Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка icon

Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка




Скачать 227.54 Kb.
НазваниеОбразовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка
Дата21.01.2013
Размер227.54 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник



Образовательная программа


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Воспитатель: Игонченкова Н.Н.


Саранск 2011-2012 уч.год

Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения воспитанников к своему здоровью.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья деией, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата,  обеспечение рациональной организации учебного процесса,  эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации  строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и  практической целесообразности.


^ Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике. Формирование у детей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма.


^ Задачи программы:

• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;

доступности. В соответствии с этим принципом воспитанникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.

положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;

последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;

сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.


^ Содержание деятельности:



Название занятия

Форма занятия

Тип занятия

К-во

часов

Дата

Нед.

Мес.


Тема: «Вредные привычки»


1

«Как уберечься от неверного шага. Последствия курения у женщин»

Познавательный час

Теор./практ.

0,5/0,5

1



С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь


2

«Пьянство и алкоголь-явление безнравственное»

Час общения

Теор./практ.

0,5/0,5

2

3

«Не отнимай у тебя завтра!» (Наркомания)

Час размышлений

Теор./практ.

0,5/0,5

3

4

«Погасшие звёзды» (Об артистах, чью жизнь оборвали наркотики)

Проблемный час

Теорет.

1

4


Тема: «Питание»


5

«Секреты правильного питания. Составление режима питания»

Практическое занятие

Практ.

1

1


О

К

Т

Я

Б

Р

Ь


6

«Здоровое питание-залог здоровья»

Разговор

Теор./практ.

0,5/0,5

2

7

«Чудо голодания»

Медицинский час

Теорет.

1

3

8

«В Стране Витаминия»

Час на размышление

Теор./практ.

0,5/0,5

4


Тема: «Если хочешь быть «здоров»


9

«СПИД – плата за беспечность»

Встреча с медработникам

Теорет.

1

1



Н

О

Я

Б

Р

Ь


10

«Зубы – красивая улыбка»

Час общения

Теор./практ.

0,5/0,5

2

11

« Эликсир здоровья» (о пользе бани)

Комплектное занятие

Теор./практ.

0,5/0,5

3

12

«Хороший сон – польза для здоровья»

Круглый стол

Теорет.

1

4


Тема: «Основы Безопасности Жизнедеятельности»


13

«Достоинства и недостатки в общении с телевизором»

Инструктивный час

Теор./практ.

0,5/0,5

1



Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


14

«Опасности увлечения компьютером»

Познавательный час

Теор./практ.

0,5/0,5

2

15

«Хорошее здоровье – превыше всего»

Занятие

Теорет.

1

3

16

«Преступления, ставящие в опасность здоровье»

Комплексное занятие

Теор./практ.

0,5/0,5

4


Тема: «Самопомощь»


17

«Первая помощь при пищевом отравлении»


Инструктивное занятие

Теор./практ.

0,5/0,5

1



Я

Н

В

А

Р

Ь


18

«Помощь в несчастных случаях» ( солнечный удар, тепловой удар, поражение молнией)


Медицинский час

Теор./практ.

0,5/0,5

2

19

«Содержание домашней аптечки»

Практикум

Практ.

1

3

20

«Отравление угарным газом. Твои действия»

Советы

Теор./практ.

0,5/0,5

4


Тема: «Зеленая аптека»


21

«Лекарственные травы – польза для здоровья. Заготовка и использование лекарственных трав»


Познавательный час

Теор./практ.

0,5/0,5

1



Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


22

«Охотнику за травами».

Памятка

Теорет.

1

2

23

«Фито сборы»


Экскурсия в аптеку пос. Ялга

Практ.

1

3

24

«Знатоки лекарственных растений»

Конкурс

Практ.

1

4


Тема: «Спорт и здоровье»


25

« Все о красоте, здоровье и спорте»

Час общения

Теорет.

1

1


М

А

Р

Т


26

«Здоровый образ жизни»

Анкета

Практ.

1

2

27

Футбол: (1,3,5 семья)

Соревнования

Практ.

1

3

28

«Движение – это жизнь!»

Час рассуждений

Теорет.

1

4


Тема: «Уход за лицом и телом»


29

«Сохранение молодости»

Час общения

Теорет.

1

1


А

П

Р

Е

Л

Ь


30

«Здоровые волосы – красивые волосы»

Практический час

Практ.

1

2

31

«Чтобы были здоровыми руки и ноги»

Советы

Теор./практ.

0,5/0,5

3

32

«Гигиена девушки»

Лекторий

Теор./практ.

0,5/0,5

4


Тема: «Полезные советы о здоровье»


33

«Что такое витамины?»

Познавательный час

Теорет.

1

1


М

А

Й


34

«Заповедь здоровья и долголетия.

Работа по книге «Секреты здоровья»

Теор./практ.

0,5/0,5

2

35

«Помоги себе сам!»

Полезные советы

Теорет.

1

3

36

«О здоровье знаю всё!»

Опрос

Практ.

1

4



^ Показатели успешности программы:

- положительная динамика состояния здоровья воспитанников, снижение заболеваемости;

- отсутствие утомляемости воспитанников;

- повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;

- увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

- высокий уровень сплочения детского коллектива.


^ Ожидаемые результаты:

– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

- подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

^ Результативность программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются через анкетирование воспитанников и через психологические тестирования в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление динамики сезонных заболеваний, изменения структуры хронических заболеваний, распределение обучающихся по группам здоровья, уровня физической подготовленности, динамики школьного травматизма.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Валеология: Учебное пособие / Я.Л. Мархоцкий. - Мн.: Выш. шк., 2006.

  2. Виленский, М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. -1994. - № 9.

  3. Давиденко Д.Н. Основы здорового образа жизни человека //Вестник Балтийской академии. – 1996. – Вып.9.

  4. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе.. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  5. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАМ, 1998.

  6. Краснов И.С. Формирование здорового образа жизни – важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / Вопросы физического воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.

  7. Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.:Мысль, 1989. -270с.

  8. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина, Москва, 2002.

  9. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов/авт.-сост. В.Ф. Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2009.

  10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост.Е.С. Савинов).  М: Просвещение, 2010.

  11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., АРКТИ, 2006.

  12. Шорина С. Играя успех, быть готовым к успеху // Народное образование — 2003 — № 3.

Тест «Выход из трудных жизненных ситуаций» 20 мин.

1.Рассказываете ли вы другим людям о своих проблемах и неприятностях:

а) нет, таккак считаю, что это не поможет;
б) да, если для этого есть подходящий собеседник;
в) не всегда, так как иной раз самому тяжело думать о них, не то, что рассказывать другим.

2.Насколько сильно вы переживаете неприятности:

а) всегда и очень тяжело;
б) это зависит от обстоятельств;
в) стараюсь терпеть и не сомневаюсь, что любой неприятности, в конечном счете, придет конец.

3. Если вы не употребляете спиртное, то пропустите этот вопрос и переходите к следующему. Если вы употребляете спиртные напитки, то по какой причине:

а) для того чтобы «утопить» в вине свои проблемы;
б) для того чтобы как-то отвлечься от них;
в) просто так, мне нравится время от времени быть навеселе и чувствовать себя свободнее.

4. Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит:

а)позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;
б) идете в гости к друзьям;
в)переживаете в одиночестве.

5. Когда близкий человек обижает вас, то вы:

а) уходите в себя и мало общаетесь с другими людьми;
б) требуете от него объяснений;
в)рассказываете об этом другим людям.

6. В минуту счастья вы:

а) не думаете о перенесенном несчастье;
б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет;
в) не забываете о том, что в жизни есть немало неприятного.

7. Что вы думаете о психиатрах:

а) вы бы не хотели стать их пациентом;
б) многим людям они могли бы реально помочь;
в) человек сам, без психиатра, должен помогать себе.

8. Судьба,по вашему мнению:

а) вас преследует,
б)несправедлива к вам,
в)благосклонна к вам.

9. О чем вы думаете после ссоры с другом, когда ваш гнев уже проходит:

а) о том приятном, что у вас было в прошлом;
б) мечтаете тайно ему отомстить;
в) думаете о том, сколько вы от него (нее) уже вытерпели.

Ниже дан ключ для перевода ответов испытуемых в баллы.

^ Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы

Выбранный

Порядковый номер суждения

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

3

4

5

0

3

1

4

5

1

6

1

0

3

2

0

3

2

2

2

в

2

2

1

4

1

5

3

1

3

На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.

При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

При сумме набранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности иобычно реагирует на них психологически неадекватно.


^ Тест на выявление уровня самооценки

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;
б) иногда —3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а)постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете изразговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;
в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а)рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;
в)обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю— 3 балла.

6. Вывыбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вылюбите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю— 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) иногда —3 балла.

9.Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да — 5 баллов;
б) нет — 1 балл;
в) не знаю — 3 балла.

10.Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой— 1 балл;
б) желтый —3 балла;
в) красный— 5 баллов.

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом. Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны научиться принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.


^ Тест «Что вам мешает бросить курить»

(для курящих; некурящие в тесте участия не принимают)

Почему вы курите? За ответ «иногда»запишите себе 5 очков, за ответ «часто» — 4, «от случая к случаю» — 4, «редко»— 2, «никогда» — 1.

А. Чтобы поддерживать себя в форме.
Б. Я держу сигарету в руках, и это доставляет мне удовольствие.
В. Я испытываю удовольствие от того, что с сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности.
Г. Я закуриваю, если почему-то расстроен.
Д. Мне не по себе, когда под рукой нет сигареты.
Е. Я курю автоматически, не задумываясь о причинах.
Ж. Курю, чтобы собраться, сосредоточиться.
3. Сам процесс прикуривания сигареты доставляет мне удовольствие.
И. Мне просто приятен запах табака.
К. Я закуриваю, когда волнуюсь.
Л. Когда я не курю, то мне как будто чего-то не хватает.
М. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую.
Н. Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее.
О. Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие.
П. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен.
Р. Я курю, когда мне скучно и не хочется ни о чем думать.
С. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это.
Т. Иногда случается, что зажженная сигарета у меня в зубах, но я закурил ее автоматически, неосознанно.
A теперь подсчитайте очки.

Очки складываются. Сумма ответов на вопросы А, Ж и Н, например, говорит о том, что вы курите для того, чтобы поддержать, «взбодрить» себя; группа ответов на вопросы Б, 3 и О говорит о том, получаете ли вы удовольствие от самого процесса прикуривания, курения и т. д.

  I группа мотивов

  1. А + Ж + Н — мотив стимулирования.

  2. Б + 3 + О — мотив удовольствия от самого процесса курения.

  3. В + И + П — расслабление, удовольствие, поддержка.

II группа мотивов

  1. Г + К + Р — снятие напряжения, придание бодрости.

  2. Д + Л + С — неконтролируемое желание закурить, психологическая зависимость.

  3. Е + К + Р — привычка.

Результаты могут варьироваться от 3 до 15 очков. Результат от 11 очков и выше говорит о высокой зависимости, 7 и менее очков — о не высокой.

А теперь подведем итоги.

^ Вариант первый: вы набрали высокие суммы очков в I группе. Это значит, что ваша зависимость от табака скорее психологического, чем физиологического характера. В принципе держа, перебирая в руках что-то более «безопасное», чем сигарета (карандаш, ручка, четки...), вы легко могли бы избавиться от курения. Шансы, что это вам сделать будет нетрудно, у вас высоки.

^ Вариант второй: дело принимает более серьезный оборот, если вы получили высокие баллы во II группе. Если вы действительно хотите бросить курить, то важно подумать над тем, чем же на самом деле помогает вам курение, и попытаться чем-то заменить эту привычку. Для этого достаточно может оказаться лишь усилия воли. Но не стоит отказываться и от других средств. Надеемся, что этот тест поможет вам понять, почему вы курите, и определить ситуацию, когда табак, как вам кажется, вам необходим. Если вы решите отказаться от курения и подобные ситуации возникнут, вы должны будете приготовиться к тому, чтобы справиться с этой привычкой, преодолеть себя. Нужно быть готовым и к чувству нехватки сигарет, к тому, что, особенно сначала, вам придется нелегко.

Сейчас применяется много способов избавления от курения. Но важно помнить, что в любом случае успех будет зависеть прежде всего от воли того, кто решил бросить курить.



Похожие:

Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени...
Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего обра­зования моу «сош №39» составлена с учётом...
Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Введение
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПроект Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная основная образовательная программа начального общего образования Ставропольского края
Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Образовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего обра­зования сформирована с учётом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы