Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования icon

Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования




Скачать 253.28 Kb.
НазваниеПрограмма оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Дата21.07.2013
Размер253.28 Kb.
ТипПрограмма
источник



Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.


Содержание

1 .Общие положения 3

2.Особенности оценки личностных результатов .3

3.Оценка метапредметных результатов 8

4.Оценка предметных результатов 10

  1. Итоговая оценка освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 10

  2. Приложение 12



Система оценки

достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

начального общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработана в соответствии с Федеральным госу­дарственным образовательным стандартом начального общего образования. Нормативной основой при определении объекта, содержания и методов оценки достижений требований стандартов к результатам начального образования служат:

  • Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм, устанавливаемых федеральными государственными стандартами общего образо­вания

  • Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования

^ Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализа­ции Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы на­чального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предпо­лагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, ее содержательной и кри­териальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной обра­зовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке ре­зультатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результа­тов и инструментарию для оценки их достижения.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизованные письменные и устные работы, проекты, практические работы, твор­ческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение и др.).

^ Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися плани­руемых результатов в их личностном развитии.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов об­разовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:


  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — при­нятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ россий­ской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, на­род, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуваже­ния и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников мо­ральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, со­вести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального обще­го образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учре­ждению,

  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, по­знание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведе­ния «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к сво­ему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чув­ствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержа­нию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотива­ции достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, спо­собности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации раз­личных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения мораль­ной нормы.


В планируемых результатах, описывающих эту группу отсутствует блок «Выпускник научит­ся». Это значит, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего об­разования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифици-рованных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обла­дающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Предметом оценки в этом случае является не прогресс личностного развития уча­щихся, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учре­ждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.

В ходе текущей оценки проводится внутренняя ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы лично­сти, психологической безопасности, и эмоциональному статусу учащегося. Ограниченная оцен­ка личностных результатов проводится с целью выявления индивидуального прогресса у каж­дого ученика и представлена в виде систематического наблюдения за ходом психического раз­вития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодиза­ции развития в форме психологического мониторинга. Такая оценка осуществляется с согласия родителей учащихся и проводится школьным психологом в структуре психологического мони­торинга уровня развития учащихся начальной школы. Структура психологического монито­ринга представлена в приложении №1.

Таблица №1. Система внутренней диагностики личностных универсальных учебных действий.



Отслеживаемые личностные ре­зультаты

Контингент учащихся

Методы оценки

1. Оценка внутренней позиции обучающегося

1 класс

Методика «Беседа о школе» (модифици­рованный вариант Т.А. Нежновой)

2. Уровень самооценки

1 -4 класс

Тест «Лесенка»

3. Сформированность мотива­ции учебной деятельности

1 класс 2-4 класс

Проективная методика «Я в школе» Опросник мотивации Лускановой

4. Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений.

1 -4 класс

Типовые задачи для оценки универсаль­ных учебных действий нравственно-этической направленности (Литература: Как проектировать универсальные учеб­ные дейстия в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова)

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью «Портфеля достиже-

ний» способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анали­зировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

«Портфель достижений» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, про­гресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье), недос­татков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфель достижений»

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц резуль­татов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

  • показатели метапредметных результатов;

- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: ри­
сунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов порт­феля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превос­ходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одно­временно с размещением материала (например, рисунка) в портфолио; в конце четверти или учебного года - сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов).

^ Примерное описание возможных материалов «Портфеля достижений »

1)«Кто я и чего хочу»

Краткая информация ученика о самом себе в начале 1-го класса (заполняется вместе с родите­лями).

Например: фото; меня зовут, мои родители, мои друзья ...

Больше всего я люблю (дела, занятия)...

До школы у меня было много успехов, например: ...

В начале каждого учебного года ученик с помощью взрослых заполняет лист «Мои достижения,

цели и планы».

Например: «Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что:

  • мои главные достижения сейчас - это ...

  • мне хочется добиться ..., стать ...

  • мне нужно научиться делать лучше ....

  • в этом году я постараюсь научиться прежде всего: ...

  • этого я смогу добиться, если буду делать так:

В конце учебного года на листе «Мои достижения, цели и планы» ученик (с помощью взрос­лых) оценивает, удалось ли добиться поставленных целей.

^ 2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах».
Обязательная часть раздела (пополняется педагогами):

а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их
систематизированные результаты)

б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД:

в)Таблицы наблюдения учителя начальных классов и педагога-воспитателя ГПД - по всем УУД по результатам каждодневных наблюдений

г) Результаты психологической диагностики школьного психолога - личностно-мотивационной сферы, личностной самооценки (только положительные выводы по наблюде­ниям и тестированию);

^ Часть, пополняемая учеником в разделе «Чему я научился на всех предметах», а) самооценка учеником развития своих УУД -

3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах»

Показатели предметных результатов - это выборки детских работ (формализованных и творче­ских) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы предметных результатов из Дневника).

^ Обязательная часть, пополняется учителем: Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:

  • стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);

  • Таблицы предметных результатов из Дневников (копии - бумажные или электронные) с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

  • итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса). ^ Часть, которая пополняется учеником: «Лист самооценки по предметам»

4) «Достижения ВНЕ учебы» (личностные результаты). Это могут быть:

- любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок
и т.п.;

- каждая или большинство из них сопровождаются листом «Самооценка творческого де-

ла». Пример листа «Самооценка творческого дела»:

  1. В начале этого дела у меня была цель ....

  2. Особенно хорошо мне удалось ...

  3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше ...

  4. Свой результат могу оценить так (на выбор):




Превосходно

^ Очень высокий результат, его бу­дет сложно повторить

Отлично

Очень доволен, так как результат отли­чается от обычного

Хорошо

Доволен, похоже на то, что делаю обыч­но

Нормально

^ Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Пополнять «Портфель достижений » и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «от­лично», «превосходно.

По итогам обучения на начальном этапе образования проводится комплексная оценка «Портфе­ля достижений». Обязательные материалы: предметные контрольные, диагностические мета-предметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оцен­ками по шкале уровней успешности. Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником. На основе обеих оценок результаты систематизируются в виде выводов.

^ Оценка метапредметных результатов

i

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоя­тельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планиро­вать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оцени­вать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

© умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной ин­формации из различных информационных источников;

© умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучае­мых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических за­дач;

• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

* умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапред­метных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.

Главное средство контроля и оценки метапредметных результатов - специальные диагности­ческие работы, разработанные специалистами РАО и выпущенные издательством «Просвеще­ние».

Дополнительные средства внутреннего контроля метапредметных результатов - это психоло­го-педагогическая диагностика уровня развития УУД. Диагностика УУД проводится в двух формах:

  • с помощью психолого-педагогического наблюдения за учащимися

  • с помощью специальных заданий, направленных на диагностику УУД

Результаты психолого-педагогического наблюдения представляются в виде листов наблюдения и включаются в «Портфель достижений» учащихся

Перечень заданий, направленных на диагностику УУД



Что диагностируем

Методы оценки

Контингент учащихся

Ответственный

Способность к осуществле­нию логических операций: сравнения,

анализа, обобщения, анало­гии;

Психологическое тести­рование

1 -4 класс

Школьный психо­лог

Умение использовать знако­во-символические средства

Методика «Кодирова­ние»

1 класс

Учитель начальных классов

Развитие регулятивных дей­ствий

Задача «Выкладывание узоров из кубиков»

1 класс

Учитель начальных классов

Выявление уровня сформи­рованное™ внимания и са­моконтроля

Психологическая диаг­ностика

Психолого-педагогическое наблю­дение

1 -4 класс

Школьный психо­лог

Учитель начальных классов

Умение работать с информа­цией

Наблюдение

1 -4 класс

Учитель начальных классов

Коммуникативные действия

Типовые задачи для оценки коммуникатив­ных действий

Психолого-педагогическое наблю­дение

1 класс

Учитель начальных классов

Школьный психо­лог

По мере введения стандарта и уточнения состава и содержания планируемых результатов на­чального образования содержание и процедуры оценки метапредметных результатов будут уточняться.

^ Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. По­этому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учеб­но-познавательные и учебно-практические задачи.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы уча­щимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ - по русскому языку, математике и окружающему миру и итоговая комплексная работа на межпредметной основе.

По результатам, полученным в ходе текущего и промежуточного оценивания, формиру­ется накопленная оценка, которая фиксируется в портфеле достижений и учитывается при оп­ределении итоговой оценки.

^ Итоговая оценка освоения обучающимися основной образовательной программы

начального общего образования

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной про­граммы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учеб­ным предметам и оценок за выполнение трех итоговых работ: по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе.

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы зна­ний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действия­ми.


На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются выводы о достижении планируемых результатов.



Вывод-оценка

(о возможности продолже­ния образования на сле­дующей ступени)

Показатели

^ Накопительная оценка

(данные «Портфеля дости­жений»)

Итоговые работы

(русский язык, матема­тика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной сис­темой знаний и необходи­мыми учебными действия­ми

Не зафиксировано достиже­ние планируемых результа­тов по всем разделам учеб­ной программы (предмет­ные, метапредметные, лич­ностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий не­обходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной систе­мой знаний и необходи­мыми учебными действия­ми, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основ­ным разделам образователь­ной программы как минимум с оценкой «зачте-но»/«нормально»

Правильно НЕ менее 50% заданий необхо­димого (базового) уровня

3. Овладел опорной систе­мой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении не­стандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образова­тельной программы с оцен­кой «хорошо» или «отлич­но»

Правильно не менее 65% заданий необхо­димого (базового) уровня

На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.

В случае если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вы­вода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образо­вательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника.


Приложение

Перечень психологических методик, используемых для диагностики учащихся 1 -х классов

  1. Диагностика свойств внимания (тест Тулуз-Пьерона)

  2. Диагностика зрительно-моторной координации (гештальт-тест Бендер)

  3. Диагностика кратковременная речевой памяти (заучивание 10 слов)

  4. Диагностика кратковременная зрительной памяти (заучивание 10 картинок)

Диагностика визуального линейного и структурного мышления (Матрицы Равена)

  1. Диагностика наглядно-образного мышления (диагностика визуального анализа и синтеза, визуальных классификаций, визуальных аналогий)

  2. Диагностика словесно-логического мышления (диагностика интуитивного речевого анализа и синтеза, речевых классификаций, речевых аналогий)




  1. Диагностика уровня тревожности (тест Тэммл-Дорки-Амен)

  2. Диагностика эмоциональной установки по отношению к школе (цветовой тест Люшера)




  1. Социометрия

  2. Диагностика мотивационной сферы (проективная методика «Я в школе»)

  3. Диагностика знания моральных норм и сформированности морально-этических суж­дений (Типовые задачи для оценки универсальных учебных действий нравственно-этической направленности)

  4. Оценка внутренней позиции обучающегося (Методика «Беседа о школе»)

  5. Диагностика уровня самооценки (тест «Лесенка»)



^ Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама». 

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой .

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка



Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.


^

Методика "Беседа о школе"


Методика разработана Т.А.Нежновой. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".

  1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?

  2. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

  3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

  4. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?

  5. Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

  6. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

  7. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

^ Классификация ответов
(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)



Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка. 
Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".
Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию. 
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя. 
Вопрос 7: выбор школы А. 
Вопрос 8: выбор школы А. 
Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д. 
Вопрос 2: согласие на "отпуск". 
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9:  выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на до­школьные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.








Похожие:

Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования iconПроект Система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования icon10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с фгос ноо основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования (Приложение №7)

Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального образования, ее содержательной...
Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования iconМуниципальное образовательное учреждение Марковская основная общеобразовательная школа «Согласовано»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения,...
Программа оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы