Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс icon

Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс




НазваниеТенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс
Дата24.08.2014
Размер99.4 Kb.
ТипУрок
источник



Проект урока по русскому языку

в 10 классе

по теме:




Слушателя курса

повышения квалификации по программе

«Формирование профессиональной компетенции

учителей русского языка и литературы

в условиях перехода на новый стандарт»

Тенгизовой Р.Х.

учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 с.п. Куба

2012г
Класс- 10
Тема урока- «Изобразительно-выразительные средства языка. Задание В8”.
УМК- Греков В.Ф., С.Е.Крючков, Л.А.Чешко «Русский язык 10-11 классы»
ЦОР- интерактивная доска, мультимедийные презентации.
Цели урока:

Образовательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и лексические средства выразительности; определять их роль в тексте; подготовиться к выполнению задания В8 на ЕГЭ по русскому языку

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по развитию критического, образного мышления; формировать навыки работы над проектами и защищать их на публике; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; воспитание чувства милосердия, великодушия, ответственности; воспитание чувства товарищества через работу в группах, совершенствование навыков этичного межличностного общения.

^ Планируемые результаты:
Предметные: умение различать тропы, стилистические фигуры и лексические средства выразительности, определять их роль в тексте;
Метапредметные: формирование навыков работы над проектами, выступления на публике по их защите;
Личностные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, формирование положительных нравственных качеств, навыков этичного межличностного общения.

  1. Объявление темы, совместная постановка целей к уроку.

  2. Работа с эпиграфом

С русским языком можно творить чудеса.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов, мыслей –сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский.

Учитель: Как вы думаете, с помощью чего достигается звучание музыки, блеск красок, неясность сна, детский шепот?

(Звучность, ясность, образность речи достигается путем удачного употребления различных языковых средств выразительности. Без них речь, особенно художественная была бы сухой, безжизненной, бедной и невыразительной. )

Учитель: Правильно. А еще знание этих средств, умение их нахождения и использования в тексте вам понадобится на экзамене в форме ЕГЭ. Через год вам предстоит пройти это нелегкое испытание. Но к нему нужно начинать готовиться сейчас.

Итак, что представляет собой экзамен русскому языку в форме ЕГЭ?

(Экзаменационная работа состоит из 3 частей:

Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

^ Часть 2 состоит из 8 заданий(В1-В8). Ответы к этим заданиям ученик формулирует самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой сочинение-рассуждение по исходному тексту.)


  1. ^ Работа над заданием В8.


Учитель: Среди всех заданий типа А и В В8- единственное, за которое можно получить 4 балла вместо одного. Что собой представляет задание В8?

(Это фрагмент рецензии, в котором рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины в тексте пропущены. На места пропусков нужно вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Предлагается список терминов.)

Учитель. В8 выполняется на основе текста, по которому выполняются еще задания А28-А30, все задания типа В.

Итак, знакомимся с текстом.

^ КОТИНА ДОБРОТА

(1) Николай К., по прозвищу Котя, в войну хватил лиха. (2) Отец на фронте, мать умерла, и в детдом не берут: дядя родной есть. (3) Правда, дядя инвалид, но при хорошем деле (портной), - что ему стоит сироту пригреть?

(4) Дядя, однако, сироту не пригрел, и сын фронтовика частенько кормился с помойки. (5) Насобирает картофельных очисток, сварит в консервной банке на костерике у реки, в которой иной раз удастся изловить какого-нибудь пескарика, да тем и жил.

(6) После войны Котя отслужил в армии, выстроил дом, завел семью, а потом и дядю к себе взял – тот к тому времени совсем одряхлел, на девятый десяток перевалило.

(7) Дяде Котя ни в чем не отказывал. (8) Что сам с семьёй ел, то и дяде в чашку.

(9) – Ешь, пей, дядя! (10) Я родню не забываю, - приговаривал каждый раз Котя.

(11) – Не забываешь, не забываешь, Миколаюшко.

(12) – Не обидел в части еды и питья?

(13) – Не обидел, не обидел.

(14) – Оприютил, значит, беспомощного старика?

(15) – Оприютил, оприютил.

(16) – А вот как же ты-то меня в войну не оприютил? (17) В газетах пишут, чужих детей брали на воспитание, потому как война. (18) Народная. (19) Помнишь, как в песне-то пели? (20) «Идёт война народная, священная война…» (21) А я-то разве тебе чужой?

(22) – Ох, ох, правда твоя, Миколаюшко.

(23) – Да ты не охай! (24) Тогда надо было охать-то, когда я в яме помойной рылся…

(25) – Завершал Котя застольный разговор обычно слезой:

- Ну, дядюшка, спасибо! (26) Отец-покойник в ноги бы тебе поклонился, ежели бы с войны вернулся. (27) Ведь он-то думал, сын евонный, сирота горемычная, под крылом у дяди, а меня ворона своим крылом больше грела, чем дядя. (28) Понимаешь ты это своей старой-то башкой? (29) Ведь лоси и те от волков малых лосят всяко защищают, а ты-то ведь не лось. (30) Ты дядя родной… (31) Эх!

(32) И тут уж в голос начинал голосить и старик. (33) Ровно три месяца изо дня в день воспитывал Котя дядю. (34) На третий месяц дяди не стало…
Ф.Абрамов

Учитель. Какие мысли и чувства у вас вызвал этот рассказ ? Что вы думаете о его героях ?

(Высказывания учащихся)

А теперь – небольшая самостоятельная работа, работа в парах. У вас на столах лежат таблицы «Текст – объект для исследования и мышления». Раскройте предлагаемые вопросы и заполните первый столбик таблицы


Текст – «объект для исследования и мышления»


Тема

(предмет повествования, изображения, исследования)




Проблема

( сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования)

.

Позиция автора

(отношение автора к поднятой проблеме, как он отвечает на поставленные вопросы)

.

Герои




Тип речи текста




Стиль речи текста




Учитель Теперь обратите внимание на задание В8. Вам нужно определить, какими средствами выразительности воспользовался автор в конкретном примере. Прочитаем внимательно текст рецензии и рассмотрим список терминов.

В 8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

« Рассказывая одну из своих историй, Ф.Абрамов помогает читателям представить сложную судьбу героев. Беспомощность, зависимость старика от племянника показывает такое средство, как______(предложения 11,13,15). С помощью лексического средства _______ ( «евонный», «башкой» в предложениях 27,28) автор создает образ Коти – грубого, необразованного парня. Выразительность усиливает также использование стилистических фигур _________( в предложениях 25, 31) и ________( в предложениях 12, 13, 14, 15).

Список терминов.

1)эпитет

2) вопросно-ответная форма изложения

3)метафора

4)антонимы

5) просторечные слова

6) лексический повтор

7) книжная лексика
8) риторическое восклицание

9)гипербола

Учитель: Для того, чтобы выбрать правильный ответ из списка терминов, нужно знать, что обозначает каждый термин, для чего используется то или иное средство выразительности. В этом. Я думаю, может оказать работа, проделанная нашими командами. Я предложила выбрать темы для мини-проектов, создать свою группу, подготовить и представить нам. Дальше у нас – защита проектов с использованием мультимедийной презентации.

  1. ^ Групповая работа. Защита мини-проектов.

1 группа –мини-проект «Тропы»

2 группа- мини-проект « Стилистические фигуры»

3 группа-мини-проект «Лексические средства выразительности»

Учитель: Я думаю, вы поработали обстоятельно, представили нам обширный и богатый материал. Теперь, зная все эти определения, вам не составит большого труда решить задание В8 к тексту Абрамова.

Решение задания

« Рассказывая одну из своих историй, Ф.Абрамов помогает читателям представить сложную судьбу героев. Беспомощность, зависимость старика от племянника показывает такое средство, как______(предложения 11,13,15). С помощью лексического средства _______ ( «евонный», «башкой» в предложениях 27,28) автор создает образ Коти – грубого, необразованного парня. Выразительность усиливает также использование стилистических фигур _________( в предложениях 25, 31) и ________( в предложениях 12, 13, 14, 15).

Список терминов.

1)эпитет

2) вопросно-ответная форма изложения

3)метафора

4)антонимы

5) просторечные слова

6) лексический повтор

7) книжная лексика

8) риторическое восклицание

9)гипербола

Проверим ваши знания по средствам выразительности в «Своей игре».

  1. Интеллектуальный конкурс «С В О Я И Г Р А»

  2. Частичный анализ текста.

Учитель: Теперь у нас с вами обратное задание: вам нужно самостоятельно составить текст задания В8. Я взяла текст В.Астафьева «Последний поклон»

Последний поклон.

  1. Дворами я пробирался к нашему дому. (2)Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. (3)

(4) Дверь распахнута. (5) Краски на дверях и на крыльце почти не осталось. (6)Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок. (7) Она сидела на привычном месте, с привычным делом в руках.

-(8) Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? (9) Подойди, подойди, перекрешу я тебя, милого.

(10)Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. (11) Какие маленькие сделались у бабушки ручки! (12)Кожа на них желта и блестит, как луковая шелуха (13) Я тихо обнял бабушку.

-(14)Молилась, молилась за тебя, -торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. (15) Она целовала там, где сердце, и все повторяла: -(16)Молилась, молилась.

-(17)Устала я, батюшко. (18) Вся устала. (19)Восемьдесят шестой годок …(20)Тебя все ждала. (21) Ожидание крепит.(22) Теперь пора. (23) Теперь скоро помру. (24)Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня…(25)Закрой мои глазоньки…

(26) Бабушка ослабела и только целовала мои руки. (27) Я тоже плакал молча и просветленно.

(28)Вскоре бабушка умерла. (29) Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства. (30) Начальник, где я работал, сказал:

-(31)Мать или отца –другое дело. (32)А бабушек да дедушек…

(33)Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью, -всем, что есть на свете дорогого для меня. (34)Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. (35)Случись это теперь – я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

(36) И живет в сердце вина. (37) Гнетущая, тихая вечная. (38)Я знаю, бабушка простила бы меня. (39) Она всегда и все мне прощала. (40)Но ее нет. (41)И никогда не будет

(42) И некому прощать.

В. Астафьев

Учитель. Заставил ли вас этот текст задуматься? О чем?

( Учащиеся высказывают свои мысли по прослушанным текстам)

Учитель. Эта история не такая уж и редкая. И расскажи автор об этом по-другому, мы, может быть, и не обратили бы на него внимания. Как удалось автору вызвать у нас столько чувств и эмоций?

(С помощью умелого использования различных средств выразительности).

Учитель:Какие средства вы можете назвать?

(Сравнения, парцелляция, гипербола, градация, эпитеты и др.)

Учитель: Как вы думаете, что объединяет два текста, которые мы с вами рассматривали?

(Общая проблема – проблема исполнения родственного долга, тема любви, благородства и благодарности, чуткости, милосердия)

Учитель: какую позицию вы занимаете по поднятым проблемам?

(по отношению к родственникам, к самым родным и близким надо проявлять чуткость, отзывчивость.

Не надо стесняться чувства любви, надо успеть сказать самым родным самые нужные слова)

Учитель: я рада, что у вас правильные жизненные позиции. Все это вы можете отразить в сочинении –рассуждении по одному из текстов. У вас получится задание С1. Но это – тема другого урока.

  1. Рефлексия. Составление алгоритма работы над заданием В8.

Шаг1. Прочитать рецензию.
Шаг 2. Найти в тексте рецензии, если есть, слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства.
Шаг 3. Прочитать список терминов.
Шаг 4. Сгруппировать понятия.
Шаг 5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
Шаг 6. Расположить цифры в нужном порядке.

  1. Домашнее задание:

Найти в тексте Астафьева изобразительно-выразительные средства, составить текст задания В8.



Похожие:

Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconИнновационный образовательный проект: Работа с одарёнными детьми в современной школе Семенихиной Татьяны Алексеевны, учителя русского языка и литературы моу сош №2 ст. Крыловской
Место работы, должность: моу сош №2 ст. Крыловской Крыловского района Краснодарского края, учитель русского языка и литературы
Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconЭлектронный паспорт мо учителей-словесников моу сош №14 г. Пятигорска Налетова Т. Н. Данные об учителях русского языка и литературы моу сош 14 г. Пятигорска на 2010 – 2011 учебный год
Реализация взаимосвязи курса русского языка и литературы как средство духовного развития учащихся
Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconИспользование мультимедийной презентации на уроках литературы и русского языка
Богачёва О. А., учитель русского языка и литературы моу сош №4 г. Переславль-Залесский
Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconСведения о курсах повышения квалификации педагогических работников моу сош №2 с п. Куба
...
Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка сош №9 на 2012-2013 учебный год
«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы»
Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconВикторина по теме «Разнообразные синонимы», которую подготовили и провели учителя русского языка Леонтьев Э. П. и Анахасян А. В
По сложившейся традиции в новом учебном году прошла Декада русского языка и литературы с целью повышения интереса учащихся к изучению...
Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconУрок литературы 11 класс Учитель русского языка и литературы моу «сош №34» Тульцева М. В
Что-то новое, блистательное и страшное вошло с ним в русскую литературу и в ней и останется. Он будет всё же, вероятнее всего,-…писателем...
Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconГалкина Ирина Витальевна учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Кирова. Высшая квалификационная категория, победитель конкурс
Галкина Ирина Витальевна учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Кирова
Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconВнеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе Учителя русского языка и литературы моу «оош №14»

Тенгизовой Р. Х. учителя русского языка и литературы моу сош №2 с п. Куба 2012г Класс iconЭффективность проектной деятельности в преподавании литературы
Салова О. В., заместитель директора по вр, учитель русского языка и литературы моу пречистенская сош первомайского района Ярославской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы