Анализ работы методической службы Методическая работа icon

Анализ работы методической службы Методическая работа




Скачать 157.6 Kb.
НазваниеАнализ работы методической службы Методическая работа
Дата24.08.2014
Размер157.6 Kb.
ТипАнализ
источник

Анализ работы методической службы
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.

Цель анализа работы ШМО:

Выявить степень эффективности методической работы в школе и её роль в повышении профессиональной компетенции педагогов.

Объекты анализа

  • содержание основных направлений деятельности;

  • работа над методической темой школы;

  • работа методических объединений;

  • повышение квалификации педагогов;

  • аттестация педагогических кадров;

  • профессиональные достижения педагогов;

  • экспериментальная работа;

  • сотрудничество с РМК и ИПК;

  • работа с молодыми специалистами

Организатором и координатором методической работы на уровне нашей школы выступает методическая служба – совокупность различных структур и видов деятельности, реализующих функции методической поддержки участников образовательного процесса в целях обеспечения качества образования.

Работа методической службы в 2012-2013 учебном году была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития области, района, школы, задач, определённых в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года:

      • Совершенствовать формы, методы и приемы, способствующие развитию интеллектуальных, творческих способностей, самостоятельность мышления и инициативность детей

      • Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся, сохраняя их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, потребности к саморазвитию и самореализации.

      • Создание благоприятных условий и обогащенной образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

      • Расширение возможностей для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

      • На основе индивидуально ориентированных программ самообразования, для реализации творческого роста педагогов, расширить пространство повышения квалификации, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися

С учетом организации учебно-воспитательного процесса, особенностей контингента обучающихся школы, а так же запросов современного общества в 2012/2013 учебном году коллектив школы продолжил работу над методической темой «Через высокую компетентность – к эффективной реализации ФГОС»; Роль методической работы школы на современном этапе непосредственно связана с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей.
^ Методическая тема школы:

«Через высокую компетентность – к эффективной реализации ФГОС»;

Педагогическая проблема:

«Образование через культуру - перспектива развития общества»;

Формы методической работы:

  • работа педсоветов;

  • работа методического совета школы;

  • работа методических объединений;

  • работа педагогов над темами самообразования;

  • открытые уроки;

  • обобщение передового педагогического опыта учителей;

  • внеклассная работа;

  • аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;

  • организация и контроль курсовой подготовки учителей.

Цикличность работы структур методической службы:

      • Тематические педсоветы проводились - 4 раза в год

      • Педагогическая конференция по итогам года и формированию задач школы на 2012-2013 учебный год.

      • Методический совет работал регулярно, проведено 4 заседаний.

      • Заседания школьных методических объединений проводились один раз в месяц.

      • Деятельность структур регламентируется нормативно- правовыми (локальными) актами.

Для  координации методической работы продолжил работу методический совет, в состав которого входят руководители методических объединений. Методсоветом школы организован мониторинг качества образования (разработка и проведение контрольных срезов по предметам, выявление эффективности изучения образовательных программ, выполнение учебных программ). Педагогические работники школы были привлечены к анализу и самоанализу результатов образовательного процесса, мероприятий промежуточной и итоговой аттестации. Данные материалы мониторинга стали частью портфолио учителей, который каждый учитель школы формирует уже не первый год.

Главными звеньями в структуре методической службы школы являются методические объединения. В школе сформировано 5 ШМО:

  1. Цикловые-межпреметные - 2;

  2. Учителей начальных классов - 1;

  3. Классных руководителей 5-11 классов - 1;

  4. МГ (ИЗО, музыка, технология, физическая культура - 1.

Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы. Все ШМО ведут протоколы проведённых заседаний, где обсуждаются доклады по определенной теме, анализируются уроки и мероприятия, проведение методических недель.

    • МО учителей социально-гуманитарного цикла – «Активное использование информационных технологий как основа повышение качества образования школьников».

Учителя данного методического объединения основной акцент в работе ставят на подготовку обучающихся к ЕГЭ, ГИА в новой форме и вытекающие из этого проблемы. В состав МО входит и опытные и молодые учителя, которым требовалась поддержка со стороны коллег. В ходе заседаний они делятся опытом работы по использованию информационных технологий, практикуют новые формы активизации деятельности школьников на уроке. Традиционным остаётся направление, связанное с развитием творческих способностей обучающихся.

    • МО учителей естественно-математического цикла – «Через высокую компетентность – к эффективной реализации ФГОС»;

В данном ШМО продолжена работа по внедрению и реализации технологии проектного обучения. Рассматривались вопросы повышения мотивации учения на основе ИКТ с использованием ЭОР, участие в дистанционных олимпиадах. Большинство членов МО прошли курсовую подготовку по смежным темам, поэтому целесообразно было проведение практических занятий внутри МО.

    • МО учителей начальных классов – «Внедрение новых информационных технологий и системного мониторинга в образовательный процесс начального звена с целью повышения качества образования».

Главный акцент сделан на реализацию стандартов второго поколения в 1 классе. Рассматривались вопросы «Формирование УУД», «Роль внеурочной деятельности в формировании УУД», «Современный урок», «Системно-деятельностный подход» и др. Обучающиеся вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность, в олимпиадное движение.

На заседаниях методического совета школы, методических объединений  рассматривались формы проведения школьных мероприятий, подводились итоги их проведения, вопросы реализации федерального государственного образовательного стандарта, участие в конкурсах и олимпиадах.  На заседаниях ШМО учителя занимаются разработкой и проведением мероприятий по повышению уровня учебно-воспитательного процесса и качества знаний учащихся, организацией обмена опытом работы и внедрением передового опыта в практику работы учителей. После проведения контрольных срезов знаний учащихся учителя обсуждают их результаты, разрабатывают рекомендации и методические указания по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. План методической работы объединения составляются с учетом склонностей и интересов учителей, с учетом задач преподавания данного предмета, с учетом методической работы школы. Задачи работы методических объединений продиктованы анализом результатов за прошедший год.

С целью создания условий для самореализации учителей, обобщения и распространения опыта работы  педагогов в школе проходила методическая неделя по теме «Через высокую компетентность – к эффективной реализации ФГОС».  В рамках недели прошёл семинар, на котором были рассмотрены теоретические основы деятельностного подхода в обучении: система дидактических принципов, структура урока введения новых знаний и др. Проведено 10 открытых  уроков, в ходе которых учителя на конкретных примерах показали, как они могут использовать деятельностный подход на практике. Как учитель должен организовать занятиях ту детьми, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. То есть «открывают» знания сами в процессе самостоятельной образовательной деятельности.

По плану методической работы в школе организован и проведён теоретический семинар по освоению современных образовательных технологий. Были рассмотрены технологии

проблемного обучения, «Дебаты», здоровьесберегающие технологии. Проведены методические дни в течение учебного года:

  1. формирование УУД: первый опыт;

  2. роль внеурочной деятельности в формировании УУД;

  3. ИКТ в деятельности учителя начальных классов.

Учителя пока неактивно создают свои электронные страницы, не размещают эти разработки на учительских порталах:

  1. Беланеева М.Х., русский язык;

  2. Тенгизова Р.Х., русская литература

  3. Нартокова О.Р., внеклассное занятие;

  4. Нагорова А.А., кабардинский язык;

  5. Мамухова М,М., кабардинская литература.

Работа с молодыми специалистами, велась по тьюторской и наставнической формам и по составленному плану, включающему тематические и консультационные занятия. В начале учебного года проведена консультация по разработке рабочих программ по предмету, составлению календарно-тематического планирования, написанию поурочных планов. В течение года организованы и проведены занятия по темам: «Дозировка домашнего задания и контроль его выполнения», «Использование ИКТ в преподавании предмета», «Подготовка к ГИА в новой форме». Основной акцент в работе сделан на организации урока, требований к проверке, учету и оценке знаний обучающихся. Проводился анализ проверочных работ обучающихся и намечались пути устранения выявленных «пробелов».

2012 -2013 учебный год являлся вторым годом реализации Программы развития школы.

Благодаря усилиям администрации и руководителей ШМО реализации программы идёт успешно и уже можно отметить следующие позитивные моменты в проводимой экспериментальной работе:

    • более высокая активность детей на уроках с ИКТ по сравнению с традиционными уроками, в том числе более высокая степень  внимания и концентрации, даже со стороны более слабых учащихся.

    • повышение качества знаний в сравнении с традиционными уроками,

    • заинтересованность обучающихся в изучении иностранного языка, вовлечение во внеурочную деятельность.

Трансляция учителями своего педагогического опыта.

На базе нашей школы в течение учебного года прошли несколько предметных семинаров по актуальным инновационным методам образования:

      1. Районный семинар учителей кабардинского языка и литературы по теме: «^ Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения кабардинскому языку и литературе»;

      2. Районный семинар учителей русского языка и литературы по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях модернизации образования».



Участие педагогов в профессиональных конкурсах, проектах и стажировках.


    1. Канаметова Индира Хасановна - директор школы:

  • Стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Директор школы- 2012»;

  • Прошла международную стажировку в Германии, Франции, Швейцарии и Австрии;

  • Курсы повышения квалификации в Калининграде.

    1. Нагорова А.Х.- учитель кабардинского языка и литературы:

  • Третье место в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Мастер-класс учителей родного языка и литературы»-2013г;

  • Лауреат республиканского конкурса профессионального мастерства «Лучшая методическая разработка» в номинации «Современный урок кабардинского языка и литературы в среднем общем образовании»-2013г.;

  • Первое место в республиканском конкурсе профессионального мастерства учителей родных языков в МОН КБР.

    1. Нартокова О.Р.- учитель кабардинского языка и литературы:

  • Второе место в республиканском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».


Несомненно, кадровый состав педагогического коллектива играет положительную роль в сохранении контингента учащихся. В школе есть большой потенциал для повышения квалификационной категории. Методический и профессиональный уровень педагоги повышается через организацию и проведение методических дней, недель, тематические педсоветы, открытые уроки и их анализ и самообразование. Особое внимание уделялось повышению квалификации педагогических кадров через разные курсы. Все постоянно работающие учителя своевременно проходят курсы повышения квалификации, а также аттестацию, в том числе и внеочередные. Большинство учителей владеют методикой дифференцированного обучения и контроля, методикой самостоятельных работ, проектной деятельностью, используют в своей работе ИК и ИП технологии. Деятельность педагогов основывается на знаниях психолого-педагогических особенностях обучающихся. Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем   творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования. В целях повышения квалификации в школе были созданы все необходимые условия:

  • своевременно изданы распорядительные документы,

  • определены сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого,

  • проведены консультации и мероприятия по плану ВШК.

В школе оформлен уголок по аттестации, в котором помещены все основные информационные материалы, необходимые аттестуемым педагогам во время прохождения аттестации:

  • Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников;

  • список аттестуемых в текущем году педагогов,

  • требования к оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности; образец заявления;

  • права аттестуемого;

  • приказ управления образования.

В течение учебного года на аттестацию было подано 7 заявлений. Аттестацию успешно прошли все педагоги, подавшие заявление.

^ Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов «Школа молодого учителя».




^ Содержание работы 

Ответственный

Сентябрь

  1. Час общения «Расскажи о себе»

  2. Знакомство с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом.

  3. Закрепление наставников.

  4. Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации УВП.




Сентябрь

  1. Ознакомление с требованиями оформления классных журналов, составления тематических и поурочных планов.

  2. Посещение уроков у опытных учителей.

  3. Посещение уроков у молодых учителей по оказанию методической помощи.

администрация

Октябрь

  1. Индивидуальные консультации “Методика проведения классных часов”.

  2. Круглый стол «Основные проблемы молодого специалиста».

администрация

Ноябрь

  1. Индивидуальные консультации для молодых учителей.

  2. Семинар-практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников».

  3. Практическое занятие «Как работать с тетрадями и дневниками. Соблюдение единого орфографического режима». 

Кушхова И.А. и рук. МО

Декабрь

  1. Диагностирование работы молодых специалистов и оказание конкретной методической помощи.

  2. Обучающее занятие по анализу урока.

  3. Консультация: «Современный урок: структура и конструирование».

Кушхова И.А. и рук. МО

Январь

  1. Посещение мастер-классов.

  2. Консультация для начинающих классных руководителей: “Методика подготовки и проведения родительских собраний,




Февраль

  1. Обзор периодической педагогической печати.

  2. Посещение уроков у молодых специалистов с целью оказания методической помощи. 

Мамухова М.М. и рук. МО кл. руководители

Март

  1. Практическое занятие: « Организация индивидуальной работы с учащимися».

Кушхова И.А.

Май

  1. Круглый стол:

"Какие проблемы я преодолел в своей работе, мои успехи и неудачи".

  1. Психолого-педагогическая диагностика полученных результатов. Отслеживание полученных результатов.

Тхамадокова Л.М. и рук. МО


^ Организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта.

Цели и задачи:

  • выявление и определение состояния методической, исследовательской работы в школьных методических объединениях;

  • способствовать распространению передового педагогического опыта в коллективе школы;

  • выявление наиболее перспективного педагогического опыта и представление его образовательному сообществу на различных уровнях;

  • вовлечение в активную методическую работу не менее ^ 90% педагогических работников школы.

Организация работы по обмену передовым педагогическим опытом.

 

№№

^ Запланированные мероприятия 

Месяц

Ответственный



Конкурс инновационных методических разработок и обобщения опыта работы в рамках методической выставки: «Путь к успеху через творчество учителя и ученика»

ноябрь

Тхамадокова Л.М.



Фестиваль конкурс медиауроков «Копилка медиатек»

февраль

Кушхова И.А.



Проведение открытых классных часов, презентаций и внеклассных мероприятий.

в теч.года

МамуховаМ.М.



Обобщение опыта работы через выступления педагогов на заседаниях ШМО, педсоветах, методических семинарах с творческими отчетами по темам самообразования, 

в теч.года

Канаметова И.Х.



Единый методический день по теме: «^ Через высокую компетентность – к эффективной реализации ФГОС»; 

март

Администрация

Работа с образовательными стандартами:

  • согласование календарно-тематических планов;

  • преемственность в работе начальных классов и основного звена;

  • методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;

  • методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;

  • формы и методы  промежуточного и итогового контроля;

  • отчеты учителей по темам самообразования;

На заседаниях методических объединений будут рассматриваться также  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание будет уделяться вопросам сохранения здоровья учащихся, изучаться тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Будет проводиться анализ контрольных работ, намечаться ориентиры  по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений будут проводиться открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам. 

Общие выводы.

В 2012-2013 учебном году необходимо также пересмотреть систему работы ШМО как средства развития и формирования ключевых компетенций учащихся и педагогов, активизировать и разнообразить их деятельность, создать условия для развития аналитической культуры педагогов. Несмотря на все позитивы, в работе ШМО есть и недостатки, например:

  • Деятельность в школьных методических объединениях не всегда является средством повышения методической грамотности педагогов, повышения их профессионализма и компетентности. В лучшем случае, на заседаниях ШМО идет поверхностное знакомство с новыми тенденциями и технологиями современного образования, но не многие учителя  используют возможность научиться преобразовать теоретически полученные знания в опыт собственной творческой деятельности по созданию условий для саморазвития познавательной активности учащихся, развития их компетенций;

  • Работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта, по повышению категорийности;

  • Низкая активность учителей по размещению и обобщению своего педагогического опыта в округе и сетевых сообществах;

  • Нет системы взаимопосещения уроков;

  • Недостаточно эффективно осуществлялась внеурочная деятельность учащихся, которая позволяла бы говорить о формировании и развитии ключевых компетенций учащихся;

  • Все еще недостаточно эффективна работа с обучающимися по формированию мотивации к учебе;

  • Научно-исследовательская работа с учащимися ведется формально и далеко не на должном уровне;

  • Невысок уровень участия школьников в олимпиадном движении;

Рекомендации:

  • Продолжать стимулировать работу методического объединения учителей математики и физики, методического объединения учителей начальных классов, методического объединения учителей русского языка и литературы и истории по обмену опыта педагогической деятельности.

  • Способствовать формированию у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытию творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.

Существенным недостатком в оценке деятельности методических является отсутствие измерительных материалов, конкретных диагностических методик. Поэтому одной из задач на 2012-2013 учебный год является поиск инструментария для диагностики сформированности ключевых компетенций как учащихся, так и педагогов. Необходимо создать банк диагностических методик педагогического коллектива на предмет изучения уровня профессиональной компетентности педагогов, затруднений методического, предметного характера, степени владения новыми педагогическими образовательными технологиями, приемами диагностики, мониторинга учебно-воспитательного процесса.



Похожие:

Анализ работы методической службы Методическая работа iconАнализ методической работы мдоу д/с №18 за 2011 2012 уч год
В 2011-2012 учебном году методическая работа мдоу д/с №18 была направлена на решение управленческой и годовых задач мдоу
Анализ работы методической службы Методическая работа icon2002-2007 г. Методическая работа в школе
Методическая работа в школе, как было указано выше, строится исходя из целей и задач школы, с учетом проблем, вытекающих из анализа...
Анализ работы методической службы Методическая работа iconПлан научно-методической работы моу сош №17 на 2010-2011 учебный год
Методическая тема: построение методической работы в условиях совершенствования структуры и содержания образования на основе личностного...
Анализ работы методической службы Методическая работа iconАнализ методической работы моу «сош» п. Аджером за 2011/2012 учебный год
...
Анализ работы методической службы Методическая работа iconДокументи
1. /методическая работа в ОУ/Положение о методической работе педагогов.docx
2....

Анализ работы методической службы Методическая работа iconДокументи
1. /Методическая работа школы/организация наставничества.doc
2. /Методическая...

Анализ работы методической службы Методическая работа iconАнализ методической работы мкоу «Ишимовская сош» за 2011 2012 учебный год
...
Анализ работы методической службы Методическая работа iconАнализ методической работы мбоу «Ивановская оош» за 2011-2012 учебный год
...
Анализ работы методической службы Методическая работа iconАнализ работы педиатрической службы Смоленской области за I квартал 2004 год
При анализе работы педиатрической службы в I квартале 2004 года обращает на себя внимание следующее: незначительно снизилась работа...
Анализ работы методической службы Методическая работа iconАнализ методической работы в мкоу «Александровская средняя общеобразовательная школа» за 2011-2012 учебный год
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы