Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера icon

Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера




Скачать 310.92 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера
Дата14.01.2013
Размер310.92 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник


Российская Академия образования

Центр дистанционного образования "Эйдос"
Научная школа А.В.Хуторского
VII Всероссийская дистанционная ученическая конференция

14– 29 апреля 2010 года


ИМПЕРИЯ ЛИКОВ ИЛИ СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ РОЛЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

Исследовательская работа по психологии


Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея № 29 г.Ижевска Попова Вера

Руководитель: Колзина А.Г., педагог-психологи ЭМЛи № 29 г. Ижевска


На протяжении многих веков людей интересуют взаимоотношения между людьми в различных группах и роли, которые они играют. Эта тема актуальна и в настоящее время, так как многие организации, предприятия, учреждения работают в групповой форме. Слаженная и успешная работа в коллективе возможна лишь в условиях личностного комфорта деятельности.

Рабочая группа (коллектив) - сейчас единица функционирования общества, работа которой – базовый процесс социума, составляющая его механизма.

И нарушения в ней нежелательны.

Основоположниками теории ролей являются такие ученые, как Морено, Шиндлер, МакДугл, Тард, Лебон, Сигеле.

Цель данной работы - выявить роли в коллективе, их отличительные особенности, возможности коррекции и профилактики.

Для реализации цели решаются следующие задачи:

  • ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме;

  • провести практическое исследование по выделению ролей и их особенностей;

  • проанализировать полученные данные;

  • дать практические рекомендации.


Теория ролей является предметом изучения социальной психологии. Эта наука полностью сформировалась и выделилась в самостоятельную в середине 19 века. Ее первыми теориями были:

  1. Теория психологии народов;

Теория гласит, что народ-это движущая сила истории, проявляющая себя в искусстве, культуре, языке.

  1. Теория психологии масс;

В ней говорится о том, что в коллективе человек теряет свою индивидуальность, в его поведения преобладают чувства, а не интеллект, исчезает чувство личной ответственности.

  1. Теория инстинктов социального поведения ;

Говорит о том, что наше социальное поведение - это выражение наших животных инстинктов.

Предметами изучения современной социальной психологии являются:

  1. психологические процессы, состояния и свойства индивида;

(его поведение, чувства, характер)

  1. взаимодействия между людьми;

(общение)

  1. психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп;

(формирование ролей, общение, конфликты)

  1. массовые психические явления.

(такие как слухи, мода, паника- т. е. общесоциальные явления)

К объектам социальной психологии относят:

  • личность в группе,

  • взаимодействие в системе «личность — личность»,

  • малые группы

  • взаимодействие в системе «личность — группа»,

  • взаимодействие в системе «группа — группа»,

  • большая социальная группа.


Для чего нужен коллектив? Чтобы следовать поставленной цели и выполнять необходимые задачи. А кто ставит цели и формулирует задачи? Это - лидер. Из коллектива он выделяется тогда, когда возникает потребность в постановке цели и нахождении путей ее реализации. За лидером закрепляется право на принятие окончательного решения, и он же несет ответственность за его последствия.

^ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

По представлениям Шиндлера, чтобы в коллективе узнать лидеров, опрашивают о следующих ролях: «император», «верховный мудрец», «наместник императора», «Мудрец-одиночка», «король в изгнании», «царь враждебной империи», «наместник царя враждебной империи».

Мы попробовали дополнить список и провести анкетирование в одном из классов нашей школы:

Лидер, генератор идей, палач , жертва, дипломат (соглашатель внутри группы), оппозиционер (ниспровергатель, критик, циник), отверженный, слуга, шут-паяц (юморист), мудрец, судья, торговец и другие.

Мои предположения об основных характеристиках представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные роли (теоретические)

Лидер

Обладает организаторскими способностями, сильный, решительный, обычно практического склада ума, умеет пробудить энтузиазм в коллективе и направить его для достижении поставленной цели

Приближенный лидера

Обычно является другом или приближенным лидера, поддерживает его начинания, контролирует многие процессы в коллективе, умен, хитер, коммуникабелен, часто лицемерен

Слуга

Стоит ниже по иерархии чем приближенный лидера; выполняет поручения лидера, многие члены коллектива его недолюбливают; его поведение можно сравнить с поведением шакала

Мудрец

Умен ( обычно умнее остальных членов коллектива, а зачастую и лидера), философичен, может являться генератором идей, но не всегда пользуется уважением, может остаться непонятым

Палач

Человек сильный, решительный, циничный, способный унизить или причинить боль, как физически ,так морально, может подчиняться лидеру, а может им являться

Жертва

Слабый, неуверенный в себе человек, может так же играть роль слуги, чем то отличающийся, нелюдимый

Лидер-оппозиционер

Так же лидер, но имеющий другие принципы, цели, настроенный против др. лидеров, соперничает с ними

Приближенный оппозиционера

Приближенный или друг лидера – оппозиционера( описание см. выше графа «Приближенный лидера»)

Отверженный

Человек неуверенный или с какой-либо особенностью, отделен коллективом, может явл. Лидером -оппозиционером

Независимый

Со своими принципами, сам отделился от коллектива, нелюдимый или гордый человек


Так появилась первая (основная) анкета. Для более точного и детального изучения ролей и их характеристик мы создали вторую – «характеристическую» анкету. Анкеты представлены ниже. Исследование проводилось среди учащихся младших классов, в нем участвовали 21 человек - один коллектив. Обработка результатов анкетирования и сводная таблица результатов представлены далее.

Анкета 1

  1. Император (лидер)

  2. Премьер-министр при императоре (приближенный лидера)

  3. Слуга императора

  4. Мудрец

  5. Палач

  6. Император вражеской стороны

  7. Премьер-министр при императоре вражеской стороны

  8. Жертва

  9. Отверженный

  10. Независимый (со своими принципами, держится отдельно)

Анкета 2

    1. Художник

    2. Певец

    3. Музыкант

    4. Философ

    5. Писатель

    6. Поэт

    7. Изобретатель

    8. Физик

    9. Математик

    10. Ученый

    11. Дипломат

    12. Журналист

    13. Искусник

    14. Церемониймейстер



Таблица 2

Обработка результатов



Имена

Художник

Музыкант

Писатель

Изобретатель

Математик

Дипломат

Мастер(ица)

Переводчик

Путешественник

Торговец

Артист

Певец

Философ

Поэт

Физик

Ученый

Журналист

Церемониймейстер

Спортсмен

Целитель

Герой

Шеф-повар

1




 

 

 

1

 

3

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

7

1

2

1

2




 

 

 

 

2

 

 

 

 

8

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

1

 

3




9

3

1

 

 

 

6

1

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

4




 

 

 

1

 

 

 

4

1

1

13

1

 

 

 

 

3

 

 

1

1

1

5




 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

6




 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

7




 

 

2

 

 

 

 

4

4

1

 

 

 

 

 

1

1

3

 

 

 

1

8




 

 

7

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

9




 

10

2

 

 

1

1

2

10

 

 

3

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

10




 

 

1

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

4

 

11




 

2

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

1

 

 

 

2

 

 

2

 

1

12




1

 

 

4

 

1

3

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

13




2

 

1

 

9

4

1

 

 

 

 

 

 

 

2

4

 

1

 

2

2

2

14




 

 

 

1

 

3

 

3

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

6

 

2

2

15




 

1

1

 

 

 

1

1

 

 

3

1

 

 

 

 

3

10

 

1

 

4

16




6

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

17




 

 

 

 

 

 

 

3

 

1

1

 

1

 

 

 

1

 

3

1

 

 

18




 

 

 

1

5

 

1

 

 

 

 

 

13

 

3

7

 

 

 

1

 

 

19




 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

12

2

 

 

 

 

 

 

20




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1




Выраженный №

3

9

8

19

13

13

3

4, 7

9

2

4

9

18

9

19

18

4, 15

15

1

6, 11,13

10

15




Мах голосов

9

10

7

8

9

4

6

4

10

8

13

3

13

13

12

7

3

10

7

2

4

4

Таблица 2

Результаты

Имена

Роль1

Роль2

Роль3

Роль4

Роль5



Слуга императора

Спортсмен

Премьер-министр при императоре

Слуга императора

 



Торговец

Премьер-министр

Император

 

 



Жертва

Художник

Мастер(ица)

 

 



Переводчик

Артист

Журналист

 

 



Император вражеской стороны

Отверженный

 

 

 



Целитель

Мастер(ица)

 

 

 



Переводчик

Слуга императора

Путешественник

 

 



Писатель

Поэт

Отверженный

Независимый

 



Музыкант

Путешественник

Певец

 

 



Независимый

Палач

Слуга императора

Герой

 



Независимый

Целитель

 

 

 



Изобретатель

Жертва

Слуга императора

 

 



Император

Мудрец

Математик

Дипломат

Целитель



Премьер-министр при императоре

Спортсмен

 

 

 



Слуга императора

Журналист

Церемониймейстер

Шеф-повар

 



Художник

Поэт

 

 

 



Премьер-министр при императоре

Мудрец

Переводчик

Спортсмен

 



Мудрец

Философ

Ученый

 

 



Премьер-министр при императоре вражеской стороны

Изобретатель

Физик

 

 



Император вражеской стороны

Шеф-повар

 

 

 

Действительные роли

Император/Лидер

Качества: ум, сила, решительность

Склонности/Увлечения: математика


^ Приближенный императора/ лидера

Качества: организаторские способности, коммуникабельность

Склонности/Увлечения: спорт, журналистика


Слуга

Качества: физическая слабость, неуверенность в себе, порой подобострастие

Склонности/Увлечения: противоположные лидерским ,спорт, языки, лидерские увлечения


^ Мудрец

Качества: ум, начитанность

Склонности/Увлечения: различные науки


Палач

Качества: сила, независимость

Склонности/Увлечения: спорт


^ Жертва

Качества: неуверенность , отвлеченность

Склонности/Увлечения: творчество


Отверженный

Качества: некое отличие от других

Склонности/Увлечения: творчество


Независимый

Качества: сила, жестокость или великодушие

Склонности/Увлечения: творчество, языки


Выводы


Престижные роли стремятся играть большинство и путем самовыдвижения многие испытуемые назначали себя на роль «императоров», «мудрецов», «премьер-министров», «независимых». В классе, который мы изучили, оказалось ,что для того, чтобы быть на «верхушке», необходимы сила, ум, решительность, математические способности, успех в олимпиадах. Интересно, что «престижными для данного класса считаются увлечения науками, языками, журналистикой (свободное говорение), « непрестижными» - творчество (музыка, изо, поэзия, кулинария), в коллективе не оказалось «целителей» (помощников). Возможно, это связано со специализацией коллектива и школы в целом. Роль палача и роль жертвы оказались, как ни парадоксально, совмещены и при этом выделяется новая роль «провоцирующая жертва». Унизительные и далекие роли испытуемые переносят на неприятных или непонятных для них членов коллектива. Вторая анкета позволила учащимся оценить сильные стороны друг друга. Всех ребят мы ознакомим с результатами анкетирования в индивидуальном порядке. В перспективе мы собираемся создать сказку с описанием отношений и психологической атмосферы в классе для того, чтобы учащиеся задумались о том, что и как можно изменить чтобы «в империи» стало всем комфортно.


Заключение :

В будущем можно провести исследование на нескольких классных коллективах разных возрастов, поскольку каждая группа будет уникальна и нам представляют интерес характеристики лидеров как характеристики ценностей класса, а также анкетирование по второй части позволит выяснить потенциал личностей и наметить тенденции к позитивному изменению коллектива. В качестве условий для позитивных изменения - возможность для реализации обладателями «непрестижных ролей» в области своего таланта.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Анатолий Юркин. "Какие роли играются в коллективе" // Журнал "Житейские будни", июль 2007, стр. 18-20.

2. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю., Машаров И.М., Управление и диагностика персонала, СПб, СПбИВЭСЭП, «Знание», 2002г., с. 63.

3. Урбанович А.А., Психология управления, Минск, «Харвест», 2005г., с. 276-277, 282-285.

4. Рогов Е.И., Психология группы, М., «Владос», 2005г., с. 251-252.




© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2010 www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru



Похожие:

Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconИсследование по психологии Автор: Васильева Марина,ученица 10 класса моу экономико-математического лицея №29
Автор: Васильева Марина,ученица 10 класса моу экономико-математического лицея №29
Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconА. В. Хуторского VII всероссийская дистанционная ученическая конференция 14- 29 апреля 2010 года вечный двигатель исследовательская работа
Автор: Кузнецов Никита, ученик 8 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска
Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconА. В. Хуторского VII всероссийская дистанционная ученическая конференция 14- 29 апреля 2010 года Коррекция детских страхов Исследовательская работа
Автор: Еговкина Юлия, ученица 8 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевск
Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconА. В. Хуторского VII всероссийская дистанционная ученическая конференция 14- 29 апреля 2010 года Forms of addressing in Russian and English languages Исследовательская работа
Автор: ученик 9 г класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Бывальцев Константин
Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconА. В. Хуторского VII всероссийская дистанционная ученическая конференция 14- 29 апреля 2010 года решение
Автор: Кочурова Мария, ученица 9 класса Экономико-математического лицея г. Ижевска
Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconИсследование по лингвистике автор: Бланк Филипп, ученик 8 класса Экономико- математического лицея №29 города Ижевска
Автор: Бланк Филипп, ученик 8 класса Экономико- математического лицея №29 города Ижевска
Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconА. В. Хуторского V я Всероссийская дистанционная ученическая конференция 15- 29 апреля 2009 года интернационализмы в иностранных языках исследование
Автор: Уранова А., ученица 5 класса экономико-математического лицея №29, г. Ижевск
Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconА. В. Хуторского VII всероссийская дистанционная ученическая конференция 14- 29 апреля 2010 года «Сравнительное содержание витамина с в продуктах питания» Исследование
Автор: Шаранов Дмитрий, ученик 3 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска
Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconИсследование по физике Автор: Белоусов Антон ученик 5 класса Экономико- математического лицея №29 города Ижевска,e-mail
Я выбрал эту тему потому что мое хобби, это гонки на радиоуправляемых автомобилях 10-ого масштаба. Для таких моделей существует много...
Исследовательская работа по психологии Автор: ученица 9 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Попова Вера iconИсследовательская работа по лингвистике Автор: Бывальцев Константин,моу экономико-математический лицей №29, класс 8Б
Научный Григорьева Татьяна Анатольевна, преподаватель русского языка
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы