Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» icon

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»




Скачать 148.4 Kb.
НазваниеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»
10 класса
Дата04.09.2014
Размер148.4 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12».

( Технология).

Народные промыслы России - деревянная посуда.

d:\documents and settings\администратор\рабочий стол\свистулька\dsc02420.jpg

Выполнил:

Ученик класса 10 класса

Панин Данил .

Руководитель:

учитель технологии

Дутов Виктор Николаевич.

с. Красногвардейское.

2013 год.

Содержание

  1. Обоснование проекта…………………………..................2.

  2. Историческая справка……………………………………3-6.

  3. Развитие идеи проекта……………………………………7.

  4. Выбор конструкции изделия………………………..........8.

  5. Выбор варианта изделия ………………………………...9.

  6. Требования, предъявляемые к изделию ..……………...10.

  7. Технологическая карта………………………….……….11-13.

  8. Техника безопасности………………………………........14-15.

  9. Оценка стоимости изделия……………….……………...16-17.

  10. Экологическое обоснование проекта…………………..18.

  11. Реклама……………………………………………………19.

  12. Заключение…………………………………………….…20.

  13. Внешний вид изделия……………………………………21.

  14. Список литературы……………………………….……...22.


Обоснование проекта.

Возрождённое искусство изготовление деревянной посуды. Посуда, хранящая тепло души мастера и энергию земли, сделана в ручную от начала и до конца.

Много талантливых мастеров было на русской земле. В народных промыслах участвовали порой целые деревни: секреты мастерства передавались из поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. Очень многие художественные традиции сохранились до наших дней. Народные промыслы сохраняют ручной труд. Художественная особенность предмета зависит от творческого труда – мастера – художника. Что привлекает нас в изделиях народных умельцев? Во - первых, это простота и совершенство формы изделия. Любой знак, линия, штрих имеет определенный смысл, о чем – то рассказывает. Во – вторых, богатство цветового решения, гармония красок, умелое использование натурального цвета изделия. Изделия народных умельцев являются непременными атрибутами нашего быта, оживляя повседневную жизнь людей. Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук. Деревянная посуда станет украшением любого стола. Кроме того, изготовление посуды для меня — еще один шаг по ступеньке развития, так как это изделия очень сложные в изготовлении. Оно требует больших усилий, умения, точности, аккуратности, знаний. Также оно дает больше возможностей проявить свои способности. К тому же, деревянная посуда неплохой подарок родным и друзьям. А, в дальнейшем может стать не плохим источником дохода.

^ Историческая справка.

Издавна люди мечтали создавать прочную и красивую посуду. Россия славилась производством деревянной золоченой посуды: ковшами, ложками, раскрашенными разноцветными красками и золотом. Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте булгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику. О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиевского, Кирилло-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы. Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения. Многие мастера в наше время пытаются сохранить искусство своих предков. Хорошо если в каждой русской семье будет образец древнего народного прикладного искусства. Дерево использовали для изготовления посуды с незапамятных времен. Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры, вообще никакой посуды не было. Люди как-то обходились без нее. А потом постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда накладывали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этой порочной практики отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду. На Руси дерево издревле было традиционным материалом для изготовления домашней утвари. Уровень древних мастеров был так высок, что во время раскопок были найдены прекрасно сохранившиеся образцы в слоях второй половины VIII века. Более того, были обнаружены фрагменты деревянной посуды, относящиеся к 2-3 тысячелетию до нашей эры. Примечательно, что уже тогда деревянная посуда была не просто предметом обихода – ее ручки были украшены резьбой. В Древней Руси посуду предпочитали делать из деревьев лиственных пород (липа, берёза). Изготавливали ее разными способами, согласно которым деревянные изделия делятся на бондарные, резаные или долбленые, точеные, а также собранные из клепок с помощью обручей. Самым широким был ассортимент бондарной посуды – бондари изготавливали как крупную утварь, такую как бочки, кадки, ведра и лохани, так и мелкую – стаканы, чаши и многое другое. У древесины масса преимуществ перед другими материалами, к тому же, она широко распространена на всей территории страны, и поэтому отличается низкой стоимостью. Благодаря податливости, из дерева можно производить самые разнообразные изделия. Деревянную утварь можно украсить с помощью резьбы, выжигания или полировки. Кроме того, ее можно покрасить или покрыть лаком. Изделия из дерева не только красивы, благодаря живой и неповторимой фактуре дерева, но и практичны – в деревянной таре не отсыревает мука или соль, а при приготовлении некоторых блюд, которые не переносят присутствия металла.

^ История токарного станка.

История относит изобретение токарного станка к 650 гг. до н. э. . Станок представлял собой два установленных центра, между которыми зажималась заготовка из дерева, кости или рога. Раб или подмастерье вращал заготовку (один или несколько оборотов в одну сторону, затем в другую). Мастер держал резец в руках и, прижимая его в нужном месте к заготовке, снимал стружку, придавая заготовке требуемую форму. Позднее для приведения заготовки в движение применяли лук со слабо натянутой (провисающей) тетивой. Тетиву оборачивали вокруг цилиндрической части заготовки так, чтобы она образовала петлю вокруг заготовки. При движении лука то в одну, то в другую сторону, аналогично движению пилы при распиливании бревна, заготовка делала несколько оборотов вокруг своей оси сначала в одну, а затем в другую сторону. В XIV - XV веках были распространены токарные станки с ножным приводом. Ножной привод состоял из очепа - упругой жерди, консольно закрепленной над станком. К концу жерди крепилась бечевка, которая была обернута на один оборот вокруг заготовки и нижним концом крепилась к педали. При нажатии на педаль бечевка натягивалась, заставляя заготовку сделать один - два оборота, а жердь - согнуться. При отпускании педали жердь выпрямлялась, тянула вверх бечевку, и заготовка делала те же обороты в другую сторону. Примерно к 1430 г. вместо очепа стали применять механизм, включающий педаль, шатун и кривошип, получив, таким образом, привод, аналогичный распространенному в XX веке ножному приводу швейной машинки. С этого времени заготовка на токарном станке получила вместо колебательного движения вращение в одну сторону в течение всего процесса точения. В 1500 г. токарный станок уже имел стальные центры и люнет, который мог быть укреплен в любом месте между центрами. На таких станках обрабатывали довольно сложные детали, представляющие собой тела вращения, - вплоть до шара. Появление водяного колеса привело к повышению производительности труда, оказав при этом мощное революционизирующее действие на развитие техники. А с середины XIV в. водяные приводы стали распространяться в металлообработке. . В начале XVIII в. токарные станки все чаще использовали для резания металлов, а не дерева, и поэтому проблема жесткого крепления резца и перемещения его вдоль обрабатываемой поверхности стола весьма актуальной. И вот впервые проблема самоходного суппорта была успешно решена в копировальном станке А.К.Нартова в 1712 г. К идее механизированного передвижения резца изобретатели шли долго. Впервые эта проблема особенно остро встала при решении таких технических задач, как нарезание резьбы, нанесение сложных узоров на предметы роскоши, изготовление зубчатых колес и т.д. Вторая половина XVIII в. в станкостроении ознаменовалась резким увеличением сферы применения металлорежущих станков и поисками удовлетворительной схемы универсального токарного станка, который мог бы использоваться в различных целях. В 1751 г. Ж. Вокансон во Франции построил станок, который по своим техническим данным уже походил на универсальный. Накопленный опыт позволил к концу XVIII века создать универсальный токарный станок, ставший основой машиностроения. Его автором стал Генри Модсли. В 1794 г. он создал конструкцию суппорта, довольно несовершенную. В 1798 г., основав собственную мастерскую по производству станков, он значительно улучшил суппорт, что позволило создать вариант универсального токарного станка. turner2токарный станок робертса


Разитие идеи проекта.

,

Выбор конструкции изделия.



Вариант А. Вариант Б.



Вариант В. Вариант Г.



Вариант Д. Вариант С.

Выбор варианта изделия.

Из шести рассмотренных вариантов, я выбрал один наиболее подходящий С.



^ Требования, предъявляемые к изделию.

Технологическая карта изготовления вазы.

Последовательность операций изготовления деревянной вазы и используемый инструмент

1. Отпилить от чурбака часть длиной 200 мм и расколоть пополам

vase

Пила, топор

2. Прострогать поверхность раскола

vase

Рубанок

3. Наметить центр окружности и очертить её

vase

Линейка, циркуль

4. Отпилить у заготовки углы

vase

Ножовка

5. Отпилить у заготовки торцы под углом 45°

vase

Ножовка

6. В центре намеченной окружности просверлить технологическое отверстие диаметром 5 мм на глубину 10 мм

vase

Дрель, сверло диаметром 5

7. Установить заготовку в станок

vase

Станок, угольник

8. Выточить резцом-косячком полость заготовки, оставив технологический стержень

vase

Станок, косой резец, упор

9. Обточить заготовку снаружи, придав ей форму чаши

vase

Станок, косой резец, упор

10. Завершить чистовую проточку полости чаши, сохранив технологический стержень

vase

Станок, косой резец, упор

11. Шлифовать изделие изнутри и снаружи

vase

Станок, шлифовальная шкурка

12. Снять изделие со станка, обработать днище

vase

Напильник, шлифовальная шкурка

13. Отрезать технологический стержень, зашлифовать

vase

Стамеска, шлифовальная шкурка

14. Покрыть изделие мебельным лаком.

vase

Лак, кисточка.


Техника безопасности при выполнении работы.

При выполнении проекта большое значение для качественного изготовления изделия и оформления необходимой документации имеет организация своего рабочего места. На рабочем месте в мастерской, где я работаю, должны находиться только те предметы, которые необходимы для работы. Прежде чем начать работу над проектом я определил необходимый перечень инструментов и заготовок, расположил их таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться. Технологическую документацию (технологические карты, эскизы и чертежи) собрал в отдельные папки. Правильная организация рабочего места позволила избежать лишних затрат времени и сил, повысить производительность труда.Выполняя работу, рационально подходил к расходованию собственных сил и старался снизить утомляемость организма. Для этого мною выбирались в соответствии с видом труда основные рабочие позы стоя и сидя. Работа, которая требовала больших усилий, выполнялась стоя, а также виды операций, как разметка, составление эскизов, чтение чертежей, отделка, сборка выполнялись сидя. Работу старался чередовать, чтобы нагрузка на руки и ноги была равномерной. А также старался менять виды деятельности. Чередуя эффективный труд с монотонным и отдыхом. При выполнении работы мне пришлось использовать разные варианты рабочих мест: слесарный верстак, столярный верстак, чертежный стол, токарный станок, сверлильный станок. Выполняя различные трудовые операции, старался, чтобы оборудование (стол, верстак, станок) соответствовали моему росту. Для этого я настраивал их под свой рост, а работая на станках, использовал подставки под ноги. Выполняя различные виды работ, необходимо строго соблюдать и выполнять требования безопасности труда:

Работа всегда должна выполняться в спецодежде;

Работа выполняется всегда исправным инструментом;

В работе используется только исправное оборудование;

При работе на станках необходимо пользоваться типовыми инструкциями по технике безопасности;

Выполняя различные виды работ, необходимо использовать различные приспособления, которые облегчат труд и сделают его безопасным;

Работая на станках необходимо использовать защитные приспособления для глаз (защитные экраны, защитные очки);

Уборка рабочих мест производится только специальными щетками-сметками;

Помещение, в котором производятся работы должно быть хорошо освещено и проветрено;

Работая на технологических машинах (сверлильный станок, токарный станок) необходимо соблюдать требования электробезопасности и использовать безопасные режимы работы.

^ Оценка стоимости изделия.

Испытание изделия:

Изделие получилось прочным, устойчивым, компактным, эстетичным, надежным.

Конструктивные особенности изделия отвечают поставленной задаче.

Стоимость можно вычислить по формуле:

СОБЩМ +З +А

СМ–стоимость материала.

З – зарплата.

А - стоимость амортизации, а так же затраты на электроэнергию.

материал

Норма расхода материала на одно изделие.

^ Цена единицы материала

Стоимость материала на одно изделие

Древесина твердой породы.

250х250 мм


Использовались стволы сухих спиленных деревьев.

0 рублей

0 рублей

лак

0,100 л

100 рублей

10 рублей

^ Стоимость материала

10 рублей

Мощность электродвигателя токарного станка 3кВт. На изготовление вазы я затратил 1 час.

Аэ = 3 х 1 = 3 кВт

Один кВт час стоит 4рубля 50 копеек.

4,50 х 3 = 13,50 руб.

Собщ. =См.+А Собщ.=10 +13,50=23,50 рубля.

Затраты на зарплату (трудовые затраты в условиях школьной мастерской составляют 50% от стоимости материалов):^ 0,5 х 23,50 = 11,75 рублей.

СОБЩМ +З +А СОБЩ= 10+13,50+11,75=25,35 рублей.

При решении вопроса оценки проектирования необходимо отметить, что всегда существуют положительные и отрицательные стороны деятельности.

^ Отрицательные стороны проекта.

При выполнении работ необходимы навыки не только конструкторских, но и технологических работ (требуется точность, внимательность, аккуратность).

Данное изделие может быть использовано только по прямому назначению. Изделие выполнено из материалов, которые бояться влаги. Поэтому необходимо следить, чтобы изделие как можно меньше подвергалось воздействию влаги.
^ Положительные стороны проекта.
Экономически выгодный материал.

Наличие инструмента и оборудования.

Приобретение ценного опыта в процессе выполнения творческой работы.

Потребность в изделии. В продаже такой практически нет.

^ Экологическое обоснование проекта.

Ваза изготовлена из древесины. Древесина – экологический чистый материал, то есть не содержит вредных примесей. Но так как производство имеет недостаток – оно не безотходно, но опилки можно использовать для приусадебного участка:


  • Посыпание дорожек

  • Укрывание плодово-ягодных кустарников на зимний период


Для того чтобы древесина меньше превращалась в стружку и опилки, ее надо максимально использовать в дело. Природа не всегда в состоянии ассимилировать (переработать) отходы. Отходы, находившиеся на свалке, наносят экологический вред, является источником различных опасных заболеваний. Отходы деревообработки пожароопасные, также при разложении выделяют вредные газы, поглощают кислород из воздуха.

РЕКЛАМА


^ Посуда, хранящая тепло души мастера, энергию земли. Сделана в ручную от начала и до конца.


d:\documents and settings\администратор\рабочий стол\свистулька\dsc02424.jpg


Обращайтесь по адресу: Ставропольский край, с. Красногвардейское, ул. Школьная №12. Работаем с 8.00 до 14.00.

^ ЗВОНИТЕ: 2-39-88

. Работаем с 8.00 до 14.00.


Заключение.

Народные художественные промыслы России- неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации. Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма- характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов. Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение. Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов России, их особенностей, а также изучение отдельных исторических центров их бытования. Если быть более точным, отобразить народное искусство, отражающее не только внешний облик окружающего мира, но и внутреннюю жизнь народной души, глубину народного духа, которое не поддается моде, как это бывает в профессиональном плане. Не зависит от нее, оно более традиционно, им полностью управляют неизменные законы, и, главное, оно открыто и сильно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему и является самым непосредственным и прямым свидетельством его талантливости, его творческой мощи.

Внешний вид изделия.

d:\documents and settings\администратор\рабочий стол\свистулька\dsc02420.jpg

Ресурсы и литература:

  1. Люцкевич Д.А. Роспись по дереву/ Дарья Люцкевич. – М.: Эскимо, 2007. – 64.: ил. – (Азбука рукоделия).

  2. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся. Технология.- М.: «Вентана-Граф», 2005.-272 с.: ил.

  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А.Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.

  4. http://www.youtube.com/watch

  5. http://www.posudka.ru/greenway_wood

  6. http://reznoe.su/tokarnoe-delo/russkaya-tokarnaya-posuda-iz-dereva.html

  7. http://www.millionpodarkov.ru/enc/derevyannaya-svadba-podarki.htm

  8. http://www.rezbaderevo.ru/osobennosti-izgotovleniya-derevyannoy-posudy

  9. http://oreh.jimdo.com/

  10. http://ecohome.alltrades.ru/






Похожие:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconОтчет о результатах самообследования Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
Наименование оу муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение Алексеевская основная общеобразовательная школа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Базовская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconПубличный отчет моу «Александровская средняя общеобразовательная школа» за 2008- 2009 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1975 года
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconПубличный отчет моу «Александровская средняя общеобразовательная школа» за 2008- 2009 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1975 года
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconМуниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р п. Мулловка выполнение государственных программ по итогам 2011 – 2012 учебного года
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р п. Мулловка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconДоговор о предоставлении общего образования мбоу сош №4 г. Покачи 20 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», в лице директора Зубовой Татьяны Александровны,...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» icon1. общие положения муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа в дальнейшем — «Учреждение»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа (в дальнейшем — «Учреждение») зарегистрировано...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconМуниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р п. Мулловка итоги 2011 – 2012 учебного года
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р п. Мулловка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ишимовская средняя общеобразовательная школа»
Характеристика района. Общая характеристика моу «Ишимовская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Благовещенска в 2011-2012 учебном году
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы