\"Советы родителям детей раннего возраста\" icon

"Советы родителям детей раннего возраста"




Скачать 318.93 Kb.
Название"Советы родителям детей раннего возраста"
Дата15.01.2013
Размер318.93 Kb.
ТипДокументы
источник

"Советы родителям детей раннего возраста"

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), следует искать в раннем детстве. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье, что способствует их нормальному психическому развитию и хорошему эмоциональному самочувствию. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности двухлетнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же, как ребенка 5-7 лет. В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей, являются прямым следствием такого подхода родителей. В этой связи целесообразным и эффективным может быть посещение ребенком группы кратковременного пребывания, где сохранение здоровья и его психическое развитие лежат в основе специальной заботы профессиональных воспитателей.

^ Основные задачи воспитания и образования детей раннего возраста предполагают:

- обеспечение эмоционального комфорта ребенка, преодоление симбиотической связи его с матерью и способствование развитию самостоятельности и независимости;

- привлечение внимания детей к сверстникам, обучение их ориентировке на действия партнеров, налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;

- способствование развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление);

- обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей.

^ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Развитие вашего ребенка через игру
. Стремительное неврологическое развитие. Именно это происходит с ребенком в первые годы его жизни. Малыш учится ложиться, садиться, вставать, ползать, ходить, бегать и прыгать. Он идет от выражения себя посредством плача и улыбок, внезапного смеха, к произнесению первых слов и, наконец, выражению своих чувств и желаний. Постепенно он начинает смотреть и воспринимать цвета, различать звуки и ощущать вкусовые оттенки. Он берет и исследует предметы, бьет по ним и пытается что-то строить, проявляет любопытство, воспринимает, фантазирует, делится своими ощущениями. Познание всего этого невозможно без игры. Различные исследования показали, что игра помогает ребенку укрепить и развить его нервную систему; то есть ребенок должен максимальное количество времени проводить в игре для овладения своим телом и пробуждения собственных чувств, для развития его мозга и умственных способностей, для ощущения счастья и гармонии, для выражения его привязанности и эмоций, а кроме того, для установления взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. В игре - продолжительной, спокойной и творческой – ребенок растет и развивается разносторонне. С помощью игры дети познают и постигают мир, в котором они живут. Они приобретают опыт, идя путем проб и ошибок. Успех и неудачи на этом пути помогают им в дальнейшем в решении новых проблем. Развивается умение сосредотачиваться. Дети фантазируют, творят, систематизируют и погружаются в мир идей – в общем, они учатся.

Десять веских аргументов в пользу игры:

1. Игра помогает малышу узнать себя, а также свою физическую и социальную среду.

2. Игра развивает сенсорику, моторику, мускулатуру и координацию движений.

3. Игра помогает ребенку понять, как работают вещи, как люди общаются и строят взаимоотношения друг с другом, а также как попробовать себя в новых ролях.

4. Игра помогает ему развить свои физические, социальные, познавательные, художественные и языковые навыки.

5. Игра стимулирует и развивает творчество и воображение.

6. Игра воспитывает чувство собственного достоинства, самоконтроля, а также формирует шкалу ценностей ребенка.

7. Игра – это эффективный источник формирования правильной речи и навыков социального общения.

8. Игра стимулирует ребенка к учебе и практическому применению важных социальных навыков, таких как выражение своих мыслей и эмоций, ведение переговоров и сотрудничество.

9. Игра развивает способность мыслить и решать проблемы.

10. Игра пробуждает любознательность ребенка и укрепляет способность сосредотачиваться и концентрировать внимание.

^ Советы по организации игры с малышом от 3-6 месяцев:

- Говорите с ним много и медленно. Время от времени меняйте тон голоса и выдерживайте паузы, чтобы малыш мог выразить свою реакцию. Это поможет маленькому развить свои речевые навыки.

- Используйте момент переодевания чтоб сделать гимнастику для рук и ног малыша. Помогите ему перевернуться на живот или на спину.

- Каждый день ненадолго кладите его на игровой коврик или на пол. Здесь малыш сможет играть с различными фигурками, пытаясь дотронуться до них ножками. Кладите его на живот, чтобы малыш пытался поднимать голову и смотреть на фигурки - это поможет укрепить мышцы шеи.

- Поглаживайте его и слегка щекочите.

- Поощряйте стремление ребенка к познанию предметов путем прикосновения; давайте ему потрогать предметы разной текстуры: твердые, мягкие, грубые, холодные, теплые…..

- Продолжайте стимулировать его органы чувств с помощью разных цветов, звуков….

^ Советы по организации игры от 0 до 3 лет:

- Как можно чаще смотрите на малыша и разговаривайте с ним. Особенно это необходимо во время кормления. Ничто так не стимулирует его, как лица людей и их голоса. Старайтесь находиться на расстоянии приблизительно 25 – 30 см. от лица ребенка, чтобы он мог четко вас видеть. Он любит, чтобы вы пели ему колыбельные, когда он лежит в своей кроватке.

- Чаще держите малыша на руках, ритмично покачивая его. Благодаря этому, он будет чувствовать себя так же комфортно как в лоне матери.

- После купания делайте малышу массаж всего тела с маслом. Каждый раз при смене подгузников сгибайте его ручки и ножки.

- Предлагайте ему то, что будет стимулировать его жажду познания: смотреть, слушать, обонять и осязать.

- Много улыбайтесь малышу. Со второго месяца начните слегка щекотать его. Сначала ваш ребенок будет улыбаться, только когда ему хорошо, но к концу третьего месяца он начнет улыбаться уже при виде вашей улыбки.

^ Советы по организации игры от 12 до 24 месяцев:

- Играйте в прятки, поскольку это лучше всего стимулирует развитие ребенка на данном этапе. Он приходит в восторг, когда люди исчезают и вновь появляются.

- Играйте в игры с куклами, натягиванием носков и разукрашенными пальцами. Подбирайте ему говорящие и подвижные игрушки. Разыгрывайте небольшие представления, побуждающие ребенка говорить.

- Давайте ребенку барабаны, музыкальные шкатулки и простые музыкальные инструменты. Ему нравится бить в барабан – это дает выход его энергии. Музыка побуждает ребенка танцевать и кружиться.

- Познакомьте вашего ребенка с миром книг и сказок. Ему понравится слушать их и переворачивать страницы. Книжки – раскладушки с вклеенными окошками и сюрпризами окажут более сильное впечатление. Чтение книг и сказок должно быть регулярным, поскольку для ребенка это магический момент, который укрепит ваши взаимоотношения и поможет ему расслабиться.

- Дайте ребенку кисти и краски для рисования и наклейки для развития его творческих способностей.

^ Примерный перечень игрушек, развивающих материалов для детей от года до трех лет:
12-18 месяцев


1.Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.

2.Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).

3.Набор форм, вставляющихся в друг друга.

4.Мягкие куклы среднего размера.

5.Мягкие игрушки – зверюшки.

6.Тамбурин.

7. Барабан.

8.Свисток, дудочка.

9.Книжки с картинками.

10.Книжки с короткими стихотворениями для детей.

11.Большая грузовая машина.

12.Легковая машина с водителем.

13. «Почтовый ящик», лучше с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющие отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши).

14.Матрешка.

15.Составные игрушки из 2 – 3 частей ( «Лего»)

16.Самокат («машина», «лошадка»).

17. Подвижная игрушка на колесиках («Бабочка»). – на шесте или на веревочке.

18.Игрушки – модели предметов, людей, животных.

18 – 24 месяца

1. Парные картинки, лото.

2.Кисти, краски ( не токсичные).

3.Набор для нанизывания («Бусы»).

4.Игрушечная мебель.

5.Пластилин и др. материалы для лепки.

6. Паззлы (простые).

7.Разрезные картинки из 2 -3 частей.

8.Кегли.

9.Сказки ( «Репка», «Теремок»). Хрестоматия для детей от 2 – 4 лет.

10.Миниатюрные модели бытовых предметов.

11.Игрушечный набор «Семья».

12.Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.).

13.Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.)

14.Набор для игры с песком.

24-36 месяцев

1.Модель дома.

2.Паззлы.

3.Фигурки животных с детенышами ( «Лото», «Найди маму»).

4.Одежда кукол по сезону.

5.Игрушечные часы.

6.Куклы для театра.

7.Разрезные картинки из 4 частей.

8.Наряды для маскарада.

9.Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

10.Составные игрушки из 3 и более частей.

11.Губная гармошка.

12.Детские ножницы с тупыми концами.

13.Игрушечный клавесин.

14.Трехколесный велосипед.

Советы логопеда

Одним из наиболее тяжелых факторов, обуславливающих задержку речевого развития (ЗРР), является нарушение интеллекта. На что необходимо обратить внимание родителей? У детей с нарушением интеллекта не только задерживается речевое развитие, но и отмечается выраженное нарушение физического и психического развития. Так, ребенок начинает значительно позже удерживать головку, сидеть, ползать, ходить и т.д. У него не формируются навыки самообслуживания. Дети с нарушением интеллекта, как правило, неопрятны, их поведение неадекватно ситуации, а эмоции однообразны: удовольствие-сытость и др., недовольство-холод, боль и т.д. Если вы заметили, что у вашего ребенка есть те или иные особенности развития из выше указанных, необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу, провести объективные исследования. Если интеллектуальное нарушение установлено, помощь вашему ребенку должен оказывать олигофренопедагог – работа с логопедом в данном случае желаемого или необходимого эффекта не принесет. Еще одним серьезным фактором нарушения речевого развития является нарушение слуха. Даже при его незначительном снижении речевое развитие может значительно задерживаться. Если ваш ребенок часто болел простудными заболеваниями, отитами или у членов семьи имеется нарушение слуха, понаблюдайте за ребенком в домашних условиях и проведите несколько проб:

1.Реагирует ли ребенок на изменение громкости работающего телевизора, магнитофона, приемника.

2.Смотрит ли внимательно на ваши губы и не старается ли повернуться к вам постоянно одним и тем же боком.

3. Приобретите несколько пар звучащих игрушек. У одной игрушки из пары уберите звучание, предложите ребенку одну пару. Понаблюдайте за тем, как быстро ребенок обнаружит, и обнаружит ли вообще, что одна из игрушек не звучит. Повторите пробу с другими парами игрушек.

4. Понаблюдайте за быстротой реакции на звук, окликнув ребенка негромким голосом на расстоянии 5-6 метров.

5. Возьмите несколько хорошо известных ребенку предметов, положите их на стол, посадите ребенка на руки и объясните, что по просьбе другого члена семьи он должен показать тот или иной предмет. Второй член семьи должен отойти от ребенка на расстоянии 5-6 метров и шепотом, прикрыв рот экраном, называть по очереди предметы, лежащие на столе. Ребенок должен правильно показать предмет; при этом одно его ухо следует закрыть. Ту же пробу необходимо провести, закрыв другое ухо. Если ребенок не может правильно показать предметы, попробуйте подойти на более близкое расстояние, обязательно повторите пробу в другое время, чтобы убедиться в нарушение слуха.

Если возникли сомнения, хорошо слышит ребенок, необходимо провести объективное исследование слуха. При выявленном нарушении слуха помощь ребенку должен оказать сурдопедагог. Занятия с логопедом в этом случае также оказываются малоэффективными. Какие факторы приводят к задержке речевого развития как к собственно речевому нарушению? Вспомните, как протекала ваша беременность. Отмечался ли токсикоз? Угроза выкидыша в первой, второй половине? Хронические, инфекционные и простудные заболевания? Прием медикаментозных средств, каких именно? Стрессовые ситуации? В какие сроки и как проходили роды? Ваш ребенок состоит на учете у невропатолога, и с каким диагнозом? Имеется ли негрубая задержка или дисгармоничность моторного развития: малыш чуть позже начал сидеть, ползать, ходить; нарушена последовательность этапов – сна чала пошел, затем начал ползать; пропущен тот или иной этап, чаще всего ползание. Обратите пристальное внимание на раннее речевое развитие ребенка, своевременно ли появились гуление и лепет, активны ли они были. После того как вы убедитесь, что задержка речевого развития не связана с нарушением интеллекта и физиологического слуха, а вызвана нарушением собственно речевой функции, вам следует обратиться к логопеду. Скорее всего, он не начнет заниматься с вашим малышом, но поставит на диспансерный учет и даст рекомендации для домашней работы.

^ Чем вы можете помочь своему ребенку?

Если ваш малыш не говорит или отстает в речевом развитии, не следует ждать – попробуйте помочь ему самостоятельно. Не бойтесь начать занятия слишком рано – бойтесь опоздать! Занятия надо проводить ежедневно, желательно в одно и тоже время. Таким образом, они впишутся в биологический ритм жизни ребенка. Помните: все виды работы должны быть представлены в игровой форме, при позитивном эмоциональном настрое. Малыш должен заниматься с удовольствием, так же как и взрослый. Хвалите и поощряйте ребенка, радуйтесь вместе с ним каждому, даже самому маленькому шашку вперед! В заключение хотелось бы выделить важные особенности занятий с ребенком второго года жизни. Речь малыша надо развивать, используя все формы взаимодействия с ним. Обязательно ведите дневник речевого развития ребенка, отмечайте появление новых звукосочетаний, слов, варианты их произношения. Это поможет вам увидеть динамику развития речи, а в дальнейшем сослужит добрую службу в том случае, если все-таки возникнет необходимость занятий с логопедом. При разговоре с ребенком подавайте ему образец речи: правильно, медленно, четко артикулируйте слова, но не допускайте монотонной речи. Занимаясь с ребенком, ни в коем случае не настаивайте на выполнении задания, лучше вернуться к нему спустя какое-то время или создать игровую ситуацию, в которой ребенку хотелось бы его выполнить. Постоянно создавайте атмосферу игры, когда ребенку хотелось бы говорить. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры -потешки.

^ Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Другой вариант этой потешки:

^ Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил-

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стишки:

^ Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик - я.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

^ Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки « бегают» по столу. «Слоненок» - средний палец выставлен вперед, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок « идет» по столу. «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Приводим два блока заданий: первый – это работа с пальчиками; второй – это работа со счетными палочками, спичками. В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Например, такой рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т.п.).

^ Советы педиатра

Опорно – двигательная система.

Правило № 1: Учитывая, что дети, как правило, падают головой вниз, а кости черепа у них еще не срослись, следует оберегать малышей от падений с высоты, а также от ушибов и травм.

Правило № 2: Ребенок легко травмируется в этот период детства, поэтому следует уделить особое внимание всем его перемещениям в пространстве. Кровать должна соответствовать росту ребенка и быть не слишком мягкой. На первом году жизни рекомендуется в качестве подушки использовать свернутую в восемь раз пеленку. На втором году это может быть плоская подушечка средней мягкости. Не забывайте, что ребенок растет во сне.

Правило № 3: Маленькому ребенку нельзя спрыгивать с высоты. Такие прыжки, как и чрезмерные нагрузки, могут привести к смещению костей таза, к нарушению развития тазо - бедренных суставов, свода стопы, костно-мышечного аппарата. Эти физиологические особенности следует учитывать и на занятиях физкультурой.

Правило № 4: Необходимо правильно подбирать детскую обувь. Она должна быть с небольшим каблучком, хорошо облегать ногу. Покупать обувь «на вырост» в этот период не следует. Занятия физкультурой должны включать подвижные игры, а также упражнения способствующие развитию прямохождения и укреплению мышц стопы.

Правило № 5: Зная, что вам предстоит длительная поездка с малюткой, возьмите с собой специальные пинетки ( или целлофановые пакеты).

В транспорте наденьте их на обувь ребенка, а затем, поставив его на сидение, поверните личиком к окну и обратите внимание на мелькающие огоньки. Удерживая ребенка в этом положении, дайте «попружинить» ножками. Затем возьмите на руки, поговорите с ним и вновь опустите на сидение. К концу путешествия, если есть возможность, дайте походить по полу, сняв пинеточки.

^ Сердечно-сосудистая система.

Правило № 1: Следует учитывать, что сердечная мышца ребенка более чувствительна к различным поражающим факторам, более подвержена воспалительным процессам, но, с другой стороны, восстанавливается при лечении быстрее и полнее, чем у взрослых. Сердце ребенка следует беречь с раннего детства. В первую очередь необходимы достаточный двигательный режим, физкультура, а также своевременное закаливание и профилактика простудных заболеваний, которые могут дать осложнение на сердце.

Правило № 2: Необходимо бережное и внимательное отношение к маленькому ребенку, оказание ему своевременной медицинской помощи. Важно уметь наблюдать за состоянием малыша, вовремя найти причину неожиданных капризов, перепадов настроения. Следует знать, что признаками нарушения сердечной деятельности являются вялая, бледная кожа, быстрая утомляемость, снижение двигательной активности.

^ Дыхательная система

Правило № 1: Маленький ребенок очень чувствителен к состоянию воздушной среды, поэтому курение в его присутствии недопустимо! Чаще проветривайте комнату, температура воздуха должна быть не выше 21- 22 градусов, а после двух лет -19-20 градусов. Исключается сквозное проветривание, оно должно проводиться только в отсутствии малыша. Благотворное влияние на дыхательную систему оказывают прогулки в сочетании с достаточной двигательной активностью. Обычно здоровый ребенок дышит носом. Затрудненное носовое дыхание отрицательно влияет на развитие всего организма.

^ Пищеварительная система

Правило № 1: Как показывают исследования, истоки заболеваний желудочно-кишечного тракта находятся в раннем периоде детства. Поэтому мама должна знать физиологические особенности малыша, соблюдать гигиенические требования к детскому питанию, а главное, проводить кормление ребенка без лишнего напряжения.

^ Органы выделения

Правило № 1: При правильном воспитании ребенок начинает проситься на горшок на втором году жизни. Опорожнять мочевой пузырь необходимо вовремя. Застоявшаяся моча легко инфицируется и забрасывается обратно в почки, что может привести к воспалению почечной ткани.

^ Центральная нервная система

Правило № 1: Необходимо учитывать, что незрелый мозг маленького ребенка должен переработать большое количество информации, которую привносит окружающая среда. Поэтому нагружать мозг малютки чем-либо сверх «возрастной планки» не рекомендуется. Не стоит двухлетнего кроху «засаживать» читать, считать, печатать на машинке. Для его умственного и эмоционального развития главное активно двигаться, посильно осваивать окружающий мир, чувствовать любовь и ласку взрослых. В транспорте, надев обувь на ребенка, а затем, поставив его на сидение, поверните личиком к окну и обратите внимание на мелькающие огоньки. Удерживая ребенка в этом положении, дайте «попружинить» ножками. Затем возьмите на руки, поговорите с ним и вновь опустите на сидение. К концу путешествия, если есть возможность, дайте походить по полу, сняв пинеточки.

Список семейных норм и правил:

  1. Родители определяют, что правильно, а что нет.

  2. Своеволие ребенка следует ограничить для его же пользы.

  3. Любовь связана с долгом.

  4. Родители – хозяева ребенка.

  5. Свободное выражение своих чувств, приветствуется и поощряется в семье.

  6. Интенсивное участие в жизни ребенка, опека, контроль – основные принципы воспитания.

  7. Родители заслуживают уважение, потому что они родители.

  8. Проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями.

  9. Любой член семьи может быть выслушанным и воспринятым серьезно.

  10. Ребенок отвечает за настроение родителей.

  11. Дети могут, открыто, не соглашаться с родителями по каким-то вопросам, отстаивать свою позицию, противостоять им.

  12. В семье признается право открыто говорить о своих желаниях.

  13. Каждый член семьи должен быть предметом внимания и симпатии со стороны других.

  14. Высокая самооценка вредна для ребенка.

  15. Ребенку необходима поддержка и одобрение взрослых и отстаивание своих интересов и прав перед другими людьми.

  16. Требовательность по отношению к ребенку хорошо подготавливает его к жизни.

  17. Для поддержания своего авторитета и уважения к себе, родителям необходимо стремиться быть правыми и в спорах с ребенком доказывать свою правоту.

  18. Каждый член семьи сам устанавливает свои приоритеты, согласуясь с семейными нормами.

  19. В семье соблюдается принцип свободного выбора: «Поступай, как хочешь, с условием, чтобы потом не пришлось жалеть».

  20. Любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать себя при этом виноватым.

  21. Требования родителей к ребенку всегда реалистичны.

  22. Открытое выражение любви всеми членами семьи посредством прикосновений, объятий, жестов.

  23. В семье признается право каждого на ошибку.

  24. Сильные чувства вредны.

  25. Спонтанность ребенка представляет угрозу для авторитета родителей.

Советы ребенка взрослым

- Не балуйте меня, вы этим меня портите. Я хорошо знаю, что необязательно мне давать все, что я требую. Я просто вас испытываю. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас самих в чем-то.

- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как с взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования.

- Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно если вы будете учитывать, и мои интересы и уважать их.

- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Я согласен, что у всех бывают разные настроения в разное время, но в отношениях с другими людьми вы ведь стараетесь быть более предсказуемыми. Не контролируйте свою последовательность; если ее нет, то все равно не проконтролируйте, лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни. Не бойтесь их менять, просто говорите об этом.

- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.

- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.

- Не обращайте внимания на мои дурные привычки. Это меня портит.

- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. И узнал об этом раньше, чем вы думаете.

- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему так поступаю.

- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие болезни. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.

- Не беспокойтесь, что мы проводим слишком мало времени вместе. Значение имеет то, как мы его проводим.

- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше.

- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же вами забывается.

^ Игрушки для детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев:

-Условно-образные игрушки: куклы и игрушечные животные, сделанные из мягких материалов;

- игрушки размером от 15 до 30 см.;

- плавающие игрушки (рыбки, утята), куклы голыши для игр с водой;

- фигурки кукол и животных из пластмассы, резины, дерева размером 10-15 см. для игр с песком, водой, строительным материалом;

- одна - две куклы в красочной одежде (они могут быть заводными), а также несколько персонажей кукольного театра (кошка, петушок, собачка) для инсценировок;

- игрушки, изображающие знакомые предметы быта: игрушечная мебель;

- игрушечная посуда и мебель, по размеру близкие к настоящей детской мебели и посуде, должны быть легкими;

- технические игрушки для совершенствования ходьбы, двигательных умений: устойчивые кукольные коляски, машины с кузовом, заводные машины, тележки, строительные наборы.

^ Игрушки для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

- Пирамидка из трех видов разных по размеру колец (два больших, два поменьше, два маленьких), а затем из пяти уменьшающихся по величине колец;

- игрушки – вкладыши: нарядные матрешки, яйца, коробки, корзинки;

- сюжетно-образные игрушки, различные по степени обобщенности образа: условно-образные, реалистические, игрушки-заместители;

- кукла подвижная, детализированная – от этого она становится более похожей на человека;

- кукла из мягкой пластмассы, а лучше из ткани в простой неснимающейся одежде, размером от 10 до 35 см.;

- фигурки из разных материалов длиной от 7 до 15 см. из резины, пластмассы, дерева;

- игрушечные животные (мишка, ежик, зайка);

- игрушки, изображающие предметы быта;

- постельные принадлежности;

- технические игрушки: автобус, трамвай, заводные машины, машины с сиденьями, лошадки с седлами, санки;

- игрушки, заменяющие хорошо знакомые ребенку предметы: деревянные или пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см., легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и разного размера, полоски картона, конфеты, яблоки;

- деревянные кубики с понятными ребенку изображениями, картинками;

- настольно-печатные игры типа разрезных картинок.

^ Игрушки для детей от 2 до 3 лет:

- Сюжетно- образные игрушки: куклы, игрушечные животные, предметы для занятий с ними, машинки;

- игрушки, которые наталкивают детей на отображение впечатлений, полученных в жизни;

^ Советы родителям

Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – дедушками и бабушками, это значит что, он потерял тысячу прелестных сказок. Тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз оказался незащищенным, в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе. Ш. Амонашвили

Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании. Остается один вопрос жизни: как надо самому жить. Два правила я бы дал для воспитателя: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь и ничего не скрывая из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная…. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых. Они, часто не высказывая и даже не осознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей. Теряют к ним уважение и интерес ко всем поручениям.

^ Некоторые правила воспитания

В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка? Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитание своего шестимесячного сына, и мудрец ответил, что она опоздала со своим вопросом ровно на полгода. К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными. Существенное значение в воспитании имеют такие факторы, как постепенное увеличение отрезков времени бодрствования, отражающие работоспособность мозга ребенка, раннее развитие у него анализаторов (слух, зрение и др.), а также развитие речи. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить. Нельзя терять ни одного дня для осуществления процесса воспитания. Л.Н.Толстой подчеркивал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3-4 лет жизни. Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежны либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка. Задачи воспитания детей второго и третьего года жизни включают физическое, умственное, моральное и эстетическое воспитание детей. Дать какие-то готовые рецепты воспитания ребенка нельзя, так как многое здесь зависит от индивидуальных (типологических) особенностей детей , окружающей обстановки, прошлого опыта ребенка, привычек, сложившихся у него ранее, состояния его здоровья. Однако имеется ряд общих педагогических правил, которые родителям необходимо соблюдать. Рассмотрим некоторые из них.

^ С ребенком надо обращаться ровно и спокойно.

Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его - проявляются слезы, малыш начинает капризничать. Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным. Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т.д. Единство воспитания. У вас уже накоплен определенный опыт воспитания ребенка. Знаете, как его покормить, как уложить спать, как успокоить, развлечь и т.д. Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним. Любое изменение знакомых воспитательных приемов или применение новых, пока что малопонятных для ребенка правил, нарушает его привычки и вызывает неуравновешенность поведения. Например, ребенок привык ложиться спать в коляске на улице. Попробуйте уложить его в это же время дома, в кровати – вы испытаете определенные трудности. Или ребенок привык есть, сидя за своим столиком, а теперь вы захотели накормить его, посадив к себе на колени, - скорее всего малыш откажется от еды. Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др. в таком случае изменения воспитательных прием не вызовут нежелательных сдвигов в поведении, поскольку они вносятся на базе приобретаемых, новых умений ребенка. Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании. У мамы и папы, бабушки и т.д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований. Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребенка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения. Если мама запрещает «трогать часы», а папа разрешает «бери, играй сыночек», то в этом случае у малыша никогда не сформируется четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» - «нельзя». При такой системе неправильного воспитания ребенок быстро поймет: можно вести себя в одинаковой ситуации по-разному – важно только, кто при этом присутствует, отец или мать? Пренебрежение воспитанием сдерживающих понятий формирует такие черты в характере ребенка, как упрямство, негативизм, раздражительность. Родители должны хорошо знать, что может повлечь за собой эта шутливая замена «нельзя» на «можно». Итак, единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи – важное педагогическое требование. Помните, что ваш ребенок в этом возрасте более чуткий, сообразительный и умный, чем думают иногда некоторые родители.

^ Ваше требование – закон. Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания – «надо». Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования. Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» - при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки. Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него. Непосильным для детей раннего возраста (1-3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо. Находиться в неподвижном состоянии ребенок в этом возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет. Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребенок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что-то сделать ребенок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых. А ведь это не что иное, как послушание. Как приятно слышать такую характеристику «какой послушный ребенок!». С таким ребенком легко родителям и воспитателям. Развитие самостоятельности. Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых - он радуется, испытывает удовлетворение от своих самостоятельных действий. Такие действия ребенка надо поощрить («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности. Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит – «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй». Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях. Таким путем вы формируете у ребенка потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности. Можете ли вы быть образцом для подражания? Обычно в 2-3 летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыш в игре изображает действия матери, отца, бабушки, доктора и т.д. они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги. Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? Кого в этом винить? Разумеется взрослых. Это в их поведении он увидел, а затем и воспроизвел отрицательное. Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам. Подражая действиям взрослых ребенок учится многому – аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших. Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому. Необходимо также обращать внимание ребенка на все положительные поступки, которые совершаются на его глазах. Воспитательные воздействия желательно сопровождать словесными пояснениями и настойчиво развивать позитивные формы ответных поступков ребенка. Речевая установка. Родители должны знать, что от ребенка легче добиться выполнения каких-то действий, если сначала ему сказать об этом, т.е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия. Например, «Мы сейчас пойдем гулять, но сначала надо одеться» - и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки». Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребенка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т.д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т.д.). Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребенка желание справиться с ним. Наиболее распространенные ошибки в воспитании. К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня. Эти положения физиологически обоснованы, так как обусловлены психофизиологическими особенностями детского организма. Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности. Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т.п. Еще одна тонкость. Запрещая что-то ребенку, вы говорите « не делай», «не трогать», «не тяни» и т.п., т.е. разные слова с отрицательной частицей «не». Однако в силу особенностей восприятия ребенком взрослой речи – ведь малыш только научился ее понимать – он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т.п. Вы поступите неправильно, если будете все разрешать ребенку, или, наоборот, запрещать. Ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя». Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого. А что такое «срыв установки»? представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки». Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери. В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач – ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие. Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых. Переключать деятельность ребенка с одного занятия на другое, не нарушая установки, надо умело – сначала словами, ЕС ли ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию. Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка. Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т.д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности. Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т.д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна. Чтобы избежать этих явлений, советуем не допускать частых и значительных перемен в условиях жизни ребенка. В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т.д.) старайтесь не изменять резко сложившихся привычек ребенка. Нельзя вносить в его жизнь сразу много нового. Безусловно, ее можно и нужно разнообразить, но постепенно, в пределах, допустимых возрастной выносливостью детской нервной системы. В каждом отдельном случае вы можете получить консультацию в кабинете здорового ребенка детской поликлиники. Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания. Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребенка жадность. Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т.п. Ребенок себя плохо ведет. Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает. Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие – это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы. Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением. Что делать, если ребенок плачет: жалеть, наказывать или не обращать внимания на его плач? В этом случае выбор метода воспитания и будет зависеть от причины появления слез, установления вины ребенка и других обстоятельств. За что и как нужно наказывать ребенка? Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем. Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке», по выражению В.Белинского. осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним. Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка. Например, малыш сломал игрушку или порвал книжку- в этом случае надо сказать, как плохо он поступил и запретить ему пользоваться этой игрушкой или книжкой. Лучше сразу правильно воспитывать ребенка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся стереотипы.

^ Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности

- Период упрямства и капризности начинается примерна с 18 месяцев.

- Заканчивается - к 3,5-4 гадам.

- Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

- Мальчики упрямее девочек.

- Девочки капризничают чаще.

- Если дети по достижении 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации упрямства, истеричности, ­как удобных способах манипулирования своими родителями. Не поддавайтecь нажиму ради своего спокойствия. - В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 19!

^ Что могут сделать родители

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.

-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как данность.

- Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат!

- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять его за руку и увести.

- Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

- Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к м помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.

- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка!», «А что это там за окном ворона делает?». Подобные маневры заинтересуют и отвлекут.



Похожие:

\"Советы родителям детей раннего возраста\" iconРекомендации в адаптационный период родителям детей раннего возраста
Чтобы легче проходило привыкание к детскому саду, мы предлагаем вам, родителям следующие советы
\"Советы родителям детей раннего возраста\" iconПрограмма элективов Для студентов 3 курса педиатрического факультета «Организация ухода за детьми раннего возраста»
Определение понятия «уход», его составляющие. Особенности развития детей раннего возраста. Задачи врача-педиатра и мед сестры в организации...
\"Советы родителям детей раннего возраста\" iconПубличный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста №88 красноперекопского района г. Ярославля за 2011-2012 учебный год
Публичный доклад подготовила Е. М. Полякова заведующая мдоу детский сад для детей раннего возраста №88 Красноперекопского района...
\"Советы родителям детей раннего возраста\" iconИнформационная справка
Детский сад функционирует с 1962 года. Доу посещает 114 детей. В учреждение принимаются дети от 2 до 7 лет, проживающие на территории...
\"Советы родителям детей раннего возраста\" iconУчебный план моу №1 «Дюймовочка». В группе раннего возраста (с 1,5 г до 2-х лет)
В группе раннего возраста (с 1,5 г до 2-х лет) проводится: 10 нод в неделю, по 2 в день, длительностью 9 минут (утром и вечером)
\"Советы родителям детей раннего возраста\" iconДокументи
1. /Советы психолога Подготовка к экзаменам/Общие рекомендации.doc
2. /Советы...

\"Советы родителям детей раннего возраста\" iconНа февраль 7 февраля в 15. 45
Родительское собрание на тему: «Формирование самостоятельности у детей раннего возраста»
\"Советы родителям детей раннего возраста\" iconОбщая информация
«Психологические особенности детей раннего возраста» (от 1 года до 2; от двух до трёх)
\"Советы родителям детей раннего возраста\" icon«Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров»

\"Советы родителям детей раннего возраста\" iconДоговор между мдоу детский сад для детей раннего возраста №239 и родителями (или лицами их заменяющими) ребенка с кратковременным посещением мдоу №239
Мдоу детский сад для детей раннего возраста №239 и родителями (или лицами их заменяющими) ребенка с кратковременным
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы