А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа icon

А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа




Скачать 224.8 Kb.
НазваниеА. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа
А.Л. Кекина<><><>«Утверждаю»<> <> Приказ №____ от «____»_______
Дата06.01.2013
Размер224.8 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия им. А.Л. Кекина


«Утверждаю»

Приказ №____ от «____»_________200__года

Директор школы ___________


Рабочая программа

основного общего образования

по физике

Базовый уровень

10 класс


Составитель:


2009 – 2010 г.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по физике для 10 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике

Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса физики в старшей школе на базовом уровне.

^ Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.


^ Цели изучения физики.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:


^ Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.


Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


^ Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования (70 часов в 10 классе из расчёта 2 ч в неделю.)


^ Реализация программы обеспечивается

учебно-методическим комплектом (учебник включён в Федеральный перечень):


  • Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / 17-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 366 с.

  • Физика. 10 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс» / авт.-сост. В.А.Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 302 с.

  • Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс/ Волков В.А.. – М.: «ВАКО», 2007. – 400с.

сборниками текстовых и тестовых заданий для контроля знаний и умений:


  • Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений / Рымкевич А.П. – М.: Просвещение,2005. – 224 с.

  • Физика. Задачник. 9-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Гольдфраб Н.И. – М.: Дрофа, 2000. – 368 с.

  • Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2000.-192 с.

  • Физика. Тесты для школьников и поступающих в вузы / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 224 с.


Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по физике

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.



^ Основное содержание (140 час)


Физика и методы научного познания (4 час)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

^ Механика (29 час)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.


^ Молекулярная физика (21 час)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. ^ Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.


Электродинамика (43 час)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. ^ Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.


^ Квантовая физика и элементы астрофизики (28 час)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.


Физика - 10

Тематическое планирование.

№п/п

Тема главы, раздела

Всего часов

Из них

Сроки

Лабораторные работы

(тема)

Контрольные и диагностические материалы

(тема)

I

Физика и методы научного познания

4







02.09-12.09

II

Механика

29

ЛР №1. Измерение ускорения свободного падения

ЛР №2. Исследование движения тела под действием постоянной силы.

ЛР №3. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

ЛР №4. Исследование упругого и неупругого столкновения тел

ЛР №5. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела

ЛР №6. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости

КР № 1 «Кинематика»

КР №2 «Динамика»

КР №3 «Законы сохранения в механике»

15.09-

26.12

III

Молекулярная физика

21

ЛР №7. Измерение относительной влажности воздуха

ЛР №8. Измерение поверхностного натяжения жидкости

ЛР №9. Измерение удельной теплоты плавления льда

КР № 4 «Молекулярно-кинетическая теория»

11.01-21.03

IV

Электродинамика

15

ЛР №10. Измерение элементарного заряда

ЛР №11. Измерение электрического сопротивления с помощью омметра

ЛР №12. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока


КР №5 «Электростатика»

01.04-22.05




Резерв

1













Итого

70












Поурочное планирование.


№п/п

Тема урока

Примечание

Дата

Введение. Физика и методы научного познания. 4 часа.

1

Физика-наука о природе. Научные познания окружающего мира и их отличия от других методов познания.

Предисловие,

введение




2

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов.







3

Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.







4

Основные элементы физической картины мира.

Презентация, таблица-схема




Раздел «Механика» 29 часов

Кинематика. 8 часов

5

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

§§ 1 – 8




6

Скорость равномерного прямолинейного движения

§§ 9, 10, 12, упр.1




7

Ускорение. Движение с постоянным ускорением

§ 11, 13, 14

упр.2, 3




8

Скорость и перемещение при движении с постоянным ускорением

§ 15, 16

упр. 3




9

Свободное падение.

§ 17, 18

Упр. 4





10

ЛР №1. Измерение ускорения свободного падения

ЛР № 1




11

Равномерное движение точки по окружности

§ 19, 20, 21




12

КР № 1 по теме «Кинематика»

КР №1




Динамика 10 часов

13

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта и принцип относительности Галилея

§ 20, 21, 22, 28




14

Второй закон Ньютона.

§ 23, 24, 25





15

Третий закон Ньютона.

ЛР №2. Исследование движения тела под действием постоянной силы.

§26

Упр.6

ЛР №2




16

Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость.

§ 32,33, 34




17

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

§ 35




18

Закон Гука

§ 36, 37




19

ЛР №3. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

ЛР №3




20

Силы трения

§§ 38 - 40




21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Динамика»

Упр. 7




22

КР №2 по теме «Динамика»

КР №2




Статика 1 час

23

Условия равновесия тел

§ 54­ – 56




Законы сохранения в механике. 10 часов

24

Импульс тела. Закон сохранения импульса

§ 41, 42, упр. 8




25

ЛР №4. Исследование упругого и неупругого столкновения тел

ЛР №4




26

Механическая работа. Мощность. Энергия

§ 45, 46




27

Кинетическая энергия

§ 47, 48




28

ЛР №5. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела

ЛР №5




29

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия

§ 49, 50, 51




30

Закон сохранения механической энергии

§ 52, 53




31

ЛР №6. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости

ЛР №6




32

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

Упр. 9




33

КР №3 по теме «Законы сохранения в механике»

КР №3




Раздел «Молекулярная физика. Термодинамика.» 21 час

Молекулярно-кинетическая теория.

34

Основные положения МКТ

§ 58




35

Молекулы

§ 59-61




Свойства газов.

36

Модель газа

§ 63 – 64




37

Основное уравнение МКТ

§ 65, упр. 11




38

Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул

§ 66, 67,

упр. 12




39

Уравнение Клапейрона - Менделеева

§ 68




40

Изопроцессы.

§ 69, упр. 13




41

Решение задач по теме «Свойства газов»







Взаимные превращения жидкостей и газов

42

Кипение. Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры

§ 70, 71




43

Влажность воздуха.

ЛР №7. Измерение относительной влажности воздуха

§ 72

ЛР №7




44

Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение







45

ЛР №8. Измерение поверхностного натяжения жидкости

ЛР №8




46

Кристаллические тела. Аморфные тела

§ 73, 74




47

КР № 4 по теме «Молекулярно-кинетическая теория»







Основы термодинамики.

48

Внутренняя энергия и способы её изменения

§ 75, 76




49

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса

§ 77




50

ЛР №9. Измерение удельной теплоты плавления льда

ЛР № 9




51

Первый закон термодинамики

§ 79, 80, 81




52

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

§ 82




53

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы термодинамики»







54

«Термодинамика»

КР №4




Раздел «Электродинамика» 15 часов

55

Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

§84-86 упр.16




56

Закон Кулона.

§ 87-88




57

ЛР №10. Измерение элементарного заряда

ЛР № 10




58

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Потенциал.

§ 90 – 94, 97




59

Проводники в электрическом поле. Диэлектрики. Конденсаторы

§ 93, 94, 100




60

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между напряжением и напряженностью.

§ 96, 97, 98




61

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

§ 99-101




62

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика»

упр 18




63

Электростатика

КР №5




Законы постоянного тока

64

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

§ 102 – 104





65

ЛР №11. Измерение электрического сопротивления с помощью омметра

ЛР №11




66

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

ЛР №12. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

§ 107-108,

Упр. 19

ЛР №12




67

Решение задач на законы постоянного тока







Электрический ток в различных средах (проект). 2 часа

68

Создание презентаций для проекта «Электрический ток в различных средах». Темы презентаций:

Электрический ток в металлах. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах.

Глава 16

Internet




69

Защита презентаций







Резерв. 1 час

70

Повторительно-обобщающий урок по курсу Физика- 10

(в игровой форме)









Похожие:

А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа iconА. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Федотова Л. Рабочая программа
Рабочая программа по физике для 11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа iconА. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего...
А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа iconА. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего...
А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа iconПринято на Совете школы «Утверждаю» Протокол №2 от 29. 10. 2011г. Директор школы А. К. Казантаев Председатель Совета школы Приказ №150
Президент учащихся школы высшее выборное лицо ученического самоуправления школы, представитель
А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа iconА. В. Сибриков Утверждаю Директор школы №7 Т. А. Богачева «27» июня 2011 г. Программа
...
А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа icon«утверждаю» Советом школы Директор моу красносельская оош: З. А. Шихмагомедов 01. 09. 2011г. Программа развития
Принята педагогическим «утверждаю»
А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа iconПротокол № от 2011 г «Утверждаю» Директор школы Приказ № от 200 г
«Об утверждении и введении в действие фгос начального общего образования», Письма Министерства образования РФ от 03. 06. 2003 г....
А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа iconРабочая программа по литературе для 9 класса создана, с одной стороны, в соответствии с программой по литературе, составленной С. А. Зининым
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Автор: Львова М. А., учитель русск языка и литературы моу гимназии им. А. Л. Кекина, 2011-2012...
А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа iconУтверждаю: директор школы
Рабочая группа администрации образовательного учреждения, педагогический коллектив
А. Л. Кекина «Утверждаю» Приказ № от 200 года Директор школы Рабочая программа iconУтверждаю: Директор школы: (Полетаев В. В.) 200 г. Положение о педагогическом совете образовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы