Задача «сделать или купить» icon

Задача «сделать или купить»




Скачать 121.97 Kb.
НазваниеЗадача «сделать или купить»
Дата19.11.2012
Размер121.97 Kb.
ТипЗадача
источник

ЗАДАЧА «СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ»


Задача «что закупить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача MOB,* решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

В более широком плане задача MOB — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.

Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

— потребность в комплектующем изделии невелика;

— отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

— отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

— потребность в комплектующих изделиях стабильна, и достаточно велика;

— комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

^ МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.


 

Оглавление

 

VII. ЛОГИСТИКА

5. Механизмы закупочной логистики

Важность функции снабжения для эффективного функционирования предприятия

В ЛЦ каждая организация покупает МР у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, МР все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится свого рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами МР является механизмом, который фактически запускает МП в движение по цепи поставок.

^ Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др. Снабжение – это важная функция логистики по двум основным причинам:

1) от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;

2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия. Цель закупочной логистики – создание надежного и беспрерывного МП в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. К основным задачам закупочной логистики относят:

·  Информационные: определение потребности в МР; исследование рынков закупок; задача "сделать или купить"; задача выбора поставщика;

·  Задачи реализации;

·  Задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками:
1)     тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;
2)     обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, специалистами по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.);
3)     согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии;
4)     анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.

Информационные задачи закупочной логистики: задача «сделать или купить», задача «выбора поставщика»

^ Задача "сделать или купить"

Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно производить все используемые в своей деятельности ресурсы. Поэтому актуальной является задача принятия решения (ПР) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. ПР по проблеме "сделать или купить" (MOB – Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь. К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии.

^ К плюсам самостоятельного производства относятся: снижение зависимости предприятия от поставщиков, от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия; возможность непосредственного управления качеством комплектующих на стадии их производства и др. К плюсам внешних закупок относятся: как правило, более высокое качество и низкая себестоимость комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на основном виде деятельности; гибкость в изменении видов выпускаемой продукции за счет быстрого получения требуемых МР от поставщиков и др. В табл. 5.1 представлены условия, при которых может быть (но не обязательно) принято решение о внешних закупках или собственном производстве.

Таблица 5.1

Условия (выгодность) внешних закупок или собственного производства

Факторы

Выгодность

внешних закупок

собственного производства

Потребность

невелика

стабильна и достаточно велика

Необходимые мощности

отсутствуют

присутствуют

Необходимые кадры

отсутствуют

присутствуют

Поставщики исходных МР для производства комплектующих

доступны (ассортимент, качество, цены и др.)

недоступны

Транспортные тарифы

невысокие

высокие

Помимо анализа перечисленных факторов, для принятия такого решения необходимо определить и сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика, но при этом включают: затраты на оформление заказа; транспортировку; страхование; упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т.п.); оплату персонала, связанного с закупками и т.п.

Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).

Задача выбора поставщика

Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам – весьма трудоемкий и долгий процесс. Если организация ищет поставщика для важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют следующие стандартные этапы решения этой задачи.

1.     Поиск потенциальных поставщиков.
1)     объявление конкурса;
2)     изучение рекламных материалов;
3)     посещение выставок и ярмарок;
4)     переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

2.     Анализ потенциальных поставщиков по критериям:
1)     цена;
2)     качество продукции;
3)     надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
4)     удаленность поставщика от потребителя;
5)     сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
6)     наличие резервных мощностей;
7)     организация управления качеством у поставщика;
8)     психологический климат у поставщика;
9)     способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
10) финансовое положение поставщика.

3.     Оценка потенциальных или существующих поставщиками на основе:
1)     критериев выбора поставщика;
2)     анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;
3)     значимости (важности) каждого критерия;
4)     оценок поставщиков по каждому критерию.

Задачи реализации закупок

К задачам реализации закупок относят:

·  организацию и осуществление закупок: согласование цены и заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками; организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;

·  контроль поставок: соблюдение обоснованных сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;

·  подготовку бюджета закупок.
^

Решение задачи «Выбор поставщика».


После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:

- объявление конкурса;

- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в

средствах массовой информации и т. п.;

- посещение выставок и ярмарок;

- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

- удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- наличие резервных мощностей;

- организация управления качеством у поставщика;

- психологический климату поставщика (возможности забастовок);

- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока

службы поставляемого оборудования;

- финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле – к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Приведем пример расчета рейтинга поставщика (табл. 2) [1] . Допустим, что предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в (табл. 2).

 

Таблица 2

Пример расчета рейтинга поставщика

 

Критерий

выбора

поставщика

 

Удельный

вес

критерия

 

Оценка значения

критерия по

десятибальной шкале

у данного поставщика

Произведение

удельного

веса критерия

на оценку

1 . Надежность

поставки

0,30

 

7

2,1

2. Цена

 

0,25

 

6

 

1,5

 

3. Качество

товара

0,15

8

1,2

4. Условия

платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность

внеплановых

поставок

0,10

 

7

 

0,7

 

6. Финансовое

состояние

поставщика

0,5

 

4

 

0,2

 

Итого

 

1,00

 

 

 

6,3

 

 

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Приведем пример принятия решения по выбору поставщика.

Представим себе, что имеются 2 фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А - 500 км , до фирмы В - 300 км ). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км - 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.

 

Таблица 3

Расчет совокупных расходов связанных с поставкой товаров

 

Наименование показателя

 

Фирма А

 

Фирма В

 

Транспортные расходы

 

0,5уде/км х 500км= =250уде

 

0,7уде/км х 300км= =210уде

 

Расходы на разгрузочные работы

 

6уде/час х 0,5час= =3уде

 

6уде/час х 10час= =60уде

 

Всего расходов

 

253 уде

 

270 уде

 

 

Время выгрузки пакетированного груза - 30 минут, непакетированного - 10 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки - 6 уде.

Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А (табл. 3).

Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 уде в расчете на одну поставку.



Похожие:

Задача «сделать или купить» iconБраслеты из бусин. Браслеты из ниток
Самый простой способ сделать элегантный браслет из бусин это купить недорогой браслет и симпатичные бусики в отделе бижутерии, после...
Задача «сделать или купить» iconРешение задач просим направить на адрес anons@edu yar ru
Задача №1. В лаборатории испытывают надувные камеры, которые должны выдерживать высокое давление. Некоторые камеры на пике давления...
Задача «сделать или купить» iconСвои решения для предложенных задач направьте на адрес anons@edu yar ru
Задача №1. В лаборатории испытывают надувные камеры, которые должны выдерживать высокое давление. Некоторые камеры на пике давления...
Задача «сделать или купить» iconЗадача №1 После кризиса все цены поднялись на 25%. На сколько процентов меньше товаров можно купить на ту же зарплату?
После кризиса все цены поднялись на 25%. На сколько процентов меньше товаров можно купить на ту же зарплату?
Задача «сделать или купить» iconКак сделать так, чтобы мои ученики всей душой полюбили чтение?
Моя задача – лишь помочь ему. Как сделать так, чтобы мои ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать?...
Задача «сделать или купить» iconКак помочь своему ребенку стать увереннее
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не...
Задача «сделать или купить» iconРубрика «Полезные советы» Как просто сделать видеоролик
Современные технологии позволяют любому пользователю компьютера смонтировать собственный видеоролик или фильм. Это можно сделать,...
Задача «сделать или купить» iconФедина задача Николай Носов
Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами....
Задача «сделать или купить» iconЕще веточки деревьев (с зелеными листочка или без) можно украсить маленькими розочками из бумаги. Сделать такие розочки очень просто
Если вы хотите сделать такие цветы маме к 8 марта, то заранее срежьте несколько веточек деревьев и поставьте их дома в воду. Когда...
Задача «сделать или купить» iconЗадача Найти неопределенные интегралы. Задача Вычислить определенные интегралы. Задача Найти неопределенные интегралы
Задача 16. Вычислить площади фигур, ограниченных линиями, заданными уравнениями в полярных координатах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы