М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории icon

М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории




Скачать 147.51 Kb.
НазваниеМ. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории
Дата02.11.2012
Размер147.51 Kb.
ТипСеминар
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6.


Выступление на семинаре ГМО учителей математики по теме:


«Профессиональный рост учителя – залог повышения качества образования».


Подготовила:

М. И. Корниенко

учитель математики

вышей квалификационной категории


14.02.2011г. г. Гуково.

Каждый человек в своей жизни ставит задачу: наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. Эта задача выполнима, если есть соответствие между требованиями профессии и способностями личности. Каждый человек должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией и возможностях реализации поставленных целей. Признан тот факт, что профессия влияет на личность, но и личность меняется в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала в отечественной психологии получил название профессионализации. Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.

Существуют четыре стадии профессионального становления.

I стадия - возникновение профессиональных намерений. Ее критерием является социально и психологически обоснованный выбор профессии. Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств. Недаром выдающийся русский химик Д.И.Менделеев писал: "К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность".

II стадия - профессиональное обучение. Цель этой стадии репродуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений. Психологический критерий - профессиональное самоопределение. III стадия - процесс активного вхождения в профессию. Критерием этой стадии являются достаточно высокие показатели деятельности. Наконец, последняя стадия - полная реализация личности в профессии. Уровень реализации характеризуется не только высокой степенью овладения операционной сферой, но творческим ее выполнением, формированием индивидуального стиля, а также постоянным стремлением к самосовершенствованию. Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогической деятельности. Это:

  1. диагностическая;

  2. ориентационно-прогностическая;

  3. конструктивно-проектировочная;

  4. организаторская;

  5. информационно-объяснительная;

  6. коммуникативно-стимулирующая;

  7. аналитико-оценочная;

  8. исследовательско-творческая.


Не будем подробно останавливаться на сущности каждого из этих видов, но как мы понимаем, требования к учителю, которые обуславливаются ими, очень высоки. Все это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенств. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит. такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

Овладение названными выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.

Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. От обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем - совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать, убежден, - писал он, - что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим токарем, и я учил.

В чем заключалась такая учеба? Прежде всего, в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Педагогическое творчество заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.

Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчеством учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. "Новаторство - новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов"'. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Например, как новатор проявил себя учитель Игорь Петрович Волков (г. Реутово Московской обл.), который разработал методику "творческих заданий" школьникам средних и старших классов. Сущность ее заключается в том, что учитель дает учащимся множество творческих заданий, которые включают в себя работу с бумагой, картоном, по дереву, металлу, пластмассе, создание рисунков и картин, пробу сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится "Творческая книжка", в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является новаторской.

Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения. Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много. Но главное состоит R том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Большинство из нас находятся именно на стадии профессионального развития. Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас преподавателей поднимать уровень профессиональной компетентности. Мы наблюдаем существенное личное и профессиональное развитие самого педагога в нашем коллективе.

Наша школа имеет достаточное кадровое обеспечение. К настоящему моменту сложился стабильный коллектив из 24 работников. Из них:

  • с высшим образованием – 20чел.

  • высшую категорию имеют -6чел.

  • 1 категорию имеют – 10чел.

  • 2 категорию имеют – 4чел.

  • почетное звание имеют – 2чел.

  • почетными грамотами Министерства Образования РФ и РО награждены 8 человек.

Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. Нам приходится не только учить других, но и постоянно учиться самим, чтобы повысить свою эрудицию и качество работы. Ведь от этого зависит общественное положение и престиж учителя. Учителя нашего школьного МО являются участниками и победителями конкурсов в различных номинациях, обобщают опыт соей работы, проходят курсы повышения квалификации и т.д.

И как результат нашей работы – это то, что учащиеся школы проявляют высокую активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности.

Наши достижения:

  • Призеры и победители предметных олимпиад – 18чел.

  • Результаты ЕГЭ: качество 35%, обученность -100%. В истории нашей школы имеются 2 выпускника, получивших на ЕГЭ 100 баллов.

В концепции и российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений обозначено создание условий для повышения качества общего образования. Для реализации этого направления ставится задача «обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов». Мы продолжаем осуществлять борьбу за качество образования. В каждой школе есть группа учащихся, которые составляют «резерв», это ученики, которые имеют одну или две «тройки», «четверки» по предметам. И, чтобы помочь им организовать себя в учебной деятельности, мы составляем «Индивидуальную образовательную программу ученика». Это проводится не массово, а только с отдельными учениками. Например, с выпускниками. Но абсурдно считать, что педагог может научить составлять ОП ученика, если сам этого делать не умеет. Как педагог может выполнить социальный заказ, когда не может выполнить свой? Заказ на индивидуализацию образовательной позиции должен исходить не столько от государства, сколько от самого человека, его индивидуальных представлений о самореализации. Решение индивидуализации обучения мы видим в реализации индивидуальных образовательных программ всех участников образовательного процесса.

Возникла идея разработки индивидуальной образовательной программы каждого педагога.

^ Индивидуальная  образовательная программа является средством для организации образования      педагога,      стержнем      и      вектором      его      собственной  образовательной траектории. Я думаю, что все со мной согласятся, что для того, чтобы добиться положительного результата в своей работе, необходимо находиться в постоянном творческом росте, если ты сам растешь в своей профессии, то и твои ученики также растут вместе с тобой.

Мы хотим более подробно остановиться на принципах составления образовательной программы педагога.


 




Созданная творческая группа – это учителя нашего школьного МО, развила идею, спроектировала этапы работы и выстроила шаги по реализации индивидуальной образовательной программы. Одной из задач, стоящей перед группой, стало формирование общих представлений о целях и задачах ИОП, о ее структуре, о форме реализации.

^ ИОП - это совокупность подпрограмм, которые реализуются в рамках образовательной программы.

Подпрограммы мы рассматриваем как средство для организации образования педагогов.

^ Педагогическая      деятельность      

  • целенаправленное      развитие обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннее развитие его способностей.   Такая  деятельность  предполагает   «субъект - субъектные отношения» в процессе деятельности. 

^ Цель введения ИОП: 

  • создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства;

  • позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

^ Сроки ее реализации могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от желаемого результата: аттестация или реализации подпрограмм.

Мы считаем, что индивидуальная образовательная программа должна являться инструментом мониторинга профессиональных достижений, поэтому цели ее написания будут следующие: 

  • оценочно-стимулирующая   (реальное   оценивание    своих    возможностей);

  • развивающая   по   отношению   к   образовательной   ситуации   (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога).

Таким образом, мы в группе договорились, что в программе педагог обозначает:

  • цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными     стандартами,     успеваемостью     учащихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения;

  • профессиональные умения, которые необходимо приобрести;

  • средства для решения поставленных задач.

Практическая значимость индивидуальной образовательной программы нам видится в систематизации деятельности педагога, динамике показателей профессионального роста, стимулирующих факторах, удовлетворенности образовательными услугами и -  как результат - аттестации. 

 


^ Алгоритм   написания   индивидуальной   образовательной   программы педагога

 

Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога

 

 

Составление индивидуальной образовательной программы, коррекция

 

 

 

 

 

Рефлексивный анализ реализации ИОП

 

  

 

 

Реализация индивидуальной образовательной программы

 

Алгоритм составления индивидуальной образовательной программы отличается универсальностью, так как начать работу по составлению ИОП можно с любого «этапа».

1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно понимать мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.

2.Программирование профессионального развития. Составление  ИОП, включающую   в   себя      подпрограмм,   где   имеет  место   инвариантная   и вариативная части. При проектировании индивидуальной образовательной программы педагог учитывает программу развития, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. В инвариантной части педагог прописывает нормативно-правовую базу, методологическую основу
и курсовую подготовку своей педагогической деятельности. Как результат, какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться. В содержание инвариантных курсов входит федеральный компонент повышения квалификации (согласно рекомендациям Российской академии     повышения  квалификации     и     переподготовки     работников образования   с   учетом   стандартов   дополнительного   профессионального образования),   так   как   они   напрямую   связаны   с квалификационными требованиями к педагогам при присвоении им очередной категории. 

В вариативной части будут размещены частные подпрограммы, которые направлены на решение проблем профессиональной деятельности.

Вариативная часть - это региональный (муниципальный) компонент, направленный на удовлетворение образовательных потребностей и устранение выявленных затруднений в результате диагностики, а также школьный компонент, который востребован для школ, работающих в режиме развития.

3^ .Для   реализаци   индивидуальной    образовательной   программы
создается   открытое   образовательное   пространство,    где   происходит профессиональное   взаимодействие, рефлексия и коррекция   собственной  деятельности, перепрограммирование. 

Показателями открытого образовательного пространства является: 

  • многообразие и вариативность образовательных предложений;

  • реализация    образовательных    предложений    в    качестве    ресурсов   для  построения индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Необходимо      четко      представлять      ресурсы   открытого    образовательного пространства и видеть его уровни - школьный, городской, краевой, всероссийский. 

4.Рефлексивный    анализ    реализации    индивидуальной образовательной  программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы) и то, чему научился педагог. 

Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить  своевременную   коррекцию   действий.   Предметом  рефлексии   становится деятельность педагога по реализации программы. 

Нашей творческой группой  разработаны:  матрица индивидуальной образовательной программы (ИОП) педагога и методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы. (Приложение 2). 

 В связи с тем, что происходит переход на новую форму аттестации, перед  информационно-методическим центром (ИМЦ), администрацией образовательных учреждений встает проблема грамотного сопровождения педагога. 

Содержание экспериментального этапа работы группы (2011-2012г.г.) заключается в апробации в практике составления индивидуальной образовательной программы педагогами нашего образовательного учреждения. Планируется также подобрать и разработать измерительный материал для диагностики профессиональных компетентностей, обеспечить сопровождение, внедрения индивидуальных программ и подпрограмм. Главное - научить человека максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной программы. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности. 

Мы надеемся, что с 2011 года индивидуальная образовательная программа войдет в жизнь каждого педагога нашей школы и станет  основой его профессионального развития.



Похожие:

М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории iconПервутинской любови сергеевны учителя математики высшей квалификационной категории
Сведения об образовании: высшее, Барнаульский государственный педагогический институт, 1987 г., учитель математики
М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории icon1. Каландинская Ирина Александровна Учитель математики высшей квалификационной категории Заинского муниципального учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа №4»
Учитель математики высшей квалификационной категории Заинского муниципального учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа...
М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории iconАнализ учителя математики Каландинской Ирины Александровны, высшей квалификационной категории, имеющий статус «Учитель, работающий на самоконтроле» в 5, 7, 10 классах за 2009 2010 учебный год
Каландинской Ирины Александровны, высшей квалификационной категории, имеющий статус
М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории iconВарламова Надежда Васильевна Директор школы образование высшее, учитель высшей квалификационной категории, ведет урок
Заместитель директора по учебной работе образование высшее, учитель высшей квалификационной категории, преподаватель русского языка...
М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории iconУрок математики в 1 классе с использованием ид тема: «Прямая и кривая линии. Луч» Цели: Учитель: Туманцева И. В. учитель нач классов
Знакомство с геометрическими фигурами: прямая и кривая линии, луч высшей квалификационной категории
М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории iconРайонной экспертной группы о профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя математики
Районная экспертная группа считает, что Токарева Галина Васильевна соответствует (не соответствует) высшей квалификационной категории...
М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории iconУрок английского языка в 11 классе по теме «tv or not tv». Учитель английского языка высшей квалификационной категории моу «Лицей №1» О. Н. Позмогова
Учитель английского языка высшей квалификационной категории моу «Лицей №1» О. Н. Позмогова
М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории iconРешетникова Гульфиза Гарифулловна учитель татарского языка и литературы 2 квалификационной категории

М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории iconНутфуллина Лилия Габтелмаликовна учитель физики и информатики 2 квалификационной категории педагогический стаж 10 лет

М. И. Корниенко учитель математики вышей квалификационной категории iconИтоги проверки по вопросу предоставления выплат педагогическим работникам за наличие второй квалификационной категории в образовательных учреждениях мо крыловский район
Установлено отсутствие выплат за наличие второй квалификационной категории (чел.)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы