Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 icon

Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008




НазваниеУчебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008
страница1/6
Дата23.08.2014
Размер1.15 Mb.
ТипУчебник
источник
  1   2   3   4   5   6



Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы по учебным курсам «Изобразительное искусство 5-7 классы»: проект. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2011г. (Стандарты второго поколения), а так же программы общеобразовательных учреждений разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» - М.: «Просвещение», 2011г.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5кл. общеобразоват. учреждений. / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учебник для 7-8 кл. . общеобразоват. учреждений. / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.)


Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
^ Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
^ Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
^ Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможности самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
^ Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • Развитие способности ориентироваться в мире современного искусства;

  • Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир;

  • Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


^ Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на художественно-творческий опыт.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни че­ловека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изобра­жения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы­ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной из­менчивостью в истории искусства.
^ Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе предмета «Изобразительное искусство».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит по ^ 35 учебных часов для изучения изобразительного искусства в каждом с 5 по 7 класс, из расчета 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса

Коллективные, групповые, индивидуальные. Обучение ведется в форме лекционно-семинарских и практических, проектно- исследовательских занятий.

^ Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, личностно-ориентированное обучение, элементы проектной деятельности. В 5-6 классах преобладает интенсивное изучение материала и широко используются приёмы активизации учебной деятельности школьников, связанные с игровыми и занимательными моментами.
^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
^ Личностные результаты отражаются на индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

в ценностно-ориентированной сфере:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

в познавательной сфере:

  • овладение средствами художественного изображения;

  • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки.


^ Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

в ценностно-ориентированной сфере:

  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, предметно-материальной и пространственной среде и понимании красоты человека;

  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

в познавательной сфере:

  • развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.


^ Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

в ценностно-ориентированной сфере:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

в познавательной сфере:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во аремя практической творческой работы;

в коммуникативной сфере:

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры и т.д.).


^ Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

  • Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • Знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, солярные знаки);

  • Знать несколько народных художественных промыслов России;

  • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;

  • Различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства;

  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора;

  • Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;

  • Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных и геометрических элементов;

  • Создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;

  • Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • Владеть навыками работы в конкретном материале.

6 класс:

  • Знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

  • Знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • Понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

  • Знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета в мировом и отечественном искусстве;

  • Называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • Понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • Знать основные средства выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

  • Знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

  • Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, туш), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;

  • Знать общие правила построения головы человека;

  • Уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и по представлению;

  • Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс:

  • Знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значе­нии для анализа развития искусства и понимания изменений виде­ния мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • Знать о роли и истории тематической картины в изобразительном ис­кусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифо­логическая и библейская темы в искусстве);

  • Понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

  • Знать о композиции как о целостности и образном строе произве­дения, о композиционном построении произведения, роли форма­та, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафоричес­ком смысле;

  • Чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • Знать о роли искусства в создании памятников в честь больших ис­торических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • Знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

  • Знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содер­жания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и де­коративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

  • Называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;

  • Иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выраже­ния, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

  • Иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобра­зительного искусства в XX веке;

  • Получить первичные навыки передачи пропорций и движений фи­гуры человека с натуры и по представлению;

  • Научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на дос­тупном возрасту уровне;

  • Развивать навыки наблюдательности, способность образного виде­ния окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • Получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекс­тами художественной культуры; получить творческий опыт в по­строении тематических композиций, предполагающий сбор художе­ственно-познавательного материала, формирование авторской пози­ции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.


^ Содержание учебного предмета
5 класс

"Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" (35 часов)

Многообразие ДПИ (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

ДПИ Древнего Египта, Греции, средневековой Западной Европы, Франции 17 в.

Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка.
^ Древние корни народного искусства(8 часов)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Виды народного прикладного искусства.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного творчества.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.
^ Связь времен в народном искусстве(10 часов)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиций и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора в произведениях народных художественных промыслов.

Древние образы в современных народных игрушках.

Народные промыслы. Искусство Гжели.

Народные промыслы. Городецкая роспись.

Народные промыслы. Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
^ Декор – человек, общество, время(9 часов)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различии людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений ДПИ. Особенности ДПИ Древнего Египта, Китая, Западной Европы 17 века.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда говорит о человеке.

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
^ Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

Разнообразие современного ДПИ (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое ДПИ.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале.

Современное выставочное искусство.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
6 класс

"Изобразительное искусство в жизни человека" (35 часов)

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение целостного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
^ Виды изобразительного искусства и основы образного языка(8 часов)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.
^ Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (перспектива, композиция, форма, объем, свет).

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира – натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.
^ Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Образ человека – главная тема искусства.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.
^ Человек и пространство. Пейзаж (9 часов)

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образы природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.

Виды пейзажей.

Особенности образно выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж – большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс

"Изобразительное искусство в жизни человека" (35 часов)

Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
^ Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)

Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение человека.

Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском ис­кусстве.
^ Поэзия повседневности (8 часов)

Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов.

Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя.

Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.

Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина.

Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема празд­ника в бытовом жанре).
^ Великие темы жизни (12 часов)

Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значимых событий в обществе.

Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.

Историческая картина как общественный и целостный образ, как резщультат наблюдений и размышлений художника над жизнью.

Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве 20 века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.
^ Реальность жизни и художественный образ (7 часов)

Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества.

Стиль и направле­ние в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Художественно-творческие проекты.

^ Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (35 часов)

^ Древние корни народного искусства

(8 часов)


Древние образы в народном искусстве.

1

0,5

0,5

Убранство русской избы.

1




1

Внутренний мир русской избы.

1




1

Конструкция и декор предметов народного творчества.

1

0,5

0,5

Русская народная вышивка.

1




1

Народный праздничный костюм.

2

0,5

1,5

Народные праздничные обряды.

1

1




^ Связь времен в народном искусстве (10 часов)

Древние образы в современных народных игрушках.

2

0,5

1,5

Народные промыслы. Искусство Гжели.

2

1

1

Народные промыслы. Городецкая роспись.

1




1

Народные промыслы. Хохлома.

2

0,5

1,5

Жостово. Роспись по металлу.

1




1

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1




1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

1




^ Декор – человек, общество, время

(9 часов)

Зачем людям украшения.

1

1




Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

1

1

Одежда говорит о человеке.

3

1

2

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

0,5

1,5

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

0,5

0,5

Декоративное искусство в современном мире

(8 часов)

Современное выставочное искусство.

Глина.

Металл.

3

1

2

Ты сам – мастер ДПИ.

Проектная деятельность

5

1

4

Итого:

35

11,5

23,5

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов)

^ Виды изобразительного искусства и основы образного языка

(8 часов)

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

0,5

0,5

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1




1

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1




1

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1




1

Цвет. Основы цветоведения.

1

0,5

0,5

Цвет в произведениях живописи.

1

0,5

0,5

Объемные изображения в скульптуре.

1




1

Основы языка изображения.

1

1




^ Мир наших вещей. Натюрморт.

(8 часов)


Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

1




Изображение предметного мира – натюрморт.

1




1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1




1

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

0,5

0,5

Освещение. Свет и тень.

1




1

Натюрморт в графике.

1




1

Цвет в натюрморте.

1




1

Выразительные возможности натюрморта.

1

0,5

0,5

Вглядываясь в человека. Портрет.

(10 часов)


Образ человека – главная тема искусства.

1

1




Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

1

0,5

0,5

Изображение головы человека в пространстве.

1




1

Портрет в скульптуре.

1




1

Графический портретный рисунок.

1




1

Сатирические образы человека.

1




1

Образные возможности освещения в портрете.

1




1

Роль цвета в портрете.

1




1

Великие портретисты прошлого.

1

0,5

0,5

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

1

1




^ Человек и пространство. Пейзаж.

(9 часов)


Жанры в изобразительном искусстве.

1

1




Изображение пространства.

1




1

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

0,5

0,5

Пейзаж – большой мир.

1




1

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1




1

Пейзаж в русской живописи.

1

0,5

0,5

Пейзаж в графике.

1




1

Городской пейзаж.

1




1

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

1




Итого:

35

10,5

24,5
























^ Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Кол-во часов

В том числе

7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов)

^ Изображение фигуры человека и образ человека

(8 часов)

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Фигура человека в истории искусства.

1

0,5

0,5

Рисунок основа изобразительного творчества. Пропорции и строение фигуры человека.

1

0,5

0,5

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно и его выразительные возможности. Ритм пятен. Набросок.

2

1

1

Цвет. Основы цветоведения. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

2

1

1

Лепка фигуры человека.

2

0,5

1,5

Поэзия повседневности

(8 часов)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

0,5

0,5

Тематическая картина. Бытовой и исторически жанры.

1

0,5

0,5

Сюжет и содержание в картине.

1




1

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

1




1

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

2

0,5

1,5

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

2




2

^ Великие темы жизни

(12 часов)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

2

1

1

Тематическая картина в русском искусстве 19 века.

2

1

1

Процесс работы над тематической картиной.

3

0,5

2,5

Библейские темы в изобразительном искусстве.

2

0,5

1,5

Монументальная скульптура и образ истории народа.

2

0,5

1,5

Место и роль картины в искусстве 20 века.

1

1




^ Реальность жизни и художественный образ

(7 часов)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

1




1

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

1




История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

1

1




Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

2

1

1

Художественно-творческие проекты.

2

1

1




Итого:

35

13,5

21,5
  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconУчебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008
М.: «Просвещение», 2011г. (Стандарты второго поколения), а так же программы общеобразовательных учреждений разработанной под руководством...
Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconПояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений «История. Обществознание 5-11 классы. М., «Просвещение», 2008
Учебник: «Обществознание» 10класс, Под редакцией Л. Н. Боголюбова М., Просвещение 2008
Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconУчебник для 6 кл общеобразоват учреждений. 8-е изд. М.: Просвещение, 1999-192с.: ил., карт
Т. П. Герасимова, Г. Ю. Грюнберг, Н. П. Неклюкова Физическая география: нач курс.: Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. 8-е...
Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconЛитература для учителя Наглядные пособия
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы/ [Б. М. Неменский,...
Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconУчебник для учащихся 10 11 класса общеобразовательной школы. / Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2006
Общая биология: Учебник для учащихся 10 11 класса общеобразовательной школы. / Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconЛитература Учебник: Учебник : Литература. 9 кл. В 2 ч.: учебн хрестоматия для общеобразоват учреждений/авт сост. Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. 2013
Учебник: Учебник: Литература. 9 кл. В 2 ч.: учебн хрестоматия для общеобразоват учреждений/авт сост. Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов...
Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconПредмет – изобразительное искусство
«Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс под редакцией Б. М. Неменского, Москва, Просвещение 2009 год, с учетом...
Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconРусский язык По русскому языку необходимо сдать4 зачета: Iп/г -2 зачета, II п/ г. 2 зачета. Учебник
Учебник: Русский язык 7 класс: учеб для общеобразоват учреждений/М. Т. Баранов,Т. А. Ладыженская и др. М.: Просвещение,2013
Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconУчебник для 5-9 классов «Русский язык (теория)» под редакцией В. В. Бабайцевой; 2) «Русский язык» (справочные материалы под редакцией М. Т. Баранова); 3) толковый словарь под редакцией С. Ожегова; 4) орфографический словарь
Развивать умение самостоятельно работать с книгой, справочной и учебной литературой, распределять свое время, выполнять наблюдения,...
Учебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconЛитература Учебник : Литература. 8 кл. В 2 ч: учеб-хресоматия для общеобразоват учреждений/авт сост. Т. Ф. Курдюмова,Н. А. Демидова и др./ под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа,2013
Учебник: Литература. 8 кл. В 2 ч: учеб-хресоматия для общеобразоват учреждений/авт сост. Т. Ф. Курдюмова,Н. А. Демидова и др./ под...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы