Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» icon

Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий»




Скачать 44.92 Kb.
НазваниеПримерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий»
Дата03.09.2014
Размер44.92 Kb.
ТипПримерная программа
источник

Роль регионального проекта «Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области» в подготовке учителя к реализации требований ФГОС в части образовательных экскурсий»

Тезисы

Соловьёва Марина Анатольевна
Примерная программа по литературе (к ФГОС) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий»1. «Посещение школьниками мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся писателей, становится заметным фактом их личной биографии, сближает с писателями, обеспечивает личностно переживаемое чувство узнавания при чтении материалов о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений классиков русской литературы и литераторов-земляков. Конечно, более сильное впечатление на школьников производит личное участие в экскурсионной группе или индивидуальное посещение музея…»2. Предлагая данный раздел, разработчики Примерной программы по литературе учитывают главное: экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность человека, поэтому она включает в себя чувственную и логическую части. Развитие эмоциональной сферы личности во время экскурсии – обязательное условие успеха экскурсии. Процесс познания начинается с личного контакта человека с объектом. Поэтому так важно самому увидеть, почувствовать, пережить, испытать положительные эмоции.

Традиционно образовательные литературные экскурсии проводятся в музеях, посвященных жизни и творчеству писателей-классиков, чьё творчество изучается на уроках литературы. В Примерной программе по новым стандартам дан перечень музеев, посвященных жизни и творчеству писателей-классиков, чьё творчество изучается на уроках литературы3.

В этом перечне значится и имя Н.А. Некрасова. Объекты, предлагаемые перечнем для организации образовательных экскурсий при изучении творчества поэта:

  • мемориальный музей-квартира, Петербург;

  • литературно-мемориальный музей-заповедник «Карабиха», с. Карабиха Ярославской области;

  • дом-музей Н.А. Некрасова «Охотничий домик», г. Чудово Новгородской области.

Наше внимание обращено к объектам Ярославского края, а именно к объектам, связанным с литературным краеведением.

«Объектами образовательных экскурсий при изучении школьного курса литературы могут стать музеи писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения..., литературные экспозиции местных краеведческих музеев, областные, краевые, городские художественные музеи»4.

Новые стандарты ориентируют на развитие у учащихся творческих познавательных способностей, организацию исследовательской и проектной деятельности. Поговорка гласит – дать может имеющий. Добавим к этому – научить может умеющий. Чтобы научить учащихся проводить какое-либо исследование, проектирование, учителю самому необходимо это уметь делать. Такую задачу выполняет региональный проект «Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области»5, организованный кафедрой гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования» в 2008 году, осуществляющийся и поныне. Учителя школ Ярославской области активно участвуют в нем.

1. Целью проекта является изучение литературного краеведческого материала непосредственно на конкретном объекте (территории), связанном с жизнью и творчеством поэта, писателя. Мероприятия проекта. Имеющиеся результаты осуществления проекта. Практическая значимость проекта для учителей учреждений образования, для развития региона в целом, развития культурно-познавательного туризма в частности. Сотрудничество в рамках проекта с разными организациями и структурами.

  1. Разные формы работы можно используются для организации внеурочной деятельности по изучению творчества того или иного поэта, писателя-земляка.

  2. Организация образовательных экскурсий в рамках внеурочной деятельности по предмету способствует расширению образовательного пространства, партнерским связям. Это хорошая школа воспитания чувства взаимопонимания, уважения между коллегами. Это интересная форма сотрудничества педагогических и ученических коллективов.

  3. Методика проведения урока-экскурсии представляет особый интерес в контексте Примерной программы и требует более пристального внимания учителя, как к предметному содержанию, так и к своим профессиональным компетенциям. Ученики представляют объект в пространстве. Выбор объекта для показа, комментарий к объекту (памятнику, зданию...), методы экскурсионного показа и рассказа, использование дополнительного материала, привлечение специалистов, включение интерактивных методов, «портфель экскурсовода» и др. - вопросы, на которые учителю необходимо получить ответы, иметь рекомендации. «Встреча с объектом» во время экскурсии заставляет видеть знакомое произведение по-новому. В целом же стимулируется развитие познавательного интереса учеников, формируется чувство патриотизма и ответственности за судьбу культурного наследия.

  4. Создание литературной карты Ярославской области: муниципальные районы ведут планомерную работу по созданию банка данных об объектах культурного наследия, о чем свидетельствует информация сайта департамента культуры Ярославской области. Разработаны материалы по литературному краеведению в рамках проекта «Деметра/Ярославика»6, которые представлены на сайте Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова. Есть пример создания литературной карты муниципального образования: литературная карта города Рыбинска, литературная карта Рыбинского края7. К сожалению, нет единого перечня литературных персоналий, объектов; нет литературной карты Ярославской области.

  5. Необходимостью сегодняшнего дня является разработанная литературная экскурсия, маршрут.

  6. Значимость сбора материала по литературному краеведению в каждом муниципальном образовании.

  7. Аннотированный комментарий к изданиям по литературному краеведению.

1 Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.-176с. - Стандарты второго поколения.

2 Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.-176с. - Стандарты второго поколения. С.31.

3 Там же С.32-34.

4 Там же С.34.

5 Соловьёва М.А. Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области. Материалы регионального проекта: практическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Чекановой. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. – 28с.

6 Проект «Ярославика». По материалам сайта: http://www.demetra.yar.ru/

7 Литературная карта Рыбинского края. Литературная карта города Рыбинска. Управление по культуре, молодёжи и спорту Рыбинского муниципального района. Управление культуры г. Рыбинска. Авторы текста: Тишинова О.Ю., Рябой В.И., Романов Д.В., 2013.



Похожие:

Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconПримерная программа по литературе основного общего образования
Данная рабочая программа составлена для изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе. За основу взята
Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconПояснительная записка Статус документа Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,...
Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconДокументи
1. /ФГОС 72/Организационный раздел/модель внеурочной деятельности (Восстановлен).doc
Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования литература
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и...
Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования литература
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и...
Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования музыка
Вания разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по музыке и представляют...
Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconПриказ №16/1 о запрете пользования мобильными телефонами во время учебного процесса
Моу сош №2, защите гражданских прав всех субъектов образовательного процесса – школьников, родителей, учителей и содействия повышению...
Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconСмета расходов моу сош №22 Раздел, подраздел

Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconСмета расходов моу сош №22 Раздел, подраздел

Примерная программа по литературе (к фгос) имеет новый раздел «Рекомендации к оснащению учебного процесса», в котором представлен подраздел «Объекты образовательных экскурсий» iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005. Пособие является частью комплекта
Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л. Ф. Шатохина Москва, 2005
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы