Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» icon

Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии»




Скачать 226.75 Kb.
НазваниеДокла д «Развитие речи на музыкальном занятии»
Дата21.07.2013
Размер226.75 Kb.
ТипДокументы
источник

МДОУ НАГОРЬЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД


Д О К Л А Д

«Развитие речи на музыкальном занятии»


Музыкальный руководитель:

Орлова М.В.


2013 год


"Музыка на занятиях по развитию речи"

Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно 
У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Обратите внимание, что и речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то сакральным, личным, глубоким. 
Музыка и музыкально – художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность детей к музыке, возможно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. 
Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким – то невообразимым образом подбирая их.
Например, ребенок 5-го года жизни, характеризуя произведение «Весело – ¬грустно» Л. Бетховена, употребляет до одиннадцати прилагательных. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и: печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное, игpистое, хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное.
Музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутрен¬нем состоянии ребенка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях. Например, ребенок приходит в детский сад с неважным настроением, разговаривать не хочет. Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах. 
Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству. 
По мотивам программного произведения «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования (от экспозиции до развязки). Например, после того, как музыка закончилась, дети рассказывают историю шмеля: «Шмель красивый, большой, у него пушистая мохнатая спинка, полосочки желтые и коричневые. Он торопится ... он собирает себе в дорогу цветочный нектар ... Шмель как будто чего-то боится ... его хочет съесть птица ... Но у него есть друзья, к которым он летал в гости. Шмель был у филина, белочки и зайчика ... Во время опасности он вернулся к друзьям. Белочка спрятала его в дупле, а птица улетела. Шмель поблагодарил своего друга и заторопился домой с нектаром. Дома его ждут жена и дети, маленькие шмели. А своих друзей он пригласил в гости на нектар». 
Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально – речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями. 
Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, ко¬торая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления ребенка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы. 
Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы. 
Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников. 
1. Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями: 
• Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес; 
• Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации; 
• Инструментальные произведения; 
• Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.; 
• Наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии; 
• Наличие одного эмоционального со¬стояния и его оттенков в музыкальном произведении;
• Наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его); 
• Длительность звучания музыкального произведения: от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми); 
• Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями); 
• Качественность аудиозаписи музыкального произведения. 
2. Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния. 
З. В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:
• Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на вос¬приятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, зна¬комство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу! 
• Повторное слушание с последую¬щим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности. 
• Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз. 
• Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем). 
Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года. 
Помимо занятий колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы.

развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. ДжанниРодари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».Игра- это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».
Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность. Интерес рождается там, где есть место удивлению. Удивление – это всегда встреча с неожиданным, загадочным, таинственным. Интересы ребёнка тесно связаны с верой в чудо. «Нет ничего прекраснее,- считает А.Дусавицкий, - чем мир таинственного, вкоторым ребёнок вступает с замиранием сердца. В этом мире его подстерегают в «чистом» виде добро и зло, прекрасное и безобразное. Но ещё важнее то, что в этом мире ребёнок ничем не скован: никакими предрассудками, правилами, законами. Там он всесилен и всемогущ. И это ощущение безграничного могущества полнее и точнее отражает его сущность, чем самая «точная» научная теория человеческих способностей, объясняющая нам, что человек может, а что ему недоступно. Лишая ребёнка тайны, сказки, чуда, мы оказываем ему «медвежью услугу», так как, отвергаем его безумные гипотезы и переводим тему разговора на язык реальных, «земных» фактов. Стремление взрослых ввести ребёнка в мир рациональный, практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности. Играя, ребёнок познаёт мир, удивляясь его полноте и многообразия. Нет более важной задачи в искусстве воспитания, чем сохранение удивлённого взгляда ребёнка на мир!
От уровня развития игры в значительной мете зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя, ребёнок заменяет отсутствующие объекты предметами-заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребёнок в последующем будет встречаться постоянно. В игре он учиться планировать и регулировать свои действия, а также действия партнёров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малышей, его надо учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребёнок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. На этом этапе действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменяться другими, с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим действие. Когда ребёнок пройдёт весь этот игровой путь, он приобретёт очень многое, значительно продвинувшись в своём развитии. Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом – отношения между людьми, окружающими ребёнка, их взаимозависимость, собственное место ребёнка в этих взаимоотношениях. Дольше –нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Нужно также учить малыша рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать, ведь продуктивные виды деятельности оказывают своё специфическое влияние на развитие детской речи. Учёные давно заметили, что речь и ручные действия очень тесно связаны между собой, а рисование есть особая –«графическая» - речь, успешное освоение которой является важнейшей предпосылкой овладения письменной речью в период школьного обучения.
Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. Наблюдение за поведением ребёнка во время игры очень многое может поведать взрослому об индивидуальности ребёнка и предоставить возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.
К четырём годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова. Это естественное желание ребёнка необходимо всячески поощрять, так как приобщение к словесному творчеству активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т.п. Не следует думать, что малыш сразу же начнёт использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы и конструкции, свойственные речи взрослых: это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребёнок- труженик слова. Овладение речью – одно из величайших чудес детской психической жизни»,- так, восхищаясь лингвистическим мастерам ребёнка, писал К.И. Чуковский. Любимый писатель детворы не только изучал природу и специфику творчества детей, но и создал уникальный по своему содержанию и функциональной направленности учебник по активизации речевой деятельности – книгу «От двух до пяти».
Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, режиссёрские, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо-ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавать эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры, как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, мы должны чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, надо сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.
Ниже я предлагаю систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей. Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в играх. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребёнка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет!

Широкое использование фольклора в работе с детьми играет огромную роль в их всестороннем развитии, а главное в совершенствовании коммуникативных навыков общения. В дошкольном учреждении полезно широко использовать потешки, пестушки, загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песенки, народные игры, скороговорки. Очень важно включать фольклор во все режимные процессы, организуемые в учреждении и в семье. Сказки - кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближнему. Животных наделяли человеческими качествами и говорили: «хитер как лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев, могуч как медведь и так далее». На народных сказках, прибаутках, пословицах, загадках выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии. С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам. От строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие её персонажей. Таким образом, эта внутренняя активность - "жизнь вместе с героем"- как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом. Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Общеизвестны: Сорока-ворона, кашу варила"; Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки". Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов возможно использовать. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

^ Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые

сознательные движения ребенка. Например:

"Ах, поет, поёт

Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький, Пригоженькой."

Потешки - песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками,

ножками. Например:

"Потягунючки, поростунюшки!

Роток - говорунюшки,

Руки - хватунюшки,

Ноги - ходунюшки."

Заклички - детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам: Весна красна! На чём пришла? На сошечке, на бороночке, На овсяномснопочку, На ржаном колосочку.

^ Приговорки - словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане: С гоголя - вода, С младенца - худоба! Укатись вся.

Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «ладушки - хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр - забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

ПЕНИЕ

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают

музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Это и есть хоровое пение, которое является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосием.

Есть такие известные слова В. Сухомлинского «Все начинается с детства». С детства и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети – запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши дети или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, познакомимся с методическими приемами, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки.

Прежде всего, нужно знать особые качества детского голоса. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Также надо учитывать диапазон детского певческого голоса. В каждом возрасте он свой. При обучении пению диапазон, как правило, расширяется в сторону как нижнего, так и верхнего

регистров.

ВОКАЛЬНЫЕ (певческие) НАВЫКИ

Вокальные установки. При обучении школьников пению надо следить за

тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот.

Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом.

Дикция. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание.

Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного О,

который звучит как А. Поем «карова», а не «корова», «актябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя» и т. д. Поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег» и т. д. Часто неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях уместно применять прием правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой, например, «се-ры-е» (а не «се-раи») или «со-лны-шко» (а не «сол-нуш-ко»).

Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координируют слух и голос. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

Фонопедический метод развития голоса, разработанный врачом-отоларингологом и певцом В. В. Емельяновым (учитель-исследователь), направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона голоса. Фонопедические упражнения широко используются в работе с детскими и взрослыми хоровыми коллективами, а также при лечении профессиональных заболеваний певцов.

Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

Дыхание. Проводятся специальные дыхательные упражнения на хоровых занятия. Дыхание укрепляется и в процессе пения. Некоторым детям достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание, и ребенок легко справляется с этим.

Чистота интонации. В отличие от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух – качество индивидуальное.

Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, т. е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать ее и правильно, не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать, хотя точно интонировать абсолютно все школьники не могут. Встречаются дети с хорошей интонацией, способные исполнить мелодию без искажения.

Задача педагога – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку, дети стараются подпевать, их вокально - музыкальные данные развиваются.

Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла)

Хочется сказать, что если детей не торопить, не добиваться и не ждать быстрого результата, то этот самый результат сам собой вдруг является, удивляя не только родителей, но и самого педагога! Нередко, например, дети, которые не поют, рта, можно сказать не открывают, в один прекрасный день начинают петь сразу совершенно чисто. А дети, внимание которых невозможно было привлечь к себе, которые, кажется, и не глядели в твою сторону, все, оказывается, помнят год спустя и подсказывают слова, которые другие забыли.

^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения детей пению педагог одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком. Доступный материал не надо смешивать с легким: последний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявления старания, прилежания. А непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает интерес к музыке.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности

заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара и дети не получают систематических знаний и навыков по пению.

Принцип наглядности нельзя понимать узко, как обучение только при помощи органа зрения.

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие.

Так, сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения педагог показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких.

Основной принцип наглядности – это исполнение педагога. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.

Принцип сознательности. В современной педагогике знания, умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми и дети могут их передавать словами. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.

Педагог старается различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистрами, метроритмом, ладом), для того чтобы дети пели сознательно, не механически. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни и особенно любовь педагога к музыкальному искусству.

Педагог стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.

Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.

Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Например, можно предложить петь по одному, мальчикам, девочкам, около инструмента, вдали от него и т. д.

^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

Обучение на хоровых занятиях проводятся со всеми детьми. Но при этом педагог осуществляет индивидуальный подход к детям.

У детей не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.

Все дети отличаются один от другого. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти свой путь воздействия.

^ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ

Основными приемами обучения пению являются: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приемы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.

Показ с пояснениями. Если в первый раз исполнить песню без всяких пояснений, дети не воспримут содержание песни, их может заинтересовать в этот момент любой окружающий их предмет, например какая-либо деталь в костюме педагога. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправлять свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

^ ВЫБОР ПЕСНИ ИЛИ РЕПЕРТУАРА

Правильный подбор репертуара – важнейшая задача педагога. Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, песни, которые им понятны.

В репертуар детей школьного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. Окружающий нас мир очень изменился за последнее десятилетие. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или тропической хижине в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение СЛЫШАТЬ и ВИДЕТЬ красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

Обязательно в репертуаре младших школьников должны быть музыкальные игры с пением.

Надо отметить, что работа над песней требует от педагога большого терпения и такта. Нереально добиваться точного выполнения учебных заданий от каждого ребенка. Даже если кто-то не справляется, это не повод, чтобы ребенка ругать и тем более наказывать. Главным методом воздействия должна быть похвала.



Похожие:

Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» iconУрок развития речи. Письмо.( 5 кл.)
Цель: развитие устной и письменной речи, овладение учащимися простейшими жанрами делового подстиля как части культуры письменного...
Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» iconПрограмма по развитию речи пояснительная записка
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного...
Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» iconФормирование и развитие творческих способностей учащихся посредством занятий в детском музыкальном театре

Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» iconРазвитие речи ребенка по возрастам
С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи
Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» icon«Мамин праздник»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, общее развитие детей, эмоциональная разгрузка, организация досуга детей и их родителей,...
Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» iconРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста. «Роль обучения рассказыванию в процессе подготовки ребёнка к школе»
Среди множества направлений работы в детском саду хочется выделить одно из наиважнейших – это развитие коммуникативных качеств. Умение...
Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» iconТема активные формы и методы работы по развитию речи учащихся учитель: Безруких Н. М., высшая квалификационная категория
И одной из главных задач в деятельности учителя начальных классов считаю – развитие речи школьников
Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» iconПальчиковые игры
Как известно, развитие пальчиковой (мелкой) моторики хорошо влияет на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно...
Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» iconПонятие культуры речи. Основные признаки культуры речи
«культура речи». Термин можно рассматривать в ши­роком и узком смыслах. В широком смысле культура речи совокупность наиболее эффективных...
Докла д «Развитие речи на музыкальном занятии» iconКонсультация на тему: «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»
Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы