Отчета о самооценке icon

Отчета о самооценке




НазваниеОтчета о самооценке
страница1/18
Дата06.09.2014
Размер1.16 Mb.
ТипРуководство
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



Руководство

по формированию отчета о самооценке

общеобразовательного учреждения

г. Ярославль

2008



Введение 3

Письмо департамента образования Ярославской области «О самооценке образовательных учреждений» 8

Приложение к письму департамента образования от 07.08.2007 Форма отчета о самооценке 10

Подготовка ответов на вопросы отчета 17

Обязательные приложения к отчету о самооценке 54

Тезаурус 96

Введение



Ярославская область с 2000 года активно участвует в ряде федеральных программ, проектов и экспериментов по модернизации образования. Указанные проекты и эксперименты направлены на совершенствование и управление качеством образования в регионе. Одним из ключевых направлений «Программы развития образования в Ярославской области на 2008-2009 годы» является проект «Самооценка школ», внедрение которого предполагает изменение системы оценивания результатов деятельности школ посредством встраивания самооценки школ в систему инспектирования. В чем причина такого интереса к проблематике самооценки школ?

Развитие процесса проведения школьной самооценки рассматривается как один из важнейших вопросов образования в большинстве развитых странах мира. Такая заинтересованность вытекает из общей заинтересованности в гарантии качества и эффективности, и усиливается тем, что в основе сравнения стран друг с другом лежат одни и те же общие показатели.

Качество интеллектуальных ресурсов, напрямую связанное с качеством образования, становится главным геополитическим фактором в мире. Интеграция России в мировое сообщество, в том числе – в процессы, связанные с образованием, приводит к тому, что для России результаты учащихся, показывающие их успехи как в развитии навыков, так и в получении знаний, имеют большое политическое значение. В этом заключается политических подтекст самооценки, в основе которого лежит три базовых принципа:

  1. ^ Экономическая эффективность - стоимость обучения, администрирования, руководства и проведения внешней оценки слишком велика, и может не окупиться

  2. Подотчетность - школы отчитываются перед государством, родителями, а взамен получают от них инвестиции и общественное доверие, которое оказывается учителям и школьным руководителям.

  3. Улучшение - наличие процесса критики, диалога и поддержки в школе свидетельствует об ее отличной работе.

В настоящее время существуют два принципиально разных подхода к оценке деятельности школ:
^
- Оценка как проверка

При таком подходе оценка нужна вышестоящим органам, чтобы оценить, как работают подведомственные образовательные учреждения и системы нижестоящего уровня. Набор показателей и процедуры оценки разрабатываются «наверху» и применяются стандартным и «неизбежным» образом. Образование понимается как сфера вложения государственных средств для реализации государственных же приоритетов. Инструментом поддержания системы являются учет и контроль, прямое руководство.

Этот подход в некоторых случаях приводит к снижению уровня инициативы руководителей и специалистов учебных заведений и ориентирует их на директивный метод работы, который, в свою очередь, снижает общий уровень эффективности системы управления конкретным образовательным учреждением.

Идея административного контроля всегда предполагает усиление регулярности и расширения охвата контроля. Она ограничивается только реально существующими финансовыми ресурсами. Основным аргументом в защиту тотальной инспекции, тотальной проверки является опасность того, что какая-нибудь нерадивая (а то и опасная для детей школа) останется вне контроля. Решить эту задачу невозможно, не принеся огромных трудностей в функционирование нормальных учреждений образования.

Такая система является неэффективной с точки зрения использования ресурсов. Данное положение основывается на неэффективности и затратности любой системы, которая направлена на 100% внешний контроль и не обладает соответствующим механизмом внутреннего контроля и самооценки. Практика менеджмента показывает, что 80% ошибок возникают лишь в 20% элементов системы, поэтому, начиная с некоторого уровня, затраты на усиление тотальности проверок становятся совершенно неэффективными.
^
- Оценка как механизм саморазвития

Данный подход заключается в том, что процесс сбора информации является в то же время частью процесса развития школьного института и самих систем образования. Образование рассматривается, с одной стороны, как сфера услуг, а с другой - как сфера свободного творческого действия педагогов и школьных коллективов. Инструментами поддержания системы являются открытые каналы коммуникации и профессиональное развитие, саморегуляция.

Любая система становится более эффективной, если она обладает системой самооценки, основанной на разработанных под конкретную систему показателях и индикаторах, что ведет систему к процессу постоянного улучшения с использованием минимального количества ресурсов. Такая система также более ориентирована на удовлетворение тех требований, которые предъявляются на входе к ее ключевым процессам.

Сравнивая эти подходы, мы говорим не о жестком выборе - полный административный контроль или полный отказ от административного контроля.

^ Основной содержательной идеей направления «Самооценка школ», реализуемого в рамках «Программы развития образования в Ярославской области на 2008-2009 годы» является баланс между этими двумя подходами и внедрение тех универсальных принципов тотального менеджмента качества в организации, которые ведут к более эффективному и результативному функционированию системы образования, процессам постоянного улучшения.

В рамках реализации направления «Самооценка школ» в Ярославской области самооценка школ встроена в систему инспектирования образовательных учреждений со стороны учредителей – муниципальных органов управления образованием и интегрирована в действующую региональную систему мониторинга и образовательной статистики. Такая модель позволяет соблюсти баланс между самооценкой как механизмом саморазвития и самооценкой как инструментом, нормативно закрепленным на муниципальном уровне управления образованием.

Основная функция такого подхода к оценке – обратная связь, благодаря которой школа видит успехи или неудачи в разных аспектах своей деятельности. Анализируя и оценивая свою деятельность, ее результаты, школа знает, что ее самооценка может повлиять на результирующую, таким образом, эти действия выстраиваются в определенной логической последовательности.

Интегрированная модель оценки деятельности школ включает четыре основных составляющих:

  1. Нормативное обеспечение - пакет нормативно-методических документов регионального и муниципального уровней управления образованием (письмо департамента образования Ярославской области «О самооценке образовательных учреждений», форма «Отчета о самооценке образовательного учреждения»), муниципального уровня управления (Рекомендации муниципального органа управления образованием о применении самооценки при составлении отчета образовательного учреждения учредителю, Рекомендации по применению результатов самооценки при формировании открытого ежегодного доклада директора школы);

  2. Методическое обеспечение - описание практики использования средств и методов по применению интегрированной модели оценки деятельности школ;

  3. Организационно-методическое обеспечение - тиражирование полученных образцов, средств и методов по применению интегрированной модели оценки деятельности школ;

  4. Кадровое обеспечение – программы учебных семинаров и систему подготовки администраторов школ к работе в рамках интегрированной модели.

Анализ практики применения интегрированной модели оценки деятельности школ Ярославской области показывает, что администраторы образовательных учреждений, использующих методику самооценки в деятельности учреждения, оценивают ее позитивно. Директора школ считают, что самооценка позволяет проявить те результаты деятельности образовательного учреждения, которые не являются объектом традиционной контрольно-надзорной деятельности. В частности, речь идет о динамике результатов образовательного учреждения, сравнении его с другими образовательными учреждениями в регионе, такими же образовательными учреждениями (например, лицеи и гимназии друг с другом).

Очевидно, что при применении интегрированной модели оценки, образовательное учреждение, не показывающее высоких абсолютных результатов, имеет возможность подтвердить результативность своей деятельности, показывая устойчивую положительную динамику результатов (что особенно важно для образовательных учреждений, находящихся в достаточно неблагополучной социально-экономической среде). В то же время, для образовательных учреждений, традиционно показывающих высокие (но стабильные и не улучшающиеся) результаты, задачей будет то, как обеспечить динамику улучшений.

Опыт развития школьного менеджмента и оценивания деятельности школ в таких странах как Великобритания, Германия, Австрия, Канада, позволяет говорить о том, что школы этих стран, пережив этап конкуренции, все больше переходят к культуре сотрудничества и лидерства в образовании. И то и другое предполагает применение самооценки как механизма саморазвития, выявление лидеров среди школ, школьных администраторов и использование их лидерского опыта для того, чтобы «подтягивать» отстающих.

В российской системе образования мы пока находимся на стадии завершения конкуренции. Администраторы образования начинают понимать, что успешное развитие собственного образовательного учреждения невозможно без продуктивного взаимодействия с другими. Чтобы находить общие точки, надо точно понимать:

- место и роль образовательного учреждения в муниципальной системе образования

- на какой стадии развития находится образовательное учреждение

- в чем его сильные и слабые стороны

- что нужно предпринимать, чтобы усилить первые и качественно изменить ситуацию со вторыми,

что и позволяет делать самооценка образовательных учреждений. А муниципальный уровень управления образованием посредством интегрированного подхода имеет возможность оценить качество управления в образовательном учреждении для принятия оперативных, тактических и стратегических решений на муниципальном уровне в целом и в каждом конкретном случае.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



Похожие:

Отчета о самооценке iconРуководство по формированию отчета о самооценке дошкольного образовательного учреждения г. Рыбинск 2009 Форма отчета о самооценке доу
Доу на основании самооценки. Она является основанием для обсуждения между инспекторами, представителями органов управления образованием...
Отчета о самооценке iconРуководство по формированию отчета о самооценке общеобразовательного учреждения г. Ярославль 2008 Введение 3
Письмо департамента образования Ярославской области «О самооценке образовательных учреждений» 8
Отчета о самооценке iconРуководство по формированию отчета о самооценке общеобразовательного учреждения г. Ярославль 2008 Введение 3
Письмо департамента образования Ярославской области от 07. 08. 2007 №2097/01-10 «О самооценке образовательных учреждений» 8
Отчета о самооценке iconОтчет о самооценке мдоу детского сада №167
Доу разработана и выполнена на основе рекомендованного департаментом образования Ярославской области Руководства для администраторов...
Отчета о самооценке iconПриложение к письму департамента образования от 07. 08. 2007 Форма отчета о самооценке
Муниципальное образовательное учреждение Медягинская основная общеобразовательная школа
Отчета о самооценке iconПриложение к письму департамента образования от 07. 08. 2007 Форма отчета о самооценке
Муниципальное образовательное учреждение Медягинская основная общеобразовательная школа
Отчета о самооценке iconПриложение к письму департамента образования от 07. 08. 2007 Форма отчета о самооценке
Муниципальное образовательное учреждение Медягинская основная общеобразовательная школа
Отчета о самооценке iconОтчета о самооценке Самооценка (отчет) Наименование муниципального района Городской округ г. Переславль-Залесский Ярославской области
«Чебурашка» второй категории расположено в Восточном микрорайоне г. Переславля-Залесского
Отчета о самооценке iconОтчета о самооценке муниципального дошкольного образовательного учреждения Раздел Инвариантный перечень (информация предоставляется за последние три года)
Что более всего нуждается в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?
Отчета о самооценке iconОтчета о самооценке муниципального дошкольного образовательного учреждения Раздел Инвариантный перечень (информация предоставляется за последние три года)
Что более всего нуждается в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы