Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год icon

Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год




Скачать 416.45 Kb.
НазваниеПояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год
страница1/3
Дата29.11.2012
Размер416.45 Kb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3

Пояснительная записка к учебному плану

МОУ Пионерская средняя общеобразовательная

школа на 2011-2012 учебный год


Учебный план школы, реализующей программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, составлен на основе документов, определяющих содержание общего образования:

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями);

  2. приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);

  4. приказ Министерства образования и науки РФ от 06.03.2006г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г., рег. № 17785 ;

  5. приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 06.03.2006г. № 373;

  6. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010 г.;

  7. постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2006г. № 15-ПП «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области»;

  8. приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 26.05.2006г. № 119-и «О реализации содержательной линии регионального компонента государственного образовательного стандарта «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»;

  9. приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 21.09.2009г. № 424-и «О реализации содержательной линии регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования «Социально-экономическая и правовая культура»;

  10. письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 21.09.2009г. № 01-01-05/4330 «Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

  11. письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы общеобразовательных учреждений Свердловской области»;

  12. Устав МОУ Пионерская средняя общеобразовательная школа, утвержденный постановлением Главы Ирбитского муниципального образования от 08.11.2006г. №511;

  13. Образовательная программа МОУ Пионерская средняя общеобразовательная школа на 2008-2013 учебный год, утвержденная приказом директора МОУ Пионерская средняя общеобразовательная школа от 26.12.2007г. № 88/23;

  14. Образовательная программа начального общего образования МОУ Пионерская средняя общеобразовательная школа, утвержденная приказом директора МОУ Пионерская средняя общеобразовательная школа от 31.08.2011г. №10-д.



Основой составления Учебного плана является идея создания комплекса условий, обеспечивающих реализацию прав граждан на получение качественного образования и достижения социальной компетентности обучающихся.

Задачами Учебного плана являются:

  1. обеспечение единства федерального, регионального (национально-регионального) и школьного компонентов;

  2. обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  3. оптимальное сочетание базового и дополнительного образования;

  4. реализация прав обучающихся на вариативность получения образования;

  5. введение курсов, обеспечивающих предпрофильную и профильную подготовку обучающихся;

  6. обеспечение интеграции учебных дисциплин на основе межпредметных связей;

  7. обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья школьников;

  8. развитие гражданских качеств у школьников как основы их личностного и жизненного самоопределения.

Учебный план каждой возрастной ступени определяется учебными программами, направленными на реализацию федерального, регионального (национально- регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения ГОСа.

На ступени начальной школы – это обретение основ грамотности и культуры жизнедеятельности, на ступени основной школы – создание базиса для самоопределения личности, на ступени среднего (полного) образования – непрерывность образования через дифференциацию обучения.

Содержание учебного плана предполагает реализацию всех содержательных линий стандарта и составляющих качества образования.

Основным структурным компонентом Учебного плана на I ступени образования (1-4 классы) является федеральный компонент.

На II и III ступенях основным структурным компонентом Учебного плана являются федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент Учебного плана на I, II и III ступенях реализуется полностью и обеспечивает:

  • освоение обучающимся образовательных программ на всех ступенях образования;

  • равные возможности получения качественного образования;

  • преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности;

  • развитие интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений обучающихся;

  • создание условий для формирования и становления личности обучающегося, развития его склонностей, интересов и способностей, готовности к социальному определению.

Национально-региональный компонент:

  • знакомит учащихся с базовыми основами родной культуры и культуры других народов, населяющих Урал;

  • воспитывает любовь и уважение к культуре своего народа и других народов;

  • через интеграцию культурологических знаний, умений и навыков облегчает социально-культурную адаптацию детей в современном социуме.

Школьный компонент обеспечивает:

  • более глубокую подготовку обучающихся к самоопределению;

  • формирование познавательной, коммуникативной, информационной культуры личности.


^ Начальное общее образование

В начальной школе ведущая роль принадлежит предметно-информационному и деятельностно-коммуникативному блокам, что позволяет учащимся в полной мере освоить содержание ценностно-ориентационной составляющей приобретаемых знаний и навыков.

Обучение на I ступени ведётся по различным образовательным программам.

В первых классах в соответствии с государственным федеральным образовательным Стандартом начального общего образования (ФГОС) Учебный план содержит обязательные предметные области и учебные дисциплины. В 1-А ученики обучаются по программе «Школа 2100», в 1-Б и 1-В классах образовательный процесс организован по программе «Школа России». В данных учебно – методических комплектах полностью реализована идея федерального государственного образовательного стандарта и воплощены идеи модернизации образования Российской Федерации.

В основу обучения первоклассников заложен системно – деятельностный подход. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности нашли отражение в образовательной программе начального общего образования. Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, творческие объединения, спортивные секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Во 2-А классе обучение ведется по программе Виноградовой Н.Ф., во 2-Б и 4-Б классах по программе Занкова Л.В., во 2-В, 4-А, 3-х классах обучение ведется по комплекту учебников «Планета знаний».

Освоение образовательных стандартов на данной ступени имеет свою специфику:

  • Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со второго класса. В образовательном учреждении преподается два языка. Со второго класса обучающиеся и их родители (законные представители) самостоятельно выбирают для изучения английский или немецкий языки.

  • Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается со 2 по 4 классы. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.

  • «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля предмета «Технология».

  • Учебный предмет «Искусство» содержит в себе учебные дисциплины «Музыка» и «Изобразительное искусство».

  • Содержание учебного предмета «Физическая культура» предполагает обучение школьников простейшим способам самоконтроля за физической нагрузкой, за отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Учебный материал предмета несет оздоровительную направленность.

  • Содержательные линии регионального (национально-регионального) компонента «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности» и «Социально- экономическая и правовая культура» реализуются в начальной школе за счет выстроенной системы внеурочных занятий, которые проходят в форме классных часов, бесед, тематических конкурсов, игр, викторин и т.д.


^ Основное общее образование

В основной школе содержание образования направлено на личностное развитие детей и подготовку обучающихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Освоение образовательных стандартов на данной ступени имеет свою специфику:

  • соблюдая принцип преемственности с первой ступенью образования, обучающиеся основной школы продолжают обучение иностранному языку по двум направлениям (английский или немецкий языки).

  • учебный курс «Математика» со II четверти 7- го, в 8-ом и 9-ом классах изучается как два самостоятельных учебных предмета «Алгебра» и «Геометрия».

  • учебный предмет «Обществознание» является интегрированным, построен по модульному принципу и включает в себя содержательные разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

  • в 5 классе изучается учебный предмет «Природоведение», который с 6-го класса дифференцируется на две самостоятельные дисциплины «География» и «Биология».

  • учебный курс «Искусство» изучается до конца II ступени обучения и состоит из двух самостоятельных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство».

  • с целью учета интересов и склонностей учащихся, возможности образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания образовательной программы предмета «Технология» изучается по двум направлениям «Технология. Технический труд» и «Технология. Обслуживающий труд» Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу и в 9-ом классе из федерального компонента передается в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки.

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения учебного плана основного общего образования отражают интересы, потребности, образовательные запросы обучающихся 5-9 классов и их родителей и построены на принципах преемственности.

Изучение художественной культуры на ступени основного общего образования на базе имеющихся навыков обеспечивает дальнейшее развитие умений исследовать особенности различных видов искусств и тенденций их развития в настоящее время, вырабатывает представление о взаимосвязи процессов развития культуры в регионе, стране, мире. Содержательная линия регионального (национально-регионального) компонента «Художественная культура» реализуется через учебный курс «Декоративно прикладное искусство Урала», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология».

Содержательная линия регионального (национально-регионального) компонента «Экологическая культура» реализуется через учебные курсы «География Урала» и «Живая природа Урала» что позволяет обучающимся основной школы углубить и расширить научные знания особенности экологической ситуации в регионе, способствует формированию научных представлений об основных способах сохранения природы родного края.

Содержательная линия регионального (национально-регионального) компонента «Социально- экономическая и правовая культура» реализуется через учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 5-х классах по 2 часа в неделю в I четверти, а также отражена в содержании таких учебных предметов как: «Литература», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология».

С целью формирования на научной основе навыков получения информации о состоянии и тенденциях развития региона и приобретение основных умений пользоваться различными носителями информации содержательная линия регионального (национально-регионального) компонента «Информационная культура» реализуется через модуль учебного предмета «Технология». Содержание учебного предмета прослеживает преемственность с курсом федерального компонента в 8-9 классах «Информатика и ИКТ».

Учитывая индивидуальные, возрастные, психологические физиологические особенности обучающихся 5-7 классов, с целью личностного, социального и познавательного развития учащихся в Учебный план основной общеобразовательной школы ОУ введен курс «Основы исследовательской деятельности». В рамках курса на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса предполагается реализовать групповые исследовательские проекты «Я и школа» (5 классы), «Ирбитская ярмарка» (6 классы), «Эврика – мир научных открытий» (7 класс).

Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе в разделе «Физическое совершенство» содержит материал культурно-этнической направленности и раскрывает исторические особенности развития физической культуры определенной народности.

С целью формирования основ самоопределения личности в школьном компоненте учебного плана в рамках элективных курсов в 8-9 классах предусмотрено изучение предметов, относящихся к естественнонаучному направлению (элективные курсы «Естествознание», «Лабораторный практикум по естествознанию») и индустриально-технологическому направлению (элективные курсы «Основы информационной культуры», «Черчение»). Данные направления выбраны с учетом запросов учащихся и их родителей (законных представителей), подготовленности педагогических кадров, наличия материально-технической базы в ОУ и восстребованности профессий данных профилей на региональном рынке труда.

В 9 классе в рамках курса «Твоя профессиональная карьера» предполагается знакомство с основами профессиональной деятельности. В рамках образовательной программы ОУ предпрофильная подготовка реализуется через систему дополнительного образования, организацию классных часов, тематических экскурсий, проведение тренингов, защиту исследовательских проектов по данной проблеме, развитие системы социального партнёрства и т.д.

С целью осуществления дифференцированного подхода в обучении выпускников основной школы в учебный план введены такие факультативные курсы, как «Профессиональная подготовка по математике» и «Речь и культура общения», «Трудные вопросы изучения орфографии и синтаксиса». Программы данных курсов учитывают индивидуальные способности каждого ученика и направлены на подготовку выпускников основной школы к дальнейшему обучению как на III ступени общеобразовательной школы, так и в профессиональных учебных заведениях.

Школьный компонент учебного плана для 8-9 классов построен в контексте постепенного перехода к профильному обучению и призван создать условия выпускникам основной школы для осознанного выстраивания индивидуальной образовательной траектории на следующей ступени образования.


^ Среднее (полное) общее образование

По результатам опроса выпускников 9-х классов и их родителей (законных представителей), анализа результатов итоговой аттестации в 2010 году, материально-технических условий образовательного учреждения Учебный план для учащихся III ступени сформирован на основе примерного учебного плана для универсального обучения. Учебный план включает в себя базовые учебные предметы и элективные курсы. При изучении отдельных обязательных предметов на базовом уровне есть своя специфика:

  • Соблюдая принцип преемственности со второй ступенью образования, обучающиеся средней школы с целью освоения иностранного языка на функциональном уровне продолжают обучение иностранному языку по двум направлениям (английский или немецкий языки).

  • Учебный курс «Математика» с III ступени изучается как два самостоятельных учебных предмета: «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия».

  • Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право».

  • Учебный курс «Искусство» изучается на III ступени обучения через учебный предмет «Мировая художественная культура».

  • Содержательная часть учебного предмета «Технология» учитывает разный уровень подготовленности старшеклассников и готовит учащихся, как к началу трудовой деятельности, так и к обучению в системе профессионального образования.

  • Учебный предмет «Физическая культура» на старшей ступени направлен на творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

  • Целью учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на старшей ступени общего образования является воспитание чувства патриотизма и долга перед Отечеством, развития черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности по предотвращению актов терроризма.

Обучение на III ступени призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению, формировать культуру выбора, способность обучающихся выстраивать дальнейшую траекторию получения образования.

Реализация данных задач обеспечивается через включение в школьный компонент образовательного учреждения курсов индустриально- технологического, естественнонаучного и социально-экономического направлений.

Каждое направление включает в себя три элективных курса:

индустриально-технологическое – «Методы решения физических задач», «Основы программирования», «Черчение»;

естественнонаучное – «Экология в экспериментах», «Практикум по органической химии», «Лабораторный практикум по естествознанию»;

социально-гуманитарное – «Филологический анализ художественного текста», «История России в лицах», «Социально – правовой практикум практикум».

Элективные учебные предметы призваны развивать содержание базовых предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку и удовлетворять познавательные интересы обучающихся. Элективные курсы носят практикоориентированную направленность и предполагают как изучение дополнительного учебного материала, так и проведение учебных практик, исследований, создание учебных проектов. Условие обязательности курсов как учебных предметов по выбору обучающегося предполагает, что каждый ученик III ступени общего образования за два года должен изучить не менее трех курсов одного из направлений.

С целью осуществления дифференцированного подхода в обучении выпускников средней (полной) общеобразовательной школы в учебный план введены такие факультативные курсы, как «Речь и культура общения» (10-е, 11-е классы), «Трудные вопросы изучения орфографии и синтаксиса» и «Иррациональные и трансцендентные уравнения и неравенства». Программы данных курсов учитывают индивидуальные способности каждого ученика и направлены на подготовку выпускников к дальнейшему обучению как в начальных, так и в среднеспециальных и высших профессиональных учебных заведениях.


В формировании Учебного плана на 2011-20112 учебный год есть своя специфика:

  • в первых классах Учебный план определяет содержание и организацию образовательного процесса согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Учебный план I, II и III ступеней составлен таким образом, что максимальная нагрузка учащихся 1-11 классов соответствует режиму 5 - дневной рабочей недели. Продолжительность учебного года в I классах -33 учебных недели, II-X классах 35 учебных недель. Продолжительность урока для I классов от 35 до 45 минут, для II-Х классов 45 минут.

  • Предполагается деление классов на две подгруппы при изучении Иностранного языка во 2-б в, 3-б, 4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-б, 9-б, 10 и 11-м классах, предмета Информатика и ИКТ в 8-б, 9-б и 10 классах. Деление 5-8 классов при изучении предмета Технология происходит по гендерному признаку и осуществляется по двум направлениям: технический труд (мальчики, юноши) и обслуживающий труд (девочки, девушки) в соответствии с нормативными требованиями к организации обучения по данному предмету.

  • с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и повышения физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп, оптимизации уровня их физической и умственной работоспособности организация учебного процесса реализуется третий час предмета Физическая культура;

  • для учащегося с ограниченными возможностями здоровья разработан индивидуальный Учебный план с учетом физиологических, психических и возрастных особенностей ученика и запросами ребенка и его родителей (законных представителей).


Анализ Учебного плана дает возможность констатировать:

  • соответствие документа нормативно-правой базе, определяющей содержание начального, основного и среднего (полного) общего образования;

  • соблюдение принципа преемственности и вариативности на всех ступенях обучения;

  • наличие здоровьесберегающего подхода при организации образовательного процесса.


Таким образом, введение данного Учебного плана предполагает:

  • удовлетворение образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей);

  • создание условий для повышения качества образования;

  • создание каждому ученику условий для самоопределения и успешной социализации в обществе.

  1   2   3



Похожие:

Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану (2011-2012 учебный год) Информационная справка
В моу «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы» обучается 1250...
Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану муниципального казённого общеобразовательного учреждения «александровская средняя общеобразовательная школа» алейского района алтайского края на 2012-2013 учебный год
К учебному плану муниципального казённого общеобразовательного учреждения «александровская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» п. Пашия на 2011-2012 учебный год
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 с изменениями и дополнениями
Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» на 2012 2013 учебный год
«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» на 2012 2013 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану моу «сош №101» на 2011-2012 учебный год
Ленинского общеобразовательная школа №101 района муниципального Ленинского района г. Саратова
Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану для 1-б класса моу «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2», реализующего фгос второго поколения, на 2010-2011 учебный год
Базисный учебный (образовательный) план состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность,...
Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconУчебный план на 2012-2013 учебный год Верхняя Салда Пояснительная записка к учебному плану
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением физики, математики,...
Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения Чарышская средняя общеобразовательная школа Усть Калманского района
В 2010-2011 учебном году муниципальное образовательное учреждение Чарышская средняя общеобразовательная школа Усть Калманского района...
Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану муниципального образовательного учреждения «Павловская средняя общеобразовательная школа» на 2010- 2011 учебный год
Российской Федерации, регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Красноярского края (Постановление от...
Пояснительная записка к учебному плану моу пионерская средняя общеобразовательная школа на 2011-2012 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану для 1 класса на 2011-2012 учебный год
Учебный план в моу большесельской сош составлен на основе Базисного учебного (общеобразовательного) плана образовательных учреждений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы