А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа icon

А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа




НазваниеА. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа
страница1/36
А.В.Багинский<><> <> <>Приказ № от « « __________2011 <> <><><>
Дата25.11.2012
Размер6.27 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36



Утверждаю

Директор школы

_____________ А.В.Багинский

Приказ № от « « __________2011


Основная

Образовательная

Программа
МОУ – средней общеобразовательной школы № 3 имени


А.С. Пушкина г. Орла


Оглавление


1. Введение стр.


2. Пояснительная записка основной образовательной программы

начального общего образования стр.



  1. Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы стр.


4. Базисный учебный план начального общего образования стр.


5.Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) стр.


6.Программы отдельных учебных предметов стр.


7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания стр.


8. Программа формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни стр.


9. Программа коррекционной работы стр.


10. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения образовательной программы стр.


11.Литература стр.


12. Программно-методическое обеспечение образовательной программы

в системе УМК «Перспективная начальная школа» стр.


13. Программы внеурочной деятельности стр.


1. ВВЕДЕНИЕ


Данный документ разработан педагогическим коллективом : Мартыновой Л.Н. – завучем школы, Глотовой Е.А. – руководителем ШМО учителей начальных классов, Свиридовой Е.С. – учителем начальной школы

образовательного учреждения МОУ – средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С.Пушкина г. Орла в соответствии: с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД). Программа определя­ет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся..


           Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.


            Учитываются характерные для младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет):

особенности, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, планирование и умение действовать, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении направлений основной образовательной программы учитываются разные темпы в развитии детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.


 

2


^ Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

^ Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

^ Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации основная образовательной программы МОУ – средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.С. Пушкина г. Орла.

  • нормативно-правовых документов федерального уровня:

    • Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

    • Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

    • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002);  раздел 2.9.;

    • Федеральный государственный стандарт начального общего образования
      (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

    • Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 год»

  • нормативных документов Министерства образования и науки:

    • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

    • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы               (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

    • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

    • Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

3



    • Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

    • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);



Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу МОУ – средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.С. Пушкина, учащимся и их родителям.


В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

           Основными субъектами образовательного процесса в МОУ – средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.С. Пушкина являются

  • обучающиеся (1-4 классы)

  • родители обучающихся 1-4 классов

  • педагоги

  • общественность (Совет школы)



Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах школы (Устав, Положение о Совете школы).


4


Основная         образовательная           программа       МОУ – средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.С. Пушкина содержит следующие разделы:

  •      пояснительную записку;

  •      планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  •      учебный план образовательного учреждения;

  •     программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  •     программы отдельных учебных предметов, курсов;

  •     программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  •     программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  •     программу коррекционной работы;

  •     систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей города, области, социального заказа родителей.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами (шестидневная учебная неделя).

Основная образовательная программа предусматривает:

1) достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

2) выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием  возможностей  ДШИ, ДЮСШ;

3) организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

4) участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

5) использование в образовательном процессе современных образовательных технологий (развивающее обучение, информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие, проблемного обучения);

6) возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогов;

7) включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

           МОУ СОШ № 3 имени А.С. Пушкина, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом  школы.

Нормативный срок освоения образовательной программы – 4 года.


^ 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО


– цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования;

– общая характеристика Образовательной программы;– состав участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения.


Цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования.


Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

– личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

– метапредметные результаты, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

– предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Конкретизируя цель Образовательной программы, важно подчеркнуть и описать основные цели концептуальных положений выбранной системы обучения и учебно-методического комплекта, обеспечивающих эту систему.


***


Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Инновационные подходы нашли свое отражение и в целевой установке УМК «Перспективная начальная школа» – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы, к числу которых относятся :





- личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированость мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты – освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

- предметные результаты – освоение обучающимися в ходе изучения того или другого предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) система знаний и опыта, специфичного для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

***

В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.


УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети шести, семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); особенностей мировосприятия городских и сельских детей; наполняемости классов: полные и малокомплектные; разновозрастные и разноуровневые и другие.


^ Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:



  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие



каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.


^ 2.Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.

  1. ^ Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

  2. ^ Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

  3. ^ Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

  4. ^ Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

***


Общая характеристика Образовательной программы.


Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает:

– достижение планируемых результатов освоения ^ Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

^ Состав участников образовательного процесса МОУ СОШ № 3 им. А.С. Пушкина

В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.


^ 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Планируемые личностные результаты


Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание*;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам*;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире*.


Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.


*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)

Таким образом, планируется, что в сфере личностных результатов у выпускников начальной школы, занимающихся по УМК «Перспективная начальная школа», будут сформированы: внутренняя позиция; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы и их выполнение; способность к моральной децентрации


^ Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную*;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем*.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.


Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.


*Курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)


В соответствии с логикой организации учебной деятельности, представлены следующие группы регулятивных УУД: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Для каждой из групп определены соответствующие показатели (характеристики), формирование которых


позволит выпускникам начальной школы, занимающихся по УМК «Перспективна начальная школа», овладеть типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане); контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


^ Познавательные универсальные учебные действия


Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач*;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- применение и представление информации;

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

- анализ; синтез; сравнение; сериация;

- классификация по заданным критериям; установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения; обобщение.


*Курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)


Представленные четыре группы познавательных УУД как составной части метапредметных результатов: общеучебные, знаково-символические, информационные и логические. Обоснованность их определения и содержательного наполнения аналогична проектированию личностных результатов.

Таким образом, в сфере познавательных УУД выпускники, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», научатся: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.


^ Коммуникативные универсальные учебные действия


Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности*;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.


*Курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)


В соответствии с особенностями организации общения (взаимодействия), представлены следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества; взаимодействие; управление коммуникацией.

Таким образом, в сфере коммуникативных УУД выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

***

Планируемые предметные результаты освоения Образовательной программы достаточно полно представлены в Стандарте с учетом специфики содержания предметных областей,


включающих в себя учебные предметы: филология (русский (родной) язык, литературное чтение (литературное чтение на родном языке); иностранный язык; математика и информатика; обществознание и естествознание (окружающий мир); основы духовно-нравственная культуры народов России; искусство (изобразительное искусство; музыка); технология; физическая культура.


^ 4. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Особенность учебного плана МОУ СОШ № 3 им. А.С. Пушкина, работающей по УМК «Перспективная начальная школа», обусловлена концепцией развивающей личностно-ориентированной системы обучения, отраженной в структуре УМК, в том числе:

– присвоением учебникам комплекта нового содержания: системное изложение научных понятий в той или иной предметной области уступило место способам организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в едином комплекте учебников, объединенных межпредметными связями образовательного и воспитательного процесса;

– учетом планируемых результатов как основы системы оценки достижения требований стандарта: опорная система знаний, умений и компетенций («выпускник научится») и система учебный действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему («выпускник получит возможность научиться»);

– дополнением программы аудиторной нагрузки программой внеурочной деятельности, которая стала неотъемлемой частью образовательного процесса (например, программы научных клубов младших школьников «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир», предусматривающие проектную деятельность, общение по почте и Интернету, экскурсии, олимпиады и др.);

УМК «Перспективная начальная школа» определяет содержательные линии индивидуального развития младшего школьника, которые нашли отражение в Программах каждого учебного предмета в следующих положениях:

– признание решающей роли содержания образования, включающее способы организации образовательной деятельности и приемы формирования учебного сотрудничества, в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

– ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов, освоенных учащимися в ходе изучения учебных предметов;

– формирование познавательных интересов школьников и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области;

– развитие умственных способностей, творческого мышления, готовности к самостоятельной, в том числе проектной, деятельности;

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и старших или младших по возрасту; обоснованно критиковать и адекватно реагировать на критику, доказывая собственное мнение; оказывать помощь другим;

– воспитание физической культуры: осознания ценности здорового образа жизни, понимания вреда курения, алкоголя и наркотиков, повышения осведомленности в разных областях физической культуры, развития навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

– формирование эстетического сознания и художественного вкуса: способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры;

– социально-нравственное воспитание: формирование основ российской идентичности, формирование чувства любви и уважения к близким и окружающим; развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему (слабому); формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения (терпимости) к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе общего содержания, отражающей единство и целостность научной картины мира.


Создаваемый с учетом особенностей УМК «Перспективная начальная школа» учебный план реализует цели и задачи, определенные в комплекте и сформулированные в пояснительной записке Образовательной программы, с ориентацией на планируемые результаты. Учебный план состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

^ Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации Образовательной программы, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта.

^ Вариативная часть учебного плана (2 - 4 классы) может быть использована для более основательного изучения обязательных учебных предметов; изучения других предметов; проведения занятий по выбору (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность. Согласно требованиям Стандарта, для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта и т. д.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия должны носить игровой, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет: в 1 классе - 35 минут; во 2-4 классах - 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).


^ Сетка часов учебного плана

начальной общеобразовательной школы

Предметные области

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю по классам

Всего

I

II

III

IV

^ Обязательная (инвариантная) часть

Филология

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы духовно нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

0/1

0,5

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Информатика*








































Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого

20

22

22

22,5

86,5

^ Часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная часть)

-

3

3

2,5

8,5

Максимально допустимая недельная нагрузка

20

25

25

25

95

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

40

Всего

30

35

35

35

135

* информатика изучается как учебный модуль или отдельный учебный предмет за счет часов вариативной части со 2 класса.

В связи с тем, что Стандарт предусматривает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, особенности внеурочной деятельности учебного плана представлены в разделе «Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования».


^ Учебно-методическое обеспечение программы «Перспективная начальная школа»

1.Обучение грамоте и чтению. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. Авторы:  Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

Тетради по письму № 1, № 2, № 3. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. .

Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» . Авторы Каленчук М.Л., Чуракова О.В., Малаховская О.В. и др. .

Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» . . Авторы Чуракова Н.А., Малаховская О.В. .

Завершенная предметная линия учебников «Математика» . Авторы: Чекин А.Л., Чуракова Р.Г.

Завершенная предметная линия учебников «Информатика». . Авторы Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

 Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» .  . Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г.

Завершенная предметная линия учебников «Технология» . . Авторы:  Рагозина Т.М., Мылова И.Б.

Завершенная предметная линия учебников «Музыка» . . Авторы: Челышева Т. В., Кузнецова В.В.

Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство» под ред. Неменского Б.М. 

Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» Авторы:  Лях В.И.

Завершенная предметная линия учебников «Духовно-нравственная  культура народов  России»

Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» Авторы: Кузовлев В.П. и др


^ 5. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36



Похожие:

А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconА. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная программа
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconА. А. Шматова Основная образовательная программа
Основная образовательная программа начального общего образования мкоу «Касторенская средняя общеобразовательная школа №2» Касторенского...
А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconВ. В. Канищев Приказ №80 от 25 августа 2011года. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области Основная образовательная программа
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconОсновная образовательная программа 20/05/09 Изменения законодательной базы определение понятий: «примерная основная образовательная программа»
Организация работы педагогов по осмыслению функций стандартов и определению необходимых изменений в образовательной системе
А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconФ. Ф. Ушакова Основная образовательная программа
Основная образовательная программа составлена на основании следующих нормативных документов
А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconПримерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconОсновная образовательная программа начального общего образования I ступень обучения II пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования средней общеобразовательной школы №1 г. Гаврилов-Яма разработана...
А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconОбразовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Заболотская основная...
А. В. Багинский Приказ № от 2011 Основная Образовательная Программа iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения гимназии №11, имеющего государственную аккредитацию,
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы