Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» icon

Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны»




Скачать 190.65 Kb.
НазваниеЛекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны»
Дата24.08.2014
Размер190.65 Kb.
ТипЛекция
источник

ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СССР В ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ.

Происхождение «холодной войны». Раскол Европы. Кризис «холодной войны» (1950 – 1960-е гг.) Разрядка (1970-е гг.) Внешняя политика периода перестройки.

 

Вторая мировая война принесла огромные перемены в международные отношения, изменила соотношение сил на международной арене. Только США вышли из войны обогатившимися и усилившимися. Их и без того значительный производственный потенциал еще более увеличился, они имели мощные вооруженные силы, крупнейший золотой запас  и совсем не пострадали от войны материально. Кроме того, американцы создали невиданное по разрушительным последствиям атомное оружие и продемонстрировали его мощь, применив атомные бомбы против Японии. США не скрывали своих претензий на роль ведущей мировой державы.

Иным было положение Советского Союза. СССР понес огромные человеческие и материальные потери в войне, сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Он располагал мощной армией и хотел использовать дислокацию своих вооруженных сил в других странах в собственных интересах и не собирался следовать в русле американской политики.

Что касается других великих держав, то вес Великобритании и Франции после Второй мировой войны значительно ослаб. Они были озабочены, прежде всего, сохранением своих колониальных империй, где нарастало национально-освободительное движение. Германия, Япония и Италия в результате поражения в войне утратили военную мощь и политическое влияние. Их территории были оккупированы. Экономический потенциал этих стран нуждался в восстановлении. Поэтому решающую роль в мировых делах стали играть США и СССР. Взаимоотношения между ними во многом определяли международный климат послевоенных десятилетий.

Но, едва закончилась Вторая мировая война, как США уже начали планировать войну против своего бывшего союзника. 14 декабря 1945 г. Объединенный комитет военного планирования издал директиву № 432\Д: «Единственным оружием,  которое США может эффективно применить для решающего удара по основным центрам СССР, являются атомные бомбы, доставленные самолетами дальнего действия», - говорилось в директиве. Предполагалось составить план атомного нападения на советские промышленные центры, применив около 200 атомных бомб, хотя в то время на вооружение американской армии имелось всего две атомные бомбы. Носителями бомб могли стать только стратегические бомбардировщики Б-29. Однако, при базировании на американском континенте у них не хватало дальности действия, чтобы достичь намеченные на советской территории цели. Дальность действия Б-29 не превышала шести тысяч километров, в то время, как расстояние от Нью-Йорка до Москвы 7 505 км, от Сан-Франциско до Хабаровска 7 262 км. Поэтому авторы директивы предлагали использовать для Б-29 авиабазы на Британских островах, в Италии, в Индии, в Китае, на Японских островах.

Вокруг США и СССР начали группироваться поддерживавшие их страны. Постепенно создаются два лагеря, получившие тогда названия капиталистического и социалистического. Первый составили наиболее экономически развитые страны Западной Европы, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и другие. В другой вошли государства Восточной Европы  и некоторые страны Азии: Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Восточная Германия (ГДР – Германская Демократическая Республика), Монголия, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам. В этих странах при поддержке Советского Союза к власти пришли коммунисты. Неудивительно, что они признавали ведущую роль СССР и полностью поддерживали его на международной арене. Однако становление социалистического лагеря шло отнюдь не безболезненно. В 1948 г. вспыхнул конфликт между СССР и Югославией, руководство которой пыталось проводить относительно самостоятельный внешнеполитический курс.  Это вызвало недовольство Сталина, и Югославия была отлучена от социалистического лагеря, всяческие отношения с ней были прерваны.

В течение четырех десятилетий между упомянутыми лагерями существовали напряженные отношения, получившие название «холодной войны» («Холодная война» - термин, введенный в употребление американским журналистом Уолтером Липпманом – жесткая конфронтация противоборствующих сторон – СССР и США и их союзников – гонка вооружений, идеологическое противостояние, локальные конфликты, не переросшие в мировую войну). Подобному развитию событий способствовали обе группировки. Началом «холодной войны» принято считать речь бывшего британского премьер-министра Уинстона Черчилля в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 г., в которой он заявил о необходимости объединения усилий США, Великобритании и других западных государств  для противодействия советской экспансии.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из речи У. Черчилля и интервью И. В. Сталина по поводу этой речи. «Мы понимаем, что русские должны чувствовать себя в безопасности на своих западных границах от какого-либо возобновления Германской агрессии. Мы приветствуем занятие Россией полагающегося ей места среди руководящих наций мира... Однако моя обязанность заключается в том, чтобы представить положение в Европе. От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города  и население в их районах находятся в советской сфере, и все подчиняются… не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы…

Коммунистические партии, которые были очень незначительными во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии. Турция и Персия (так английский экс-премьер по старинке называл Иран – авт.) глубоко встревожены и обеспокоены претензиями, которое осуществляет Московское правительство…

В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические «пятые колонны», которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, полученным от коммунистического центра…

Я не верю в то, что советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин…

Наша старая доктрина равновесия является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…

(Предотвращения войны. – Авт.) можно обеспечить, только если в настоящее время, в 1946 г., будет достигнуто полное взаимопонимание с Россией по всем вопросам под общим руководством Объединенных Наций»

Из интервью И.В.Сталина газете «Правда» 14 марта 1946 г.:   

«Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь г-на Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?

Ответ: Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.

Вопрос: Можно ли считать, что речь г-на Черчилля причинит ущерб делу мира и безопасности?

Ответ: Безусловно, да. По сути дела г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны… По сути дела г-н Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящем на английском языке, нечто роде ультиматума: признайте наше господство добровольно -  тогда все будет в порядке, в противном случае неизбежна война…

Вопрос: Как Вы расцениваете ту часть речи Черчилля, где он нападает на демократический строй соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские отношения между этими государствами и Советским Союзом?

Ответ: Эта часть речи Черчилля представляет смесь элементов клеветы  с элементами грубости и бестактности…» («Правда», 1946, 14 марта, с.1)

Даже беглый анализ этих документов доказывает вину обеих сторон в развязывании «холодной войны».  За этим последовала «доктрина Трумэна», провозгласившая намерение США оказать военную помощь Греции и Турции для защиты их от коммунизма. В свою очередь Советский Союз и его союзники отказались присоединиться к «Плану Маршалла», предусматривавшему экономическую помощь США для восстановления европейских стран. Ухудшение отношений между Западом и Востоком усугубили обоюдные сепаратные действия в оккупационных зонах Германии, что привело к созданию в 1949 г. двух немецких государств: ФРГ – Федеративной Республики Германии  (оккупационная зона США, Великобритании и Франции)  ГДР – Германской Демократической Республики (оккупационная зона СССР).

В 1946 – 1948 гг. военными США было разработано несколько планов войны против СССР под кодовыми названиями «Пинчер», «Бройлер», «Траббер», «Хафмун», «Флитвуд». В 1949 г. на свет появился план «Дропшот». Его главная стратегическая цель состояла в том, чтобы во взаимодействиями с американскими союзниками уничтожить советскую волю и способность к сопротивлению путем стратегического наступления. План предусматривал начать войну против СССР массированными ударами стратегической авиации по административно-политическим и промышленным центрам нашей страны, а также районам сосредоточения войск. Планировалось на первом этапе в течение тридцати суток сбросить на СССР 300 атомных и 200 тысяч тонн обычных бомб. Авторы плана рассчитывали таким путем сломить волю и способность советского народа к сопротивлению, принудить Советский Союз к капитуляции.

В 1949 г. страны Западной Европы, США и Канада создали военно-политический союз – Организацию Северо-Атлантического Договора (НАТО), куда через несколько лет вступила ФРГ. В ответ на принятие Западной Германии в НАТО европейские социалистические страны по инициативе СССР подписали в 1955 г. в Варшаве договор о взаимопомощи, положив начало Организации Варшавского договора (ОВД). Соперничество между двумя группировками приводило к неоднократному ухудшению международной обстановки, вызвало небывалую гонку вооружений. Сталин в последние годы своей жизни исходил во внешней политике из того, что обострение ситуации в мире на руку социалистическому лагерю, поскольку третья мировая война приведет к гибели капиталистической системы и торжеству коммунизма.

В 1950 г. Сталин подтолкнул руководителя Северной Кореи Ким Ир Сена к нападению на Южную Корею с целью объединения всей страны под властью коммунистов. Первоначальные успехи северокорейской армии были нейтрализованы войсками ООН, высадившимися на Корейском полуострове и состоявшими в основном из американцев. Только вмешательство почти миллиона китайских «добровольцев» спасло Северную Корею от разгрома. Вновь между двумя корейскими государствами  была восстановлена демаркационная линия (демаркационная линия – линия, отделяющая две армии, заключившие перемирие) по 38-й параллели. Советский Союз в этой войне не принимал непосредственного участия, но советские летчики воевали с американскими в корейском небе.

На подобные действия советского руководства США и их союзники отвечали созданием вокруг советских границ многочисленных военных баз, с которых их авиация имело возможность быстро атаковать территорию СССР. В штабах НАТО и США разрабатывались многочисленные варианты удара по жизненным центрам СССР с применением атомного оружия.

«Холодная война» держало человечество в состоянии постоянного напряжения, страха, создавало крайне неустойчивое положение, сокращала возможности для политического урегулирования конфликтных ситуаций.

С приходом после смерти И.В. Сталина к руководству СССР Н.С. Хрущева внешнеполитический курс претерпел некоторые изменения. На первых порах этот курс базировался на новой внешнеполитической концепции (концепция – система взглядов, тот или иное понимание явлений, процессов, единый определяющий замысел), сформулированной ХХ съездом КПСС. Согласно этой концепции признавалось право социалистических стран выбирать свои пути построения социализма, а не следовать жестко только советской модели, отрицалась фатальная неизбежность ядерной войны как результат противостояния социализма и коммунизма. На первый план в отношениях с капиталистическими странами теперь выдвигался принцип мирного сосуществования. В то же время СССР отнюдь не отказался от распространения своего влияния на другие регионы. Особенно активная политика проводилась в отношении стран, освободившихся от колониальной зависимости – Египет, Алжир и другие. Рассчитывая подтолкнуть их к выбору социалистического пути развития, Советский Союз предоставлял им  практически безвозмездно экономическую, военную и культурную помощь.

Особые усилия прилагались для укрепления социалистического лагеря, поскольку процесс десталинизации, начавшийся в СССР, вызвал серьезные проблемы во взаимоотношениях Советского Союза с рядом входивших в этот лагерь стран. Так, в 1956 г. в Польше и Венгрии усилились антикоммунистические и антисоветские настроения. В случае с Польшей советское руководство, согласившись с программой реформ, предложенных новым польским лидером В. Гомулкой, смогло снять напряжение. В Венгрии ситуации вышла из под контроля. Там вспыхнуло восстание, которое было подавлено советскими войсками. Подобные действия Советского Союза вызвали осуждение во многих странах. Они не могли не затормозить процесс преодоления сталинизма не только в странах Восточной Европы, но и в самом СССР.

По противоположной причине ухудшились отношения с Албанией и Китаем. Руководители компартий этих стран не разделяли критику и разоблачение культа личности Сталина. Началось дистанционирование этих государств  от Советского Союза, повлекшее свертывание всех связей, раскол в мировом коммунистическом движении.

Между тем советско-американские отношения во времена Н.С. Хрущева не отличались стабильностью. В пятидесятые – начале шестидесятых годов прошлого века американская сторона зачастую предпринимала шаги к дестабилизации этих отношений. Например, руководители США полностью отдавали себе отчет в том, что нелегальные вторжения в воздушное пространство СССР американских самолетов представляет собой крупное нарушение международного права. В этом отношении показателен инцидент, случившийся 7 ноября 1954 г. (американцы вообще любили нарушать воздушное пространство СССР в праздничные дни – широким массам наиболее известен эпизод 1 мая 1960 г., когда над Уралом был сбит американский самолет-шпион У-2 с летчиком Ф. Пауэрсом, оставшимся в живых). В 1954 г., когда советская страна отмечала 37-ую годовщину Октябрьской революции, советские истребители сбили американский самолет-разведчик РБ-29, совершавший разведывательный полет вдоль береговой черты советского Дальнего Востока в Японском море. Десять летчиков из экипажа самолета-разведчика выпрыгнули на парашютах  и были спасены американскими аварийно-спасательными службами. Один член экипажа погиб.

В США началась кампания в прессе, обвинявшая советских летчиков ПВО в расстреле ни в чем не повинного самолета. Лидер республиканцев в сенате Уильям Ноуленд явился к президенту Эйзенхауэру с требованием разорвать дипломатические отношения с Советским Союзом, ссылаясь на требования общественности. Эйзенхауэр осторожно дал понять сенатору, что самолет выполнял задачу отнюдь не «невинного» характера. «В международных отношениях, - заявил президент США, боевой генерал, в годы Второй мировой войны командовавший объединенными войсками союзников в Европе, - случаются такие вещи, которые нельзя объяснить словами широкой публике… Мы порой ведем себя агрессивно, но вы ничего не знаете об этом…Я знаю вещи, которые не могу позволить себе рассказывать даже жене…Наша разведка действует весьма активно и часто рискованно. Так что всякое может случиться». Эйзенхауэр заявил, что ему известны аргументы тех, кто хочет разорвать  дипломатические отношения с СССР. Но ведь это будет шаг к войне. «И если это сделать, - закончил президент, - то возникает следующий вопрос: мы готовы к нападению? Что касается меня, то я лично не готов к нападению. Необходимо понять, что может наступить день, когда нам придется вступить в войну».

Стремясь улучшить отношения с Западом, СССР предпринял ряд инициативных шагов: объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем порядке осуществил серию сокращений вооруженных сил. При этом, правда, проводилось их перевооружение современным ракетно-ядерным  оружием. Декларативность многих советских  предложений по разоружению была очевидна, а их эффективность незначительной. Вместе с тем динамичная внешнеполитическая деятельность Хрущева, его многочисленные личные контакты с западными лидерами создавали возможность для поиска взаимопонимания. Особые надежды вселял визит Хрущева в США в 1959 году. Вскоре, однако, начался новый виток конфронтации. События 1961 года привели к возведению «берлинской стены» и обострению ситуации вокруг Западного Берлина, изолированного теперь от ГДР. Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился «карибский кризис», вызванный размещением советских ракет на Кубе. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны. Лишь найденный компромисс (вывод советских ракет в обмен на американское обязательство не применять силу против Кубы) позволил не допустить всемирной катастрофы.

Справедливости ради надо сказать, что советские лидеры, - Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов – также предпочитали силовые решения многих проблем. В аспекте рассматриваемой нами внешней политики СССР в послевоенный период исключительный интерес представляет организация 12-го, специального отдела при 2-м Главном разведывательном управлении МГБ СССР осенью 1953 года. Предварительно данный вопрос рассмотрела специальная комиссия ЦК КПСС по разведывательной работе. Вскоре за подписью Н.С. Хрущева, избранного в те дни Первым секретарем ЦК КПСС и было принято постановление ЦК о создании «отдела для проведения диверсий на важных военно-стратегических объектах и коммуникациях главных агрессивных государств – США, Англии, а также на территории других капиталистических стран, используемых главными агрессорами против СССР». Далее директивно указывалось: «Признать целесообразным осуществление активных действий в отношении наиболее активных и злобных врагов Советского Союза из числа деятелей капиталистических стран, особо опасных иностранных разведчиков, главарей антисоветских эмигрантских организаций,  и изменников Родины». В оригинале вместо слов «активных действий» значилось актов террора». В «Положении» об этом отделе на четырех страницах машинописного текста раскрывались задачи и цели предстоящей деятельности отдела, ясно и много говорилось и о терроре, и о диверсионной работе, и о «секретном изъятии и доставке на нашу территорию лиц, вывоз которых в СССР вызывается особой необходимостью».

После этого пика напряженности были достигнуты и некоторые позитивные сдвиги в международных отношениях. Был заключен московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах: в космосе, под водой и в атмосфере.        

После отставки Н.С. Хрущева и прихода к политическому лидерству в нашей стране Л.И. Брежнева во внутренней политике наблюдалась относительная стабильность. Однако во внешней политике имели место перепады и колебания, приводившие то к ослаблению международной напряженности, то к резкому обострению обстановки в мире.

В конце 1960-х гг. в Чехословакии начался процесс демократизации и реформирования внутриполитической жизни. Советское руководство первоначально спокойно наблюдало за происходившим в Чехословакии, но постепенно из-за опасения, что успех реформаторов в ЧССР повлияет на политические процессы в других странах, позиция Политбюро ЦК КПСС начала меняться. На чехословацких руководителей во главе с А. Дубчеком стали оказывать давление, чтобы приостановить процесс реформирования, в ходе которого были выдвинуты идеи перехода к рыночной экономике и строительства «социализма с человеческим лицом». Убедившись в безуспешности подобных попыток, советские лидеры пошли на крайние меры. 21 августа 1968 г. войска ряда стран – участниц Варшавского договора – СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии вступили на территорию Чехословакии с целью не допустить утраты там «социалистических завоеваний» и выхода страны из Организации Варшавского Договора. Эта акция была осуждена мировой общественностью, против нее высказался ряд коммунистических партий зарубежных стран. Народ Чехословакии, который в 1945 г. с восторгом встречал Красную Армию, как армию-освободительницу, теперь был настроен враждебно, видел в солдатах, вступивших на ее территорию, оккупантов. Действия против демократического развития Чехословацкой республики на два десятилетия задержали преобразования не только в этой стране: они стимулировали усиление консервативного курса внутри СССР и других социалистических государств.

Во второй половине 1960-х гг. происходило дальнейшее ухудшение советско-китайских отношений, начались пограничные конфликты, апогеем которых стали вооруженные столкновения на острове Даманском в 1969 г.

В начале 1970-х гг. произошло определенное улучшение обстановки в Европе и в советско-американских отношениях. В ФРГ к власти пришло правительство, возглавлявшееся лидером социал-демократов В. Брандтом, которое начало проводить «новую восточную политику». Она заключалась в признании самостоятельного существования ГДР, европейских послевоенных границ, необходимости улучшения отношений с СССР и странами Восточной Европы. В результате серии переговоров были подписаны соответствующие договоры, началось быстрое развитие экономических связей СССР и ФРГ. Последняя стала крупнейшим торговым партнером СССР  среди западных стран. В 1971 г. были достигнуты договоренности между СССР, США, Великобританией и Францией, определявшие статус Западного Берлина, что также смягчило конфронтацию в самом центре Европы. Все это способствовало успешной подготовке и проведению в Хельсинки в июле – августе 1975 г. Совещания руководителей тридцати трех стран Европы, США и Канады. На этом совещании был принят Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе. Советский Союз был одним из инициаторов этого форума и рассматривал его итоги как крупный успех советской внешней политики.

Достигнутое в конце 1960-х гг. примерное равенство (паритет) ракетно-ядерных арсеналов США и СССР подвигло обе страны к переговорам о сдерживании стратегических вооружений. На протяжении 1970-х гг. был заключен ряд договоров, накладывающих определенные ограничения для обеих сторон на количество ядерных боеголовок и средств их доставки.

Хельсинское совещание, советско-американские соглашения стали наиболее весомыми проявлениями политики разрядки международной напряженности.  Однако она продолжалась недолго. В конце 1970-х гг. руководство Советского Союза санкционировало замену размещенных в европейской части страны ракет среднего радиуса действия на более мощные. Это вызвало ответную реакцию стран НАТО: США начали развертывать на территории ряда своих европейских союзников новые виды ракетного оружия, что привело к обострению ситуации в Европе и замораживанию многолетних переговоров о сокращении ядерных и обычных вооружений.

В декабре 1979 г. советские руководители приняли решение о вводе «ограниченного континента» советских войск в соседний Афганистан. Там в это время набирала силу гражданская война, и советское вмешательство в конфликт на стороне прокоммунистического правительства вызвало взрыв национально-патриотических чувств. Акция Советского Союза встретила всеобщее неприятие в мире. Только отдельные страны воздержались от ее осуждения. США, Китай, исламские государства стали оказывать мощную поддержку воевавшим против советских войск афганским моджахедам (моджахеды –борцы за исламскую веру). СССР оказался втянутым в бесславную войну против народа соседнего государства, с которым десятилетия существовали дружеские отношения.

Ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева бывший многие годы председателем КГБ СССР Ю.В. Андропов во внешней политике успел заявить о себе как приверженец жесткого курса, что придало советско-американскому противостоянию еще более острый характер. Однако пребывание Андропова у власти продолжалось всего 15 месяцев. Страдавший серьезным заболеванием почек, он умер в феврале 1964 г.

Приемником Ю.В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС стал еще более старый по возрасту и больной человек К.У. Черненко. За 13 месяцев его пребывания у власти внешняя политика не претерпела существенных изменений.

Коренной поворот в советской внешней политике во второй половине 1980-х гг. связан с именами нового Генерального секретаря ЦК КПСС, а затем и Президента СССР М.С. Горбачева и министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе, сменившего на этом посту А.А. Громыко, три десятилетия бессменно руководившего советской внешней политикой и прозванного иностранными дипломатами «господин де Нет» за неуступчивость во время любых переговоров. В международных отношениях горбачевское руководство предложило программу коренных изменений, которая получила теоретическое обоснование в виде нового политического мышления. Его суть состояла в признании приоритета в международных делах общечеловеческих ценностей над классовыми, которые в предшествовавший период определяли внешнюю политику СССР. Новое мышление предполагало переход  от конфронтации к сотрудничеству, от гонки вооружений к постепенному разоружению, от поддержки региональных конфликтов к поиску путей их урегулирования. Проявив небывалый динамизм, Горбачев и Шеварднадзе побывали во многих странах мира, наладили личные контакты с видными государственными деятелями, сумели убедить их в серьезности намерений изменить внешнеполитический курс СССР. Атмосфера в мире стала меняться в лучшую сторону.

В результате многочисленных встреч М.С. Горбачева с президентами США Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем-старшим удалось договориться о реальном сокращении ядерного оружия: начали уничтожаться целые классы ракет среднего и малого радиуса действия, а затем и отдельные его стратегические виды. Впервые за многие десятилетия довлевший над миром призрак атомной войны стал ослабевать.

Крупным шагом в деле оздоровления международных отношений стало решение советского руководства о выводе войск из Афганистана, вовлеченность в гражданскую войну в котором вызывало осуждение большинства стран мира. Это сразу разрядило обстановку на Среднем Востоке, позволило начать процесс улучшения отношений с Китаем и мусульманскими странами.

Новые принципы сотрудничества были положены М.С. Горбачевым и в отношения с социалистическими странами, в частности,  было заявлено о невмешательстве Советского Союза в их внутренние дела. Это в условиях нарастания в восточноевропейских странах антикоммунистических настроений сняло повод для возможного обострения отношений СССР с Западом. На парламентских выборах, прошедших летом 1989 г. в Венгрии и в Польше, коммунисты потерпели поражение, к власти пришли новые политические силы, провозгласившие курс на трансформацию общества на началах рыночной экономики и политического плюрализма  (плюрализм – политическая система общества, при которой существуют организационные возможности для выражения интересов различных социальных групп). Осенью того же года произошло обвальное крушение коммунистических режимов в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Албании, Румынии, начался распад Югославии на независимые республики. Политические изменения в странах Восточной Европы привели к прекращению существования Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

Быстрое разрешение получил германский вопрос. В связи с переменами в ГДР была разрушена Берлинская стена, на выборах победили некоммунистические силы, выступавшие за немедленное слияние двух немецких государств. М.С. Горбачев после переговоров с канцлером ФРГ Г. Колем, лидерами США, Великобритании и Франции согласился на вывод в течение ряда лет советских войск с территории ГДР и на вхождение последней в состав ФРГ. Уже в 1990 г. произошло объединение двух Германий. Прекращение в Европе противостояния двух военно-политических блоков, преодоление раскола Германии означало окончание «холодной войны».

Совместные усилия СССР и США на международной арене позволили сдвинуть с мертвой точки решение многих конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке, в Никарагуа, Кампучии, на юге Африки. В целом изменение внешнеполитического курса СССР в русле нового политического мышления помогло заметно улучшить международный климат, покончить с изматывающей и расточительной конфронтацией двух сверхдержав.

Вопросы для самоконтроля.

1.      Можно ли было избежать «холодной войны» в истории человечества?

2.      Почему потерпела крах система социализма в европейских странах в конце 1980-х годов и до сих пор процветает социалистический Китай?

3.      Кто проиграл в «холодной войне»? Почему:

4.      Внешняя политика времен М.С. Горбачева – капитуляция перед Западом?

5.      Когда начал политизироваться спорт? С чем связан этот процесс?

Список рекомендованной литературы.

1.      Новые документы по новейшей истории / Под ред. Г.Н. Севостьянова. - М., 1996.

2.      Сергеев Е.Ю. Новейшая история. Подробности. – М., 2000.

3.      СССР и «холодная война». – М., 1995.



Похожие:

Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» iconЛекция четвертая. Внешняя политика до второй мировой войны (с обзором общемировых процессов)
Внешняя политика России в начале ХХ в. Причины, начало и ход Первой мировой войны. Послевоенное устройство мира. Внешняя политика...
Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» iconЛекция пятая. Великая отечественная война. Ссср во второй мировой войне
Место Великой Отечественной войны в истории России. Начало Второй мировой войны. Военные действия на советско-германском фронте....
Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» icon1. Международная обстановка накануне второй мировой войны
Участие СССР в международных событиях, предшествовавших второй мировой войне
Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» iconФилоненко Юрий Вячеславович Наименование оу краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №68» конспект урок
Понимания обучающимися международных отношений после второй мировой войны; предпосылках и причинах начала «холодной войны»; раскола...
Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» iconДоклад на нем вместо Сталина читал Г. М. Маленков, что указывало на него как на возможного преемника вождя. Внешняя политика
Внутренняя политика. Данный период чаще всего в исторической литературе называют поздним сталинизмом. Хронологические рамки определяются...
Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» icon1. Определите последовательность событий Второй мировой войны. 1 Сталинградская битва

Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» iconКонкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско краеведческого движения «Отечество» Герои Первой мировой войны с берегов Обноры
О второй мировой войне мы знаем достаточно много. Изданы "Книги памяти", куда занесены все погибшие. В каждом городе и во многих...
Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» iconЛекция шестая. Послевоенная страна и перестройка. Переход от войны к долгожданному миру «Наследники»
Переход от войны к долгожданному миру «Наследники» Сталина и хрущевская «оттепель». От попыток реформ к застою. Начало перестройки...
Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» iconЗащита Москвы в Великой Отечественной войне Введение
Германия напала на Советский Союз. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939 г агрессией гитлеровцев...
Лекция седьмая. Внешняя политика после второй мировой войны. Ссср в холодной войне. Происхождение «холодной войны» iconТема 4 политическая система общества
Однако свои концептуальные очертания понятие "политическая система" обретает после второй мировой войны в работах прежде всего американских...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы