Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях icon

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях




НазваниеМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
страница1/5
Дата06.09.2014
Размер1.13 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4   5
1. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.doc
2. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/ПРОГРАММА ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КУРСОВ.doc
3. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc
4. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/Программа коррекционной работы.doc
5. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.doc
6. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.doc
7. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/Титульный лист ОП НОО.doc
8. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc
9. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/планируемые результаты ноо.doc
10. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/программа духовно -нравственного развития.doc
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
2. Планируемые результаты начального общего образования
Учебный план начального общего образования
Администрация гаврилов ямского муниципального района управление образования моу митинская основная общеобразовательная школа основная образовательная программа начального общего образования
8. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Функциональное значение ууд
Программа отдельных учебных предметов и курсов
Пояснительная записка введение

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

3. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся НОО

4. Научно-теоретические основы при организации духовно-нравственного воспитания .

5. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся НОО

6. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени НОО:

6.1. урочная деятельность

6.2. внеурочная деятельность

6.3. внешкольная деятельность

6.4. семейная деятельность

7. Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

8.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся НОО

9. Ресурсное обеспечение программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся НОО

10. Создание системы мониторинга по реализации программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

I. Пояснительная записка.

1. Нормативно-правовая основа программы:

* Закон Российской Федерации «Об образовании»

* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

* Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

* Примерная федеральная образовательная программа начального общего образования

* Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

* Письмо Министерства образования Российской Федерации «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в образовательном учреждении»

* Региональные, муниципальные и школьные нормативные акты
2. Особенности духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в МОУ Митинская ООШ:

* Расположенность школы в 35 км от районного центра, в сельской местности

* Удалённость от досуговых, детских и подростковых общественных организаций

* Ограниченность общения со сверстниками

* Достаточно низкий уровень обеспеченности и образованности родителей

* Резкое снижение уровня чтения, классической художественной литературы

* Отрицательное влияние на сознание ребёнка средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, видео- аудио компьютерная индустрия)

* Отсутствие у детей желания участвовать в деятельности детских и подростковых общественных организаций, ориентирующих на нравственные идеалы

* Наличие молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствие и потребление

* Разрастание в обществе межнациональной, межрелигиозной, межпоколенной розни и напряженности

II. Ценностные установки духовно-нравственного развития

и воспитания учащихся.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостояния общества;

  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • личность – саморазвитие и самосовершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личному и нравственному выбору;

  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание,

  • человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

III. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Высшая цель образования – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель программы:

Воспитание и социализация духовно-нравственной личности на основе реализации программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в урочной и внеурочной деятельности на ступени начального общего образования.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  1. Формировать способность к духовному развитию, реализации собственного творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и желания «становиться лучше».

  2. Укреплять нравственность, основанную на внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести.

  3. Осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

  4. Формировать нравственное отношение к учению.

  5. Формировать осознанное представление о добре и зле, должном и недопустимом, позитивную нравственную самооценку.

  6. Формировать способность открыто выражать свою нравственную позицию, проявлять самокритичность.

  7. Формировать способность к самостоятельным поступкам, совершаемым на основе морального выбора, принимать ответственность за их результаты.

  8. Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, настойчивость в достижении результата.

  9. Формировать умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  1. Формировать чувства личной ответственности за Отечество.




  1. Формировать чувство патриотизма, любви к большой и малой Родине.




  1. Развивать доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.




  1. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками, педагогами, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.


  1. Формировать осознанное и уважительное отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;




  1. Формировать уважения к языку, культурным традициям, истории и образу жизни народов России.



В области формирования семейной культуры:

  1. Формировать отношение к семье как основе российского общества.




  1. Формировать у обучающихся уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим.




  1. Формировать представления о семейных ценностях.


IV. Научно-теоретические основы при организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Подходы:

  • 1. Системно-деятельностный, ориентация на формирование обобщённых способов познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, проектной деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности.

  • 2. Компетентностный

  • 3. Гомоцентрический или человекоориентированный подход

Вся деятельность опирается на индивидуальность ребёнка.
Принципы:

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

1. Принцип ориентации на идеал.

Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

2. Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающихся имеет пример учителя.

3. Соответствие внеурочной деятельности возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям.

4. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников.

5. Личностная ориентация содержания духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

6. Принцип социальной востребованности.

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Полноценное духовно-нравственное воспитание развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для духовно-нравственного поступка.

V. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:


  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Ценности: любовь к Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представление о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку, как к государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится образовательное учреждение;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком обязанностей.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека; равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории культуры нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.




  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Задачи:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.




  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни; здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • первоначальное представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, кино, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.




  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)


Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человек в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.



  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве.

Задачи:

  • представление о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


VI. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени

начального общего образования

6.1. Урочная

6.2.Внеурочная

6.3.Внешкольная

6.4.Семейная
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения





Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях

1 класс

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Л. Толстой

«Правда всего дороже», «Два товарища», «Два раза не умирать»




Получение первоначального представления о базовых ценностях, традиционных моральных нормах российских народов, усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений.













2 класс

«Учимся читать: Читая – думаем»

К. Ушинский «Наше Отечество»


«Учимся читать: читаем выразительно»
В. Осеева «Три товарища»

С. Благинина «Посидим в тишине»
«Учимся работать с текстом. Автор и его герои».


А. Гайдар

«Совесть»

Л. Пантелеев

«Две лягушки»
«Учимся работать с текстом» План и пересказ.
Н. Носов «а горке»

В. Осеева «Хорошее»

«В мире книг»

К. Ушинский

«Два плуга»



Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явившие примером исполнения гражданского долга.


Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений между людьми.
Ознакомление с основными правилами поведения, обсуждения поведения людей, усвоение первоначального опыта взаимоотношений.

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, приобретение опыта нравственных

взаимоотношений.



Уважительное отношение к труду, первоначальные представления о роли труда в жизни человека.


Знакомство с трудом своих прародителей.











3 класс

(из пояснительной записки)

В учебнике для 3 класса выдвигается принцип систематизации учебного материала по актуальной идейно-нравственной проблематике, что позволяет усилить мировоззренческую направленность уроков чтения.

В книге дается богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии.

Идейно-тематический принцип группировки произведений позволяет рассматривать различные точки зрения на духовно- нравственные проблемы.


«Труд человека кормит, а лень портит»
К. Ушинский

«Как рубашка в поле выросла»

Е. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

И Крылов

«Стрекоза и Муравей».
«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»

Русские народные сказки

«Как мужик гусей делил», «Дочь - семилетка»

«Тайное всегда становится явным»
Н. Носов

«Огурцы»
Л. Пантелеев

«Честное слово»

«Унылая пора! Очей очарованье»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

А. Фет «Ласточки пропали»

Ф. Тютчев

«Листья»

«Ежели вы вежливы»

В. Осеева

«Волшебное слово»

«Каждый свое получил»

И.Крылов

«Чиж и голубь»

Л. Толстой

«Белка и волк»

«Комар и лев»
«За доброе дело стой смело»

Л. Толстой «Два товарища»

Б. Полевой

«Последний день Матвея Кузьмина»

С. Баргузин

«Страшный клад»


С. Маршак

«Рассказ о неизвестном герое».


«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»

«Снег летает и сверкает»
«Весна идет, весне дорогу»


Ознакомление с героическими страницами истории России, примеры гражданского служения, исполнение патриотического долга, знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны.

О подвигах Российской армии, защитниках Отечества.
Беседа о человеке, явившимся собой достойный пример гражданственности, обучение распознаванию хороших и плохих поступков ; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений;

Оказание помощи нуждающимся.


Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, обучение распознаванию хороших и плохих поступков, обсуждение поступков и поведения разных людей»

Ознакомление с основными правилами поведения, уважительное отношение к старшим.

Воспитание уважения к старшему поколению, укрепление преемственности между поколениями.

Обучение распознаванию хороших и плохих поступков, овладение навыками вежливого, приветливого отношения к старшим, взаимной поддержке.



Первоначальные сведения о труде своих прародителей, краеведение, приобретают опыт уважительного отношения к труду, уметь ценить время.





Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в природе в разное время года. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.

Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного взаимодействия природой, экологически грамотного поведения в природе.



Ознакомление с этическими идеалами, традициями художественной культуры, обучение видеть прекрасное в труде и поведении людей, обучение различать добро и зло, отличать плохое от хорошего»

Формирование представлений об этических идеалах и ценностях, обучение различать добро и зло, отличать хорошее от плохого.

Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в природе в разное время суток, года, в различную погоду.

Разучивание стихотворений, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.


4 класс

«О доблестях, о подвигах, о славе»
Былина «Добрыня и Змей»

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» «Илья Муромец и Соловей разбойник»


Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнь замечательных людей, явившихся примером гражданского служения, исполнения патриотического долга.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России.


.













«Уж сколько раз твердили миру»

И. Крылов

«Лебедь, Щука и Рак»,

«Мышь и крыса»




Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе, приобретение опыта совместной деятельности.













«Оглянись вокруг»»

М.Пришвин «Глоток молока»

К. Паустовский

«Заячьи лапы»,

«Корзина с еловыми шишками»




Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, оказания помощи нуждающимся, забота о животных, других живых существах природе.

Получение первоначального опыта позитивного взаимоотношения в семье.







Усвоение представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран; получение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природой.

Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, умение выражать свои чувства в искусстве.

« В начале было слово, и слово было Бог…»




Получение первоначальных представлений о ценностях отечественной культуры, традиционных моральных ценностях российских народов, культурные и духовные традиции народов России, ознакомление с деятельностью традиционных организаций, формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.














«Мир волшебных звуков»
















Получение элементарных представлений о этических идеалах и художественных ценностях культуры России, обучение видеть прекрасное в окружающем мире, разучивание стихотворений, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.

Духовно-нравственное воспитание на уроках окружающего мира


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях эстетическое воспитание .

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.




Младший школьник.







усвоение правил экологически грамотного поведения в природе.

(дидакт. игра «Я – культурный человек»)

Составление здоровьесберегающего режима дня младшего школьника, соблюдение личной гигиены. (проведение дидактической игры «Время знаю – всюду успеваю»).

Приобретение опыта уважительного отношения к учебному труду, школьным принадлежностям, обязанностям ученика.

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.







Окружающий мир и его изучение.




- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края.

- познание окружающего мира через наблюдения за природой (участие в экскурсиях по микрорайону, городу)

- получение первоначального опыта общения с природой.
















Разнообразие и красота растений. Разнообразие грибов.







- значение растений в природе и в жизни человека, бережное отношение к ним, показать необходимость сохранения видового многообразия растений,

- знакомство с тем, как человек использует древесину, экономном расходовании бумаги, повторном использовании бумажных отходов.










Знакомство с Красной книгой России. Растения, занесенные в Международную Красную книгу.




Разнообразие и красота животных.







- забота человека о сохранении многообразия животных.

- создание заповедников, заказников, зоопарков.

- проблема загрязнения водоемов человеком, нанесение вреда животным водоемов.







- посильное участие в заботе о животных, других живых существах, природе. (проведение экскурсий в зоопарк).









Ориентирование в пространстве и во времени.




Путешествия - источник знаний об окружающем мире.

(игра «Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени)







Знакомство с профессией археолога.




Архиологические раскопки - источник знаний о прошлм.




Способы изображения предметов и местности



















- знакомство с исторической картой Изображение исторических событий на исторической карте.




Как изображают землю



















-представление древних о форме Земли.

- первые космические полеты вокруг Земли и на Луну.




Россия на географической карте.







- изучение темы «Богатства недр» родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых
















Природные зоны и природные сообщества.




- «Особенности природы разных зон и приспособляемость разных растений и животных к условиям обитания:

- разнообразие растений и животных водоемов.

(оформление аппликаций, иллюстрирующий растительный и животный мир природных зон).


«Условия жизни и занятий коренного населения пустынь, тундры, степи, лесной зоны»

- экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека и пути их решения. (организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах).

- экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озер и осушением болот.

- природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.

















Важнейшие события в истории Отечества.





«Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV – XVII веков.

«Отражение исторических событий России и родного края XVIII – XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства»

(ролевая игра «Я – экскурсовод по историческим местам родного края»).













- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга.

- Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья». «Александр Невский», «Куликовская битва», Дмитрий Донской. Иван Грозный. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Петр Великий – первый император Российской империи.

Россия времен Екатерины II.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов.

Революция в России в начале XX века. Образование советской России.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа. Г.К. Жуков.

9 мая – День Победы. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края.

Образование современной России.

- получение первоначальных представлений о конституции РФ, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом РФ.

«Государственное устройство современной России: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации.

(Проведение экскурсий к историческим памятникам, в исторический музей).





Материки и океаны Земли.







- Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.










- Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Имена российских путешественников на карте мира, России.

- Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия) (практическая работа «Прокладывание маршрутов путешествий).






Человек и природа.




- обучение видеть прекрасное в окружающем мире; разучивание стихотворений, просмотр учебных фильмов о природе.

- усвоение представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.

- получение первоначального опыта экологически грамотного поведения в природе (экскурсии, путешествие по родному краю).

- приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья.

-составление здоровьесберегающего режима дня.

- поддержание чистоты и порядка в помещениях

- соблюдение санитарно-гигиеничес-ких норм труда и отдыха.

- получение навыков- следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела.


- обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значение творчества в жизни человека и общества.










Красота и разнообразие неживой природы.




- обучение видеть прекрасное, красоту природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников.

-усвоение позитивных образов взаимодействия с природой, участие в экологической деятельности, показать важность сохранения красоты и чистоты земель, проблему загрязнения водоемов, важность сохранения чистоты источников питьевой воды.










Ознакомление с историей и культурой родного края (проведение экскурсий)




Человек и общество.




- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества.







- знакомство с профессиями своих родителей и прародителей; создание презентации «Труд наших родных».

- приобретение умения и навыков самообслуживания в школе и дома (распределение обязанностей в семье, забота о младших, стариках, помощь взрослым).

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса.

Овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым , обучение дружной игре, взаимной поддержке, участие в коллективных играх.

- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

(беседы о семье, составление родословной, проекты «Моя семья» «Семейный альбом»)

- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье

( проведение семейных праздников).

- формирование понятия «Семья- ячейка общества, его основа».




Наша Родина – Россия.

















- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (проведение государственных выставок, отражающих культурные и духовные традиции народов России).

- получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом РФ, знакомство с правами и обязанностями гражданина России, правами и обязанностями ребенка

- ознакомление с героическими страницами истории России (проведение экскурсий по историческим и памятным местам)

- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, особенностями быта народов России. (ролевая игра «Я - экскурсовод» (по родному краю) изготовление аппликаций «Национальные одежды народов России», экскурсии (достопримечательности и исторические памятники родного города).




Человек – творец.




- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России (проведение экскурсий в музей архитектуры, краеведческий музей, художественный музей, знакомство с репродукциями.

- обучение видеть прекрасное в труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (посещение музея «Марья-искусница».

- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии с природой (просмотр фильмов «Переработка отходов, их использование – решение экологической проблемы», «Проблема загрязнения окружающей среды наземным, водным и воздушным транспортом. Создание экологически чистых транспортных средств».
















Разнообразие изменений в окружающем мире.




- наблюдения - источник знаний о природе (прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека)


- изменения, происходящие в природе, в жизни человека, обществе, обусловлен-

ные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменение быта).




- знакомство с профессией метеоролога, значение профессии метеоролога для людей.




-значение природы в жизни наших предков (наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках)- отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.




Осенние изменения в природе и жизни человека.




-образ осени в искусстве (явления поздней осени в природе)

- обучение видеть прекрасное в природе родного края.







- осенние заботы человека (осенние работы на пришкольном участке)

Ролевая игра «Осенняя ярмарка».

- приобретение начального опыта участия в общественно- полезной деятельности (уборка урожая).




- осень в жизни наших предков (повседневные заботы, обряды, обычаи).




Тела и вещества.










- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма

( Защита организмов от болезнетворных бактерий),

- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своего тела.













Свойства воздуха, воды, почвы.







- Значение воздуха для живого , состав чистого воздуха, источники загрязнения воздуха, меры по сохранению его чистоты.

- Значение воды для живого (очистка воды в природе, в быту, в городе) - необходимость бережного использования воды.

(источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты).

- Разрушение почвы в результате деятельности человека (меры по охране почвы от разрушения и загрязнения).

(проведение экскурсии к водоему)

«Почва и её значение для живого»

Правила гигиены при работе с почвой.







- Использование воздуха нашими предками.

- Старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы.




Зимние изменения в природе и жизни человека.




- обучение видеть прекрасное в природе в разное время года (особенности погоды зимних месяцев),

- обучение понимать красоту окружающего мира (зимние явления: изморозь, гололед, метель, иней).




- показать опасность для здоровья во время гололеда, метели, снежных заносов, низких температур.

- взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время (изготовление кормушек для птиц).




Зима в жизни наших предков: праздники, обычаи.




Организм человека и его здоровье.







- показать фильм и рассказать о вреде табачного дыма и ядовитых газов.

- приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, взаимодействия человеческого организма.

(инфекционные и простудные заболевания органов дыхания)

- показать вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания, важность пребывания на свежем воздухе.

- значение выполнения режима дня для здоровья.

- предупреждение заболеваний органов пищеварения.

- гигиена кожи (получение навыка следить за чистотой своего тела).

-роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.







-отношение к курению наших предков.

(Как лечились наши предки).




Развитие животных и растений.




(проведение экскурсии в зоологический музей, ботанический сад).

- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края;

Разучивание стихотворений, просмотр художественных фильмов о растениях, животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)




















Весенние изменения в природе и жизни человека.







- знакомство с весенними природоохранительными мероприятиями.

«Изменения в живой и неживой природе весной»

- получение знаний о безопасном поведении на солнце, воде, в лесу в весенний период времени.

- рассказать о весенних заботах животноводов, полеводов, садоводов, огородников, об особенностях ухода за растениями.

(Проведение праздника прилета птиц.)











Изменение быта и культуры наших предков.




- ознакомление с традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (посещение исторического музея и музея народного творчества).

«Родной язык и народный фольклор» как источники знаний о быте и культуре народа.

- показать важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.




- ознакомление с занятиями сельских жителей, занятия горожан в старину (гончарное, кузнечное, стеклодувное, деревянное зодчество)

- развитие торговли на Руси («Занятия купцов, Товарообмен, Появление денег. Семейный бюджет».)

- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры («Старинный уклад жизни наших предков»

Составление аппликаций «Прошлое и настоящее».)

- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны,

- ознакомление с героическими страницами истории России.

«Старинный уклад жизни наших предков» «Природа в их жизни и верованиях».

- получение элементарных представлений о церковно-приходской школе.

(отличие современной школы от старинной)

«Учреждение образования в родном крае».

- Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов - архитектурные памятники России.

(Ролевая игра «Веселье крестьянина»)
  1   2   3   4   5



Похожие:

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма объединения дополнительного образования «Волшебная нить» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Приложение к письму Минобразования...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях
Руководителям образовательных учреждений, территориальных, муниципальных и региональных органов управления образованием рекомендуем...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях
Руководителям образовательных учреждений, территориальных, муниципальных и региональных органов управления образованием рекомендуем...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по коррекции рабочих программ Методические рекомендации по коррекции рабочей программы учителя математики
За период со 02. 11. 2009 по 22. 11. 2009 из–за объявленного в городе карантина в общеобразовательных учреждениях не проведены учебные...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconКомитет образования и науки курской области государственной образовательное учреждений дополнительного образования детей областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодежи Методические материалы в помощь педагогам,
...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях Общие положения
Письмо Минобразования РФ от 20 декабря 2000 г. N 03-51/64 о «Методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по преподаванию международного гуманитарного права в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея в курсе биология 2008-2009 учебном году
Уже более десяти лет департамент образовательных программ Международного Комитета Красного Креста / мккк / совместно с Министерством...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Курган 2009
Методические рекомендации адресованы педагогам-психологам, учителям, педагогам дополнительного образования, а также специалистам,...
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconДепартамент образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение
Методические рекомендации о мерах по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных учреждениях
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях iconСоздание системы дополнительного образования в соответствии с потребностями учащихся и их родителей
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы