МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации антинаркотической программы для родителей «Путь к успеху» в образовательных учреждениях
Методические рекомендации по реализации программы для родителей «Путь к успеху» на уровне образовательного учреждения
При реализации антинаркотической программы для родителей «Путь к успеху» в образовательном учреждении рекомендуется следующий алгоритм действий: Издать приказ по образовательному учреждению о внедрении или организации работы с родителями по данной программе, утвердить состав рабочей группы (ежегодно) (см. Приложение №2). Разработать комплекс мероприятий по реализации программы, отразив его в плане работы образовательного учреждения, в т.ч. в планах заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей и педагогов-психологов (ежегодно). В рамках семинаров для классных руководителей, заседаний школьных методических объединений обсуждать проблемные вопросы по реализации программы и проводить обмен передовым опытом на уровне образовательного учреждения (не менее двух в течение учебного года). Включать в повестку педагогических советов вопросы внедрения и хода реализации работы с родителями по программе (ежегодно). Организовать анкетирование родителей по анкете-вход и анкете-выход (см. Пособие по работе с родителями для педагогов общеобразовательных школ «Путь к успеху») (ежегодно). Адаптировать программу к школе (см. пособие «Путь к успеху»). В случае возникновения затруднений при реализации программы обращаться в отдел образования. Обобщать работу образовательного учреждения по количественным показателям (см. Приложение №4) и качественным показателям (см. Приложение № 5), направлять сводный отчет в районный отдел образования в установленные сроки.
^ для родителей «Путь к успеху» на уровне классного руководителя, педагога-психолога
Классный руководитель работает по соответствующей программе первого уровня «Путь к успеху» с родителями школьников своего класса. Рекомендуется следующий алгоритм действий: Ознакомиться с методическими основами работы по программе. Для этого необходимо посещение семинаров, знакомство с философскими, психологическими и педагогическими основами работы по программе «Путь к успеху», технологией критического мышления. Адаптировать программу к родителям школьников своего класса. Адаптация заключается в выборе активного метода проведения занятия, выборе факторов риска, факторов защиты, факторов развития и резервов успеха, актуальных для места расположения школы и контингента школьников и родителей. Спланировать работу с родителями по программе на учебный год. Для этого необходимо включить тематические занятия с родителями в рамках обычно проводимых родительских собраний. Спланировать и провести необходимое анкетирование родителей. Проводить занятия с применением активных методов обучения. В случае возникновения затруднений при реализации программы обращаться к заместителю директора по воспитательной работе образовательного учреждения. Обобщать результаты работы с родителями по программе в установленные администрацией образовательного учреждения сроки по количественным и качественным показателям.
^
В целях выполнения рекомендаций Министерства образования и науки Республики Татарстан по усилению профилактической антинаркотической работы с родителями в образовательных учреждениях, организации родительского всеобуча, а также привлечения родителей к сотрудничеству со школой по вопросам воспитания учащихся ПРИКАЗЫВАЮ: Классным руководителям классов (перечислить классы) и педагогу-психологу организовать работу с родителями по антинаркотической программе «Путь к успеху». Утвердить состав рабочей группы по реализации программы «Путь к успеху», (в состав могут входить заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьного методического объединения классных руководителей среднего и старшего звена, руководитель школьного методического объединения начальной школы, педагог-психолог). Рабочей группы по реализации программы «Путь к успеху» разработать комплекс мероприятий, в т.ч. методические семинары, разъясняющие классным руководителям особенности работы с родителями по программе «Путь к успеху» Провести анкетирование родителей в начале учебного года по анкете-вход и в конце учебного года по анкете-выход. Обобщенные результаты анкетирования представить заместителю директора по воспитательной работе не позднее (указать срок). Ответственность за реализацию программы «Путь к успеху», обобщение результатов работы и своевременное представление отчетов в отдел образования возложить на заместителя директора по воспитательной работе. Контроль за выполнением приказа возлагаю на себя.
Директор образовательного учреждения
^ реализации программы «Путь к успеху» в образовательном учреждении ______________
Для классного руководителя (программы 1-го уровня): Классный руководитель сдает заполненный отчет заместителю директора по воспитательной работе в виде таблицы:
Класс | Программа | Кол-во детей в классе | Кол-во родителей в классе | Кол-во проведенных собраний по Программе | Кол-во родителей посетивших собрания | 7Б | 7-8 | 25 | 25 | 5 | 15 | Данная таблица также хранится у классного руководителя.
Для педагога-психолога (программа 2-го уровня): Педагог-психолог сдает заполненный отчет заместителю директора по воспитательной работе для отчета школы в виде таблицы: Класс | Программа | Кол-во детей группы риска | Кол-во родителей группы риска | Кол-во проведенных собраний по Программе | Кол-во родителей посетивших собрания | Начальная школа | 1-4 | 10 | 10 | 5 | 8 (80%) | Среднее звено | 5-8 | 15 | 15 | 5 | 15 (100%) | Старшее звено | 9-11 | 20 | 20 | - | - (0%) | ИТОГО: |
| 45 | 45 | 10 | 23 (51%) | Данная таблица также хранится у педагога-психолога.
Процент родителей посетивших занятия подсчитывается следующим образом: (23:45)*100%=51%.
В группу риска школьников начальной школы входят: учащиеся с проблемами в обучении и поведении. ^ учащиеся с проблемами в обучении, дезадаптированные. В группу риска школьников старшего звена входят: учащиеся с проблемами в обучении, поведении, пропускающие занятия в школе.
Далее заместитель директора по воспитательной работе школы сводит полученные отчеты от классных руководителей в сводную таблицу: Класс | Программа | Кол-во детей в классе | Кол-во родителей в классе | Кол-во проведенных собраний по Программе | Кол-во родителей посетивших собрания | 1А | 1-2 | 25 | 25 | 5 | 15 | 1Б | 1-2 | 25 | 25 | 5 | 15 | 2А | 1-2 | 25 | 25 | 5 | 15 | 2Б | 1-2 | 25 | 25 | 5 | 15 | 3А | 3-4 | 25 | - | - | - | 3Б | 3-4 | 25 | 25 | 5 | 15 | 4А | 3-4 | 25 | - | - | - | 4Б | 3-4 | 25 | 25 | 5 | 15 | 5А | 5-6 | 25 | 25 | 5 | 15 | 5Б | 5-6 | 25 | 25 | 5 | 15 | 6А | 5-6 | 25 | - | - | - | 6Б | 5-6 | 25 | 25 | 5 | 15 | 7А | 7-8 | 25 | - | - | - | 7Б | 7-8 | 25 | 25 | 5 | 15 | 8А | 7-8 | 25 | 25 | 5 | 15 | 8Б | 7-8 | 25 | 25 | 5 | 15 | 9А | 9-11 | 25 | 25 | 5 | 15 | 9Б | 9-11 | 25 | 25 | 5 | 15 | 10А | 9-11 | 25 | - | - | - | 10Б | 9-11 | 25 | - | - | - | 11А | 9-11 | 25 | - | - | - | 11Б | 9-11 | 25 | - | - | - | ИТОГО: |
| 550 | 350 | 70 | 210 | Данная таблица хранится у заместителя директора по воспитательной работе в отчетной документации по реализации работы с родителями по программе «Путь к успеху».
Далее заместитель директора по воспитательной работе школы составляет по сводной таблице отчет для районного отдела образования: Программа | Кол-во классов | Кол-во классов охваченных программой | Кол-во детей в классах | Кол-во родителей посетивших собрания | % родителей посетивших занятия | 1-2 | 4 | 4 | 100 | 60 | 60% | 3-4 | 4 | 2 | 100 | 30 | 30% | 5-6 | 4 | 3 | 100 | 45 | 45% | 7-8 | 4 | 3 | 100 | 45 | 45% | 9-11 | 6 | 2 | 150 | 30 | 20% | ИТОГО: | 22 | 14 (63,6%) | 550 | 210 | 38,2% |
Эта таблица направляется в районный отдел образования.
Процент классов, охваченных программой, подсчитывается следующим образом: (14:22)*100%=63,6%
Процент родителей посетивших занятия подсчитывается следующим образом: (210:550)*100%=38,2%.
Далее заместитель директора по воспитательной работе школы сводит полученные отчеты от педагогов-психологов в сводную таблицу для районного отдела образования:
Программа | Кол-во детей группы риска | Кол-во родителей посетивших собрания | % родителей посетивших занятия | 1-4 | 10 | 8 | 80% | 5-8 | 15 | 15 | 100% | 9-11 | 20 | - | - | ИТОГО: | 45 | 23 | 51% | Эта таблица также направляется в районный отдел (управление) образования.
^ реализации программы «Путь к успеху» в школе______________
Для классного руководителя: Классный руководитель сдает заполненный отчет заместителю директора по воспитательной работе в виде таблицы: Качественные показатели эффективности работы классного руководителя с родителями по программе «Путь к успеху» | Кол. родителей, посещающих занятия | В начале учебного года (по анкете-вход) | В конце учебного года (по анкете-выход) | Количество родителей, обсуждающих с ребенком его будущую самостоятельную жизнь |
|
|
| Количество родителей, считающих, что они должны заниматься профилактикой наркомании с детьми в первую очередь |
|
|
| Количество родителей, информированных о проведении с его ребенком в школе антинаркотической работы |
|
|
| Количество родителей, крайне отрицательно относящихся к употреблению наркотиков людьми |
|
|
| Количество родителей, понимающих необходимость просвещения их по вопросам профилактики наркомании |
|
|
| Отзывы родителей о Программе «Путь к успеху» |
|
|
| Данная таблица хранится у классного руководителя.
Далее заместитель директора по воспитательной работе сводит полученные отчеты от классных руководителей в сводные таблицы (5 штук) по соответствующим программам:
Качественные показатели эффективности работы школы с родителями ^ по программе «Путь к успеху» | Кол. родителей школы, посещающих занятия | В начале учебного года (по анкете-вход) | В конце учебного года (по анкете-выход) | Количество родителей, обсуждающих с ребенком его будущую самостоятельную жизнь |
|
|
| Количество родителей, считающих, что они должны заниматься профилактикой наркомании с детьми в первую очередь |
|
|
| Количество родителей, информированных о проведении с его ребенком в школе антинаркотической работы |
|
|
| Количество родителей, крайне отрицательно относящихся к употреблению наркотиков людьми |
|
|
| Количество родителей, понимающих необходимость просвещения их по вопросам профилактики наркомании |
|
|
| Отзывы родителей о Программе «Путь к успеху» |
|
|
|
Качественные показатели эффективности работы школы с родителями ^ по программе «Путь к успеху» | Кол. родителей школы, посещающих занятия | В начале учебного года (по анкете-вход) | В конце учебного года (по анкете-выход) | Количество родителей, обсуждающих с ребенком его будущую самостоятельную жизнь |
|
|
| Количество родителей, считающих, что они должны заниматься профилактикой наркомании с детьми в первую очередь |
|
|
| Количество родителей, информированных о проведении с его ребенком в школе антинаркотической работы |
|
|
| Количество родителей, крайне отрицательно относящихся к употреблению наркотиков людьми |
|
|
| Количество родителей, понимающих необходимость просвещения их по вопросам профилактики наркомании |
|
|
| Отзывы родителей о Программе «Путь к успеху» |
|
|
|
Качественные показатели эффективности работы школы с родителями ^ по программе «Путь к успеху» | Кол. родителей школы, посещающих занятия | В начале учебного года (по анкете-вход) | В конце учебного года (по анкете-выход) | Количество родителей, обсуждающих с ребенком его будущую самостоятельную жизнь |
|
|
| Количество родителей, считающих, что они должны заниматься профилактикой наркомании с детьми в первую очередь |
|
|
| Количество родителей, информированных о проведении с его ребенком в школе антинаркотической работы |
|
|
| Количество родителей, крайне отрицательно относящихся к употреблению наркотиков людьми |
|
|
| Количество родителей, понимающих необходимость просвещения их по вопросам профилактики наркомании |
|
|
| Отзывы родителей о Программе «Путь к успеху» |
|
|
|
Качественные показатели эффективности работы школы с родителями ^ по программе «Путь к успеху» | Кол. родителей школы, посещающих занятия | В начале учебного года (по анкете-вход) | В конце учебного года (по анкете-выход) | Количество родителей, обсуждающих с ребенком его будущую самостоятельную жизнь |
|
|
| Количество родителей, считающих, что они должны заниматься профилактикой наркомании с детьми в первую очередь |
|
|
| Количество родителей, информированных о проведении с его ребенком в школе антинаркотической работы |
|
|
| Количество родителей, крайне отрицательно относящихся к употреблению наркотиков людьми |
|
|
| Количество родителей, понимающих необходимость просвещения их по вопросам профилактики наркомании |
|
|
| Отзывы родителей о Программе «Путь к успеху» |
|
|
|
Качественные показатели эффективности работы школы с родителями ^ по программе «Путь к успеху» | Кол. родителей школы, посещающих занятия | В начале учебного года (по анкете-вход) | В конце учебного года (по анкете-выход) | Количество родителей, обсуждающих с ребенком его будущую самостоятельную жизнь |
|
|
| Количество родителей, считающих, что они должны заниматься профилактикой наркомании с детьми в первую очередь |
|
|
| Количество родителей, информированных о проведении с его ребенком в школе антинаркотической работы |
|
|
| Количество родителей, крайне отрицательно относящихся к употреблению наркотиков людьми |
|
|
| Количество родителей, понимающих необходимость просвещения их по вопросам профилактики наркомании |
|
|
| Отзывы родителей о Программе «Путь к успеху» |
|
|
|
Данные таблицы хранятся у заместителя директора по воспитательной работе в отчетной документации по реализации программы «Путь к успеху» и отправляются в районный отдел образования. Далее заместитель директора по воспитательной работе по этим таблицам составляет обобщенные таблицы по каждому качественному показателю (6 штук) и направляет их в районный отдел образования.
^ | Программы | Кол. родителей школы, посещающих занятия (по всем программам) | В начале учебного года по всем программам (по анкете-вход) | В конце учебного года по всем программам (по анкете-выход) |
| ^ |
|
|
|
| Программа 3-4 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| Программа 7-8 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| ИТОГО: |
|
|
|
|
^ | Программы | Кол. родителей школы, посещающих занятия (по всем программам) | В начале учебного года по всем программам (по анкете-вход) | В конце учебного года по всем программам (по анкете-выход) |
| ^ |
|
|
|
| Программа 3-4 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| Программа 7-8 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| ИТОГО: |
|
|
|
|
^ | Программы | Кол. родителей школы, посещающих занятия (по всем программам) | В начале учебного года по всем программам (по анкете-вход) | В конце учебного года по всем программам (по анкете-выход) |
| ^ |
|
|
|
| Программа 3-4 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| Программа 7-8 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| ИТОГО: |
|
|
|
|
^ | Программы | Кол. родителей школы, посещающих занятия (по всем программам) | В начале учебного года по всем программам (по анкете-вход) | В конце учебного года по всем программам (по анкете-выход) |
| ^ |
|
|
|
| Программа 3-4 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| Программа 7-8 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| ИТОГО: |
|
|
|
|
^ | Программы | Кол. родителей школы, посещающих занятия (по всем программам) | В начале учебного года по всем программам (по анкете-вход) | В конце учебного года по всем программам (по анкете-выход) |
| ^ |
|
|
|
| Программа 3-4 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| Программа 7-8 |
|
|
|
| ^ |
|
|
|
| ИТОГО: |
|
|
|
|
^ | Программы | Кол. родителей школы, посещающих занятия (по всем программам) | В начале учебного года по всем программам (по анкете-вход) | В конце учебного года по всем программам (по анкете-выход) |
| ^ |
|
|
|
| Программа 3-4 |
|
|
|
| Программа 5-6 |
|
|
|
| Программа 7-8 |
|
|
|
| Программа 9-11 |
|
|
|
| ИТОГО: |
|
|
|
| |