Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования icon

Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования




Скачать 57.78 Kb.
НазваниеПсихологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования
Дата13.08.2014
Размер57.78 Kb.
ТипДокументы
источник

Мальцева О. Н.

(г.Курск, Россия, ОБОУ ДОД «ОЦРТДиЮ», oksana.maltseva1@mail.ru)

Психологическое сопровождение одаренных детей

в системе дополнительного образования

На данный момент одним из главных направлений в системе дополнительного образования является создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть пока не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная перспектива на дальнейшее развитие их способностей. Поэтому важно развивать одарённость в каждом ребенке. Увидеть одарённого ребёнка в сфере образования очень сложно, ведь ещё не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории одарённых. Обычно выявление одарённых обучающихся носит формальный характер.

Одаренность – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. 

Выявление педагогом-психологом одарённых детей - эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития одарённых

Первая – создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми обучающимися, будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности. 

Вторая – воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой – они имеют равное значение для развития одаренного человека. 

Одаренные дети часто встречаются в системе дополнительного образования, где можно выделить следующие формы обучения одаренных детей:

  • обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

  • очно-заочные школы;

  • система творческих конкурсов, фестивалей;

Существенная роль в работе с детьми отводится специалистам психологической службы дополнительного образовательного учреждения. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей. 

Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой – помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность – поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес. 

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми. 

Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором – конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию. 

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога - психолога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования. 
Список литературы:

  1. Алиев, М.Н. Развитие одаренности младших школьников [Текст] / М.Н. Алиев, С.М. Алибекова // Педагогика.- 2010.- № 10.- С. 44-49.

  2. Белова Е. «Одаренные дети» // «Дошкольное воспитание» №4.2001.

  3. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. - М.: Знание, 2003.

  4. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. // «Семья и школа» №6. 2001.

  5. Мартынов С. «Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом». //«Дошкольное воспитание». № 8. 2000.

  6. Психология одаренности: от теории к практике [Текст]. - М.: Ин-т психологии РАН, 2000. - 96 с.

  7. Одарённость малыша, раскрыть, поддержать: учебно- методическое пособие/ Е.С. Белова, 2-е издание – Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.

  8. Психология специальных способностей: учеб. пособие / Е.Ф. Ященко – Челябинск: изд. ЮУрГУ, 2001.

  9. Савенков, А. И.Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. - М. : Академия, 2000. - 232 с.



Похожие:

Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconС. В. Орехова Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр развития творчества детей и юношества», г. Курск
Интегрированный курс «экомоделирование» в системе дополнительного образования детей для технически безопасного будущего
Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconПоложение о Педагогическом совете муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» для одарённых детей нмр рт
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconПсихологическое сопровождение в мбоу сош №8 Психологическое сопровождение в мбоу сош №8 направлено на создание благоприятных условий для раскрытия способностей
Психологическое сопровождение в мбоу сош №8 направлено на создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся и предполагает...
Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconФнмц им. Л. В. Занкова, Объединение профессионалов, содействующих системе общего развития Л. В. Занкова Сопровождение развития одаренных детей
Почтовый адрес (с индексом), контактный телефон (с кодом населенного пункта) и e–mail
Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconУтверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова
Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом Центра внешкольной работы для одарённых...
Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconРазвитие одаренных детей в системе дополнительного образования в условиях межведомственного взаимодействия в муниципальном образовательном пространстве
Нновационного, социально-экономического и информационного развития страны государство устанавливает новые требования к образованию...
Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconТема: Применение исследовательской деятельности в работе педагога дополнительного образования
Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную...
Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconПубличный отчет о расходовании внебюджетных средств поступивших в Муниципальное бюджетное образовательное учрежение дополнительного образования детей "Центр внешкольной работы" для одаренных детей нмр рт в 2011 году

Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconДолжностные обязанности педагога дополнительного образования общие положения
Педагог дополнительного образования есть педагог школы или учреждения дополнительного образования, планирующий и организующий развивающую...
Психологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования iconСовместная деятельность детского сада и учреждений дополнительного образования как необходимое условие сопровождения одаренных детей

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы