Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются icon

Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются




Скачать 108.26 Kb.
НазваниеПояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются
Дата06.01.2013
Размер108.26 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка

1. Исходные документы

Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089 (базовый уровень);

  • примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 23 декабря 2009г. N 822, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

^ 2. Цели и задачи курса:

  • освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации);

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

^ 3. Методические особенности изучения предмета.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (5часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров, дебатов) и внедрения современных педагогических технологий.

^ Рекомендации при изучении предмета

Считаю необходимым выделить

-1 час – для проведения лабораторной работы №3 «Выявления приспособлений организмов…» в рамках темы «Вид», т.к. в рамках одного урока «Результаты эволюции» рассмотреть теорию вопросов адаптации и видообразование и провести лабораторную работу невозможно.

- 1час – для проведения практической работы №3 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» и экскурсии по теме «Естественные и искусственные экосистемы», которые можно совместить. Думаю, что в условиях города агроэкосистему можно заменить на любую урбоэкосистему.

Экскурсии проводить за счет резерва в удобное время.

^ 4. Количество часов.

На изучение курса биологии выделено 34 часа (1 час в неделю).

5.УМК:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 11 кл. М.: Дрофа.


Тематическое планирование



Тема

Количество часов







^ Лабораторные и практические работы

Экскурсии

Всего часов

4.

5.

Вид

Экосистемы

5

6

1

1

22

11
^
Резервное время 1 час предполагаю использовать для повторения материала по теме «Клетка – единица живого».
Основное содержание(34 час)

  1. Вид (22 часа)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

^ Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

^ 2. Экосистемы (11 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
^

Темы экскурсий


Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

^ Поурочное календарное планирование



Тема урока

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

1

Вид

1.История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина

2.Искусственный отбор. Л/р№1

3.Вид, его критерии. Л/р№2

4.Популяция - структурная единица вида и эволюционная единица

5.Борьба за существование и естественный отбор

6.Естественный отбор - направляющий фактор эволюции

7.Ненаправленные факторы эволюции, их влияние на генофонд популяции

8. Результаты эволюции. Приспособленность. Л/р№3

9.Результаты эволюции. Микроэволюционные процессы: видообразование

10.Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Сохранение видового разнообразия - основа устойчивого развития биосферы.

11.Семинар «Эволюционная теория»

12.Основные свойства живого. Теории происхождения жизни. Биогенез.

13.Абиогенез. П/р№1

14.Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Геохронологическая таблица

15.Место человека в органическом мире. Доказательство родства человека и животных

16.Гипотезы происхождения человека. П/р№2

17.Этапы эволюции человека. Австралопитеки

18. Древнейшие люди

19.Древние люди

20.Люди современного типа. Происхождение человеческих рас. Критика расистских теорий

21.Семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле. Антропогенез»

Л/р1.Выявление изменчивости у особей одного вида.

Л/р2.Описание особей вида по морфологическому критерию.

Л/р3.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

П/р1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

П/р2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

1.Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)


(Урок 22 (экскурсия 1) перенесен на весеннее время)

2.

Экосистемы.

1.Экологические факторы, их значение. Абиотические факторы

2.Биотические факторы

3.Пищевые связи. Трофические уровни и превращение энергии. П/р№3

4.Экосистемы, их структура и свойства

5.Причины устойчивости и смены экосистем. Л/р№4

6.Искусственные сообщества – агроэкосистемы. П/р№4.Экскурсия №2.

7.Обобщение по теме «Основы экологии». П/р№5

8.Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества

9.Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические проблемы и пути их решения. П/р№5

10.Л/р№5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

11.Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. П/р№6


П/р3.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Л/р4.Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

П/р4.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

П/р5.Решение экологических задач

Л/р5.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

П/р6.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения


2.Естесственные и искусственные экосистемы (окрестности школы)


Экскурсия №1 проводится в удобное время



^

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен


знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере;

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов; правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.



Похожие:

Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconПояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 10 класса среднего (полного) общего образования являются
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089...
Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconИсходные документы
Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 6 класса основного общего образования являются
Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconИсходные документы
Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 8 класса основного общего образования являются
Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconИсходные документы
Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 8 класса основного общего образования являются
Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconРабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования (профильный уровень) Петрова Н. М. Ростов
Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются
Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconРабочая программа по биологии для 10 класса среднего (полного) общего образования (профильный уровень) Петрова Н. М
Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 10 класса среднего (полного) общего образования являются
Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconРабочая программа по содержанию соответствует
Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 8 класса основного общего образования являются
Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы являются: -федеральный компонент государственного образовательного стандарта
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014...
Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconУчебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 5-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 165 с.: ил
Исходными документами для составления рабочей программы по информатике и икт являются
Пояснительная записка Исходные документы Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089; авторская программа курса «Физика.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: федеральный компонент государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы