Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» icon

Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли»




Скачать 405.98 Kb.
НазваниеПервый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли»
страница1/3
Дата21.01.2013
Размер405.98 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3

Первый год обучения

Дидактические игры по развитию речи


«Мы в лесок пришли»

Чему учится ребенок: слушать и понимать содержание стихотворения, восприни­мать ритм, произносить слова.

Оснащение: сюжетная картинка в Приложении 5, с. 116.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите отрывок из стихотворения О. Высотской:

Мы в лесок пришли. Мы грибок нашли. Маленький да складный, В шапочке нарядной.

При повторном чтении не показывайте картинку и хлопайте в ладоши. Ребенок, подражая, может договаривать отдельные слова.

«Ножки, ножки...»

Чему учится ребенок: внимательно слушать, понимать содержание, воспроизводить ритмический рисунок потешки.

Ход игры: весело и задорно читайте потешку, отхлопывая ритм, ребенок подра­жает:

  • Ножки, ножки, Куда вы бежите?

  • В лесок, в борок — Грибы, ягоды сбирать, Нашу Катю угощать.

«На горе»

Чему учится ребенок: внимательно слушать потешку, понимать содержание, рас­сматривать детали картинки и показывать их по ходу прочтения потешки.

Оснащение: сюжетная картинка в Приложении 5, с. 117.

Ход игры: прочтите потешку, пальцем показывая на соответствующие детали кар­тинки:

На горе-то ива. У них шапки с пером,

Под горой-то диво: Кушачки с серебром.

Ходят котики-коты, Коти по лесу идут,

Коти — серые хвосты. Грибы, ягоды берут.

При повторном чтении ребенок должен показывать на соответствующие детали картинки.


«Муха»

^ Чему учится ребенок: заинтересованно слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать, синхронно совершать игровые движения.

Ход игры: обратите внимание ребенка на летающую муху; во время чтения стихо­творения дотрагивайтесь до частей тела ребенка в соответствии со словами:

Муха летала, летала, На головке побывала. Носик щекотала,

На животике лежала.

По ножке пробежала,

У коленки прожужжала И на пальчик села. Села и запела.

«Поручение»

Сначала при выполнении вашей просьбы от малыша не требуется активизации собственной речи, будет достаточно, если он молча ее выполнит (например, уберет в определенное место игрушки, принесет мяч и т.д.). Предложение взяться за работу можно предварить чтением рифмовки:

Ну-ка, (имя ребенка), за работу, Все игрушки уберем:

Покажи свою работу! И собачку, и юлу,

Мы по комнате пройдем, И машинку, и козу.

Затем прокомментируйте действия ребенка: «Молодец, какой хороший мальчик (девочка), маме помогает... — мамин помощник!» Или можно помочь ребенку, конкрет­но указывая, что надо убрать («Мяч убери, куклу убери — посмотри, она плачет, ей в кроватку хочется...», обязательно похвалите за проделанную работу).

В дальнейшем выполнение просьбы или поручения может быть связано с употреб­лением отраженной речи. Малышу дается поручение спросить что-то у папы. Обучая отраженной речи, обязательно давайте образец обращения, например: «Саша, попроси у папы ложку. Скажи: „Папа, дай ложку"». Или: «Подойди к Кате, скажи: „Катя, давай играть!"»

«Помощник»

Чему учится ребенок: навыкам подражания, ощущать чувство ритма, договаривать простые слова

Оснащение: веник.

Ход игры: попросите малыша, чтобы он помог вам подмести пол; во время совмест­ного действия читайте стихотворение, стараясь действовать в ритм произносимым словам:

Подметаю пол, пол. Собираю сор, сор. Будут все меня хвалить: «Молодец!» — мне говорить

«Игрушки»

Чему учится ребенок: внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания. Оснащение: игрушки (петушок, кукла).

Ход игры: предъявляйте ребенку последовательно знакомые игрушки. Показ со­провождайте чтением соответствующего стихотворения/Например:

Петя-Петя-петушок, Золотой гребешок, Ранним-рано поутру Он поет... ку-ка-ре-ку!

Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дорожке, Топни, Катя, ножкой топ, топ!

«Игрушки» (продолжение)

Чему учится ребенок: внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания. Оснащение: игрушечные козочка, собачка, кот.

Ход игры: показывайте ребенку игрушки по одной. Показ сащюиоокдайте чтением рифмовок:

К нам пришла собачка,

Умная собачка,

С детками играет,

Очень громко лает: ав-ав-ав...


Ходит котик серенький, Хвост пушистый, беленький. Сидит, умывается, лапкой утирается: Мяу-мяу-мяу!




«Дождик»

Чему учится ребенок: воспринимать и воспроизводить ритмический характер по­тешки, синхронно совершать игровые дижения.

Ход игры: обратите внимание ребенка на дождь за окном; просящим голосом прочтите потешку:

Дождик, дождик, Ребятишек разбудил.

Подожди, Дождик, дождик,

Надоели нам дожди! Пожалей,

Ты по крышам зачастил, Нам дороги не залей!

При повторном чтейии не только жестами, но и словами поощряйте ребенка вслед за вами делать игровые движения: «Погрози пальчиком!», «Постучи пальчиками по столу», «Подними руки вверх».

«Лужи»

^ Чему учится ребенок: внимательно слушать текст и выполнять игровые движения в соответствии с текстом.

Ход игры: читайте стихотворение, при последних словах побуждайте ребенка дейст­вовать в соответствии с текстом; в дальнейшем ребенок должен все делать сам.

Нынче всюду блещут лужи: Эта —- шире. Эта — уже. Через лужи прыгать нужно С бугорка на бугорок: Прыг-скок, прыг-скок.

«Сборы на прогулку»

Чему учится ребенок: запоминать названия предметов одежды (трусы, носки, шапка, пальто, сапожки); чувствовать ритм произносимых слов.

Оснащение: предметы одежды.

Ход игры: собирая малыша на прогулку, заранее положите вещи ребенка так, чтобы ему было удобно их взять.

Скажите: «Сейчас мы пойдем гулять. Давай одеваться. Найди, где твои носки. Давай наденем носки на ножки. Тепло будет ножкам! Ножки, ножки, побегут по дорожке. Найди, где твои трусы. А трусы-то хороши! Где шапка? Спрячет ушки шапка! Где сапожки? У Кирюши на ножках! Где пальто? Вот оно!..»

«Растеряшка»

Чему учится ребенок: внимательно слушать, вникать в содержание, выполнять нужные действия.

Оснащение: предметы одежды. Ход игры: прочтите рифмовку:

Громко Ванечка рыдал — Громко Ванечка рыдал —

Он перчатки потерял. Ваня шапку потерял.

И не может рассказать, И не может рассказать,

Где же их теперь искать. Где ее теперь искать.

Продолжайте читать, подставляя нужные по смыслу предметы одежды (шарфик, сапоги, туфельки). Ребенок должен показывать называемые вами вещи.


«Уходи с дороги, кот!»

Чему учится ребенок: вниманию к словам взрослого, воспринимать ритм потешки, а также интонацию строгости, произносить слова, делать игровые движения и выпол­нять действия вместе со словами, непроизвольно запоминать потешку.

Оснащение: игрушечная кошка и кукла.

Ход игры: поставьте на стол кошку. Читайте строгим голосом ж .ведайте грозящие движения пальцем:

Уходи с дороги, кот!

Наша деточка идет, (выдвигайте куклу)

Топ-топ, топ-топ.

Наша деточка идет,

Через киску упадет, (покажите, как кукла подшит!

Для инсценировки потешки можно большую, красивую шрушвтштю кошку поло­жить на ковровую дорожку. Ребенок сидит на стульчике около дрршкжж. Взрослый читает потешку, а ребенок идет по дорожке и, перешагивая череа вонжу, изображает падение при произнесении слова «упадет».

При следующем чтении предложите ребенку повторять за шшшж свжа потешки. Вместо слова «деточка» называйте имя ребенка. Помогайте ребсдмл с—евюжать игровые движения.

«Киска и собачка»

Чему учится ребенок: узнает, как «говорят» животные; шшшвшшпвшшо слушать и в нужный момент издавать соответствующие звуки.

Оснащение: игрушечные кошка и собачка.

Ход игры: держите в руке игрушку и одновременно читайте сянк. Побуждайте ребенка в нужный момент повторять за вами:

Веселая киска у (имя ребенка) живет,

Веселая киска песни поет:

Мяу-мяу-мяу-мяу!

Вместе с киской собачки живет,

Веселые песни собачка поет:

Ав-ав-ав-ав!

«В гости»

Чему учится ребенок: запоминать названия игрушек-животных, мшровзводить звукоподражания.

Оснащение: игрушечные животные.

Ход игры: в гости к малышу по очереди приходят животные (игррван§ ж здорова­ются с ним:

  • коровка «Му-у, му-у, молочка кому?»;

  • курочка «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, дайте, дайте зернышко»;

  • мышка «Пи-пи-пи, пи-пи-пи, хлебца мне найди».

Ребенок воспроизводит эти звукоподражания — зовет того, кто с ним поздоровался.

«Белочка»

^ Чему учится ребенок: внимательно слушать и понимать содержание стихотворения; интересоваться елкой; рассматривать игрушки на елке.

Оснащение: наряженная елка (количество игрушек должно быть ограничено для простоты распознавания).

Ход игры: предварительно помогите ребенку рассмотреть украшенную елку (поиг­райте в игру «Где это?» или «Посмотри, это шарик; снежинка...»). Затем почитайте гтихотворение, одновременно указывая на перечисляемые игрушки:

Елочка, елочка,
Яркие огни!
Бусами, бусами, Елочка, звени!


Много на елочке
Шариков цветных,
Звездочек блестящих,
Шишек золотых!


Встанем под елочкой
В дружный хоровод. Весело, весело Встретим Новый год!


«Кто мяукнул у дверей?»

Чему учится ребенок: воспринимать ритм, жалостливую интонацию, произносить отдельные слова.

^ Оснащение: игрушечная кошка.

Ход игры: читайте жалостливым голосом, одновременно управляя кошкой:

Кто мяукнул у дверей? — Открывайте поскорей! Очень холодно зимой! -— Киска просится домой.

«Баю-бай»

Чему учится ребенок: восприятию ритмической речи, правильно произносить слова «баю-бай», «собачка», «лай». Потешка имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других. Взрослому надо акцентировать на этом внимание ребенка.

Оснащение: игрушечная собачка и кукла.

Ход игры: сопровождайте чтение манипуляциями с игрушечной собачкой и куклой. Скажите: «Давай уложим спать куклу Катю!» Собачка стоит на столе. Возьмите куклу на руки, уложите спать, ритмично укачивая ее, медленно проговаривайте:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай, (погрозите собаке пальцем)

Белолапа, не скули,

Мою Катю не буди.

Повторите потешку несколько раз. Затем передайте куклу ребенку и продолжайте повторять текст, делая паузы в конце предложений с тем, чтобы ребенок их договаривал.


«Сборы на прогулку»

Чему учится ребенок: узнавать и выбирать предметы зимней одежды, произносить слова.

Оснащение: зимняя одежда (шарф, шапка, шубка, зимние сапоги) и отдельные предметы осенней (шарфик, шапочка, резиновые сапожки).

Ход игры: положите вещи в непосредственной близости от ребенка. Скажите ему, что сейчас он пойдет гулять. Начинайте его одевать и при этом предлагайте ему подавать вам одну вещь за другой, выбирая зимнюю одежду. Называйте при этом то, что он вам подает. Примерно так:

Надеваю малышу шубку зимнюю,

Шапку зимнюю,

Сапожки зимние.

Хороши сапожки

У (имя ребенка) на ножках!

«Валенки»

^ Чему учится ребенок: сосредоточенно, внимательно слушать и понимать содержание потешки, чувствовать ритм, произно­сить отдельные слова.

Оснащение: картинка.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите потешку:

А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить.

«Снежок порхает, кружится...»

Чему учится ребенок: всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы; произносить слова, ощущать ритм стиха, подражать игровым действиям.

Ход игры: обратите внимание ребенка на снег за окном; покажи, как он падает; обратите внимание ребенка, какой он белый, очень красивый.Скажите: «Кругом белым-бело». Прочтите стихотворение:

Снежок порхает, кружится, Белая вся улица.
Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.

Слова сопровождайте игровыми движениями: одновременно протяните руки друг другу и покружитесь.

«Санки»

^ Чему учится ребенок: воспринимать ритм стихотворения, играть с куклой.

Оснащение: игрушечные санки, куколка, горка (можно посадить её на санки). Объясните ребенку, что кукла будет кататься с горки. Удерживая санки (они должны скатываться медленно), прочтите отрывок из стихотворения О. Высотской:

Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади,— Там канавка впереди! Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно!

«Зайка»

^ Чему учится ребенок: подражать игровым действиям, ощущать ритм стиха; доброжелательности.

Оснащение: мягкая игрушка заяц.

Ход игры: посадите перед собой зайца; ласковым голосом читайте стихотворение и одновременно управляйте лапкой игрушки:

Зайка серый умывается. Вымыл хвостик.

Зайка в гости собирается. Вымыл уши, вытер суше

Вымыл носик, И поскакал.

При повторном чтении стихотворения научите ребенка показывать на себе соответствующие движения. Попросите ребенка попрыгать, как зайка. При следующем чте­нии ребенок должен делать это без подсказки.

«Мишка»

^ Чему учится ребенок: воспринимать ритм, синхронно совершать игровые движения, произносить простые слова.

Оснащение: большой плюшевый медведь.

Ход игры: посадите ребенка себе на колени; держите его за ладонь и произносите текст. Сначала поиграйте в игру только с ребенком, а затем вместе с его мишкой. Вскоре малыш научится играть в эту игру самостоятельно. Проговаривайте потешку, одновременно выполняя действия:

Вокруг сада, вокруг сада (водите указательным пальцем по ладошке)

С мишкой вместе мы идем, («топайте» по ладошке)

Поиграем, похохочем, (продолжайте водить по ладошке пальцем)

Мишке лапку пощекочем. (пощекочите ребенка под мышкой)


«Поезд»

Чему учится ребенок: внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания.

Оснащение: игрушечный поезд.

Ход игры: показывая ребенку игрушку, давайте пояснения: «Это паровоз. Это вагончики». Двигая состав по столу, произносите: «У-у-у, чах-чах, чах-чах, ту-ту-у...» Пусть ребенок поиграет с игрушкой. Затем прочтите рифмовку:

Поезд едет, колеса стучат: «Ту-ту-у, ту-ту-у»,—

«Так-так, так-так». Пыхтит паровоз.

А в поезде нашем Далеко, далеко

Детишки сидят. Детей он увез.

Чтение повторяется 2-3 раза, ребенок произносит вслед за вами и вместе с вами звуковые комплексы.

«Машина»

^ Чему учится ребенок: внимательно слушать, воспроизводить звукоподражания.

Ход игры: когда вы едете в машине, то, беседуя с малышом, постоянно повторяйте слово «машина» и что она гудит: «би-би». Называйте то, что встречается на вашем пути. Называя три разных предмета, делайте так, чтобы третьим всегда была машина:

«Смотри, вот человек, вот дом, а там машина! Би-би!»; «Вот автобус, вот собака, а там машина! Би-би!» Вскоре малыш станет ожидать слова «машина». Затем прочтите стишок:

Машина наша едет,

Колеса шуршат,

В машине (имя ребенка) едет,

А люди глядят!

«Быстро еду на машине»

^ Чему учится ребенок: игре, развивающей творческое воображение; внимательно слушать текст; воспроизводить отдельные слова.

Оснащение: кубики, несколько легковых и грузовых игрушечных машин.

Ход игры: подскажите ребенку и покажите, как сделать длинный ряд кубиков. Объясните ему, что это будет улица, а по ней будут ехать машины. Возьмите игрушечную машину и пустите ее по дороге из кубиков — ваш малыш захочет самостоятельно катать машину по дороге после того, как увидит, как это делаете вы. Себе тоже "возьмите машину. Изображайте автомобильные гудки и говорите что-то вроде: «Бере­гись, я еду!» Читайте стихотворение:

Быстро еду на машине, На машине еду я! Осторожно, берегитесь,
На машине еду я!

«Солнышко-ведрышко»

Чему учится ребенок: воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, синхронно совершать игровые движения.

Оснащение: сюжетная картинка в Приложении 5, с. 108.

Ход игры: обратите внимание ребенка на солнышко в окошке, весело и задорно прочтите потешку:

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!

Предложите малышу обратиться к солнышку с этими же словами; проговаривайте строку — пусть ребенок попытается ее повторить. Слова сопровождайте игровыми действиями: ребенок одновременно с вами поднимает руки, протягивая их к солнышку. В следующий раз разучивайте другой вариант потешки:

Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей! Освети, обогрей — Телят да ягнят, Еще маленьких ребят!

^ Второй год обучения

Дидактические игры по развитию речи


«Лошадки»

Цель: закрепление произношения звука «р»

Ход игры:

Лошадки (дети) стоят в конюшне (место отгороженное стульчиками). Дети-кучера приходят запрягать лошадок. Ведущий раздвигает ворота (два стульчика) , кучера произносят нараспев: «Стук-хлоп, тра-та-та, растворились ворота, выезжали со двора. Но, поехали!» Подъезжают к воротам, едут по кругу. Лошадки щёлкают языком, изображая топот копыт: «Цок-цок, цок!». Кучера покрикивают: «Но, тпру».


«Кто как кричит»

Цель: упражнять в правильном произношении звуков. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры:

Дети прячутся в домике. Отгадывающий ребёнок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто здесь живёт?» «Петушок» - отвечает «Ку-ка-ре-ку» и т.д. Воспитатель (зная недостатки в произношении ребёнка) назначает его изображать такое животное, в крике которого есть звук, плохо выговариваемый ребёнком. «Домики» могут быть построены из строительного материала или просто отгорожены стульчиками.


«Малыши»

Цель: закрепить название детёнышей животных. Воспитывать настойчивость, внимание.

Ход игры:

Детям даётся картинка, на которой нарисован детёныш животного и кубики, на которых изображены части этого животного. Смотря на картинку, ребёнок должен сложить такую же из кубиков и назвать, что там получилось.


«Чудесный мешочек»

Цель: учить ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.

Материал: мешочек, заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор.

Ход игры:

Воспитатель достаёт предметы из мешочка, который принёс зайчик, и задаёт вопросы детям: «Что это?» - «Морковка». «Какая она?» - «Длинная, оранжевая».


«Где наши ручки»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Ход игры:

Игру можно проводить на стульях или просто стоя. Воспитатель спрашивает детей: Где наши ручки? Нет наших ручек» (Прячет руки за спину). «Где же наши ножки?» и т.д.


«Потерялись»

Цель: Учить соотносить названия животного и его детёныша.

Материал: игрушечные животные или картинки с изображением животных.

Ход игры:

Воспитатель расставляет взрослых животных по группе. В домике находятся их детёныши. «Ребята, кто говорит: «Кря-кря?» - «Утка». «Большая или маленькая? – «Это маленький утёнок». Давайте поможем найти его маму». Дети находят маму-утку. И т.д.

  1   2   3



Похожие:

Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconДидактические игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни «Найди первый звук»
Цель. Развивать навыки звукового анализа, учиться чётко выделять в слове первый звук
Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconКонсультация для родителей на тему: «Предлагаю поиграть с ребёнком дома» (дидактические игры по развитию речи)

Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconЗ. А. Скотникова Музыкально-дидактические игры по своей структуре включают в себя развитие игровых действий, которые направлены на то чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, дин
«Значение музыкально- дидактических игр в коррекционно- развивающем воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»
Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconПодготовительные игры
Предполагают подготовку органов речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому...
Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconВремя Содержание образовательной деятельности в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со взрослыми
Прием детей, беседы с детьми, наблюдения за растениями, игры с игрушками на развитие мелкой моторики, работа по сенсорному развитию,...
Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconЕ. В. Кружковой Детский сад «Колокольчик» 2008 год Дидактические игры как средство воспитания и методика их проведения
Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений;...
Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconУрок развития устной речи во 2 «б» классе. Тема: «Дикие и домашние животные» Учитель: Тушкова С. А. Тема: Дикие и домашние животные. Цель
Оборудование: иллюстрации диких и домашних животных, загадки, дидактические игры
Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconПриёмы и игры, направленные на развитие продуктивных видов деятельности Первый год обучения
Рисование взрослым на глазах у детей мелом на доске или кистью, фломастером, маркером на большом листе бумаги («Маша играет с шариком»,...
Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconКонсультация на тему: «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»
Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является...
Первый год обучения Дидактические игры по развитию речи «Мы в лесок пришли» iconКонспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с онр бурковская Т. В., учитель-логопед
Цель: учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, строить с ними предложения различных конструкций, упражнять в употреблении...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы