Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) icon

Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю)




НазваниеПримерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю)
страница1/6
Дата03.11.2012
Размер1.06 Mb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3   4   5   6

Филиал

МОУ «Малиновская средняя общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области» в с. Крутец



«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ /____________/

Ф.И.О.

Протокол № _____ от

«_____» _______________ 2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Малиновская СОШ»

__________ /____________/

Ф.И.О.

«_____» _______________ 2010 г.


«Утверждено»

Директор МОУ «Малиновская СОШ»

__________ /____________/

Ф.И.О.

Приказ № _____ от

«_____» _______________ 2010 г.




^ Рабочая программа педагога


Климочкиной Марины Николаевны


по русскому языку

5 класса


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ____ от

«____» ___________ 2010 г.


село Крутец


2010-2011 учебный год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Примерная программа по русскому языку.

Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю)


Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

^ Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

^ Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

^ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

^ Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.



фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;

  • правильно произносить широко употребляемые служебные слова.

морфемика и словообразование:

  • по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;

  • определять способы образования слов различных частей речи;

  • анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

  • составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.

лексикология и фразеология:

  • соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение общеупотребительных слов;

  • проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.

морфология:

  • различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;

  • правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

орфография:

  • владеть правильным способом применения изученных правил;

  • учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;

  • различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

  • объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений.


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации к учебнику 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009. – 286 с.

  3. Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 5 классе: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2006.

Учебно-тематическое планирование


п/п

Дидактические единицы

Тема

Всего

часов

Р/Р

41 ч

К/Р

10 ч

Дата



О языке.

О языке. Зачем человеку нужен язык.

2 ч















Что мы знаем о русском языке.















Фонетика. Графика.

Звуки и буквы. Алфавит.

3 ч















Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я.


















Фонетический разбор слова.















Письмо. Орфография.

Письмо. Орфография. Зачем людям письмо.

11 ч















Орфография. Нужны ли правила.


















Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.


















Правила обозначения буквами согласных звуков.


















Сочетания букв жи-ши; ча-ща; чу-щу;нч; чн; чк; нщ; щн; рщ.


















Разделительные Ъ и Ь. Мягкий знак после шипящих.


















Не с глаголами.


















Написание –ТСЯ и – ТЬСЯ в конце глаголов.


















Обобщение по теме «Письмо. Орфография».


















Контрольный диктант по теме «Письмо. Орфография».







1









Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.















Строение слова

Строение слова.

4 ч















Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова.


















Как образуются формы слова.


















Как образуются формы слова.















Слово как часть речи.

Слово как часть речи.

9 ч















Самостоятельные части речи.


















Как изменяются имена существительные, имена прилагательные, глаголы.


















Служебные части речи. Предлог.


















Служебные части речи. Союз. Частица.


















Обобщение по теме «Самостоятельные части речи. Орфография».


















Контрольный диктант по теме «Самостоятельные части речи. Орфография».







1









Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.















Систематический курс русского языка. Фонетика. Орфоэпия.

Систематический курс русского языка.


Фонетика. Орфоэпия.

31 ч


7 ч















Звуки гласные и согласные.


















Звуки гласные и согласные.


















Слог. Ударение.


















Слог. Ударение. Фонетический разбор слова.


















Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.


















Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.















Лексика. Словообразование. Правописание.

Как определять лексическое значение слова.

24 ч















Лексика. Синонимы. Антонимы.


















Сколько лексических значений имеет слово.


















Когда слово употребляется в переносном значении.


















Синонимы. Омонимы.


















Фразеологизмы.


















Как пополняется словарный состав языка.


















Как образуются слова в русском языке.


















Основные способы словообразования в русском языке.


















Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.


















Правописание чередующихся гласных А-О в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос.


















Правописание чередующихся гласных А-О в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос.


















Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.


















Диктант по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».







1









Анализ диктанта. Работа над ошибками.


















Чем отличаются друг от друга слова омонимы.


















Что такое профессиональные слова.


















Что такое диалектные слова.


















О чём рассказывают устаревшие слова.


















Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.


















Правописание приставок.


















Правописание приставок.


















Буквы И-Ы после Ц.


















Проверочная работа.







1






Синтаксис и пунктуация (вводный курс).

Что изучают синтаксис и пунктуация.

36 ч















Словосочетание.


















Словосочетание.












  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconПрограмма по русскому языку рассчитана на 5 часов в неделю (165 часов в год), уроки письма 4 часа в неделю
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconРабочая программа по физике для 9 класса 2 часа в неделю среднего общего образования (базовый уровень) Учитель Иванова В. Н
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего...
Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconПояснительная записка 3
Программа «Юные инспектора движения» имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на обучающихся 9-11 лет. Срок реализации...
Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconПротокол № От 201 г
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) и новых учебников по русскому языку для 8 и 9 классов (авторы: Л. А. Тростенцова,...
Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconПрограмма рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа подходит как для учеников общеобразовательных классов, так и для обучающихся VII вида
«Технология» отведено 2 часа в неделю (68 часов в год): 1 час – на завершение федерального государственного образовательного стандарта...
Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconПрограмма рассчитана на один час в неделю для учащихся 1 класса (33 учебных часа)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Маленький мастер» составлена на основе авторской программы Геронимус Т. М. «Маленький...
Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconЦели курса: развитие
Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. В данное планирование...
Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год (1 час в неделю добавлен из школьного компонента)
Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconРабочая программа по технологии рассчитана на изучение предмета в 5 классе на общеобразовательном уровне в объеме 70 часов (2 часа в неделю)
Самородский П. С., Синицина Н. В., Симоненко В. Д.) по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» (для совместного обучения...
Примерная программа по русскому языку. Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю) iconПрограмма для 11 класса рассчитана на 105 часов
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2007), соответствует...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы