О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году




Скачать 227.85 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году
Хомутова Людмила Николаевна
Дата22.12.2012
Размер227.85 Kb.
ТипМетодическое письмо
источник

Составитель: Хомутова Людмила Николаевна

методист кафедры гуманитарных дисциплин


Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области


В 2007-2008 учебном году общеобразовательными учреждениями Ярославской области реализуется Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии и ФБУПа 2004 года в 6-х, 10-х и 11-х классах (основание: приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).


^ В 2006/2007 учебном году общеобразовательными учреждениями Ярославской области осуществлен переход на Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по географии и ФБУПа 2004 года в 10-х классах.

Проблемы перехода отражены в методическом письме о преподавании учебного предмета «География» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/2007 учебный год / сост. Хомутова Л.Н. – Ярославль: ИРО, 2006. В нем раскрываются концептуальные основы образовательного стандарта, отражена новизна подходов построения обязательного минимума содержания. Предложено тематическое планирование курса «География мира» 10-11 классы, а также поурочное планирование новых тем базового курса. Для отбора учебного материала согласно требованиям стандарта дан перечень действующих учебников и дополнительных источников информации.


Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» в VI классе отводит 35 часов. Подчеркнем, что в федеральном БУПе имеется специальная «сноска», подтверждающая возможность привлечения еще одного часа в неделю для организации изучения обучающимися географического содержания краеведческой направленности. Эти часы рекомендуется использовать для проведения практических работ по темам курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Краеведческое содержание не дублирует, а осуществляет органическую связь с курсом географии.

Варианты включения элементов краеведческого содержания в отдельные темы школьного курса предмета «География» в VI классе отражены в таблице 1 и таблице 2 (смотри Приложение 1). Содержательные единицы выделены на основе Федерального компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 и Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.


Основной идеей курса географии VI класса становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду, но и деятельности человека, ее изменяющей.


^ Изучение содержания курса «Природа Земли» в VI классе направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний об источниках географической информации, методах изучения Земли; о Земле как планете Солнечной системы, географических особенностях ее оболочек; причинно-следственных связях между компонентами природы, формирующих окружающую среду и деятельности человека, ее изменяющей; географических особенностях природы своей области как составной части земных оболочек; обобщенных приемах работы на местности;


овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, различные методы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;


развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;


воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;


применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


^ Деятельностный характер стандарта определяется, в первую очередь, требованиями к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии ученик VI класса должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;


уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

  • составлять описание географических объектов и явлений на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности и из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



При выборе учебников и УМК по предмету «География» в курсе VI класса рекомендуется руководствоваться следующими документами:

  • стандартом общего образования по географии;

  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по географии;

  • Федеральным перечнем учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год, утвержденным приказом Минобразования России от 14 декабря 2006 г. N 321


Обратим Ваше внимание на то, что при выборе учебников и УМК по географии для основной школы необходимо обратить внимание на их соответствие основным идеям модернизации географического образования, целям географического образования, а также требованиям к подготовке выпускников. Другими словами, учебник призван, в первую очередь, раскрыть обязательный минимум содержания и подготовить учащихся к выполнению итоговых требований. Кроме того, учебник должен являться важнейшим структурным компонентом УМК, обеспечивая системность и целостность образовательного процесса.

Предлагаем перечень УМК из Федерального перечня учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях по курсу географии VI класса на 2007/2008 учебный год, утвержденным приказом Минобразования России от 14 декабря 2006 г. N 321 (смотри Приложение 2).


Приложение 1


Таблица 1

Включение элементов краеведческого содержания в отдельные темы школьного курса предмета «География» в VI классе


^ Федеральный компонент государственного стандарта


Краеведческое содержание

Содержание

Практические работы


^ Раздел. Источники географической информации - 13 ч.


Тема. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный – 2 ч.

Значение методов изучения Земли для получения, обработки, передачи и представления географической информации.





Работа географа в полевых условиях.

^ Практическая работа:

Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).


Тема. Глобус – 1 ч.


Градусная сетка. Параллели. Меридианы.

Способы изображения земной поверхности на глобусе.








^ Тема. План местности – 5 ч.


Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане.

Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности.


Определение высоты точки на местности.

Изображение холма с помощью горизонталей.

Способы изображения земной поверхности на плане.


Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута



Решение задач по топографической карте.



^ Практические работы:

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту,


Определение расстояний на местности.


Движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.


Составление простейшего плана местности.

^ Тема. Географическая карта — особый источник информации – 5 ч.


Элементы градусной сетки на карте.

Географические координаты: географическая широта и долгота.


Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды.


Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки.

Ориентирование по карте.


Определение абсолютных высот по карте.

Определение элементов градусной сетки на карте;


Определение географических координат по карте полушарий и физической карте России;


Определение

направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России;


Определение абсолютных высот конкретных территорий по карте.


^ Практические работы:

Определение географических координат

г. Ярославля или своего населенного пункта.


Определение по карте направлений и

расстояний с помощью масштаба от своего

населенного пункта до Балтийского, Белого

и Черного морей;


Измерение расстояний по карте с помощью

градусной сетки от г. Ярославля или своего

населенного пункта до экватора, северного

тропика, северного полярного круга и

северного полюса.


Определение абсолютных высот по физической карте своей области.


^ Раздел. Природа Земли и человек – 55 ч.


Тема. Земля — планета Солнечной системы – 2 ч.


Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.


Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.


Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.



Составление и объяснение схем:

а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца

(в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)».





Смена дня и ночи, времен года и их продолжительность в своей области.


Сезонные изменениями в природе области. Определение фенологических изменений в природе своей местности по сезонам года;


^ Тема. Развитие географических знаний человека о Земле – 2 ч.


Представление о мире в древности.

Эпоха Великих географических открытий.


Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире.


Современные научные исследования космического пространства.







Вклад ярославцев в освоение и исследования космического пространства

^ Тема. Земная кора и литосфера – 3 ч.


Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора; ее строение под материками и океанами.


Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.


Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры.

Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.



Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма.



Обсуждение вопроса, почему на территории Ярославской области не бывает таких явлений как извержение вулканов и землетрясений?


^ Тема. Рельеф Земли – 6 ч.


Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа и дна Мирового океана.


Различия гор и равнин по высоте.

Изображение рельефа Земли на карте.


Особенности жизни и деятельности человека в горах. Сели: правила по обеспечению личной безопасности

^ Особенности жизни и деятельности человека на равнинах. Образование и развитие оврагов.

Деятельность человека, преобразующая рельеф.




Составление и объяснение схемы: «Рельеф дна Мирового океана».


Составление и объяснение схемы: «Различия гор и равнин по высоте»


Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа.

Определение по карте высоты гор и равнин,

Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин,





^ Практические работы:


Определение по карте

основных форм рельефа области.


Определение по физической карте Ярославской области преобладающих и максимальных высот.


Описание на местности форм рельефа

Описание изменений рельефа под влиянием деятельности человека на местности

Описание оврага на местности.

(могут быть перенесены на весеннее время).


^ Тема. Минеральные ресурсы литосферы – 5 ч.


Виды, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования.

Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.


Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы.


^ Природные памятники литосферы.

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.).



Горные породы, слагающие земную кору Ярославской области и минеральные ресурсы.

^ Практические работы:

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых своей области (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.).


Карьеры, как объекты рационального использования в Ярославской области


Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия на примере своей местности.


Рациональное использование ресурсов литосферы в Ярославской области.


Нанесение на контурную карту природных памятников литосферы Ярославской области


^ Тема. Гидросфера — водная оболочка Земли – 5 ч.


Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана.


Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин.


Температуры и соленость вод Мирового океана.

Движение воды в океане.

Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.


Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды.


Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование.

Морской транспорт, порты, каналы.

Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана


Нанесение на контурную карту частей Мирового океана


Описание по карте географического положения (ГП) морей.


Определение по карте глубин морей и океанов


Определение по карте направлений морских течений.





^ Тема. Источники пресной воды на Земле – 9 ч.


Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения.


Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды.


Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.


Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система.


Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов.

Наводнение; правила обеспечения личной безопасности.


Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот.


^ Природные памятники гидросферы.




Составление и объяснение схемы: «Части реки».

Определение по карте направления течений рек.


Описание по карте географического положения (ГП) реки.


Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озер, ледников.



Минеральные источники Ярославской области. Использование человеком.


^ Практические работы:

описание по карте реки своей местности.


Нанесение на контурную карту природных памятников гидросферы своей области


^ Практические работы на местности:

Описание на местности, водных объектов и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.

(могут быть перенесены на весеннее время).

^ Тема. Атмосфера — воздушная оболочка Земли – 9 ч


Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени.


Постоянные ветры Земли.

Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.


Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.


^ Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты.

Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры.


Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.

Направление и сила ветра. Роза ветров.


Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека.

Влажность воздуха.

Прогнозы погоды.


Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.


^ Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.


Составление и объяснение схемы: «Строение атмосферы».


Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.



Стихийные явления в атмосфере на территории своей местности.


^ Практические работы: Измерение элементов погоды с помощью приборов: термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера.


Обработка материалов наблюдений:

Определение: средней температуры воздуха в течение суток, месяца, года; суточного и годового колебания температуры воздуха своей местности.

Построение графика температуры.


Построение розы ветров


Построение графика облачности.


Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения;


Описание погоды и климата своей местности.


Объяснение и оценка с точки зрения безопасности человека атмосферных явлений и процессов на примере своей области: ветер, облачность, осадки, влажность воздуха.

Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям области.


^ Тема. Биосфера Земли – 5 ч.


Разнообразие растительного и животного мира Земли.

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане.


Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.


Приспособления живых организмов к среде обитания. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.


Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.






Разнообразие растительного и животного мира Ярославской области.


^ Практические работы:


Описание растений на местности.


Составление списка охраняемых растений Ярославской области.



^ Тема. Почва как особое природное образование – 4 ч.



Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв.


Разнообразие почв.

Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв.


Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.








Почвы Ярославской области.


Использование, сохранение и улучшение почв своей местности.



^ Тема. Географическая оболочка Земли – 5 ч.



Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли.


Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.


Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.



Описание по карте географического положения (ГП) природной зоны.



^ Приводить примеры взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в своей области


Резервное время – 2 часа.





При отсутствии такой возможности учебное время на изучение курса 6-го класса можно перераспределить следующим образом:


Таблица 2.



^ Разделы и темы


Количество часов



Раздел. Источники географической информации



7

Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный.


1

Глобус.


1

План местности


2

Географическая карта — особый источник информации


3


^ Раздел. Природа Земли и человек



28

Земля — планета Солнечной системы.


1

Развитие географических знаний человека о Земле.


1

Земная кора и литосфера.


3

Рельеф Земли.


3

Минеральные ресурсы литосферы.


2

Гидросфера — водная оболочка Земли.


3

Источники пресной воды на Земле


3

Атмосфера — воздушная оболочка Земли


6

Биосфера Земли.


2

Почва как особое природное образование.


1

Географическая оболочка Земли.


2

Обобщающее повторение.


1


Итого




35



Приложение 2


Перечень УМК, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе по курсу географии VI класса

на 2007/2008 учебный год


^ География 6 класс

1.

Кошевой В.А., Душина И.В. и др. География. Мир Земли. 6 кл.

2005

Баласс

Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В УМК «Мир Земли» 6 кл. входят рабочие тетради и методические рекомендации.

2.

Летягин А.А.

Под. ред. Дронова В.П.

География. 6 кл.

2006

Вентана-Граф

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисному учебному плану (2004 г.). В комплект входит программа для 6-10 кл., рабочие тетради для каждого класса.

3.

Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии. 6 кл.

2003

Дрофа

Входит в завершенную линию классических учебников географии. Программы, методические пособия, рабочие тетради, атласы, контурные карты.

4.

Петрова Н.Н.

География. 6 кл.

2006

Дрофа

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа

5.

Климанова О.А. и др. География. Землеведение. 6 кл.

2003

Дрофа

Входит в завершенную линию учебников географии. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программы, методические пособия, рабочие тетради, атласы, контурные карты

6.

Дронов В.П., Савельева Л.Е.

География. Землеведение. 6 кл.

2005

Дрофа

Линия учебников соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.



7.

Петрова Н.Н., Максимова Н.А.

География. 6 кл

2006

Мнемозина

Программа, методрекомендации, рабочая тетрадь, географический словарь, таблицы и картины, книга для чтения (Дроздов Н.Н.). Готовятся к изданию учебники для 7, 8, 9, 10 кл.

8.

Крылова О.В.

Физическая география.

Начальный курс. 6 кл.

2004

Просвещение

Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. Рабочие тетради, методические рекомендации.

9.

Лобжанидзе А.А. (Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М.)

География. Планета Земля. 6 кл.

2005

Просвещение

Серия «Сферы». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Учебный атлас, контурные карты с заданиями, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, методический гид учителя, CD-ROM

10.

Сухов В.П. Физическая география.

Начальный курс. 6 кл.

2005

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

11.

Алексеев А.И. и др.

География. 6 кл.

2006

Просвещение

Серия «Полярная звезда». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Тетрадь-тренажер, методические рекомендации. Баранчиков Е.В. и др. География Земли. 6 кл. Задания и упражнения.

12.

Домогацких Е.М.,

Алексеевский Н.И.

География. 6 кл.

2006

Русское слово

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Линия учебников входит в Гуманитарный академический проект. В УМК входит: программа, тематическое планирование



Похожие:

О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Литература» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году
В 2007-2008 учебном году главным ориентиром в реализации концепции филологического образования для учителей-словесников будут служить...
О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году
В 2007-2008 учебном году образовательная политика в области преподавания русского языка определяется следующими нормативными и инструктивно...
О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Математика» в 2007-2008 учебном году
«Математика» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2007-2008 учебном году
«Химия» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Физика» в 2007-2008 учебном году
«Физика» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Технология» в 2007/2008 учебном году
«Технология» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «История» в 2007-2008 учебном году
«История» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2007-2008 учебном году
«Обществознание» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Музыка» в 2007-2008 учебном году
«Музыка» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «География» в 2007/2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2007-2008 учебном году
«Информатика и икт» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы