Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г icon

Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г




НазваниеПротокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г
страница1/18
Дата20.07.2013
Размер3.1 Mb.
ТипПротокол
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Принято на заседании

педагогического совета Ананьинской ООШ

протокол №___ от«___»_______2011г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

________________ Н.Е.Смирнова

«___» ___________2011г.


ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Дошкольной группы Ананьинской основной общеобразовательной школы


Содержание

I. Пояснительная записка……………………………………………………………

I.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

воспитывающихся в образовательном учреждении………………………………..

I.1. 1 Особенности детей группы общеразвивающей направленности от 1 года 6 месяцев до2лет (ранний возраст)…………………………………………………………………

I.1.2 Особенности развития детей групп общеразвивающей направленности от 2 лет до 4 лет (младший возраст)…………………………………………………………………..

I.1.3 Особенности развития детей групп общеразвивающей направленности от 4 лет до 5 лет (средний дошкольный возраст)……………………………………………………..

I.1.4 Особенности развития детей групп общеразвивающей направленности от 5 лет до 7 от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст)………………………………………

I.1.5 Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст)…………………………………………………………..

I.1.6.Особенности развития детей с задержкой психического развития от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст)…………………………………………………………..

I.2 Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования….

I.3 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования……………………………

1.4 Особенности осуществления образовательного процесса…………………………

1.5 Принципы и подходы к формированию образовательной программы……………

II. Организация режима……………………………………………………………………

II .1. Организация и содержание дополнительного образования детей…………………

II.2 .Внешние связи Детского сада…………………………………………………………

III. Содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей………………………………………………………………..

III.1 Образовательная область «Физическая культура»………………………………...

III.2 Образовательная область «Здоровье»………………………………………………

III.3 Образовательная область «Коммуникация»……………………………………….

III.4 Образовательная область «Чтение детям художественной литературы »……….

III.5 Образовательная область «Познание»……………………………………………..

III.6 Образовательная область «Музыка»………………………………………………..

III.7 Образовательная область «Художественное творчество»……………………….

III.8 Образовательная область «Социализация»……………………………………...

III.9 Образовательная область «Труд»………………………………………………...

III.10 Образовательная область «Безопасность»……………………………………….

IV.Содержание коррекционной работы………………………………………………..

V. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы……………………………………….

V.1 Образовательная область «Физическая культура»………………………………

V.2 Образовательная область «Здоровье»…………………………………………….

V.3 Образовательная область «Коммуникация»……………………………………...

V.4 Образовательная область «Чтение детям художественной литературы »……...

V.5 Образовательная область «Познание»…………………………………………….

V.6 Образовательная область «Музыка»……………………………………………...

V.7 Образовательная область «Художественное творчество»………………………

V.8 Образовательная область «Социализация»………………………………………

V.9 Образовательная область «Труд»…………………………………………………

V.10 Образовательная область «Безопасность»………………………………………..

VI. Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы

дошкольного образования…………………………………………………………

VII. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов………...


Информационная справка


Муниципальное образовательное учреждение

    1. Полное наименование -

Муниципальное образовательное учреждение Ананьинская общеобразовательная школа с дошкольной группой.

1.2. Сокращенное название –Дошкольная группа

1.3. Местонахождение: Ярославская область Ярославский район д. Ананьино улица Садовая 1.

1.4. Телефоны:.431741

1.5. Форма собственности: муниципальная

1.6. Тип учреждения: дошкольное образовательное учреждение

1.7. Вид учреждения: дошкольная группа

1.8.Учредитель: Управление образования АДМИНИСТРАЦИИ Ярославского муниципального района.

1.9.Местонахождение Учредителя: Г. Ярославль, ул.З.Козьмодемьянской

Отношения между Учредителем и дошкольной группой определяет договор, заключенный между ними в соответствии с законодательством РФ.

1.10Дошкольная группа осуществляет свою образовательную, правовую и финансовую деятельность в соответствии:

с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1;

• «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» от 12.09.2008 г №666;

^ . Нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ярославской области, органов местного самоуправления и Учредител;

• Договором между дошкольной группой и родителями (или их законными представителями) и локальными актами образовательного учреждения.

• Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23.11.2009г.)

1.11. Образовательная программа Дошкольной группы (далее Программа)– комплексная, с включением в общий объем обязательной части раздел - «Содержание коррекционной работы» для детей с ограниченными возможностями здоровья, и охватывает возрастной период от 3 до 7 лет.

1.12. Срок реализации образовательной программы: 2010 – 2015 годы.

1.13. В дошкольной группе функционирует 1разновозрастная группа : общеразвивающей направленности

1.14. Дошкольная группа реализует :

- основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с 2,5 до7 лет в группах общеразвивающей направленности М. А.Васильевой, В. Г.Гербовой, Т. С.Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду».


1.15.Режим работы: с 7.00 до 17.00.

Кадровое обеспечение деятельности .

В Дошкольной группе работают 2 педагога со средним специальным (не педагогическим) образованием.

По итогам аттестации 1 педагог имеет вторую квалификационную категорию, 1 педагог подал заявление на прохождение процедуры аттестации в 2010-2015 г.г. Педагогический стаж:

От 0 до 4лет –1педагог

От 0 до 2 _1педагог

Средний педагогический стаж – 2года.

В детском саду работают: директор, зам. директора по дошкольному образованию, музыкальный работник, воспитатели, младший воспитатель, врач -педиатр.


^ Пояснительная записка

Комплектование дошкольной группы Ананьинской основной общеобразовательной школы.


Общие требования к приему воспитанников в дошкольную группу определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области, также Типовым положение о дошкольном образовательном учреждении. Порядок приема воспитанников в детский сад определяется Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, и закрепляется в Уставе образовательного учреждения.

В дошкольную группу принимаются дети от 2,5 до 7-ми лет включительно (в исключительных случаях, дети не принятые в первый класс по медицинским и иным показаниям, могут посещать до 8 лет).

Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного учреждения.

Формирование контингента воспитанников проводит заместитель директора школы по дошкольному образованию в пределах оговоренной лицензионной квоты.


^ 1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

1.1 Особенности развития детей групп общеразвивающей направленности

от 2,5лет до 4 лет (младший возраст)

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками,с предметным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения с взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, выражая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

Учитывая важнейшую роль общения с взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в младших группах.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес детей к общению со сверстниками и сопереживанию. В младшем дошкольном возрасте открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям — родителям, воспитателю, сверстникам.

Дети 3—4 лет — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.).

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5—6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

^ I.1.2 Особенности развития детей групп общеразвивающей направленности от 4 лет до 5 лет (средний дошкольный возраст)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей: в игре, в изобразительной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, Дошкольники испытывают острую потребность в движении, В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4-¬5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила..

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, со-ревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий. С развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.


^ I.1.3 Особенности развития детей групп общеразвивающей направленности от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст)

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в дошкольной группе. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли, игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, И воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно -ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В сюжетно - ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда Может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Все это ¬ обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы eгo воплощения .

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


^ I.1..4 Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст)

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р. Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или не грубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно- гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Недоразвитие речи, особенно лексико- грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А. Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково- смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно- коррекционных задач.

На 2010-2011 учебный год в дошкольной группе ребенок второго уровня речевого развития. Кроме жестов, искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.

Третьего уровня речевого развития детей нет.

^ I.1.5 Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья от 5 лет до 7 лет (старший дошкольный возраст)

Понятие "ограниченными возможностями здоровья" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Детей с ограниченными возможностями здоровья отличает: (характерные признаки детей с ОВЗ)

• ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

• низкий уровень познавательной активности,

• недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

• более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

У детей недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.

Эмоционально-волевая незрелость сочетается с не грубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности. Эмоционально-волевая незрелость выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов. Мотивация деятельности определяется в основном стремлением к получению удовольствия. Для детей характерна "детскость моторики" - суетливость, порывистость, недостаточная координированность движений, страдает мелкая моторика и зрительно-моторная координация, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и письма. Отражаются эти недостатки и на продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психо-моторики. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницам. Грубых двигательных расстройств у детей с ОВЗ нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ОВЗ. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушения речи при ОВЗ носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", "Береза растет на краю поля". Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.

Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Детям трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя им и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога они отвечают правильно.

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

У детей отмечается более позднее развитие фразовой речи. Они затрудняются в воспроизведении лексико_грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно- двигательного).

У детей снижена скорость выполнения перцептивных операций, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления у них не формируются своевременно. Называя основные цвета, затрудняются в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не используют слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т.д.), а пользуются словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия дети затрудняются в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Отмечается замедленный темп формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно- двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

У детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ОВЗ.

Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. У детей с ОВЗ (от 5 лет до 6 лет) еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: "Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?", - ребенок может ответить: "Это у нас дома есть", "Это все в комнате стоит", "Это все нужное человеку". Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос: "Чем не похожи люди и животные?", - ребенок произносит: "У людей есть тапочки, а у зверей - нет". Дошкольники с ОВЗ (от 6 лет до 7 лет) выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.

У детей отмечается несформированность общей способности к учению. Не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности. При выполнении заданий учебного типа не проявляют к ним интереса, стремятся поскорее закончить непривлекательную для них деятельность, часто не доводят работу до конца. С трудом принимают программу, предложенную взрослым в виде образца и, особенно, в виде словесной инструкции, не удерживают ее на протяжении работы, т.е. эта программа не становится их собственной. Действуют недостаточно осознанно, не могут вербализовать правила, по которым нужно выполнять задания, не могут дать словесный отчет, рассказать, как выполняли работу. Затрудняются в выборе адекватных способов для выполнения задания, необходимые навыки сформированы на низком уровне. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля. Часто не замечают своих ошибок, не исправляют их, не могут адекватно оценить результат.

У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в "Больницу", с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с "инструментами" и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается. Однако, у детей с ЗПР, в сравнении с нормой, уровень развития игровой деятельности достаточно низкий и требует коррекции. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения .

Социальное развитие детей затруднено, личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте дети в большинстве безынициативны, эмоции недостаточно яркие, они не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. Так же, дети не могут регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готовы к волевой регуляции поведения.

I.2 Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основных образовательной программ дошкольного образования

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) современное образование находится на новом переходном этапе развития – идет его модернизация.

Происходящие перемены в дошкольном образовании обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Опираясь на предшествующий опыт и положительные результаты в оздоровлении, художественно-эстетической работе с дошкольниками, педагоги дошкольной группы осознают необходимость перемен в работе учреждения.

Основное направление: целенаправленная социализация личности ребенка, воспитание здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного дошкольника. Усовершенствование педагогических систем для детей, через решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно специально организованных форм обучения (занятиях), но и реализация образовательных областей в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

Приоритетными в деятельности дошкольной группы являются следующие направления :

• Сохранение и укрепление здоровья детей;

• физическое и психологическое здоровьесбережение детей, формирование навыков здорового образа жизни;

• обеспечение условий безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ;

• коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с (ОНР, ОВЗ);

• выявление способностей детей, создание условий для их развития;

• формирование у воспитанников эмоционально-волевых качеств и общечеловеческих ценностей;

• взаимодействие с семьями детей на правах партнерства;

• гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;

• повышение образовательного уровня воспитанников через дополнительное образование.

I.3 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования

Цель дошкольного образования: создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Деятельность дошкольной группы направлена на реализацию основных задач дошкольного образования:

• охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья, формирование навыков безопасности жизнедеятельности детей .

• обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей, с учетом его индивидуальных особенностей и способностей;

• воспитание с учетом возрастных категорий у детей гражданственности, общечеловеческим ценностям, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• обеспечение социальной адаптации и интеграции ребенка в общество и успешного перехода на следующую образовательную ступень – начальную школу;

• создание условий для максимального привлечения родителей к участию в образовательной и досуговой деятельности;

• удовлетворение дополнительных образовательных потребностей детей и родителей (законных представителей) и возможности выбора программ и технологий педагогами дошкольной группы.

I.4 Особенности осуществления образовательного процесса в дошкольной группе общеобразовательной школы

Перед педагогами нашей дошкольной группы стоит непростая, нелегкая задача –организовать образовательный процесс так, чтобы он не только соответствовала запросам общества, Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, и подготовку детей к новой ступени образования.

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе дошкольной группы, является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов (можно в виде схем ): образовательный процесс; предметная – развивающая среда ;

взаимодействие участников педагогического процесса.

Наше дошкольное образовательное учреждение - дом радости для ребенка и педагога, мир спокойствия, толерантности и сотрудничества.

Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, позновательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых умело сочетаются следующие функции:

-воспитательная - развитие ценностных отношений - развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

    • образовательная (познавательная)- воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.

    • развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личнсти.

- социализирующая - овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

- оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

В Дошкольной группе определены основные подходы построения образовательного процесса :

- приоритет ценностной составляющей в воспитании,

- приобщение к ценностям культуры;

- признание личностного начала в ребенке, признание его прав и свобод;

- признание мониторинга как достижения детей;

- учет влияния всех факторов социального развития (микрофакторы – ближайшее окружение; мезофакторы – этнокультурные условия; макрофакторы – общество, государство и т.д.);

Содержание образовательной программы Дошкольной группы направлено на изучение и создание адекватных условий для развития различных сторон познания ребенком окружающего мира. Познание, осмысление, чувственное познание духовных, социальных и природных явлений является основой приобщения дошкольников к культурным ценностям.

Задача педагогического коллектива Дошкольной группы - так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку предлагалось осваивать знания, умения и навыки (ЗУН), адекватные его возрасту (адекватные его интересам и направленности). Что позволит соблюсти существующий в дошкольном детстве принцип обучения, а именно: дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой (т.е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно). В этом принципиальное отличие обучения в дошкольном возрасте от обучения в младшем школьном возрасте. При этом ЗУНы в полном смысле слова становятся средством развития ребенка, поскольку знания и навыки, приобретенные ребенком в соответствии с его потребностями, являются для него осмысленными, и он их активно применяет в своей жизнедеятельности. Владение новыми ЗУНами позволяет ребенку осваивать новые виды деятельностей и продвигаться вперед в той деятельности, которой он уже занимается. Таким образом, ЗУНы становятся средством развития ребенка. А в результате детской самодеятельности, на выходе из дошкольного возраста появляются новые качества необходимые для обучения в школе.


Структура образовательного пространства

Предметно-развивающая среда дошкольной группы - важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно - развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего образовательного учреждения создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.

Наш дошкольная группа оснащен оборудованием для детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста по зонам :

  • зона кухня

  • зона спальня

  • зона гараж

  • зона изо деятельности

  • зона конструирования

  • зона книги

  • зона сюжетно- ролевых игр

  • зона песка и воды

  • зона парикмахерская и д ;

  • зона развития речи

  • зона уголок природы

  • уголок движения в группе

  • прогулочная площадка

музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе: центр ручного труда, центр искусства, центр науки, экспериментальный центр, центр интеллектуальных игр. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.

Исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер и вариативность. Наши педагоги знают, что оптимальная развивающая среда прогностична, она как бы моделирует функциональное развитие и деятельность ребенка, так как в ней заложена "информация" о возможных видах и формах деятельности, которая сразу не обнаруживается полностью, а вместе с тем побуждает ребенка к ее поиску и использованию. В нашей дошкольной группе детям доступно все функциональное пространство (естественнонаучных представлений и развивающих игр, музыкальный зал).

За последние четыре года наблюдается положительная динамика благодаря развитию каждого ребенка на максимально возможном (в силу физических и индивидуально- типологических особенностей) уровне.

Взаимодействие участников образовательного процесса основывается на признании у ребенка предшествующего развития, с учетом его субъектного опыта. «Вывести» ребенка на творчество возможно через любой вид детской деятельности.

Для улудшения предметно- развивающей среды плнируется в дальнейшем преобретение художественного оформления, тематические папки, дидактический материал, дидактические пособия, развивающие игрушки игры.

Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно- ориентированных технологий, используемых педагогами, объединяет следующие идеи:

  • Новый взгляд на личность, как цель образования, личную направленность образовательного процесса. Ребенок - субъект образовательного процесса, а не объект.

  • Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений. Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в его способности, сотрудничество, терпимость к детским недостаткам.

  • Отказ от прямого принуждения как от метода - требовательность без принуждения, основанная на доверии; увлеченность, основанная на интересной, специфичной для ребенка деятельности; замена принуждения желанием;

  • Новая трактовка индивидуального подхода - это поиск лучших качеств личности ребенка, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности познавательных процессов) отказ от ориентировки на среднего воспитанника.

  • Формирование положительной Я-концепция - видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать и понимать ее создавать каждому ребенку ситуацию успеха одобрения, доброжелательности. «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!»

Главная задача всех участников образовательного процесса не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию в различных видах деятельности.

Модель образовательного пространства Дошкольной группы обеспечивает развитие субкультуры ребенка. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются целевые ориентиры образования, принципы организации образовательного содержания

  • личностной ориентации: наша Дошкольная группа не только «детская для всех», но и «дошкольная группа для каждого». Данный принцип требует обеспечения в Дошкольной группе психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса; создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности;

  • культуросообразности: первостепенное значение в формировании образа мира у ребенка и осознании себя в этом мире приобретает идея малой родины – организация жизнедеятельности детей в пространстве русской культуры в ее региональном проявлении. Для реализации принципа культуросообразности определили следующие задачи:

- создание ориентированной на национальную культуру

развивающей среды;

- разработку и реализацию педагогических технологий

воспитания на основе опыта русской этнопедагогики;

- разработка адекватного приоритетному направлению

развития содержания образовательного процесса;

- природосообразности;

- развивающего обучения;

- деятельностной ориентации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



Похожие:

Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г iconПротокол № от 2011г 2011г. Утверждаю: Директор моу толбухинская сош о. Г. Стецович 2011г
Особенности детей группы общеразвивающей направленности от 1 года 6 месяцев до 2 лет (ранний возраст)
Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г iconПринято на Совете школы «Утверждаю» Протокол №2 от 29. 10. 2011г. Директор школы А. К. Казантаев Председатель Совета школы Приказ №150
Президент учащихся школы высшее выборное лицо ученического самоуправления школы, представитель
Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г iconУтверждаю Директор школы: 16. 12. 2011г. Машкова А. В. План проведения недели «Антинарко» 19. 12. 25. 12. 2011г
Начало недели. Общешкольная линейка здвр василяка О. А., соц педагог Горетая Н. П
Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г iconПротокол № от 2011г 2011г. Утверждаю: Заведующая мдоу детский сад комбинированного вида №5 «Гнездышко» О. Н. Катошина 2011г
Особенности детей группы общеразвивающей направленности от 1 года 6 месяцев до 2 лет (ранний возраст)
Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г icon«Утверждаю» Директор моу нцо в. М. Ерёмич от 21. 03. 2011г. Приказ №26 а
Смирнова Л. А., Михайлов О. Н., Турков А. М. и др.; Чалмаев В. А., Михайлов О. Н., Павловский А. И. и др под ред. Журавлева В. П....
Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г icon«утверждаю» Советом школы Директор моу красносельская оош: З. А. Шихмагомедов 01. 09. 2011г. Программа развития
Принята педагогическим «утверждаю»
Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №7 Принято: Утверждаю: на педагогическом совете Зав. Мдоу д/с№7 Протокол №5 Е. А. Андреева от «23» 05 2011г. «23» 05 2011г
Принято: Утверждаю
Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г iconУтверждаю Директор школы: 29. 12. 2011г. Машкова А. В. План проведения Рождественской недели 02. 01. 08. 01. 2012г

Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г iconУтверждаю Директор школы: 23. 12. 2011г. Машкова А. В. План проведения недели «Новогодняя сказка»

Протокол № от 2011г утверждаю: Директор школы Н. Е. Смирнова 2011г iconПриказ №14/2-о об утверждении основной образовательной программы начального общего образования
На основании решений Педагогического совета школы (протокол №5 от 11. 01. 2011г.) и органа государственно-общественного управления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы