Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка icon

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка




Скачать 201.79 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Дата24.12.2012
Размер201.79 Kb.
ТипПрограмма
источник

программа формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни


Пояснительная записка.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Концепция УМК «Школа России», «Школа – XXI век».


Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей, имеющегося опыта работы в школе по этому направлению, с учетом психологические и психофизиологические характеристиками возраста, исходя того, что формирование ценности здоровья и здорового образа – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.


^ Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить младших школьников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубного влияния на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, телевидением, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребенка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе, связанным с особенностями роста и развития.

7.1. модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни


анализ состояния и планирование работы школы

организация просветительской работы школы

организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работы, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактики вредных привычек;организации просветительской работы школы с учащимися и родителями;выделению приоритетов в работе школе с учетом результатов проведенного анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами направленная на повышение квалификации работников школы по проблемам охраны и укрепления здоровья детей

Просветительская работа с родителями (законными представителями), направленная на повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей



^ 7.2. Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков - по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной жизни учащихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) , способствующая формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.



Здоровьесберегающая

инфраструктура


Рациональная

организация

учебной и

внеучебной

жизни учащихся


Эффективная организация

спортивно-оздоровительной

работы

Реализация

образовательной

программы


Просветительская работа

с родителями (законными представителями)




^ 7.2.1. Здоровьесберегающая инфраструктура школы

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды для всех обучающихся.

В школе есть оснащенный спортивный за и малый залы, имеется стадион и спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

В школе есть медицинский кабинет. Профилактические мероприятия и оказание первой доврачебной помощи осуществляют работники Ивняковской амбулатории.


Показатель

Ожидаемый результат

Деятельность по достижению желаемых результатов

Кто контролирует

Когда

соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся

Соответствие требованиям

В случае выявления несоответствия организуется работа по устранению замечаний.

Органы Роспотребнадзора и Пожнадзора


Директор и заместитель директора по АХР

Заместитель директора по обеспечению безопасности

Август при приемке школы к новому учебному году


Ежемесячно


В соответствии с Планом работы


Необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи

Соответствие требованиям


Своевременная замена оборудования

Комиссия по охране труда

В соответствии с планом административно-общественного контроля

Организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков

Питание по калорийности и качеству соответствует рекомендациям Роспотребнадзора.

Обеспечение диетического питания обучающихся с хроническими заболеваниями.

Контроль меню и качества пищи.


Контроль за обеспечением диетическим питанием.


Комиссия производственного контроля

Ежедневно.


1 раз в месяц

Оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем

В 2011г. оснащение на 80% соответствует Перечню материально-технического обеспечения.

В 2012г. оснащение на 90% соответствует Перечню

Разработка Плана оснащения кабинетов и спортивного зала.

Модернизация спортивной площадки.

Приобретение недостающего инвентаря и оборудования для обеспечения внеучебных занятий в соответствии с учебным планом школы. Контроль соответствия оснащения учебных кабинетов Перечню материально-технического обеспечения и использованию в урочной и

Оборудование учебных кабинетов офтальмотренажерами.

Приобретение конторок Базарного.

Администрация


Заместитель директора по УВР,

Заместитель директора по дополнительному образованию



1 раз в год


В ходе контроля организации процесса обучения и внеучебной деятельности.

Оснащение помещений для медицинского персонала необходимым оборудованием и материалами

Помещение соответствует требованиям,

Имеется все необходимое для проведения диагностики и оказания первой медицинской помощи.

Взаимодействие с амбулаторией.

Контроль сроков реализации медикаментов.

Своевременное составление

Заявок медицинским работником школы.

Контроль за состоянием медицинских аптечек в кабинетах.

Директор.


Заместитель директора по обеспечению безопасности.



1 раз в четверть

Наличие необходимого (в расчете на количество учащихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Соответствие количества и квалификации специалистов.

Корректировка штатного расписания при изменении численности контингента.

Организация аттестации и повышения квалификации специалистов.

Составление перспективного плана аттестации и повышения квалификации педагогических работников.

Директор

Август.


Сентябрь


май


Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию школы.


^ 7.2.2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.


Показатель

Ожидаемый результат

Деятельность по достижению желаемых результатов

Кто контролирует

Когда

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

Не происходит снижение зрения у обучающихся.

Повышение уровня физического развития у 20% обучающихся.

Повышение группы здоровья у 15% обучающихся.

На всех уроках выполняются Требования к организации здороьесберегающего обучения.

Соблюдение Требований к организации здоровьесберегающего обучения.

Организация физкультпауз в соответствии с рекомендациями.

Хронометраж урока.

Проведение упражнений для снятия напряжения мышц глаз.

Обеспечение оптимальной физической нагрузки на уроках физической культуры каждому обучающемуся в соответствии с его физическим развитием.

Контроль зрения обучающихся.

Мониторинг уровня физического развития обучающихся.

Заместитель директора по УВР, медицинский работник школы.


Педагог-психолог.

Заместитель директора по УВР, медицинский работник школы.


Медицинский работник.


Медицинский работник.

В соответствии с планом ВШК


2 раза в год.

В соответствии с планом ВШК


Сентябрь, апрель


Сентябрь, май.


Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию)










Соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудио-визуальных средств

Не происходит снижение зрения у обучающихся.

На всех уроках соблюдаются Требования к использованию технических средств обучения




Заместитель директора по УВР

В соответствии с планом ВШК

Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Уровень достижения каждого обучающегося соответствует требованиям «выпускник научиться».

Уровень достижения обучающихся, имеющих высокий и выше среднего уровень интеллектуального развития и высокий уровень познавательный процессов и учебной мотивации соответствует требованиям «выпускник может научиться».

Повышения уровня познавательных процессов у 30% обучающихся.

Повышения уровня познавательной активности у 40% обучающихся

Реализация дифференцированного подхода в обучении.

Внедрение проектной и исследовательской деятельности в урочную и внеучебную деятельность.

Организация коррекционных занятий с обучающимися на основании результатов диагностики.

Мониторинг уровня интеллектуального развития, познавательных процессов, учебной мотивации.


Заместитель директора по УВР.


Педагог-психолог.

В соответствии с планом ВШК.


В 1 и 4 классах.

В сентябре и апреле.

В сентябре и апреле.


^ 7.2.3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима школьников, нормального физического развития и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья школьников и формирование культуры здоровья.

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

Показатель

Ожидаемый результат

Деятельность по достижению желаемых результатов

Кто контролирует

Когда

Рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования

Повышение уровня физического развития у 20% обучающихся.

Повышение группы здоровья у 15% обучающихся.

Обеспечение оптимальной физической нагрузки на уроках физической культуры каждому обучающемуся в соответствии с его физическим развитием.

Отсутствие травматизма.

Организация каждого урока физической культуры в соответствии с требованиями организации урока на основании возрастных особенностей.

Мониторинг уровня физического развития обучающихся.

Заместитель директора по УВР, медицинский работник школы.


Медицинский работник школы.

В соответствии с планом ВШК.


Сентябрь, май.


Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.)

Повышение группы здоровья у 15% обучающихся.


Планирование работы на основании данных медицинского осмотра.

Планирование и организация деятельности на уроках физкультуры с учетом группы здоровья.

Заместитель директора по УВР

Сентябрь


В соответствии с планом ВШК

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности

Отсутствие перегрузки.

Снижение заболеваемости.

Не повышается показатель нарушения осанки.

Регулярное проведение

Заместитель директора по УВР

Регулярно

Организация часа активных движений (динамической паузы) между
3 и 4 уроками в начальной школе

Снижение заболеваемости.

Не повышается показатель нарушения осанки.

Разработка программы проведения часа активного движения.

Создание копилки подвижных игр, упражнений.

Заместитель директора по УВР

Регулярно

Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования

80% обучающихся посещают занятия спортивных секций во внеурочное время.

Снижение заболеваемости.


Составить рациональное расписание работы спортивных секций.

Пропаганда спортивных секций.

Формирование групп для занятий в спортивных секциях.

Заместитель директора по дополнительному образованию

1 раз в месяц

Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

Обеспечение двигательной активности в соответствии с требованиями СаНПинов

Выполнение плана спортивно-оздоровительных мероприятий.

Заместитель директора по ВР.

Заместитель директора по дополнительному образованию.

1 раз в полугодие.

1 раз в четверть



^ 7.2.4. Реализация образовательной программы


Показатель

Ожидаемый результат

Деятельность по достижению желаемых результатов

Кто контролирует

Когда

Внедрение в систему работы школы Программы «Образование и здоровье»

Выполнение Программы.

Все обучающиеся знают правила личной гигиены, о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах, о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности.

Реализуют знания в повседневной жизни 60% обучающихся.

Обеспечение каждого учителя Программой.

Подготовка печатных и наглядных материалов для проведения занятий.

Регулярное проведение занятий.

Заместитель директора по УВР, медицинский работник.

1 раз в месяц

Создание комиссии по здоровью в Управляющем совете

Реализация программа формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни




Анализ достижения ожидаемых результатов.

Участие в реализации программы.

Анализ выполнения Программы.

Корректировка и внесение дополнений и изменений в Программу.

Председатель Управляющего совета.

Заместитель директора по ВР.

Январь, май.


График проведения «Дней здоровья», конкурсов, праздников

сроки

мероприятие

Кто готовит и проводит

Ответственный

сентябрь

Час бегуна

Учитель физической культуры

Заместитель директора по УВР

октябрь

День здоровья

Учителя начальных классов,

Педагоги дополнительного образования,

Педагог-организатор

Заместитель директора по УВР.

Заместитель директора по дополнительному образованию

ноябрь

Веселые старты

Учитель физической культуры, педагог-организатор, родители

Заместитель директора по УВР

декабрь

«Папа, мама, я –спортивная семья»

Учитель физической культуры,

Учителя начальных классов, родители

Заместитель директора по УВР

декабрь

День эстафет

Учитель физической культуры, педагог-организатор

Заместитель директора по УВР

январь

«Все вместе – мы»

Учитель физической культуры,

Учителя начальных классов, педагог-организатор




февраль

«Дальше, точнее»

Учитель физической культуры,

Учителя начальных классов

Заместитель директора по УВР

март

«Красота движений» (хореографический конкурс)

Педагоги дополнительного образования, педагог-организатор

Заместитель директора по дополнительному образованию

Викторины в классах «Если хочешь быть здоров»

Классные руководители




апрель

«Самый, самый, самый…»

Учитель физической культуры Учителя начальных классов, родители

Заместитель директора по УВР

Выпуск в классах фотогазет «Здоровье, спорт, радость, красота»

Классные руководители, родители




май

День здоровья

Учителя начальных классов,

Педагоги дополнительного образования, педагог-организатор

Заместитель директора по УВР.

Заместитель директора по дополнительному образованию



^ 7.2.5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Содержание работы

участники

сроки

Конференция родителей учащихся 1-х классов «Здоровье ребенка и семья»

Врач-педиатр, медицинский работник школы, педагог-психолог, учитель-логопед, заместитель директора по УВР

октябрь

Конференция родителей учащихся 2-х классов

«Условия роста и развития ребенка»

Врач-педиатр, медицинский работник, заместитель директора по УВР

октябрь

Конференция родителей учащихся 3-х классов

«Физическое и интеллектуальное развитие ребенка»


Врач-педиатр, медицинский работник школы, педагог-психолог, учитель физической культуры, заместитель директора по УВР




Консультация врачей-специалистов

Родители учащихся, имеющих хронические заболевания

январь

Консультации учителя -логопеда

Родители обучающихся, имеющих нарушения речи

1 раз в четверть

Консультации педагога-психолога

По запросам родителей и рекомендациям учителя начальных классов

ежемесячно

Круглый стол «Факторы, отрицательно влияющие на здоровье» для родителей обучающихся, имеющих вредные привычки

Врачи, медицинский работник школы, социальный педагог

По выявленным факторам

приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы

Директор школы, заведущая школьной библиотеки, Управляющий совет




Час здоровья

Родители, обучающиеся, учителя начальных классов

октябрь



Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconОбразовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего обра­зования моу «сош №39» составлена с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Введение
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего обра­зования сформирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы