§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации icon

§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации




Скачать 151.19 Kb.
Название§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации
Дата18.11.2012
Размер151.19 Kb.
ТипДокументы
источник

§ 11. Культура Руси X — начала XIII в.

Зарождение русской цивилизации

ВАРИАНТ А

  1. Верны ли следующие утверждения?

А) Культура восточных славян отличалась духовным единством, хотя и имелись местные особенности.

Б) Благодаря связям с соседними народами, древнерусская культура впитала в себя традиции угро-финских и балтских народов.

    1. Верно только А;

    2. верно только Б;

    3. верны оба утверждения;

    4. оба утверждения неверны.

  1. Древнейшие письмена славян назывались:

    1. клинопись;

    2. иероглифы;

    3. резы;

    4. руны.

  2. Материалом для письма на севере славянских земель служила:

    1. рисовая бумага;

    2. береста;

    3. древесина;

    4. глиняная посуда.

  3. Широкое распространение на Руси получила переводная книга:

    1. «Стратегикон»;

    2. «Александрия»;

    3. «Анабасис»;

    4. «Анналы».

  4. Укажите особенности древнерусской культуры:

A)влияние византийской культуры;

Б) переплетение христианских и языческих традиций;

B) решающее воздействие культуры степи;

Г) единство языка, быта, образа жизни народа;

Д) античное наследие.

1

2

3

4

АГД

ВГД

БВД

АБГ

  1. Славянский алфавит был создан на основе:

    1. латинского алфавита;

    2. шумерской клинописи;

    3. греческого алфавита;

    4. скандинавских рун.

  2. Создателями славянской письменности были:

    1. Кирилл и Мефодий;

    2. Петр и Павел;

    3. Иосаф и Иосиф;

    4. Борис и Глеб.

  3. Древнейший датированный памятник старославянской письменности — это:

    1. Остромирово Евангелие;

    2. «Повесть временных лет»;

    3. «Слово о Законе и Благодати»;

    4. «Велесова книга».

  4. Развитию письменности на Руси способствовало(а):

    1. борьба с Хазарией;

    2. торговля с арабскими купцами;

    3. призвание варягов на княжение;

    4. принятие христианства.

  5. Школы в Древней Руси открывались при:

    1. боярских палатах;

    2. церквах и монастырях;

    3. княжеских дворцах;

    4. торгах.

  6. Первая школа для девочек при женском монастыре была основана:

    1. княгиней Ольгой;

    2. княгиней Рогнедой;

    3. Янкой, сестрой Владимира Мономаха;

    4. Анной, дочерью Ярослава Мудрого.

  7. Крупнейшим центром православного образования и летописания на Руси стала(о):

    1. Успенская церковь;

    2. Киево-Печерская лавра;

    3. Княжеское подворье;

    4. Троице-Сергиева лавра,

  8. Прочитайте высказывание.

То был светильник, зажженный в честь Русской земли, дабы осветить ее исторический путь. Это написано о:

    1. «Слове о полку Игореве»;

    2. Остромировом Евангелии;

    3. «Повести временных лет»;

    4. «Слове о Законе и Благодати».

  1. Автором древнерусской летописи «Повести временных лет» считается:

    1. Никон;

    2. Нестор;

    3. Лаврентий;

    4. Феодосии.

  2. В период правления князя Владимира Мономаха центром княжеского летописания стал монастырь:

    1. Псково-Печерский;

    2. Выдубицкий;

    3. Ипатьевский;

    4. Кирилло-Белозерский,

  3. Верны ли следующие утверждения?

А) Былинный эпос Древней Руси прославляет подвиги богатырей, защищавших родную землю»

Б) Тексты былин содержат поэтические описания приро­ды, красоты земного мира.

  1. Верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

  1. Первое известное литературное произведение Руси — это:

    1. «Слово о полку Игореве»;

    2. «Слово о Законе и Благодати»;

    3. «Моление Даниила Заточника»;

    4. «Слово о погибели Русской земли».

  2. Установите соответствие между терминами и определениями.

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. Былина;

  2. летопись;

  3. жития святых;

  4. хождение.

А) Жанр русской эпической песни —сказания о богатырях;

Б) биографии духовных и светских святых; лиц, канонизированных христианской Церковью;

В) наставление детям;

Г) погодная запись исторических событий;

Д) жанр древнерусской литературы, представляющий собой описания путе­шествий.




1

2

3

4













  1. Первое литературное произведение, в котором определяется место Руси в христианском мире и значение княжеской власти, — это:

    1. «Слово о лживых учителях»;

    2. «Поучение» Владимира Мономаха;

    3. «Притча о человеческой душе»;

    4. «Слово о Законе и Благодати».

  2. К виду церковной литературы (агиографии) относится:

    1. «Слово о лживых учителях»;

    2. «Сказание о Борисе и Глебе»;

    3. «Притча о человеческой душе»;

    4. «Хождение» игумена Даниила.

  3. Первые русские мемуары — это:

    1. «Послание» Феодосия Печерского;

    2. «Поучение» Владимира Мономаха;

    3. «Моление Даниила Заточника»;

    4. «Слово о Законе и Благодати».

  4. Шедевром древнерусской литературы считается:

    1. «Слово о полку Игореве»;

    2. «Повесть временных лет»;

    3. «Притча о человеческой душе»;

    4. «Послание» Климента Смолятича.

  5. «Слово о полку Игореве» рассказывает о:

    1. восстании древлян и убийстве князя Игоря;

    2. походе князя Игоря на Византию;

    3. борьбе Игоря с воеводой Свенельдом;

    4. походе Игоря, князя новгород-северского, против половцев.

  6. Героями древнерусских былин — богатырями были:

А) Алеша Попович;

Б) Евпатий Коловрат;

В) Илья Муромец;

Г) Добрыня Никитич;

Д) Филипп Нянька.

1

2

3

4

АВГ

ВГД

БВД

АБГ

  1. Легендарный сказитель древнерусских былин, слепой гусляр — это:

    1. Баян;

    2. Гомер;

    3. Свенельд;

    4. Аскольд.

  2. С верой в волшебную силу зверей, живущих в лесах, связана былина:

    1. «Волхв Всеславич»;

    2. «Илья Муромец и Святогор»;

    3. «Вольга и Микула»;

    4. «Добрыня и Змей».

  3. С появлением на Руси христианства в строительном деле стали чаще использовать:

    1. мрамор;

    2. гранит;

    3. дерево;

    4. кирпич.

  4. В храмовой архитектуре Киева и Чернигова использовали:

    1. мрамор;

    2. плинфу;

    3. известняк;

    4. гравий.

  5. Во Владимирской земле в период правления князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо были построены:

А) церковь Покрова на Нерли;

Б) церковь Спаса на Нередице;

В) Софийский собор;

Г) Успенский собор;

Д) Дмитриевский собор.


1

2

3

4

АВГ

АГД

БВД

АБГ




  1. Установите соответствие между терминами и определениями.

    ТЕРМИНЫ

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    1. Рельеф;

    2. фреска;

    3. мозаика;

    4. икона.




    А) Живописное изображение Бога или святого (святых), являющееся предме­том религиозного поклонения;

    Б) живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде;

    В) изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамиче­ских плиток и т.д.;

    Г) вид скульптуры, в котором изображе­ние является выпуклым (или углублен­ным) по отношению к плоскости фона;

    Д) сказание о святых.




    2

    3

    4



















  2. Известным иконописцем Древней Руси был:

    1. Симон Ушаков;

    2. Алимпий Печерский;

    3. Андрей Рублев;

    4. Феофан Грек.

  3. В этой технике на стене киевского Софийского собор выполнено изображение Христа, причащающего апостолов:

    1. мозаика;

    2. фреска;

    3. рельеф;

    4. рисунок.

  4. Тип храма, получивший распространение в Древнерусском государстве:

    1. романский;

    2. византийский;

    3. готический;

    4. скальный.

  5. При князе Ярославе Мудром в Киеве были построены:

А) собор Киево-Печерской лавры;

Б) Десятинная церковь;

В) Золотые ворота;

Г) Георгиевский собор Юрьева монастыря;

Д) Софийский собор.

1

2

3

4

АВГ

ВГД

АВД

АБГ

  1. Древнейший сохранившийся до наших дней храм Древне­русского государства — это:

    1. церковь Николы в Хамовниках;

    2. Успенский собор в Москве;

    3. Спасо-Преображенский собор в Чернигове;

    4. церковь Покрова на Рву.

  2. Верны ли следующие утверждения?

А) Культура Древней Руси была одновременно и культу­рой старого языческого мира, и культурой христианской.

Б) Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства.

  1. Верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие утверждения?

А) В период правления Ярослава Мудрого были постро­ены Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

Б) В период правления Ярослава Мудрого произошло кре­щение Руси.

    1. Верно только А;

    2. верно только Б;

    3. верны оба суждения;

    4. оба суждения неверны.

  1. Укажите памятники новгородского зодчества XII в.:

А) собор Киево-Печерской лавры;

Б) Георгиевский собор Юрьева монастыря;

В) Золотые ворота;

Г) церковь Спаса на Нередице;

Д) Софийский собор.

1

2

3

4

АВГ

БГД

БВД

АБГ

  1. Способ, которым создавались иконы в Древней Руси:

    1. изображение или узор, выполненный из цветных кам­ней, смальты, керамических плиток;

    2. станковая живопись на дереве минеральными краскам на клеевой основе;

    3. расплавленный до получения стекловидной массы цвет­ной песок;

    4. живопись по сырой штукатурке красками, разведенны­ми на воде.

  2. Интерьеры древнерусских храмов украшались:

А) витражами;

Б) скульптурами;

В) фресками;

Г) мозаикой;

Д) иконами.

1

2

3

4

АВГ

БВД

ВГД

АГД

  1. Установите соответствие между терминами и определе­ниями.

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. Зернь;

  2. скань;

  3. фреска;

  4. канон.

А) Живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде;

Б) система стилистических и иконографических норм;

В) вид ювелирной техники: мелкие золо­тые, серебряные или медные шарики, кото­рые напаиваются на ювелирные изделия;

Г) станковая живопись на дереве;

Д) вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.




1

2

3

4













  1. Прочитайте описание иконы.

Икона греческого письма, созданная в начале XII в., попала из Византии в храм на Вышгороде, впослед­ствии вывезена оттуда князем Андреем Боголюбским, считавшаяся покровительницей Владимирского вели­кого княжества. Речь идет об иконе:

    1. Спас Нерукотворный;

    2. Ангел Златые Власы; \

    3. Владимирская Богоматерь;

    4. Тихвинская Богоматерь.




  1. Подолом в древнем Киеве называли:

    1. укрепленный центр города;

    2. гору Щековицу;

    3. торгово-ремесленную часть города;

    4. пещеры на берегу Днепра.

  2. Клеть — это:

    1. жилая часть русского дома;

    2. помещение в доме для хранения продуктов;

    3. особое помещение при избе или отдельная нежилая по­стройка для хранения имущества;

    4. помещение для содержания скотины.

  3. В Древней Руси верхний жилой ярус в домах богатых людей назывался:

    1. клеть;

    2. терем;

    3. подклет;

    4. изба.

  4. Пристройка перед входом в дом, состоящая из площадки и лестницы, иногда под навесом, называлась:

    1. теремом;

    2. крыльцом;

    3. амбаром;

    4. погребом.

  5. Назовите памятник древнерусской литературы, где ест такие строки: «О светло-светлая и украсно-украшен земля Русская... И многими красотами удивлена еси. Всего еси исполнена земля Русская».

    1. «Слово о полку Игореве»;

    2. «Слово о погибели Русской земли»;

    3. «Слово о Законе и Благодати»;

    4. «Поучение» Владимира Мономаха.

  6. Верны ли следующие утверждения?

А) В условиях сурового климата, частых неурожаев, наше­ствий взаимопомощь и взаимовыручка вырабатывали в на­роде черты общинного коллективизма.

Б) Большое влияние на развитие русского общества оказы вали тяжелые географические и климатические условия.

  1. Верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

  1. Замедленные темпы развития русской цивилизации был связаны с:

А) многовековой изнурительной борьбой с кочевниками;

Б) освоением обширных малопригодных для земледели пространств;

В) заимствованием восточных культурных традиций;

Г) жизнью в тяжелых природных условиях;

Д) отсутствием письменности.

1

2

3

4

АБГ

БВД

ВГД

АГД




^ ВАРИАНТ Б

  1. Укажите две характерные особенности культуры Древней Руси. Назовите три произведения древнерусского изобра­зительного искусства и архитектуры.

  2. Прочитайте фрагмент текста. Ответьте на вопросы.

^ ИЗ КНИГИ Н.М. ЗОЛОТУХИНОЙ

«РАЗВИТИЕ РУССКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ»

Трактат Илариона был высоко оценен как современ­никами, так и потомками. На протяжении веков он фор­мировал политическое сознание многих поколений пи­сателей и мыслителей. Поставленные в нем политико-юридические проблемы обсуждались в течение всего средневекового периода, и многие из них сохранили свое значение и в Новом времени. К их числу прежде всего следует отнести соотношение права и нрав­ственности, понятие о верховной власти, законности происхождения властных полномочий главы государ­ства, реализации власти в законных пределах, ответ­ственности правителя перед подданными, определе­ние курса внешней политики.

лларион нарисовал идеальный образ великого кня­зя как верховного правителя христианского типа, вы­работав для этого определенные критерии морального и юридического характера, с помощью которых произ­водил оценку личности правителя и его деятельности как главы государства.

Вопросы

    1. Как оценивает Н.М. Золотухина значение трактата Ила­риона? Аргументируйте свой ответ.

    2. Какие политико-правовые проблемы затрагивает Ила­рион? Перечислите четыре из них.

    3. Каким представляется Илариону образ идеального кня­зя? Кто из киевских князей, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствовал этому образу? Ответ аргументи­руйте.

  1. Прочитайте фрагмент исторического источника. Ответьте на вопросы.

^ ИЗ «ПОУЧЕНИЯ»

КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ВСЕВОЛОДОВИЧА МОНОМАХА

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имей­те Божий в сердце своем и милостыню подавайте не­скудную, это ведь есть начало всякого добра... Научись, смертный человек, быть благочестию свершителем, научись... «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела..»»

... Убогих не забывайте, но насколько можете, по си­лам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни право­го, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.

Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь и не креститесь, ибо нет в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а целовав, соблюдайте, чтобы, престу­пив, не погубить души своей.

^ Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но молвите: смертны суть, сегодня живы, а завтра в гробу. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблю­дайте...

^ На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод...

Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не да­вайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. Куда же вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите нищего, более же всего чтите гостя...

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не попривет­ствовав его, и доброе слово ему молвите. А вот вам ос­нова всему: страх Божий имейте превыше всего,..

^ Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…

Вопросы

    1. Охарактеризуйте основную идею «Поучения» князя Владимира Мономаха. Кому оно адресовано?

    2. Какие основные наставления дает князь Владимир Мо­номах? Как эти наставления характеризуют самого князя?

    3. Подтвердите двумя аргументами вывод о том, что в со­чинении Владимира Мономаха закладываются православ­ные ценности.

  1. Прочитайте фрагмент трактата митрополита Илариона и определите, к кому обращены его слова.

^ Радуйся, учитель наш и наставник благоверию!

Ты правдою облечен, крепостью перепоясан,

истиною обвит, смыслом венчан,

и милостынею, как ожерельем,

и убранством златым красуешься.

Ты стал, о честная глава, нагим — одеждою.

Ты стал алчущим — кормитель.

Ты стал жаждущей утробе — прохладой.

Ты стал вдовицам — помощник.

Ты стал странницам — пристанищем.

Ты стал бездомным — кровом.

Ты стал обиженным — заступником,

бедным — обогащением.

За эти благие дела и иные

воздаяние приемлешь на небесах —

блага, что уготовал Бог вам, любящим Его.

...Особенно же помолись о сыне твоем,

благоверном государе нашем Георгии.



Похожие:

§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации icon§ 13 Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами
Католическое духовенство и рыцарские ордена, подошедшие к границам Руси в начале XIII в., поддерживали
§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации iconВ. В. Косточкин Русское оборонное зодчество конца XIII начала XVI веков
В. В. Косточкин. Русское оборонное зодчество конца XIII начала XVI веков. М., Издательство Академии наук, 1962 Деление на страницы...
§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации iconТворческое задание участникам
Способствовать формированию представления учащихся о главных событиях воинской славы Руси XIII века
§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации iconКнига на Руси Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого). Летописание
Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы...
§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации iconСмута в Русском государстве (1598 1613 гг.)
Какой период русской истории получил название "Смута". Каковы причины русской Смуты конца XVI начала XVII вв.?
§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации iconМетодическая разработка изучения темы «Художественная культура средневековой Европы и Древней Руси» по программе мхк для 7 класса
Учебник Солодовникова Ю. А. «Мировая художественная культура» для 7 кл общеобразовательной школы. (М., Просвещение, 2007)
§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации icon2012/2013 учебный год. Факультет довузовской подготовки ниу вшэ
Феодальная раздробленность Руси. Земли и княжества в период XII-XIII вв. (Владимир, Галич, Новгород)
§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации icon§16. Феодальная война на Руси
Определите позицию Русской православной церкви в феодальной войне в Московском государстве в XV в
§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации iconФеодальная война на Руси
Какую позицию заняла верхушка Русской Православной Церкви по отношению к феодальной войне в Московском государстве в 15 веке?
§ 11. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации icon1. Краткий исторический обзор периода
Руси. Это время периода татаро-монгольского завоевания Руси, освобождения от ига в 1480 году, когда значительная часть Древней Руси...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы