Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе




НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе
страница1/4
Дата03.12.2012
Размер0.89 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4

муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия ИМЕНИ А.Л.КЕКИНА Г.РОСТОВА


Краткое обоснование выбора УМК при переходе на ФГОС в начальной школе


1. Открытый Учебно-методический комплект «Школа 2100» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» автора Л.Г. Петерсон. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Данная концепция представлена в научно-методических пособиях:

− «Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода», 2005;

− «Что значит уметь учиться», 2006;

− «Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000…”», 2007;

− Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе “Школа 2000…”», 2008;

− «Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений», 2009 и др.

2. Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы «Школа 2100». Данный этап обучения заложен в технологию деятельностного метода (ТДМ) базового уровня.

Технологический уровень реализации ТДМ позволяет осуществить переход на более высокий уровень реализации деятельностного метода, а именно: системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, когда ученики не получают знание в готовом виде, а открывают его сами под руководством учителя.

Возможность реализации ТДМ на каждом из этих уровней обеспечена теоретическим описанием, учебниками и имеющимися учебно-методическими пособиями.

3. В Заключении РАО от 14.07.2007 отмечен «надпредметный характер дидактической системы деятельностного метода «Школа 2100», преемственность с традиционной школой и, одновременно, синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования деятельностной направленности».

Это позволяет использовать в образовательном процессе весь спектр форм организации активной учебной деятельности, который создан как в традиционном, так и в развивающем обучении.

Так, на уроке открытия нового знания, на этапе мотивации к учебной деятельности на уроке используются все известные мотивационные приемы, например, «яркое пятно», личностно-ориентированные формы взаимодействия и др.

На этапе актуализации знаний и фиксирования затруднений в пробном учебном действии используются диалоговые формы общения: подводящий диалог, выдвижение гипотез, анализ выдвинутых гипотез и их сравнение и др.

На этапе постановки проблемы используются исследовательские методы обучения, приемы развития критического мышления и др.

На этапе построения проекта выхода из затруднения используются проектные формы и методы работы, целеполагание, планирование и др.

На этапе реализации построенного проекта используются продуктивные формы учебной деятельности: побуждающий диалог, эвристическая беседа, групповые формы работы, формы и методы работы с текстами и др.

На этапе первичного закрепления во внешней речи используются комментирование и различные репродуктивные формы учебной деятельности, работа по заданному образцу, алгоритму и т.д.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону учащиеся выполняют самостоятельную работу, учатся сравнивать ее по образцу и по эталону для самопроверки, контролировать и оценивать свой уровень знаний, корректировать свои ошибки и т.д.

На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения спектр возможных форм и методов работы ничем не ограничен: это может быть и фронтальная работа, и использование игровых форм, соревнований, тренингов, работы в группах и т.д.

На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке используются различные формы подведения итога работы, самооценки собственной деятельности и деятельности класса.

Таким образом, при любой структуре учебника разнообразие используемых форм организации учебной деятельности при введении нового знания обеспечивается применением технологии деятельностного метода обучения, что, в свою очередь, побуждает учителя к творчеству и саморазвитию.

Аналогичная ситуация прослеживается в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2100» и на уроках всех других типов.

4. Система в разнообразии форм организации учебной деятельности в УМК «Школа 2100» обеспечивается тем, что технология деятельностного метода − это описание управления учителем системного прохождения каждым учащимся целостной структуры − всех шагов учебной деятельности, выявленных в современной методологии (Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии», 2006)

5. В курсе «Что значит уметь учиться», 2006; представлены направления, технология и сценарии уроков общеметодологический направленности в результате чего УМК «Школа 2100» в полной мере обеспечивает сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы. Это осуществляется следующим образом.

1) На начальных этапах уроков по различным учебным предметам, проводимым по технологии деятельностного метода, у учащихся формируется первичный опыт выполнения формируемого универсального учебного действия. Одновременно осваиваются предметные результаты, заданные программой.

2) Затем на уроке общеметодологической направленности полученный учащимися опыт проблематизируется и создается мотивация к освоению соответствующего метапредметного умения. Учащиеся открывают для себя общий способ выполнения данного универсального действия (целеполагания, планирования, самоконтроля и т.д.) или структуры учебной деятельности в целом.

3) Далее на уроках по различным учебным предметам изученное универсальное учебное действие включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин: учащиеся теперь уже сознательно его применяют, организуют самоконтроль его усвоения и, при необходимости, − коррекцию. При этом изучаемое предметное знание усваивается уже не формально, а на личностно значимом уровне.

4) По мере усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, организуется обучающий контроль их освоения, при необходимости проводится их коррекция и создается ситуация успеха.

Таким образом, в данном процессе не только повышается уровень освоения предметных знаний и умений, но и осваиваются надпредметные знаний и умения и одновременно формируются личностные качества созидателя, творца.

Важно и то, что включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность является здоровьесберегающим, так как становится интересным для них по сути и снимает стрессы, связанные с неуверенностью в своих силах, боязнью ошибки, непонимание личностной значимости своего учения.

6. УМК «Школа 2100», безусловно, отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в следующем.

1) УМК «Школа 2100» обеспечивает высокий уровень знаний по математике и другим предметам, что особенно ярко проявляется на старших ступенях обучения.

2) Содержание учебников, предложенные формы и методы работы способствуют развитию мыслительных операций, познавательных процессов и познавательного интереса, а также стиля мышления, адекватного требованиям информатизации и работы в современных информационных сетях. (Например такие формы познавательной деятельности как «Блиц- турнир»)

3) В курс математики включены темы: «Алгоритмы. Виды алгоритмов». Знания учебного материала по этим темам помогает учащимся составлять эталоны способов действие для получения новых знаний. У детей формируется спектр надпредметных деятельностных умений и способностей, умение учиться преодолевать трудности.

7. В комплект входит компьютерная программа мониторинга успеваемости, диагностики и коррекции проблемных зон − «Электронное приложение к учебнику математики Л.Г. Петерсон», которая позволяет:

1) отследить уровень усвоения учебного материала каждого ученика по каждому навыку, определить его сильные и слабые стороны, выявить в течение года объективный уровень освоения программы в сравнении с возрастной группой;

2) проследить индивидуальную динамику изменения уровня овладения знаниями, умениями и навыками у каждого ребенка и класса в целом и выявить причины учебных затруднений.

Таким образом, данная компьютерная программа позволяет провести объективный анализ успеваемости детей, получить исчерпывающую информацию об уровне подготовки класса и каждого отдельного ученика, что позволяет эффективно корректировать процесс обучения, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому ученику в классе.

8. Использование технологии деятельностного метода «Школа 2100» позволяет формировать УУД, даже используя обычные задания традиционной школы.

В учебниках по данной программе прослеживается личностно ориентированный и дифференцированный подход к обучению, позволяющий каждому ребенку развиваться в своем темпе и на своем уровне трудности, вплоть до творческого уровня. Предложена система интересных для детей заданий творческого характера, имеющих различные варианты решения и требующих изобретения новых для них, ранее не встречавшихся способов действий.

Это позволяет сделать вывод о том, что УМК «Школа 2100» обеспечивает системное формирование всех групп УУД: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных.

9. Главным механизмом формирования самостоятельности в УМК «Школа 2100» является системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

На самых первых уроках 1 класса учащиеся знакомятся с основными двумя шагами учебной деятельности («Что значит уметь учиться», 2006). Они узнают, что «учиться − это значит, во-первых, понять, что я не знаю, и, во-вторых, самому найти способ действий». Таким образом, самостоятельность становится мерилом их эффективности как учеников, и на этапе рефлексии каждого урока они выполняют самооценку своей учебной деятельности, исходя именно из этого критерия.

Затем дети осваивают механизмы самостоятельного учения, то есть ответ на вопрос: «Что я должен делать, чтобы самостоятельно решать учебные задачи?». Постепенно и последовательно они знакомятся со всеми шагами учебной деятельности, осваивают общие надпредметные способы их осуществления, затем осмысленно применяют их на уроках по разным учебным предметам при решении различных учебных задач. В результате, у детей формируется знание способов организации самостоятельной учебной деятельности и умение учиться самостоятельно в соответствии с общими методологическими требованиями. В этом им помогает Учебное пособие для учащихся «Построй свою математику» (сборник эталонов), которыми дети могут пользоваться при выполнении самостоятельной работы в школе и выполнении домашнего задания.

10. Действия контроля, как и любые универсальные действия, формируется в УМК «Школа 2100» с помощью организации прохождения детьми следующих этапов.

1) На уроках открытия нового знания (этап самоконтроля), уроках рефлексии (при самопроверке двух самостоятельных работ − пробной и корректирующей) и обучающего контроля знаний (при самопроверке заданий контрольной работы) по разным учебным предметам учащиеся приобретают первичный опыт самоконтроля по согласованному критерию (образцу, эталону, эталону для самопроверки).

2) Затем на уроках общеметодологической направленности учитель на основе сформированного опыта выполнения контрольных процедур ставит на личностно значимом для детей уровне проблему освоения ими общего способа их выполнения. Дети составляют алгоритм исправления ошибок.

3) Далее на тех же этапах уроков открытия нового знания, рефлексии и обучающего контроля знаний по разным учебным предметам учащиеся применяют построенный алгоритм для контроля правильности выполнения ими учебных заданий.

4) На этапе рефлексии данных уроков учащиеся выполняют самооценку своего умения выполнять действие контроля в зависимости от результатов своей работы по самооценке правильности выполнения заданий.

По мере освоения вводимых алгоритмов действия контроля учащиеся, наряду с действием контроля собственных достижений, выполняют также действия взаимоконтроля и контроля результатов выполнения учебных заданий своими товарищами по согласованным критериям (эталонам).

С каждым годом алгоритм исправления ошибок, с которым работают дети, становится все более детализированным. Постепенно, у них формируется умение выполнять действие контроля в точном соответствии с общими методологическими требованиями к данному универсальному учебному действию.

11. Мотивация к учению в УМК «Школа 2100» обеспечивается за счет реализации следующих требований «надо» − «хочу» − «могу» (технология деятельностного метода и система дидактических принципов «Школа 2100» (принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества):

1) организации понимания учащимся методологически обоснованной нормы учебной деятельности (того, что значит учиться, что «мне надо» делать);

2) организации осознания ими личностной значимости учения (того, почему «я хочу» учиться);

3) создании ситуации успеха, веры в свои силы (осознания того, почему «я могу» учиться).

Интерес ребенка, его мотивация к изучению математики непосредственно связана с изучением задач занимательного и творческого характера, которые представлены в курсе математики в достаточном количестве.

12. В УМК «Школа 2100» на уроках общеметодологической направленности учащиеся знакомятся с функциями ученика и учителя в совместной деятельности:

1) ученик учит-ся (учит себя), то есть выполняет учебную деятельность;

2) учитель выполняет две роли − организатора деятельности ученика и его помощника.

На этой основе строятся правила взаимодействия между учителем и учениками, и между учениками, эффективные с точки зрения достижения совместного результата, которыми как раз и является «достижение личностного, социального и познавательного развития учащихся».

Осознание каждым участником образовательного процесса личностной значимости данного результата, наличие согласованных правил эффективного взаимодействия и четкой системы организации уроков, обеспечивающей поэтапное формирование всех видов УУД, позволяет придать сотрудничеству конструктивный и продуктивный характер.

13. Индивидуальную траекторию саморазвития каждого обучающегося в УМК «Школа 2100» обеспечивает сочетание дидактических принципов минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества.

Принцип минимакса предполагает работу в зоне ближайшего развития учащихся. Это означает, что спектр уровней предлагаемых заданий варьируется от посильных для каждого (то есть «минимума» − уровня государственных стандартов знаний) до творческих заданий, требующих самостоятельного создания новых способов действий («максимума» − каждому есть куда «расти»).

Принцип психологической комфортности позволяет создать в классе доброжелательную образовательную среду, которая побуждает каждого ребенка вырасти, выдать свой лучший результат, дотянуться до своего возможного максимума, не испытывая при этом стресса от того, что «не все получается». Учащиеся усваивают, что нет людей, у которых «все получается», но при этом, чем выше результат каждого, тем лучше как самому ученику, так и классу в целом.

Принцип вариативности учит учащихся осознанно выбирать в каждом деле и на каждом учебном предмете свой индивидуальный максимальный уровень.

Принцип творчества обеспечивает для каждого ученика возможность повышения своего максимального уровня.


^ Анализ УМК «Школа 2100» с точки зрения соответствия ФГОС НОО


Литературное чтение_ (авт.-сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) «Капельки солнца» для 1 класса, «Маленькая дверь в большой мир» для 2 класса, «В одном счастливом детстве» для 3 класса, «В океане света» для 4 класса и соответственно рабочая тетрадь к каждому учебнику.






Вопросы

Ответы

1.

Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода?

Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения). У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. В учебниках система заданий к текстам, а также обучение ведению "диалога с автором" обеспечивают развитие читательских умений. В тетрадях по литературному чтению эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной  деятельности к самостоятельной деятельности. В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию читательских умений, а также самостоятельная читательская деятельность с использованием приемов работы с текстом, которые дети осваивают на уроках. Совместная деятельность учителя и детей организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения. В тетрадях для учащихся система заданий предусматривает постепенный переход к самостоятельной работе с текстом.

Деятельностный подход осуществляется при работе с произведениями в виде ответов на вопросы, выделения главной мысли, составления плана, написания сочинений, рисования по воображению, составление характеристики героя с опорой на текст, через поиск аргументов в произведениях устного народного творчества.

2.

Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

Проблемно-диалогическая технология в УМК реализована через авторские тексты, связывающие тексты художественных произведений в соответствии с проблемно-тематическим принципом организации материала. В диалогах сквозных персонажей учебников по литературному чтению ставятся проблемы нравственно-этического, содержательного, литературоведческого характера и др., которые решаются в ходе чтения и обсуждения текстов соответствующего раздела. Проблемный характер изложения содержания осуществляется с этапа первичного знакомства с произведением в виде решения проблемных вопросов и задач, самостоятельной постановки проблемных вопросов.

3.

Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности

Структура учебника предполагает разнообразие видов художественных текстов (проза, поэзия, произведения устного народного творчества) и от этого зависит форма организации учебной деятельности. В учебнике предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах, самостоятельная работа детей.

Это обеспечивает успешное использование разнообразных форм организации учебной деятельности:

- ориентирование в учебнике по оглавлению, на развороте, в словаре

- чтение текста

- работу с ключевыми словами

- ответы на вопросы

- задавание вопросов автору

- поиск информации о писателе или поэте в справочной литературе

- работу с иллюстративным материалом

- составление плана

- рисование по воображению

- представление информации в виде сжатого текста, таблицы, схемы

- словесное рисование по тематике произведения

- делать выводы в результате совместной работы всего класса

4.

Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

Система заключается в постоянстве разнообразных форм и цикличности их использования на протяжении всего обучения в начальной школе, усложняется лишь литературный материал.

В линии рассматриваемых учебников это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Учебник – книга-собеседник.

В 1-ом классе - первоклассники Катя и Вова, и их младший друг Петя Зайцев, которому они помогают: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументировано рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

Во 2-м классе – это младший домовой Афанасий Федорович и мальчик Саша, которого отвезли в гости к бабушке и дедушке, живших в Москве в большой старой квартире с высокими потолками.

В 3-м классе – это Настя и её семья: папа, мама, бабушка и кот Тихон.

В 4-м классе – это близнецы Оля и Игорь Сазоновы, ученики 4-го класса, Николай Александрович Рождественский, учёный-профессор по истории русской литературы.

5.

Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения:

- предметные результаты: знание жанров, знание писателей и их произведений, умения техники чтения и понимания текста, умения ориентировки в книге, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в  том числе связной письменной и устной речи через формирование опыта творческой деятельности при написании сочинений и собственных литературных произведений, работы с толковым словарем, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий), умение работать в паре и группе малого состава, умение планировать свою деятельность, прогнозировать результаты работы и т.д.

а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, составление простого и сложного плана текста, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, элементы редактирования собственных текстов), б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.,

в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности),

г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета развитие читательской самостоятельности, социализация личности младшего школьника. На материале высоко художественных текстов идёт формирование ценностных ориентиров нравственного мировоззрения и норм морали. Дети учатся оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей и с точки зрения разных групп общества; самоопределяться в этой системе ценностей, действовать и поступать в соответствии с этой системой и отвечать за свои поступки и действия.

6.

Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

Интересы современного ребёнка разнообразны, отличаются живостью ума, богатым воображением. Данный УМК реализует потребность самовыражения современного ребёнка, высказывания собственного мнения и своей позиции через подбор текстов художественных произведений (отечественной классики и современной детской литературы), через разнообразие тематики и жанров, включение в круг детского чтения произведений о самих детях и их сверстниках, о семье - заботе и любви  к близким, о взаимопонимании и взаимопомощи, совместном труде и творчестве, о друзьях и дружбе, о животных и природе, путешествиях и познании мира и самого себя и т.д. Содержание и методический аппарат учебников предоставляют детям возможность выбора собственных читательских предпочтений и ориентированы на этот выбор.

7.

Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

Оценивание предметных умений происходит через систему проверочных работ, включенных в тетради по литературному чтению на печатной основе. В методических рекомендациях для учителя предлагается психологически комфортный подход к оцениванию техники чтения и понимания текста: предлагается проводить контроль техники чтения и читательских умений в той же технологии, в какой ведется обучение (техника чтения вслух и выразительность чтения проверяются после предварительного прочтения ребенком текста). Большое внимание уделяется развитию и  проверке умения читать про себя.

Причём рабочая тетрадь на печатной основе используется в ходе работы при анализе произведения, при выполнении практических работ для формирования читательских умений и техники чтения (урок-тренинг), для проверки усвоения знаний по разделу.

8.

Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД.

В 1 классе личностные результаты изучения предмета «Литературное чтение» обеспечиваются следующими учебными заданиями:

- при работе над стихотворениями детям было предложено высказать свои чувства по отношению к главным героям, их братьям и сестрам, подчеркнуть слова, которые характеризуют маленького ребенка; оценить поступки главных героев, характеризующие их человеческие качества.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литературное чтение» обеспечиваются следующими учебными заданиями:

Регулятивные УУД:

–определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

–проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (на основе уроков вежливости, предложенных в каждом разделе);

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметные результаты изучения предмета «Литературное чтение» обеспечиваются следующими учебными заданиями:

-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

-осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

9.

Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?


Детская самостоятельность формируется путем постепенного освоения приемов восприятия (понимания) текста, причем осознанным овладением этапами работы с текстом до начала чтения, во время чтения, после чтения и приемами на каждом этапе - сначала в диалоге с учителем, затем через частично самостоятельную деятельность по выполнению практикумов в тетрадях, затем посредством самостоятельного чтения в режиме диалога с автором.

Во 2-4 классах это выражается в самостоятельном формулировании цели урока после предварительного обсуждения, самостоятельном предполагании, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг, умении отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем справочных источников, извлекать информацию представленную в различных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.), сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний.

10.

Каким образом в УМК формируются действия контроля?


Контроль предметных знаний и умений обеспечивают проверочные работы, также включенные в тетради. Работы проводятся после завершения чтения произведений каждого раздела учебника. В тетради есть задания, мотивирующие детей осуществить самоконтроль их выполнения, наличие вопросов на самооценку действий «какое у нас было задание, что мы должны были получить, узнать, решить, что из этого нам удалось сделать, что мы узнали нового, какое задание было самым трудным, интересным, лёгким и почему», «что надо сделать, чтобы успешно справиться с предложенными заданиями». Всё это помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы.

11.

Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?


Технология работы с текстом, реализованная во всех составляющих данного УМК, работает только в режиме учебного сотрудничества. Авторские тексты с участием сквозных персонажей, тексты, включающие диалог с автором, требуют совместной работы учителя с классом в равноправном разговоре читателей, они также предполагают работу в парах и малых группах. Через систему заданий «продолжи читательскую азбуку», «задай вопрос автору», составление коллективного плана, заполнение таблицы, «найди и расскажи товарищу».

12.

Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?


Данный УМК создает мотивацию к обучению чтению и пониманию текстов через такой прием, как введение сквозных персонажей в каждый учебник (мотивируется последовательность и содержание чтения, создаются проблемные ситуации, вызывающие желание  читать), а также через технологию продуктивного чтения: на этапе до начала чтения текста дети высказывают предположения о героях, содержании и т.д. на основании чтения имени автора, названия произведения, группы ключевых слов и рассматривания  предтекстовой иллюстрации. В результате этой работы возникают вопросы, ответы на которые можно найти только в тексте. Значит, его необходимо прочитать и провести диалог с автором.

Задания мотивируют на поиск дополнительных сведений о предмете исследования, на размышления о прочитанном («какие мудрые мысли я нашёл в книгах писателей», «моё открытие писателя и человека»), предполагают дальнейшее прочтение литературного произведения («если вам понравилась книга, прочти её целиком», «как вы думаете, чем похожи сказки…»). Есть возможность у каждого ребёнка донести свою позицию до других владея приёмами монологической и диалогической речи.

13.

Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?



Задания дифференцированы, принцип мини-макс позволяет ученику брать дозированный материал согласно своему уровню развития и даёт возможность организации выстроить индивидуальную траекторию развития (ребёнок осуществляет выбор задания повышенной сложности в рабочей тетради)., позволяет выбрать роль, посильную для себя («попробуйте поставить сказку или её фрагмент, выучите роли», «попробуйте сочинить сказку – волшебную, бытовую или о животных»), возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей позволяет более одарённым детям постоянно повышать самостоятельную учебную активность.

Предполагается, что самостоятельная работа ребенка  над текстами будет идти в индивидуальном темпе. Выбор произведений для чтения, система работы в тетрадях также позволяет настроить оптимальный для каждого ученика темп работы

14.

Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?


Нет.
  1   2   3   4



Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия им. А. Л. Кекина г. Ростова
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconГимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconУчебный (образовательный) план моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова
Учебный (образовательный) план моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова для 1 классов набора 2011-2012. уч года
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconУчебный (образовательный) план моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова
Учебный (образовательный) план моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова для 1 классов набора 2011-2012. уч года
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с п. Куба Анализ работы научного общества учащихся «Импульс» за 2012-2013 уч год
Действующая в школе программа «Одарённые дети» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconПеречень информации о деятельности моу «Гимназия №1», размещаемой в сети Интернет 1 Полное наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Полное наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconПоложение об оказании платных услуг моу гимназией имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области I. Общие положения
Настоящее Положение об оказании платных услуг моу гимназией имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области (далее Положение) разработано...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconПриказ №33 с. Татарский Шелдаис Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования. В целях эффективной реализации фгос нового поколения в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Татарский шелдаис
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconГмс здоровье Проблема (система, программа) здоровьесбережения в условиях обучения (при переходе) фгос ноо. Система здоровьесбережения младших школьников в условиях фгос ноо
Ребенок будет способен сохранять и укреплять свое состояние здоровья в процессе образования в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе iconМетодические рекомендации по созданию условий при переходе оу к фгос. Приказываю
В целях обеспечения эффективного введения фгос нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы