Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования icon

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования




Скачать 499.46 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования
страница1/2
Дата24.08.2014
Размер499.46 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» с.п.КУБА

Рассмотрена Согласована Утверждаю

на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы

Рук.МО________ Бесланеева М.Х. _________ /Тхамадокова Л.М./ _________ /Канаметова И.Х./

прот. №1 от « 30» августа 2013г «30» августа 2013 г. пр. № 121 от 31.08 2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению

для 4 класса начального общего образования

(базовый уровень)
Составитель: Бесланеева М.Х.

учитель начальных классов

2013 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса создана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование».

- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273 Ф.З. от 29.12.2012 года;

- Приказа МОН КБР «Об утверждении республиканского базисного плана для общеобразовательных учреждений Кабардино – Балкарской Республики на 2012-2013 учебный год №916
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей обучающихся, дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

^ Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

^ Общая характеристика учебного предмета

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах,

составить представление о многообразии творчества писателей.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Литературное чтение формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора обучающихся, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов.

В рабочей программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

^ Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

  • 1) формирование техники чтения и приемов понимания текста;

  • 2) приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литератур­ными понятиями (наоснове интереса к чтению);

  • 3) развитие устной и письменной речи, творческих способно­стей детей;

  • 4) знакомство через литературу с миром человеческих отно­шений; формирование личности.

Предлагаемая в данной программе система чтения реализу­ется по серии книг «В одном счастливом детстве» Учебная программа предполагает такое содержание учеб­ных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетическо­го и литературоведческого.

Предлагаемая в данной программе система чтения реализуется по серии книг «В одном счастливом детстве» Учебная программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Программа четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

^ Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературного чтения в 4 классе отводится 68 часа, из расчета 2 часа в неделю, в том числе на уроки развития речи – 5 ч.; проверку техники чтения – 2 ч; выполнение проверочных работ – 8 ч.

^ Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная.

Методы реализации программы:

- практический;

-объяснительно- иллюстративный;

-частично – поисковый;

-наблюдение;

-информативный.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

^ Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Произведения современной детской литературы разных жанров

5

1

2

У истоков русской детской литературы

8

2

3

Детская литература XIX век

22

2

4

Детская литература ХХ века

22

1

5

Детская литература 30-50 годов

6

-

6

Детская литература 60-90 годов

5

2













Итого:

68

8



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)
Произведения современной детской литературы разных жанров (5 ч)

Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера», Е. Велтистов «Приключения Электроника», Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,

  • их авторов.

уметь:

  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

^ У истоков русской детской литературы (8 ч)

Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов», Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…», «Похвала книгам» Я. Мудрого, Чудов монастырь. Стихи Савватия, Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука», А. Болотов «Жизнь и приключение Андрея Болотова».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • выполнять творческие задания;

  • определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов;

  • составлять план;

  • участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

^ Детская литература XIX век (22ч)

Басни И. А. Крылова, А. Погорельский «Черная курица», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», А.В. Жуковский «Спящая царевна», А. Ишимова «Славяне», В. Даль «война грибов с ягодами», стихи А.Толстого, А.Плещеева, А. Майкова, Ф. Тютчева, К. Д. Ушинский «Наше Отечество», А. Куприн «Слон».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,их авторов.

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст; составлять его простой план;

  • читать стихотворные произведения наизусть;

  • различать жанры художественной литературы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

^ Детская литература ХХ века (22 ч)

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», Б. Жидков «Николай Исаич Пушкин», К. Чуковский «Серебряный герб», Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке», Е. Шварц «Два брата», А Толстой «Фофка», М. Пришвин «Изобретатель», С. Маршак «Сила жизни», Р. Киплинг «На далекой Амазонке», Р. Бернс «В горах мое сердце»,

Ю Олеша «Три толстяка».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,

  • их авторов.

уметь:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • давать определения понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

  • характеризовать персонажи, их поведение, авторское отношение;

  • выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

  • комментировать прочитанное.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

^ Детская литература 30-50 годов (6 ч)

А. Гайдар «Тимур и его команда», Н. Носов «Федина задача», В. Драгунский «Что любит Мишка».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • юмористические и сатирические произведения детской литературы.

уметь:

  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

  • выразительно читать по ролям, инсценировать;

  • пересказывать текст с добавлением диалога;

  • характеризовать героев;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

^ Детская литература 60-90 годов (5 ч)

Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира, Э. Мошковской, Э. Успенского, С. Черного, В. Долиной; миниатюры Г. Цыфирова, С. Козлов «Снежный цветок».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • отличие детской поэзии второй половины 20 века от произведений для детей 20–х годов;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • читать выборочно, цитировать текст;

  • замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышление автора;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

^ Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

^ Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

^ Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе обучающиеся продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности обучающегося продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

^ I. Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где обучающийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

^ II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность обучающихся..

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

^ III. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления обучающихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов.
^ Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературного чтения обучающийся 4 класса должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).


^ Примерная тематика сочинений
1 Сочинение – миниатюра «Как мне запомнилось это лето»

2 Сочинение «Добро в твоем сердце»

3 Сочинение «Что я представляю, когда слушаю музыку»

4 Сочинение о весне

5 Сочинение «По страницам русских сказок»

6 Сочинение «Мой дом»

7 Сочинение «Моя сказка»
^ Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, поставлены конкретные задачи контролирующей деятельности: наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;
использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для 4 класса

Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие




4

60

75

90





Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль


прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть в 4-м классе -1страница учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Примерные программы по учебным предметам.. Москва «Просвещение» 2010

2. Учебники «Литературное чтение» (4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

3. Словари по русскому языку

4. Портреты поэтов и писателей

5. Дидактический материал к урокам

6. Методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков

7. Нбор контролирующих материалов

8. Журнал “Начальная школа”, 1991, №2.

9. Журнал “Начальная школа”, 1992, № 7.

10. Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева “300 учебных текстов, проверочных работ и тестов по чтению”. Москва, 2000г.

11. Уроки чтения в 4-м классе по книге “В океане света”. Методические рекомендации для учителя. – М.: “Баласс”, 2008.

12. Электронные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
^ СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток. - М.: Вако, 2007.

2. Образовательная система «Школа 2100»: сборник программ/ под науч. ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2006.

3.Светловская И. И. Методика внеклассного чтения. – М.:Просвещение, 2006.

4. М.И. Раппопорт. Преодоление трудностей.-М.: Просвещение,2007.

5. Львов. М. В. Методика развития речи младших школьников. -М.: АСТ, 2008.
^ СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

1. Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева. В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Части 1 и 2. -М.: Баласс,2009.

2. Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс:-М.: Баласс,2009.
^ СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

1. Волина, В. В. Занимательноеазбуковедение. - М.: Просвеще­ние, 2008.

2. Журнал «До и после» (статьи из рубрики «Учительская кух­ня». - 2000-2006.

3. Карпенко, М. Т. Сборник загадок. - М., 2008.

4. Максанов. А. И., Туманова, Г. А. Учите играя. - М.: 2008.

5. Михайлова, М. А. Детские праздники. - Ярославль, 2007.

6. Морокин. В. Н. Малые жанры русского фольклора. - М.: Высшая школа, 2006.

7. Светловская, Н. И. Внеклассное чтение в 4 классе. - М.: Просвещение, 2008.

8. Троицкая, Н. Б. Нестандартные уроки и творческие задания. -М.: Дрофа, 2010.


Виды и формы контроля.

  1. Текущий.

  • Беседа по вопросам.

  • Составление плана.

  • Озаглавливание частей рассказа.

  • Выборочное чтение.

  • Выразительное чтение.

  • Чтение по ролям.

  • Рассказ по ключевым словам.

  • Рассказ от лица героя.

  • Чтение наизусть.

  • Пересказ текста.

  • Проверочные  работы (6 ч- проводятся по 15 минут на уроках обобщения по каждому разделу);

  • Олимпиады.

  1   2



Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования
Охватывает все образовательные области и учебные предметы для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса начального общего образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняяобщеобразовательная школа №2 с п. Куба»
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса на 2013-2014 учебный год
Программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого,...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования
Охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические про­изведения (в отрывках). При анализе...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconРабочая программа по литературному чтению ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconПояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение»
О. В. Кубасовой «Литературное чтение», утвержденной Министерством образования и культуры (Москва, 2008), в соответствии с требованиями...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconРабочая программа по предмету технология для 3 класса начального общего образования Программа составлена
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом №373 от 6 октября 2009...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconРабочая программа по литературному чтению для 1-4классов основной (начальной ) школы составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного начального образования
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconПрограмма по литературному чтению для 1 4 классов
Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса начального общего образования iconРабочая программа по предмету русский язык для 3 класса
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом №373 от 6 октября 2009...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы