Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 icon

Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008




НазваниеУчебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008
страница1/4
Дата23.08.2014
Размер0.81 Mb.
ТипУчебник
источник
  1   2   3   4



Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы по учебным курсам «Изобразительное искусство 5-7 классы»: проект. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2011г. (Стандарты второго поколения), а так же программы общеобразовательных учреждений разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» - М.: «Просвещение», 2011г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  1. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учебник для 7-8 кл. . общеобразоват. учреждений. / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.)


Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
^ Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
^ Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
^ Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможности самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
^ Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • Развитие способности ориентироваться в мире современного искусства;

  • Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир;

  • Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


^ Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на художественно-творческий опыт.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни че­ловека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изобра­жения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы­ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной из­менчивостью в истории искусства.
^ Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе предмета «Изобразительное искусство».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит по ^ 35 учебных часов для изучения изобразительного искусства в каждом 6-7 классах, из расчета 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса

Коллективные, групповые, индивидуальные. Обучение ведется в форме лекционно-семинарских и практических занятий.

^ Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, личностно-ориентированное обучение, элементы проектной деятельности. В 6 классах преобладает интенсивное изучение материала и широко используются приёмы активизации учебной деятельности школьников, связанные с игровыми и занимательными моментами.


^ Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании основной школы учащиеся должны:

6 класс:

  • Знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

  • Знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • Понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

  • Знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета в мировом и отечественном искусстве;

  • Называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • Понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • Знать основные средства выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

  • Знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

  • Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, туш), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;

  • Знать общие правила построения головы человека;

  • Уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и по представлению;

  • Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс:

  • Знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значе­нии для анализа развития искусства и понимания изменений виде­ния мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • Знать о роли и истории тематической картины в изобразительном ис­кусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифо­логическая и библейская темы в искусстве);

  • Понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

  • Знать о композиции как о целостности и образном строе произве­дения, о композиционном построении произведения, роли форма­та, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафоричес­ком смысле;

  • Чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • Знать о роли искусства в создании памятников в честь больших ис­торических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • Знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

  • Знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содер­жания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и де­коративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

  • Называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;

  • Иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выраже­ния, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

  • Иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобра­зительного искусства в XX веке;

  • Получить первичные навыки передачи пропорций и движений фи­гуры человека с натуры и по представлению;

  • Научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на дос­тупном возрасту уровне;

  • Развивать навыки наблюдательности, способность образного виде­ния окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • Получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекс­тами художественной культуры; получить творческий опыт в по­строении тематических композиций, предполагающий сбор художе­ственно-познавательного материала, формирование авторской пози­ции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.


^ Содержание учебного предмета
6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов)

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение целостного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
^ Виды изобразительного искусства и основы образного языка(8 часов)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.
^ Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (перспектива, композиция, форма, объем, свет).

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира – натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.
^ Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Образ человека – главная тема искусства.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.
^ Человек и пространство. Пейзаж (9 часов)

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образы природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.

Виды пейзажей.

Особенности образно выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж – большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов)

Продолжение учебного материала 6 класса, повторение основных тем, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
^ Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)

Изобразительное искусство. Виды изобразительного искусства. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение человека.

Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Цвет. Основы цветоведения.

Изображение фигуры человека в истории искусства. Цвет. Основы цветоведения.

Рисунок основа изобразительного искусства. Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий и пятен. Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском ис­кусстве.
^ Поэзия повседневности (8 часов)

Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов.

Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя.

Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.

Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина.

Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема празд­ника в бытовом жанре).
^ Великие темы жизни (12 часов)

Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значимых событий в обществе.

Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.

Историческая картина как общественный и целостный образ, как резщультат наблюдений и размышлений художника над жизнью.

Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве 20 века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.
^ Реальность жизни и художественный образ (7 часов)

Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества.

Стиль и направле­ние в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Художественно-творческие проекты.


^ Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

«Изобразительное искусство» 6 классы




Тема

Содержание курса

Задание

Виды деятельности

^ Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

1.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни. Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя. Художественный материал и художественная техника.

Участие в беседе. Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок и графических материалов.

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять в чем состоит различие между ними. Уметь определять к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам. Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.

2.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств. Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности графических материалов.

Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, простых мелких предметов.

Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка на листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

3.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Выразительные свойства линий, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.

Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер

Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма. Знать и называть линейные графические рисунки известных художников.

4.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональное отношение: темное и светлое. Понятие тонального контраста. Характер поверхности пятна – понятие фактуры.

Изображение осенних состояний в природе (ветер, тучи, туман; яркое солнце и тени).

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения. Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.

5.

Цвет. Основы цветоведения.

Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Цветовой спектр. Цветовой круг. Три основных цвета. Дополнительные цвета. Основные и составные цвета. Воздействие цвета на человека.

Выполнение упр. На взаимодействие цветовых пятен.

Создание фантазийных изображений сказочных царств.

Знать понятия и уметь объяснить их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет, цветовой круг, цветовая шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета.

6.

Цвет в произведениях живописи.

Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах. Искусство живописи. Цветовой контраст. Понятие «локальный цвет» понятие «колорит». Умение видеть цветовые отношения. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

Изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием.

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета. Овладевать навыками живописного изображения. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

7.

Объемные изображения в скульптуре.

Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни человека. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура. Рельеф, виды рельефа. Характер материала в скульптуре: глина, металл, дерево и др. Обход как важнейшее условие восприятие круглой пластики.

Создание объемных изображений животных в разных материалах (пластилин, глина, бумага).

Назвать виды скульптурных изображений, объяснять их назначение. Характеризовать основные скульптурные материалы. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами.

8.

Основы языка изображения.

Обобщение темы. Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения.

Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала.

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Называть разные виды искусства, определять их назначение. Рассказывать о разных художественных материалах и их свойствах. Участвовать в выставке творческих работ.

^ Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.

Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художника.

Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества.

10.

Изображение предметного мира – натюрморт.

Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека.интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира. Появление жанра натюрморт. Натюрморт в истории искусств. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Ритм в предметной композиции.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с решением задачи их композиционного размещения на листе (техника аппликации).

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и др.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навыки плоскостного изображения обычных, простых предметов. Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр. Развивать эстетический вкус.

11.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм. Формы простые и сложные. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета.

Изображение с натуры силуэтов кувшина как соотношение нескольких геометрических форм. Конструирование из бумаги пространственных геометрических тел.

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических форм. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

12.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространства на плоскости. Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Линия горизонта, точка зрения, точка схода. Изображение окружности в перспективе.

1. Создание линейных изображений нескольких геометрических тел (свободные зарисовки).

Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта, точка зрения, точка схода вспомогательных линий, взгляд сверху, снизу и сбоку, а так же использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.

13.

Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выяв­ления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Появление станковой картины. Картина-натюрморт 17-18 веков.

1. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел с боковым освещением.


Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства. Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс, падающая тень) передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства 17-18 веков.

14.

Натюрморт в графике.

Графическое изображе­ние натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и ху­дожественные техники. Печатная графика и ее виды. Гравюра и различные техники гравюры.

1. Выполнение графического натюрморта с натуры.


Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представление о различных графических техниках. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта.

15.

Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Ритм цветовых пятен- цветовая организация натюрморта. Выражение цветом в на­тюрморте настроений и пережи­ваний художника.

Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние.

Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусств. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживание.

16.

Выразительные возможности натюрморта.

Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искус­стве. Выражение переживаний и мыслей художника, его пред­ставлений и представлений ок­ружающего мира. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве 19-20 веков.

Создание натюрморта «Натюрморт-автопортрет»

Понимать значение отечественной школы натюрморта в МХК. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть на окружающий предметный мир по-новому.

^ Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

17.

Образ человека – главная тема искусства.

Изображение человека в искусст­ве разных эпох. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Выражение в портрет­ном изображении характера чело­века, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты.

Участие в беседе на тему образа человека в портрете.

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.

18.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цель­ная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Сред­няя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Под­вижные части лица, мимика.

Выполнение портрета в технике аппликации.

Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.

19.

Изображение головы человека в пространстве.

Поворот и ракурс головы. Со­отношение лицевой и черепной части головы, соотношение го­ловы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Закономерность конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Зарисовка объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи.

Приобретать представления о способах объемного изображения головы. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объемной конструкции головы.

20.

Портрет в скульптуре.

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусств. Вы­разительные возможности скульптуры. Скульптурный портрет литературного героя.

Создание скульптурного портрета литературного героя

Знакомиться с произведениями великих мастеров скульпторов, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.

21.

Графический портретный рисунок.

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразитель­ного искусства. Индивидуаль­ные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Расположение на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.

Создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника с натуры.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

22.

Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обостре­ние образа. Сатирические обра­зы в искусстве.

Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа.

Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.

Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении.

23.

Образные возможности освещения в портрете.

Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Изменения образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет: направлен­ный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, кон­трастность освещения

Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятно или аппликация) головы в различном освещении.

Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя.

24.

Роль цвета в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон (темное - светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выраже­ние настроения и характера героя портрета. Цвет и живо­писная фактура

Создание портрета знакомого человека или литературного героя.

Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального воздействия. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа

25.

Великие портретисты прошлого.

Нарастание глубины образов человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Создание автопортрета или портрета близкого человека.

Узнавать и назвать несколько портретов мастеров европейского и русского искусства. Приобретать творческий опыт и новые умения в создании композиционного портретного образа. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей.

26.

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

Обобщение темы. Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера европейского искусства (П. Пикассо, А. Матисс, С Дали, А. Модильяни) Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей страны.

Участие в выставке работ класса.

Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой.

^ Человек и пространство. Пейзаж (9 часов)

27.

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос что изображено. Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства.

Участие в беседе на тему жанров изобразительного искусства.

Знать и назвать жанры изобразительного искусства. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения.

28.

Изображение пространства.

Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности системы изображения в искусстве Древнего Египта. Пространственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств выражения.

Создание простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.

Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Наблюдать пространственные сокращения уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства.

29.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода, пространственное сокращение. Прямая и угловая перспектива. Правила воздушной перспекти­вы и изменения контрастности Изменение тона и цвета предметов по мере удаления.

Изображение уходящей вдаль аллеи или дороги с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.

30.

Пейзаж – большой мир.

Красота природного пространства в истории искусств. Искусство изображение пейзажа в древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве.. Пейзаж эпический и романтический. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в картине. Роль формата.

Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки».

Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.

31.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Изменчивость состояния природы при разной погоде в разное время суток. Роль освещения в природе. Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать. Живопись на природе – пленэр. Импрессионизм – направление в живописи 19 века. Постимпрессионизм. Состояние в природе и настроение художника. Роль колорита в пейзаже настроения.

Создание пейзажа на передачу цветового состояния («Солнечный полдень», «Лунный свет»).

Получить представление о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19 века. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Приобретать навыки передачи в цвете состояния природы и настроения человека.

32.

Пейзаж в русской живописи.

История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников. А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели». Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры.

Разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа.

Получать представления об истории развития художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать их произведения. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины.

33.

Пейзаж в графике.

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.

Создание графической работы на тему «Весенний пейзаж».

Получать представления о произведениях графического пейзажа в европейском и русском искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Приобретать навыки создания графических пейзажных зарисовок.

34.

Городской пейзаж.

Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Образ города в искусстве 20 века. Разнообразие в понимании образа города. Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная летопись истории. Значение охраны исторического образа города.

Создание городского пейзажа из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа.

Получать представления об истории развития жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражение самобытного лица культуры и истории народа. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга. Приобретать новые композиционные навыки ритмической организации плоскости изображения.

35.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Обобщение темы. Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия.

Участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства. Участие в выставке работ.

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Узнавать и назвать авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ.
  1   2   3   4



Похожие:

Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconУчебник для 5кл общеобразоват учреждений. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008
М.: «Просвещение», 2011г. (Стандарты второго поколения), а так же программы общеобразовательных учреждений разработанной под руководством...
Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconНеменская Л. А. / Под ред Неменского Б. М. Изобразительное искусство
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2007г с учётом примерной программы...
Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconЛитература Учебник: Учебник : Литература. 9 кл. В 2 ч.: учебн хрестоматия для общеобразоват учреждений/авт сост. Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. 2013
Учебник: Учебник: Литература. 9 кл. В 2 ч.: учебн хрестоматия для общеобразоват учреждений/авт сост. Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов...
Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconУчебник для 6 кл общеобразоват учреждений. 8-е изд. М.: Просвещение, 1999-192с.: ил., карт
Т. П. Герасимова, Г. Ю. Грюнберг, Н. П. Неклюкова Физическая география: нач курс.: Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. 8-е...
Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconЛитература Учебник : Литература. 8 кл. В 2 ч: учеб-хресоматия для общеобразоват учреждений/авт сост. Т. Ф. Курдюмова,Н. А. Демидова и др./ под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа,2013
Учебник: Литература. 8 кл. В 2 ч: учеб-хресоматия для общеобразоват учреждений/авт сост. Т. Ф. Курдюмова,Н. А. Демидова и др./ под...
Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconУчебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. М.: Просвещение, 2008
В этом учебнике глубоко и полно отражены события общественной, государственной, экономической жизни страны. Достаточно внимания уделено...
Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconТематическое планирование по обществознанию 9 класс Введение в обществознание: учебник для 8 9 кл. /Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова М.: Просвещение,2006
Введение в обществознание: учебник для 8 9 кл. /Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова –...
Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconПояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений «История. Обществознание 5-11 классы. М., «Просвещение», 2008
Учебник: «Обществознание» 10класс, Под редакцией Л. Н. Боголюбова М., Просвещение 2008
Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др.; под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011,2012г
...
Учебник для 6 кл общеобразоват учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 iconРусский язык По русскому языку необходимо сдать4 зачета: Iп/г -2 зачета, II п/ г. 2 зачета. Учебник
Учебник: Русский язык 7 класс: учеб для общеобразоват учреждений/М. Т. Баранов,Т. А. Ладыженская и др. М.: Просвещение,2013
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы