Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. icon

Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.




Скачать 366.64 Kb.
НазваниеПояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Дата23.08.2014
Размер366.64 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.


Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.1, авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина2, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».

Считаю необходимым также внести тему «Математический маятник», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.


^ Содержание программы учебного предмета.

(68 часов)

Основы кинематики. (10 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности.

^ Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Основы динамики. (16 часов)
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

^ Лабораторные работы и опыты.

Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. (10 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

^ Лабораторная работа. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле. (17 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

^ Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра. (11 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

^ Лабораторные работы.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Итоговое повторение. (4 часа)

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений, учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Тексты контрольных работ взяты из сборника Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003.
^ Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
^ Перечень демонстрационного оборудования:

Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.

Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.

Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.

Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.

Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.
^ Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, шарик, измерительная лента, желоб лабораторный металлический.

Работа №2. Прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, миллиметровая и копировальная бумага.

Работа №3. Штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик, нить, секундомер (или метроном)

Работа №4. Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора переменного тока.

Работы №5 Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.


^ Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)


№ урока

Тема урока

Знания

Умения

технологии

Домаш-нее задание

Дата

Законы движения и взаимодействия тел 26 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

Правила техники безопасности в физкабинете.

Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение


Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения

беседа

П. 1

Упр. 1
(2, 4)




2

Перемещение

Понятия: вектор, перемещение

Определять перемещение тела

исслед

П. 2

Упр. 2

*№19-Р




3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Понятия проекция вектора

Формулы координаты тела


Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела

пробл


П. 3

Упр. 3




4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. ^ Проверочная работа по теме «Механическое движение»

Формула, единицы ускорения

Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение


Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении

ИКТ

П. 5

Упр. 5 (2,3)




5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении

Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении



коллект

П. 6

Упр. 6
(1, 4)




6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении ^ Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение»

Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении


Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

пробл


П. 7

Упр. 7

*№71 – Р




7

^ Вводный контроль
















8

Инструктаж по ТБ. ^ Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Правила ТБ при выполнении лабораторных работ

Понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение

Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

Экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении

исслед

Повт. п. 1-8




9

^ Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении

Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения




П. 1- 8

№3, 52, 53, 63 – Р




10

^ Работа над ошибками

Коррекция знаний

коллект

Инд зад




11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Сущность относительности движения Понятия: ИСО

Первый закон Ньютона


Решать задачи на расчет относительной скорости Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений


беседа

П. 9

Упр. 9 (1,4)

* Упр. 9(5) П. 10

Упр. 10




12

Второй закон Ньютона

Второй закон Ньютона

Формула второго закона Ньютона,

Факты: физический смысл 1 Н


Решать задачи на применение второго закона Ньютона

коллект

П. 11

Упр. 11 (2,4)




13


Третий закон Ньютона

Свободное падение тел

Третий закон Ньютона

Понятие6 свободное падение тел

Факты: особенности свободного падения тел

Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел

Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений

Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел

ИКТ

П. 12

Упр. 12 (2,3)

П. 13

Упр. 13 (1,3)

* №205- Р




14

^ Контрольная работа №2 по теме « Законы Ньютона»

Контроль знаний










15

Работа над ошибками. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх


Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх

коллект

П. 14

Упр. 14

* №210 – Р




16

Инструктаж по ТБ. ^ Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения»

Понятие свободное падение

Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел

Экспериментально рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении

исслед

П. 14




17

Закон всемирного тяготения

Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила

Закон всемирного тяготения

Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной

Решать задачи на применение закона всемирного тяготения

пробл


П. 15

Упр. 15 (1,3)

* № 172 – Р




18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

Формула ускорения свободного падения

Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли


Решать задачи на расчет ускорения свободного падения

коллект

П. 16

Упр. 16 (1,2)

* Упр. 16 (6)




19


Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Искусственные спутники Земли

Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения,

Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении

Формула центростремительного ускорения

Понятия: ИСЗ, первая космическая скорость

Формулы первой космической скорости


Решать задачи на расчет центростремитель-
ного ускорения

Решать задачи на расчет скорости ИСЗ

пробл


П. 18, 19

Упр. 18 (1)

*Упр. 18 (4)

П. 20

Упр. 19 (1)

*№238-Р




20

^ Контрольная работа №3 по теме « Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли»

Контроль знаний










21

Работа над ошибками. Импульс тела. Закон сохранения импульса

Понятия: импульс тела

Формула и единицы импульса тела

Закон сохранения импульса


Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела

исслед

П. 21, 22

Упр. 20 (2)

Упр. 21 (1)




22

Реактивное движение. Ракеты

Понятия: реактивное движение

Факты: устройство, принцип движения ракет




беседа







23

Закон сохранения механической энергии







исслед







24

Решение задач по теме «Основы динамики»

1,2,3 законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса

Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремитель-ного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении

Объяснять физические явления на основе знаний законов Ньютона

Решать задачи на расчет импульса, центростремительного ускорения, характеристик свободного падения тел; на применение закона сохранения импульса

Читать графики

коллект







25

^ Контрольная работа №4 по теме « Закон сохранения импульса»







26

Работа над ошибками

Коррекция знаний




Инд зад




Механические колебания и волны. 10 часов

27

Колебательное движение. Колебательные системы.

Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний

Факты: особенности колебательного движения


Определять, является ли система колебательной

беседа

П. 24, 25

Упр. 23




28

Величины, характеризующие колебательное движение

Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний

Формулы периода и частоты колебаний


Рассчитывать период и частоту колебаний

коллект

П. 26

Упр. 24 (3,5)




29

Инструктаж по ТБ. ^ Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний

Экспериментально определять период и частоту колебаний

исслед

П. 24-26




30

Математический маятник. Инструктаж по ТБ. ^ Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»







исслед







31

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания

Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях

Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении

пробл


П. 28, 29 Упр. 26





32

Механические волны. Продольные и поперечные волны

Длина и скорость распространения волны

Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна,

Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн




пробл








33

Источники звука. Звуковые колебания. ^ Проверочная работа по теме «Механические волны»

Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон

Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона

Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны

коллект

П. 34-36





34


Распространение звука. Скорость звука

Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук» ^ Тест по теме «Звук»

Факты: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе


Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны

исслед

коллект

П. 37, 38

Упр. 31

Повт. п. 31 - 36




35

^ Контрольная работа №5 по теме «Механические колебания и звук»

Контроль знаний










36

^ Работа над ошибками

Коррекция знаний




Инд зад




Электромагнитное поле 17 часов

37

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле

Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера

Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле

пробл


П. 43, 44

Упр. 33 (2), 34 (2)




38

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Правила правой руки, буравчика

Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки

коллект

П. 45

Упр. 35 (1,4, *6)




39

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Правила левой руки

Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле

пробл


П. 46

Упр. 36 (5)




40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, одно-родное магнитное поле, неоднородное магнитное поле,

Формула и единицы магнитной индукции Понятие магнитный поток

Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура

Решать задачи на применение формулы магнитной индукции Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке

коллект

П.47, 48

Упр. 38




41

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца ^ Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»

Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток

Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции

коллект

П. 49

Упр. 39




42

Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. ^ Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток

Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции

исслед







43

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор ^ Проверочная работа «Электромагнитная индукция.

Понятия: генератор переменного тока, переменный ток

Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока


Читать графики переменного тока

коллект

П. 50

Упр. 40




44

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле

Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля

Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн

Формула связи дины волны и скорости

Рассчитывать характеристики электромагнитных волн

пробл


П.51, 52

Упр. 42 (1-3)




45

Конденсатор.^ Проверочная работа по теме «Электромагнитные волны







коллект







46

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний







пробл








47

Принципы радиосвязи и телевидения







исслед








48

Электромагнитная природа света. ^ Тест по теме «Электромагнитные волны»







коллект

П.54




49


Преломление света. Дисперсия света.







исслед


П. 53




51

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры. Инструктаж по ТБ. ^ Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»







исслед







52

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»







дифф







53

^ Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитное поле»

Контроль знаний













Строение атома и атомного ядра 11 часов

54

Работа над ошибками. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы




коллект

П. 55




55

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Факты: сущность планетарной модели атома

Описывать состав атома, схематически изображать строение атома


пробл


П. 56

Зад в тетр




56

Радиоактивные превращения атомных ядер

Законы сохранения заряда и массового числа

Правила смещения

Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов


пробл


П. 57, 63

Упр. 43 (1-3), упр. 47




57

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра

принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона Понятия: массовое число, зарядовое число,

Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне

Описывать состав ядра атома

исслед


П. 59-61

№1178- Р

Упр. 45




58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Понятия: дефект масс, энергия связи

Формулы дефекта масс, энергии связи

Факты: общие сведения о ядерных силах


Рассчитывать дефект масс, энергию связи

пробл


П. 64, 65





59

Деление ядер урана. Цепная реакция. ^ Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

Понятия: цепная реакция, критическая масса

Факты: механизм деления ядер урана




исслед


П. 66, 67




60

Ядерный реактор. Атомная энергетика

^ Проверочная работа

Понятия: ядерный реактор

Факты: принцип действия ядерного реактора




коллект

П. 68, 69




61

^ Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»







исслед








62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. ^ Самостоятельная работа

Понятия: радиация. Радиоактивный распад

Факты: условие осуществления радиоактивногораспада




коллект

П.70




63

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика»

Понятие термоядерная реакция

Факты: условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций

Рассчитывать энергию связи, дефект масс

Записывать ядерные реакции

Описывать состав атома

коллект

П. 72




64

^ Проверочная работа






















Итоговое повторение 4 часа

65

Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»

Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, импульса тела, первой космической скорости, уравнения свободного падения тел, законы Ньютона, закон сохранения импульса


Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения, свободного падения, читать графики скорости ПРУД

Объяснять причины движения тел

коллект

Повт. п. 25-39




66

^ Тест по теме «Кинематика и динамика» Повторение материала по теме «Механические колебания и волны»

Формулы периода, частоты колебаний,

Связи периода и частоты колебаний, длины волны и скорости волны

Читать графики колебательного движения

Рассчитывать скорость волны, период, частоту, длину волн; период, частоту колебаний

коллект

Повт. п. 43-52




67

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

Правила буравчика, левой руки, правой руки

Формулы магнитной индукции, связи длины волны и скорости распространения

Рассчитывать длину волны, период и частоту электромаг-нитной волны

Определять направ-ление магнитной индукции, электри-ческого тока, скорости движения частицы

коллект







68

^ Итоговый тест

















Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Система оценивания тестов.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.

Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.



1 Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.

2 Там же.



Похожие:

Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconПояснительная записка
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconПояснительная записка
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
Российской Федерации, реализующих программы общего образования является обязательным для изучения в качестве учебного модуля в 3-4...
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconРабочая программа по алгебре для 9 класса на 2011-2012учебный год Учитель: Колбасова Л. А. Пояснительная записка
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconПояснительная записка Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение системы знаний
Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconС помощью мнемотаблиц можно решить следующие задачи
«искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconСодержание учебника носит пропедевтический характер, в нем заложены все темы
«Окружающий мир» (система Л. В. Занкова) является представление логики исторического развития Земли, природы, человека и человеческого...
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы