащихся 5 класса».

6. Пробные проверочные работы по русскому языку и математике.

7. Консультации с родителя-ми.

Определение уровня познавательной актив-ности, культуры поведе-ния в коллективе.

Знакомство с едиными требованиями к учащим-ся 2 ступени.

Выявление учащихся, требующих индивиду-альной работы.

Помощь родителям в адаптационный период.

Определение уровня общеучебных навыков.

Пути исправления про-белов в знаниях.

Классные руководители, психолог,

учителя-предметники.

Октябрь

1. Классно-обобщающий контроль в 5 классе.

2..Тематические срезы по русскому языку и математи-ке.

3.Собеседование с учителя-ми-предметниками о резуль-татах индивидуальной рабо-ты.

Изучение психолого-педагогических проблем в период адаптации.

Выявление уровня обученности, проблем неадаптивных учащихся

Администрация

Учителя-начальной школы

Психолог

Классный рук-ль

Ноябрь

1. Административное сове-щание «Создание условий успешной адаптации» уча-щихся 5 класса.

2. Родительское собрание «Единство требований к учащимся во время адаптации»

Итоги работы по проб-леме преемственности между начальным и средним звеном. Разра-ботка методических ре-комендаций. Помощь родителям в преодоле-нии трудностей в адап-тационный период.


Администрация,

психолог,

учителя-предметники,

классный руководитель.

Декабрь

1. Совместная методическая работа учителей начальной школы с учителями среднего звена.

2. Посещение уроков, внеклассных мероприятий.


Единство требований к учащимся, учет индиви-дуальных способностей.

Вовлечение неадаптиро-ванных детей во вне-классную работу.

Администрация



Январь

1.Дополнительный инструктаж с учителями-предметниками и классными руководителями, работающими в 5 классе.

2. Посещение уроков с целью проверки адаптационного периода в 5 классе.

3. Собеседование с учителями о формах индиви-дуальной работы с учащимися, не адаптированными к школе.

4. Собеседование с классными руководителями:

  • о вовлечении неадаптированных детей во вне-классную работу;

  • об индивидуальной работе с родителями.

5. Контроль за текущей успеваемостью (по журналу).

6. Собеседование с психологом о взаимодействии с учителями и классными руководителями по оказанию помощи.

Администрация



Февраль

1. Собеседование с классными руководителями об индивидуальной работе с учащимися, имеющими одну «4» и «3».

2. Собеседование с учителями о результатах индивидуальной работы.

3. Контрольные срезы в 5 классе и их анализ.

4. Диагностика психолога по выявлению психолого-педагогических проблем в обучении учащихся 5 класса.

5. Контроль за текущей успеваемостью (по журналу).

Админитрация.

Март

1. Посещение уроков с целью проверки активизации учебного процесса с последующим анализом.

2. Собеседование с учителями по использованию дифференцированных заданий.

3. Контроль за текущей успеваемостью (по журналу).

4. Контрольные срезы в 5 классе и их анализ.


Заместитель директора по УВР.

Апрель-май

1. Диагностика психолога по выявлению психолого-педагогических проблем в обучении учащихся 5 класса.

2. Проверка индивидуальной работы с учащимися.

3. Контрольные срезы на конец года и их анализ.

Психолог, заместитель директора по УВР






4. Диагностика психолога готовности обучающихся 1-ой ступени к обучению в основной школе.







5. Контрольные срезы в 4 классе.






Раздел 2.

Координация деятельности педагогического коллектива

в период адаптации пятиклассников.


^ Форма деятельности

Тематика

Ответственный

Сроки

Административные совещания


Задачи педагогического коллектива в период адаптации.

Заместитель директора по УВР

Август

Заседания МО учителей начальной школы и учителей-предметников

Реализация программы помощи в адаптации.

Руководитель МО

Сентябрь

Классно-обобщающий контроль в 5 классе.

Изучение деятельности пятиклассников в пери-од адаптации.

Заместитель директора по УВР

Сентябрь, октябрь

Административные совещания


Особенности организа-ции деятельности уча-щихся 5 класса.

Заместитель директора по УВР

В течение года

Административные совещания


Особенности классных коллективов 5 класса.

Заместитель директора по УВР

В течение года



Раздел 3.

Аналитическая деятельность. Подведение итогов

1. Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 5 классе, отчет классного руководителя.

2. Выработка рекомендаций и решений.

3. Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.

4. Проведение родительского собрания «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации».



Похожие:

Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconПрограмма по обществознанию 8 класс Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 класса составлена на основе следующих документов
Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconПрограмма по обществознанию 11 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса составлена на основе следующих документов
Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconПрограмма по обществознанию базовый уровень 10 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса составлена на основе следующих документов
Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconПрограмма социальной адаптации и интеграцию в общество подростков с девиантным поведением Пояснительная записка
Поэтому многие образовательные учреждения разрабатывают свою тактику и стратегию по обеспечению всесторонней реабилитации несовершеннолетних...
Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconКак помочь пятикласснику?
Цель: формирование у учителей мотивации для оказания помощи учащимся 5-го класса, адаптирующимся в среднем звене
Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconРабочая программа по физике для 7 класса Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе авторской программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. Физика. 7-9 классы....
Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconРусский язык. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса моу сош №2 с п. Куба составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных...
Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009 г
Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconРабочая программа по алгебре для 9 класса на 2011-2012учебный год Учитель: Колбасова Л. А. Пояснительная записка
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Программа помощи адаптации учащимся 5 класса пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по алгебре для 9 класса (базовый уровень), разработана на основе программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, 5 11 класс

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы