Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) icon

Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга)




Скачать 228.83 Kb.
НазваниеОрганизация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга)
Дата26.10.2012
Размер228.83 Kb.
ТипКурсовая
источник

Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы № 89 г.Санкт-Петребурга)


Бесклассно - курсовая подготовка это здоровье сберегающая технология организации учебного процесса в старшей школе Применение этой технологии позволяет сохранить здоровье учащихся, не допустить перегрузок и в то же время создать условия для активного и сознательного выбора образовательного маршрута, для обеспечения индивидуализации образования.

Раскроем суть бесклассно-курсовой технологии на конкретном примере ее использования общеобразовательной школой № 89 г.Санкт-Петербурга. Школа уже в течение ряда лет использует данную технологию на старшей ступени обучения.

Кратко охарактеризуем особенности школы. Школа № 89 – школа выбора вариативных образовательных программ, в том числе и программ повышенного уровня. В 2000/2001 учебном году в параллели 11-х классов было 3 класса. Но обучение велось по 4 ОП (образовательным программам): трем профильным (гуманитарной, технической, естественнонаучной) и базовой. В каждом классе реализовывались профильная и базовая образовательные программы:

«а» - гуманитарная и базовая,

«б» - техническая и базовая,

«в»- естественнонаучная и базовая.

Внутри каждого класса обучение профильным предметам осуществлялось в группах по двум уровням. Основная часть предметов изучается всем классом, но изучение некоторых предметов проводится вне рамок традиционного класса, по группам, сформированным из учащихся различных классов. Это возможно благодаря новой организации учебного процесса в старшей школе.

Бесклассно-курсовая подготовка состоит из двух частей, которые могут работать как самостоятельно, так и в комплексе. Каковы особенности организации курсовой подготовки?

Курсовая подготовка была разработана в 1995/96 учебном году. Ее введение было связано с появлением в школе ОП, которые предполагают достижение учащимися повышенного уровня образованности. Ориентация на повышенный уровень подготовки учащихся требует изменения в содержании образования, что приводит к перегрузке ученика.

Резервы снижения перегрузки учащихся школа нашла в изменении организации учебного процесса:

  • путем переструктурирования учебного времени;

  • более интенсивного изучения программного материала (блочного).

На первом этапе, используя опыт зарубежных стран, учебный год в школе разделили на 5 временных периодов равной длительности. Соответственно учебный план (УП), который в среднегодовом исчислении соответствует стандарту, делится на 5 частей. В каждом периоде постоянное количество учебного времени -7 недель, в течение одного периода изучается не 14, а 8-9 предметов в виде курсов. Курс - это логически законченный материал, изучаемый в течение одного периода. В каждом периоде свое расписание. Учебным планом определено, сколько курсов составляет тот или иной предмет.

Например, предмет химия по обычному учебному плану изучается 2 ч/нед. (68 ч.) в течение всего года. По курсовой технологии химия изучается 2 периода по 5 ч/нед. (68ч.).

Внутри курса своя система оценок. Каждый период заканчивается зачетными уроками.

В 1997/98 учебном году подобная организация учебного года была несколько изменена, приближена к обычному ритму школьной жизни в российских условиях. Учебный год, а соответственно и учебный план, был разделен не на 5, а на 4 периода, которые соответствовали учебным четвертям. За каждым периодом следуют каникулы, т.е. имеется перерыв на отдых и возможность переключиться на другой режим учебного процесса.

Это существенно отразилось на построении учебного плана, т.к. четверти отличаются длительностью и формально делить учебный план нельзя.

Так, например, если предмет изучается в среднегодовом исчислении 1 час/нед., то при изучении его в 1-ом периоде (1-ая четверть-9 недель) на него выделяется 4 ч/нед., если во 2 (7 недель)-5 ч/нед., в 3 (10 недель) - 3,5 ч/нед.

Учебный план должен быть рассчитан так, чтобы не выходить за предельно допустимую нагрузку ученика, и выполнить требуемую норму часов по каждому предмету. Поэтому на каждый период для каждой группы учащихся составляется свой образовательный маршрут с точным указанием количества часов в неделю и объема конкретного курса. Учебный план рассчитывается заранее и доводится до сведения учителей, учащихся и их родителей до начала учебного года.

^ Алгоритм построения учебного плана по периодам.

1. Определить объем учебного времени в соответствии с каждым периодом в часах:

Всего 34 недели

1

2

3

4




01.09-05.11

13.11-29.12

15.01-25.03

02.04-29.05

1 ч/нед.

9 ч.

7 ч.

10 ч.

8 ч.

2 ч/нед.

18 ч.

14 ч.

20 ч.

16 ч.

3 ч/нед.

27 ч.

21 ч.

30 ч.

24 ч.

4 ч/нед.

36 ч.

28 ч.

40 ч.

32 ч.

5 ч/нед.

45 ч.

35 ч.

50 ч.

40 ч.

6 ч/нед.

54 ч.

42 ч.

60 ч.

48 ч.

7 ч/нед.

63 ч.

49 ч.

70 ч.

56 ч.

2. Составить схему учебного плана по периодам, учитывая специфику ОП: распределить предметы учебного плана по периодам в зависимости от вида ОП. Например: Техническая ОП - математика и физика изучаются в течение всего учебного года.

ОП технического профиля - 2000/2001 уч. Год




11-б




Ф.И.О. учителя

1 период

2 период

3 период

4 период







01.09-05.11

13.11-29.12

15.01-25.03

02.04-29.05







ч/нед

всего

ч/нед

Всего

ч/нед

Всего

ч/нед

всего




Мельничихина Г.Ф.

*

*

Русский язык




Рыбакова Т.Н.

Литература




Изотова А.И.

Григорьева Г.Н.

Англ. Язык




Вихорева И.А.

Калининский В.В.

Математика




Якунина Е.Ф.

*

*

Информатика




Петрова С.А.

*

*

*

Право




Бердников В.И.

История

*




Поповская А.Я.

Биология

*

*

*




Коркунова Е.Н.

Никифорова М.А.

Физика







Леонова И.В.

Химия

*

*




Чистяков И.Н.

*

ОБЖ

*

*




Гребенщикова М.Г.

Куклин А.Р.

Физкультура




Кирносова М.Ю.

Трудовое об.

*




Сидорова Л.В.

*

*

Труд. Об.

*




Бердникова В.А.

Трудовое об.

*

*




Юркова Е.В.

Трудовое об.

*

*




ВУЗ

Трудовое об.

*







*

по выбору





































Определить годовой и по периодам объем в часах для каждого предмета так, чтобы в каждый период учебная нагрузка:

  • для учащихся не превышала предельно допустимой по санитарным нормам (36 ч/нед.);

  • соответствовала желаниям учителей, в каком периоде должен изучаться тот или иной предмет;

  • выполнялась норма часов на изучение предмета в течение учебного года с погрешностью не более 5%.

Для этого варьируется количество часов на данный предмет по периодам. Цифры в предпоследнем столбце должны соответствовать базисному учебному плану (с погрешностью не более 5%)

ОП технического профиля - 2000/2001 уч. Год

11-б

Предмет

Ф.И.О. учителя

1 период

2 период

3 период

4 период

Факт.

за год

По норма-

тивам







01.09-05.11

13.11-29.12

15.01-25.03

02.04-29.05













ч/нед

всего

ч/нед

всего

ч/нед

всего

ч/нед

всего







Русский язык

Мельничихина Г.Ф.

*




*




2

20

2

16

36

34

Литература

Рыбакова Т.Н.

4

36

4

28

5

50

3

24

138

136

Математика

Вихорева И.А.

Калининский В.В.

5/6

45/54

7/4

49/28

6/5

60/50

6/5

48/40

202

172

204

170

Информатика

Якунина Е.Ф.

*




*




4

40

4

32

72

68

История

Бердников В.И.

6

54

6

42

4

40

*




136

136

4. Соотнести нагрузку учителя в классах других параллелей с тем, чтобы она не превышала максимально допустимую в 10-11 кл.

Например: Никифорова М.А.., учитель физики, имеет 4 часа в неделю в 5-9 кл. На 10-11 может приходиться не более 26 ч. в неделю в период.

Ф.И.О.

Учителя

Среднегодовая нагрузка (ч/нед.)

Периоды

5-9 кл.

10-11кл.

1

2

3

4

Мельничихина Г.Ф.

12

8

10+12

8+12

8+12

6+12

Рыбакова Т.Н.

*

22

25

26

23

14

Изотова А.И.

*

16

16

16

16

16

Григорьева Г.Н.

9

17

17+9

17+9

17+9

17+9

Вихорева И.А.

*

12

11

14

12

11

Калининский В.В.

12

18

18+12

18+12

18+12

18+12

Якунина Е.Ф.

*

24

24

24

24

24

Бердников В.И.

*

31

31

31

31

31

Поповская А.Я.

14

6

8+14

3+14

6+14

17+14

Коркунова Е.Н.

*

10

9

11

10

10

Никифорова М.А.

4

22

20+4

25+4

26+4

17+4

Леонова И.В.

18

10

10+18

10+18

10+18

10+18

Чистяков И.Н.

6

7

16+6

+6

8+6

5+6

Гребенщикова М.Г.

6

14

14+6

14+6

14+6

14+6

Куклин А.Р.

16

14

14+16

14+16

14+16

14+16

Кирносова М.Ю.

*

6

10

6

6

2

Сидорова Л.В.

14

2,75

4+14

1+14

3+14

3+14

Бердникова В.А.

24

1,5

3+24

3+24

+24

+24

Юркова Е.В.

6

3,75

4+6

5+6

5+6

1+6

ВУЗ (СПбГТУ)

*

4

4

5

4

3

5. Расписание уроков составляется на каждый период. Занятия по трудовому обучению (библиография, психолого-педагогический цикл и т. д.), с преподавателями ВУЗов, курсы по выбору учащихся проводятся в смешанных группах для учащихся разных классов. Расписание курсов по выбору учащихся составляется отдельно, так чтобы каждый учащийся мог посещать все выбранные курсы.

4 период

11-а

11-б

11-в

П

1

Курсы по выбору

Хим/ к. по в.

О

2

Математика

Инф/ «Реп»

Математика

Н

3

Физкультура

Физ/англ

Математика

Е

4

История

Физкультура

Право

Д

5

История

Мат/мат

Физкультура

Е

6

Математика

Право

Англ/химия

Л

7




В

1

Математика

Физ-ра

История

Т

2

История

Физ/мат

Литература

О

3

История

Инф/физ

Хим/англ

Р

4

Математика

Инф/физ

Биология

Н

5

Химия

Физ/инф

Биология

И

6

Курсы по выбору

К

7

Курсы по выбору

С

1

Англ/

Физ/мат

Физкультура

Р

2

Англ/англ

Право

Биология

Е

3

История

Англ/англ

Биология

Д

4

История

Англ/мат

Физика

А

5

Физкультура

Физ/мат

математика




6

Математика

Мат/-

Литература




7

Курсы по выбору

Ч

1

Курсы по выбору

История

Е

2

Англ/англ

Право

История

Т

3

Литература

Рус.яэ.

Хим/англ

В

4

Химия

Мат/физ

Литература

Е

5

биология

Мат/физ

литература

Р

6

Биология

Инф/-

право

Г

7

Курсы по выбору

П

1

Биология

Рус.яз.

История

Я

2

Англ./англ

Литература

Физика

Т

3

История

Литература

Физика

Н

4

Литература

Англ/инф

Англ/хим

И

5

Литература

Право

Право

Ц

6

Курсы по выбору

А

7

Курсы по выбору

С

1

Курсы по выбору

У

2

Биология

Физ/мат

Физика

Б

3

Химия

Литература

Физика

Б

4

Химия

Мат/инф

право

О

5

Литература

Мат/инф

Хим/«Реп.»

Т

6

Курсы по выбору

А

7

Курсы по выбору

ПРЕИМУЩЕСТВА курсового обучения заключаются в следующем:

  • уменьшается количество предметов, изучаемое в течение недели с 14 до 8-10 (соответственно в течение учебного дня), а, следовательно, уменьшается количество подготовок домашних заданий;

  • происходит интенсификация изучения предмета, «погружение» в предмет, высвобождается время для достижения повышенного уровня без перегрузки учащихся;

  • результаты обучения «становятся ближе», т.к. аттестация идет по периодам, а не по полугодиям;

  • в 11- х классах предполагается введение дополнительных курсов повышенного уровня в 4 периоде по подготовке к экзаменам выбранного профиля;

  • появляется возможность приглашения преподавателя на определенный период времени (в ОП технического профиля имеется курс «Электроника», который читает преподаватель ВУЗа, кандидат технических наук);

  • взаимозаменяемость предметов учебного плана в случае форс-мажорных обстоятельств (заболел учитель биологии на длительный срок - перенесли изучение биологии на 3 и 4 периоды, поменяв местами с ОБЖ.).

Эти преимущества подтверждает анкетирование учащихся. Они видят преимущества данной организации учебного процесса в:

  • уменьшении числа предметов-100%;

  • приближении результатов обучения-87%;

  • «погружении» в предмет-53%;

  • уменьшении количества подготовок домашних заданий в день-79%;

  • возможности быстрее избавиться от некоторых предметов-5%.



Похожие:

Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconПомести только название и ссылку, а сам файл у нас помещать не надо зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы
Зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconУчебный план предпрофильной и профильной подготовки, осуществляемой в 8-9-х классах основной школы и на старшей (10-11-классы) ступени обучения
Нормативно-правовой основой формирования учебного плана предпрофильной и профильной подготовки маоу лицей №5 являются
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconПоложение о курсах по выбору предпрофильного обучения I. Общие положения
РФ, реализующих программы общего образования»), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение...
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconКритерии оценки эффективности деятельности школьных управляющих советов
Доля выпускников старшей ступени школы, сдавших единый государственный экзамен по математике и русскому языку на оценку не ниже,...
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconПрофильная школа: Опыт норвежских коллег
Целью проекта является интеграция российских и норвежских педагогических традиций и выработка на этой основе одной из возможных моделей...
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconПриказ №01-05/446 Об открытии классов, реализующих программы профильного уровня на старшей ступени обучения Рассмотрев ходатайства руководителей муниципальных образовательных учреждений
Открыть с 01. 09. 2012 года классы, реализующие программы профильного уровня на старшей ступени общего образования в муниципальных...
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования) Цели профильного обучения
Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например выводящие...
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconО профильном обучении на основе индивидуальных учебных планов обучающихся
Рф от 11. 03. 2001 г. №196, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения...
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconПриказом №27б от 20. 08. 08г Директор школы /О. М. Пеллинен
Рф департамента общего и дополнительного образования №14-51-277/13 от 19. 11. 2003г, Устава моу «Степновская средняя общеобразовательная...
Организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения (опыт школы №89 г. Санкт-Петребурга) iconСодержание и организация образовательного процесса
Настоящее Положение регулирует особенности приема обучающихся, содержания и организации образовательного процесса на старшей ступени...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы