Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр icon

Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр




Скачать 266.08 Kb.
НазваниеОбластной открытый чемпионат интеллектуальных игр
Дата18.12.2012
Размер266.08 Kb.
ТипДокументы
источник



Ярославский областной открытый чемпионат

интеллектуальных игр школьников «Команда года»



Департамент образования Администрации Ярославской области

Центр образования школьников «Олимп»


Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр

школьников «Команда года»


Ярославль, 2005

Уважаемые коллеги!

В этом учебном году департамент образования Администрации области и центр «Олимп» дали старт новому проекту – Областному открытому чемпионату интеллектуальных игр школьников «Команда года». Основными целями и задачами Чемпионата являются: пропаганда научных знаний в школьной среде, развитие у школьников интереса к научной деятельности, удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей.

Реализация проекта позволит вывести государственную систему социальной поддержки учащихся не только областного центра, но и, что значимо, сельской местности и малых городов области на новый качественный уровень, поскольку проект призван сыграть значительную роль в профессиональном самоопределении школьников.

^ Чемпионат предоставляет возможность помериться силами не только самим школьникам, но и целым образовательным учреждениям в высокоинтеллектуальной области.

Сегодня у многих молодых людей есть желание учиться, реализовать себя и добиваться признания. В этой связи проведение Чемпионата особенно актуально, поскольку работа в команде способствует не только движению вперед на пути освоения новых знаний, но и воспитывает умение слушать и слышать, ответственность за результат совместной деятельности.

Неоспоримо то, что участие в подобного рода проектах сочетает доступность для каждого и серьезность открывающихся возможностей. Чемпионат поможет выявить и стимулировать наиболее активных и талантливых ребят. У них есть шанс сделать значительный шаг на пути к достижению своих целей, с большим энтузиазмом постигать научные знания. Первая удача притягивает следующие.

^ Будущие успехи школьников в наших руках. А значит, наверное, нет убедительных причин отказываться от участия в новом перспективном проекте.


С уважением,

директор центра Е.Н. Прокофьева


^ ПРАВИЛА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО БОЯ


  1. Начальные положения.

    1. В бое принимают участие две команды. Жюри готовит задачи для боя и определяет его результаты.

    2. Перед началом подготовительной части боя командам раздаются тексты шести задач, и команды решают их в течение 1,5 часа. Во время зрелищной части команды рассказывают свои решения.




  1. Общие принципы поведения команд.

    1. Команда состоит из шести человек.

    2. Команда выбирает капитана, который представляет команду во взаимоотношениях с жюри, участвует в конкурсе капитанов, выполняет иные функции в соответствии с правилами и решениями жюри.

    3. Во время боя члены команд имеют право пользоваться любой заранее принесенной с собой справочной литературой.

    4. Во время боя каждый член команды может выступать в роли докладчика или оппонента не более двух раз (включая замены).




  1. Общие принципы деятельности жюри.

    1. Из состава жюри назначается председатель. Председатель жюри объявляет решения жюри.

    2. Жюри ведет протокол. Протокол содержит: составы команд, решения жюри и иную информацию, предусмотренную правилами.

    3. Жюри дает толкование правил боя и условий выносимых задач. Толкования немедленно доносятся до сведения обеих команд.




  1. Подготовительная часть.

    1. Во время подготовительной части боя команды имеют право обращаться к жюри за толкованиями правил боя и условий задач. То, что команда неправильно поняла условие задачи или объяснение жюри, не дает ей впоследствии никаких льгот или дополнительных баллов.




  1. Зрелищная часть.

    1. Конкурс капитанов.

      1. Конкурс капитанов разыгрывает право первого вызова: победитель объявляет, желает ли его команда вызвать или быть вызванной на первый доклад.

      2. На конкурс капитанов выносится задача, не предлагавшаяся в подготовительной части.

      3. Баллы, выставленные за конкурс капитанов, в общую сумму баллов не включаются.




    1. Порядок вызова.

      1. Одна из команд вызывает на доклад другую команду, называя при этом номер задачи, решение которой она желает выслушать.

      2. В протокол заносятся вызываемая команда, номер обсуждаемой задачи, факт принятия вызова, имена докладчика и оппонента.

    2. Доклад.

      1. Докладчик рассказывает решение задачи. Оппонент задает вопросы по решению задачи.

      2. Докладчик и оппонент имеют право использовать конспект.

      3. На доклад дается не более 10 минут. По решению жюри время может быть увеличено. Если докладчику не хватает времени, оценивается только рассказанная часть.

      4. Количество баллов за решение каждой задачи распределяется между командами.

      5. Если докладчик не может ответить сразу на вопрос оппонента или жюри, он может подумать одну минуту. Если он не может ответить и после этого, считается, что в решении обнаружен пробел.

      6. На время ликвидации пробела докладчик и оппонент меняются ролями: докладчик становится новым оппонентом, а оппонент – новым докладчиком. Новому докладчику на ликвидацию всех пробелов дается не более 5 минут.

      7. Жюри имеет право снять баллы за неточности в речи как докладчика, так и оппонента (например, неточности в терминологии и др.).

      8. Когда докладчик закончит выступление по решению задачи, он говорит, что доклад окончен. После этого оппонент задает вопросы.

      9. После всех вопросов жюри спрашивает оппонента, согласен ли он с решением задачи. Оппонент отвечает, перечисляя моменты, которые по его мнению не были доказаны самим докладчиком.

      10. Если среди этих моментов обнаруживаются не обсуждавшиеся ранее, то докладчик имеет право их устранить. После этого жюри может задать вопросы оппоненту (по тому, как он ликвидировал пробелы у докладчика) и докладчику.

      11. По окончании вопросов жюри оглашает счет по докладу .

      12. Жюри имеет право снимать вопросы оппонента, если они не относятся к обсуждаемой задаче, задаются повторно, либо ответ на вопрос уже прозвучал в докладе, переформулировать вопрос при его нечеткой постановке. При некорректном поведении оппонента или докладчика жюри вправе потребовать его замены.

    3. ^ Совещания с командой.

      1. Каждая команда имеет право три раза за бой прерывать обсуждение доклада на 1 минуту. В течение этого времени докладчик и оппонент имеют право совещаться с командой и могут быть заменены по решению своей команды. Факт прерывания обсуждения докладов и факт замены заносятся в протокол.




  1. Подведение итогов.

    1. После оглашения счета по докладу капитаны вправе представить жюри свои возражения. Жюри обязано рассмотреть возражения капитанов по существу.

    2. Жюри имеет право за грубые нарушения правил боя дисквалифицировать команду или отдельных ее членов.

    3. Определение результатов боя.

Если в качестве исхода допустима ничья, она признается, когда разница между баллами команд не превосходит 2. Если ничья не допустима, то, если команды набрали одинаковое количество баллов, побеждает команда, выигравшая конкурс капитанов, иначе побеждает команда, набравшая больше баллов.


^ ПРАВИЛА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ТУРНИРА

«ЮНЫЙ ЯЗЫКОВЕД»


  1. Начальные положения.

    1. В турнире принимают участие две команды. Жюри готовит задания для игры и определяет его результаты.




  1. Общие принципы поведения команд.

    1. Команда состоит из шести человек (основных игроков) и двух человек (запасных игроков).

    2. Состав команды не меняется в течение всех игр.

    3. Весь состав команды (основные и запасные игроки) может участвовать в представлении команды. В дальнейшем в игре могут участвовать только игроки основного состава.

    4. Команда выбирает капитана, который представляет команду во взаимоотношениях с жюри, участвует в конкурсе капитанов, выполняет иные функции в соответствии с правилами и решениями жюри.

    5. В ходе ответа возможна замена отвечающего с разрешения жюри.

    6. Если одна команда не дает правильного ответа, то другая команда имеет право на ответ или на дополнение.




  1. Общие принципы деятельности жюри.

    1. Из состава жюри назначается председатель. Председатель жюри объявляет решения жюри.

    2. Жюри ведет протокол. Протокол содержит: название и составы команд, решения жюри и иную информацию, предусмотренную правилами.

    3. Жюри дает толкование правил игры и условий выносимых задач. Толкования немедленно доносятся до сведения обеих команд.




  1. Подведение итогов.

    1. Определение результатов игры.

Победителем игры становится команда, набравшая большее количество баллов. В случае равного количества баллов, жюри дает дополнительное задание, по результатам которого определяется победитель. Если и это задание не позволяет развести счет, то победителями становятся обе команды.


^ ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО РИНГА


  1. Начальные положения

    1. В игре принимают участие две команды. Жюри готовит задания для игры и определяет его результаты.




  1. Общие принципы поведения команд.

    1. Команда состоит из шести человек (основных игроков) и двух человек (запасных игроков).

    2. Состав команды не меняется в течение всех игр.

    3. Весь состав команды (основные и запасные игроки) может участвовать в представлении команды. В дальнейшем в игре могут участвовать только игроки основного состава.

    4. Команда выбирает капитана, который представляет команду во взаимоотношениях с жюри, участвует в конкурсе капитанов, выполняет иные функции в соответствии с правилами и решениями жюри.

    5. В ходе ответа возможна замена отвечающего с разрешения жюри.

    6. Если одна команда не дает правильного ответа, то другая команда имеет право на ответ или на дополнение.




  1. Общие принципы деятельности жюри.

    1. Из состава жюри назначается председатель. Председатель жюри объявляет решения жюри.

    2. Жюри ведет протокол. Протокол содержит: название и составы команд, решения жюри и иную информацию, предусмотренную правилами.

    3. Жюри дает толкование правил игры и условий выносимых задач. Толкования немедленно доносятся до сведения обеих команд.




  1. Подведение итогов.

    1. Определение результатов игры.

Победителем игры становится команда, набравшая большее количество баллов. В случае равного количества баллов, жюри дает дополнительное задание (необходимо продумать его заранее), по результатам которого определяется победитель. Если и это задание не позволяет развести счет, то победителями становятся обе команды.


^ ПРАВИЛА ХИМИЧЕСКОГО БОЯ


  1. Начальные положения.

    1. В бое принимают участие две команды. Жюри готовит задачи для боя и определяет его результаты.

    2. Перед началом подготовительной части боя командам раздаются тексты шести задач, и команды решают их в течение 2 часов. Во время зрелищной части команды рассказывают свои решения.




  1. Общие принципы поведения команд.

    1. Команда состоит из шести человек.

    2. Команда выбирает капитана, который представляет команду во взаимоотношениях с жюри, участвует в конкурсе капитанов, выполняет иные функции в соответствии с правилами и решениями жюри.

    3. Во время боя каждый член команды может выступать в роли докладчика или оппонента не более двух раз (включая замены).




  1. Общие принципы деятельности жюри.

    1. Из состава жюри назначается председатель. Председатель жюри объявляет решения жюри.

    2. Жюри ведет протокол. Протокол содержит: составы команд, решения жюри и иную информацию, предусмотренную правилами.

    3. Жюри дает толкование правил боя и условий выносимых задач. Толкования немедленно доносятся до сведения обеих команд.




  1. Подготовительная часть.

    1. Во время подготовительной части боя члены команд имеют право общаться лишь друг с другом и членами жюри.




  1. Зрелищная часть.

    1. Конкурс капитанов.

      1. Конкурс капитанов разыгрывает право первого вызова: победитель объявляет, желает ли его команда вызвать или быть вызванной на первый доклад.

      2. На конкурс капитанов выносится задача, не предлагавшаяся в подготовительной части.

      3. Баллы, выставленные за конкурс капитанов, в общую сумму баллов не включаются.

    2. Порядок вызова.

      1. Одна из команд вызывает на доклад другую команду, указывая при этом номер задачи, решение которой она желает выслушать.

      2. В протокол заносятся вызываемая команда, номер обсуждаемой задачи, имена докладчика и оппонента.




    1. Доклад.

      1. Докладчик рассказывает решение задачи. Оппонент задает вопросы по решению задачи.

      2. Докладчик и оппонент имеют право использовать конспект.

      3. На доклад дается не более 10 минут. По решению жюри время может быть увеличено. Если докладчику не хватает времени, оценивается только рассказанная часть.

      4. Количество баллов за решение каждой задачи распределяется между командами.

      5. Если докладчик не может ответить сразу на вопрос оппонента или жюри, он может подумать одну минуту. Если он не может ответить и после этого, считается, что в решении обнаружен пробел.

      6. На время ликвидации пробела докладчик и оппонент меняются ролями: докладчик становится новым оппонентом, а оппонент – новым докладчиком. Новому докладчику на ликвидацию всех пробелов дается не более 5 минут.

      7. Жюри имеет право снять баллы за неточности в выступлении как докладчика, так и оппонента (например, неточности в терминологии и др.).

      8. Когда докладчик закончит выступление по решению задачи, он говорит, что доклад окончен. После этого оппонент задает вопросы.

      9. После всех вопросов жюри спрашивает оппонента, согласен ли он с решением задачи. Оппонент отвечает, перечисляя моменты, которые по его мнению не были доказаны самим докладчиком.

      10. Если среди этих моментов обнаруживаются не обсуждавшиеся ранее, то докладчик имеет право их устранить. После этого жюри может задать вопросы оппоненту (по тому, как он ликвидировал пробелы у докладчика) и докладчику.

      11. По окончании вопросов жюри оглашает счет по докладу.

      12. Жюри имеет право снимать вопросы оппонента, если они не относятся к обсуждаемой задаче, задаются повторно, либо ответ на вопрос уже прозвучал в докладе, переформулировать вопрос при его нечеткой постановке. При некорректном поведении оппонента или докладчика жюри вправе потребовать его замены.

    2. ^ Совещания с командой.

      1. Каждая команда имеет право три раза за бой прерывать обсуждение доклада на 1 минуту. В течение этого времени докладчик и оппонент имеют право совещаться с командой и могут быть заменены по решению своей команды.

      2. Факт прерывания обсуждения докладов и факт замены заносятся в протокол.




  1. Подведение итогов.

    1. После оглашения счета по докладу капитаны вправе представить жюри свои возражения. Жюри обязано рассмотреть возражения капитанов по существу.

    2. Жюри имеет право за грубые нарушения правил боя дисквалифицировать команду или отдельных ее членов.

    3. Определение результатов боя.

Если в качестве исхода допустима ничья, она признаётся, когда разница между баллами команд не превосходит 2. Если ничья не допустима, то, если команды набрали одинаковое количество баллов, побеждает команда, выигравшая конкурс капитанов, иначе побеждает команда, набравшая большее количество баллов.


^ ПРАВИЛА ФИЗИЧЕСКОГО БОЯ


  1. Начальные положения.

    1. В бое принимают участие две команды. Жюри готовит задачи для боя и определяет его результаты.

    2. Перед началом подготовительной части боя командам раздаются тексты шести задач, и команды решают их в течение 3 часов. Во время зрелищной части команды рассказывают свои решения.




  1. Общие принципы поведения команд.

    1. Команда состоит из шести человек: шесть основных игроков и два запасных.

    2. Весь состав команды (основные и запасные игроки) может участвовать в подготовительной части. В зрелищной части могут участвовать только основные игроки.

    3. Состав команды не меняется в течение всех игр.

    4. Команда выбирает капитана, который представляет команду во взаимоотношениях с жюри, участвует в конкурсе капитанов, выполняет иные функции в соответствии с правилами и решениями жюри.

    5. Во время боя члены команд имеют право пользоваться любой заранее принесенной с собой справочной литературой и непрограммируемыми вычислительными устройствами.

    6. Во время боя (и подготовительной, и зрелищной его части) члены команд могут общаться только с членами своей команды и жюри, все остальные считаются посторонними. Общение с посторонними строго воспрещается и является основанием для дисквалификации игрока и команды! Наличие мобильного телефона или других средств связи является основанием для подозрения игрока в общении с посторонними. Подозрение в общении с посторонними может являться основанием для дисквалификации игрока.




    1. За попытку общения команды со своим представителем во время доклада жюри имеет право оштрафовать команду.

    2. Во время боя каждый член команды может выступать в роли докладчика или оппонента не более двух раз (включая замены).




  1. Общие принципы деятельности жюри.

    1. Из состава жюри назначается председатель. Председатель жюри объявляет решения жюри.

    2. Жюри ведет протокол. Протокол содержит: составы команд, решения жюри и иную информацию, предусмотренную правилами.

    3. Жюри дает толкование правил боя и условий выносимых задач. Толкования немедленно доносятся до сведения обеих команд.




  1. Подготовительная часть.

    1. Во время подготовительной части боя команды имеют право обращаться к жюри за толкованиями правил боя и условий задач. То, что команда неправильно поняла условие задачи или объяснение жюри, не дает ей впоследствии никаких льгот или дополнительных баллов.




  1. Зрелищная часть.

    1. Конкурс капитанов.

      1. Конкурс капитанов разыгрывает право первого вызова: победитель объявляет, желает ли его команда вызвать или быть вызванной на первый доклад.

      2. На конкурс капитанов выносится задача, не предлагавшаяся в подготовительной части.

      3. Баллы, выставленные за конкурс капитанов, в общую сумму баллов не включаются.

    2. Порядок вызова.

      1. Одна из команд вызывает на доклад другую команду, называя при этом номер задачи, решение которой она желает выслушать.

      2. В протокол заносятся вызываемая команда, номер обсуждаемой задачи, факт принятия вызова, имена докладчика и оппонента.

    3. Доклад.

      1. Докладчик рассказывает решение задачи. Оппонент задает вопросы по решению задачи.

      2. Докладчик и оппонент могут иметь бумагу с чертежами и (с отдельного разрешения жюри) вычислениями. Но они не имеют права брать с собой текст решения.

      3. На доклад дается не более 12 минут. По решению жюри время может быть увеличено. Если докладчику не хватает времени, оценивается только рассказанная часть.

      4. Количество баллов за решение каждой задачи распределяется между командами.




      1. Если докладчик не может ответить сразу на вопрос оппонента или жюри, он может подумать одну минуту. Если он не может ответить и после этого, считается, что в решении обнаружен пробел.

      2. На время ликвидации пробела докладчик и оппонент меняются ролями: докладчик становится новым оппонентом, а оппонент – новым докладчиком. Новому докладчику на ликвидацию всех пробелов дается не более 5 минут.

      3. Жюри имеет право снять баллы за неточности в речи как докладчика, так и оппонента (например, неточности в терминологии и др.).

      4. Когда докладчик закончит выступление по решению задачи, он говорит, что доклад окончен. После этого оппонент задает вопросы.

      5. После всех вопросов жюри спрашивает оппонента, согласен ли он с решением задачи. Оппонент отвечает, перечисляя моменты, которые по его мнению не были доказаны самим докладчиком.

      6. Если среди этих моментов обнаруживаются не обсуждавшиеся ранее, то докладчик имеет право их устранить. После этого жюри может задать вопросы оппоненту (по тому, как он ликвидировал пробелы у докладчика) и докладчику.

      7. По окончании вопросов жюри оглашает счет по докладу.

      8. Жюри имеет право снимать вопросы оппонента, если они не относятся к обсуждаемой задаче, задаются повторно, либо ответ на вопрос уже прозвучал в докладе, переформулировать вопрос при его нечеткой постановке. При некорректном поведении оппонента или докладчика жюри вправе потребовать его замены.

    1. ^ Совещания с командой.

      1. Каждая команда имеет право три раза за бой прерывать обсуждение доклада на 1 минуту. В течение этого времени докладчик и оппонент имеют право совещаться с командой и могут быть заменены по решению своей команды. Факт прерывания обсуждения докладов и факт замены заносятся в протокол.



  1. Подведение итогов.

    1. После оглашения счета по докладу капитаны вправе представить жюри свои возражения. Жюри обязано рассмотреть возражения капитанов по существу.

    2. Жюри имеет право за грубые нарушения правил боя дисквалифицировать команду или отдельных ее членов.

    3. Определение результатов боя.

Если по окончании боя результаты команд отличаются не более чем на 3 балла, то считается, что бой закончился вничью. Если ничья не допустима, то, если команды набрали одинаковое количество баллов, побеждает команда, выигравшая конкурс капитанов, иначе побеждает команда, набравшая больше баллов.


^ ПРАВИЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО БОЯ

Общие положения. Математический бой – это соревнование двух команд в решении математических задач. Он состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. При решении задач команда может использовать любую литературу, но не имеет права общаться по поводу решения задач ни с кем, кроме жюри. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т.е. ищет в нем ошибки (недостатки), и, если решения нет, то, возможно, приводит свое. При этом выступления оппонента и докладчика оцениваются жюри в баллах (за решение и за оппонирование). Если команды, обсудив предложенное решение, все-таки до конца задачу не решили или не обнаружили допущенные ошибки, то часть баллов (или даже все баллы) может забрать себе жюри боя. Если по окончании боя результаты команд отличаются не более чем на 3 балла, то считается, что бой закончился вничью. В противном случае побеждает команда, которая по окончании боя набирает больше баллов. Если же по условиям боя он не может закончиться вничью, то жюри до боя объявляет это командам и оглашает процедуру определения победителя.

Капитаны команд имеют право попросить жюри о предоставлении перерыва в ходе боя на 5–10 минут (примерно через каждые полтора часа). Перерыв может предоставляться только между обсуждением двух различных задач (между раундами). При этом команда, которая должна сделать вызов, делает его в письменной форме (без оглашения) непосредственно перед началом перерыва и сдает жюри, которое оглашает этот вызов сразу после окончания перерыва.

Вызовы. Бой состоит из нескольких раундов. В начале каждого раунда (если не происходит отказ от вызова – см. ниже пункт “Окончание боя”) одна из команд вызывает другую на одну из задач, решения которых еще не рассказывались (например: “Мы вызываем команду соперников на задачу номер 8”). После этого вызванная команда сообщает, принимает ли она вызов, т.е. согласна ли рассказывать решение задачи, на которую была вызвана (ответ можно обдумывать, но не более 1 минуты). Если да, то она выставляет докладчика, который должен рассказать решение, а вызвавшая команда выставляет оппонента, обязанность которого – искать в решении ошибки. Если нет, то докладчика обязана выставить команда, которая вызывала, а отказавшаяся отвечать команда выставляет оппонента. Команда, желающая сохранить выходы к доске, может отказаться выставлять оппонента. Тогда она в этом раунде не участвует (и изменить своего решения уже не может).

^ Ход раунда. Доклад. В начале раунда докладчик рассказывает решение. Доклад должен содержать ответы на все поставленные в задаче вопросы и доказательство правильности и полноты полученных ответов. В частности, докладчик обязан доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, как на общеизвестное. Докладчик должен стремиться к ясности изложения, в частности, он обязан повторить по просьбе оппонента или жюри любую часть своего доклада. время на доклад ограничивается 10 минутами, после чего жюри решает, разрешать ли докладчику рассказывать дальше.

Докладчик может иметь бумагу с чертежами и (с отдельного разрешения жюри) вычислениями. Но он не имеет права брать с собой текст решения.

^ Докладчик имеет право:

– до начала выступления вынести на доску всю необходимую информацию (чертежи, вычисления и т.п.);

– не отвечать на вопросы оппонента, заданные до начала обсуждения;

– просить оппонента уточнить свой вопрос (в частности, докладчик может предложить свою версию вопроса: “Правильно ли я понимаю, что вы спросили о том-то и том-то?”);

– отказаться отвечать на вопрос, сказав, что: (а) он не имеет ответа на этот вопрос; (б) он уже ответил на этот вопрос (объяснив, когда и как); (в) вопрос некорректен или выходит за рамки научной дискуссии по поставленной задаче. В случае несогласия оппонента с основаниями (б) и (в) арбитром выступает жюpи.

^ Докладчик не обязан:

– излагать способ получения ответа, если он может доказать правильность и полноту ответа другим путем;

– сравнивать свой метод решения с другими возможными методами, в том числе с точки зрения краткости, красоты и пригодности для решения других задач.

Докладчик обязан рассказывать решение в вежливой, корректной форме, критикуя действия оппонента, не допускать критики его личности, обращаться к оппоненту только на “Вы”.

Оппонирование. Пока доклад не окончен, оппонент может задавать вопросы только с согласия докладчика, но имеет право просить повторения части решения и разрешать докладчику не доказывать какие-либо очевидные с точки зрения оппонента факты. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. Если в течение минуты оппонент не задал ни одного вопроса, то считается, что у него нет вопросов. Если докладчик в течение минуты не начинает отвечать на вопрос, то считается, что у него нет ответа.

^ В качестве вопроса оппонент может:

– потребовать у докладчика повторить любую часть доклада;

– попросить уточнения любого из высказываний докладчика, в том числе: (а) попросить дать определение любого термина (“Что Вы понимаете под ...”); (б) переформулировать утверждение докладчика своими словами и попросить подтверждения (“Правильно ли я понимаю, что Вы утверждаете следующее: ...”);

– попросить докладчика доказать сформулированное тем неочевидное не общеизвестное утверждение (в спорных случаях вопрос об известности или очевидности решает жюри; во всяком случае, известными считаются факты, изучающиеся в общеобразовательной школе);

– после ответа на вопрос выразить удовлетворенность или мотивированную неудовлетворенность ответом.

Если оппонент считает, что докладчик тянет время, придумывая решение у доски, или что существенная часть доклада не является изложением решения обсуждаемой задачи, он имеет право (но не ранее, чем через 10 минут после начала доклада) попросить докладчика предъявить ответ (если таковой в задаче подразумевается) или план дальнейших рассуждений.

^ Оппонент обязан:

– формулировать свои вопросы в вежливой, корректной форме, обращаться к докладчику только на “Вы”;

– критикуя доклад, не допускать критики докладчика;

– повторять и уточнять свои вопросы по просьбе докладчика или жюри.

По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать свою оценку докладу и обсуждению в одной из следующих форм: (а) признать решение правильным; (б) признать решение (ответ) в основном правильным, но имеющим недостатки и/или пробелы с обязательным их указанием; (в) признать решение (ответ) неправильным с указанием ошибок в обоснованиях ключевых утверждений доклада или контр примеров к ним (или ответу), или указанием существенных пробелов в обоснованиях или плане решения. Если оппонент согласился с решением, он и его команда в этом раунде больше не участвуют.

Если оппонент имеет контр пример, опровергающий решение докладчика в целом, и этот контр пример сам является решением задачи (такое бывает, например, в случаях, когда вопрос задачи звучит как “Можно ли …?”, “Верно ли, что …?” и т.п.), то оппонент имеет право заявить: “Я с решением не согласен, у меня есть контр пример”, но сам контр пример пока докладчику не предъявлять (хотя жюри имеет право потребовать от оппонента предъявления контр примера в письменном виде, чтобы убедиться в корректности заявления оппонента). В этом случае, если докладчик не изменит своего решения в течение минуты или после взятого командой перерыва, оппонент получает право предъявить докладчику упомянутый контр пример, причем докладчик и его команда уже не имеют права менять решение или ответ.

Аналогично, если решение требует перебора случаев, оппонент имеет право заявить “Я с решением не согласен, рассмотрены не все случаи”, не указывая пока докладчику явно, какой именно случай не рассмотрен. Дальнейшие действия докладчика, жюри и оппонента такие же, как в ситуации с контр примером.

Участие жюри в обсуждении. После окончания диалога докладчика и оппонента жюри задает свои вопросы. при необходимости оно может вмешиваться и раньше.

Выступающие и команда. Докладчик и оппонент могут обращаться к своим капитанам с просьбой о замене или перерыве для консультации. Другое общение между командой и докладчиком (оппонентом) допускается только во время полуминутного перерыва, который любая команда может взять в любой момент (при этом соперники тоже могут пользоваться этим временем). Каждая команда может взять в течение одного боя не более 6 полуминутных перерывов (см. также ниже пункт “Число выходов к доске”).

^ Перемена ролей. Некорректный вызов. Порядок вызовов. Если оппонент доказал, что у докладчика нет решения (вопрос о том, доказал ли он это, решает жюри – см. ниже пункт “Начисление баллов”) и ранее не произошел отказ от вызова, то возможны два варианта. Если вызов на этот раунд был пpинят, то оппонент получает пpаво (но не обязан) pассказать свое pешение. Если оппонент взялся рассказывать свое решение, то происходит полная перемена ролей: бывший докладчик становится оппонентом и может заpабатывать баллы за оппониpование. Если же вызов на этот pаунд не был пpинят, то говоpят, что вызов был некоppектным. В этом случае перемены ролей не происходит, а команда, вызывавшая некоppектно, должна снова вызывать сопеpника в следующем pаунде. Во всех остальных случаях в следующем pаунде вызывает та команда, котоpая была вызвана в текущем pаунде.

^ Принятый вызов всегда считается корректным!

Если же оппонент не доказал, что у докладчика нет pешения, но выявил в предложенном решении некоторые конкретные недостатки, то, если ранее не произошел отказ от вызова и вызов на этот pаунд был пpинят, оппонент получает право (но не обязан) устранить все (или некоторые) из этих недостатков (“залатать дыры”). Такое же право оппонент получает, если он доказал, что у докладчика нет решения, но отказался рассказывать собственное решение. Если оппонент взялся “залатывать дыры”, то происходит частичная перемена ролей: оппонент обязан сформулировать предварительно, что именно он будет делать (например, разбирать такой-то неразобранный докладчиком случай, доказывать такое-то недоказанное докладчиком утверждение или что-либо еще), а бывший докладчик становится оппонентом и может заpабатывать баллы за оппониpование сформулированных утверждений.

^ Обратной перемены ролей ни в каком случае не происходит!

Число выходов к доске. Каждый член команды имеет пpаво выйти к доске в качестве докладчика или оппонента не более двух pаз за бой. Команда имеет пpаво не более трех раз за бой заменять докладчика или оппонента, пpичем каждый раз выход засчитывается как тому, кого заменили, так и тому, кто вышел на замену. Кpоме того, пpи замене вpемя, отведенное команде на пеpеpывы, уменьшается на 1 минуту (эту минуту можно использовать непосpедственно пеpед заменой, а можно и не использовать – в последнем случае команда сопеpников тоже не имеет пpава пользоваться ею).

Отказ от вызова. Окончание боя. В любой момент боя команда, котоpая должна вызывать, может отказаться делать это (обычно это пpоисходит, когда у команды больше нет pешенных задач, а делать вызов, котоpый может оказаться некоppектным, она не pискует). Тогда дpугая команда получает пpаво (но не обязана) pассказывать pешения оставшихся задач. Пpи этом команда, отказавшаяся делать вызов, может выставлять оппонентов и получать баллы только за оппониpование, но pассказывать pешения она уже не имеет пpава, даже если они у нее и появятся (то есть после отказа от вызова не происходит ни полной, ни частичной перемены ролей).

Бой заканчивается, когда не остается необсужденных задач либо когда одна из команд отказалась от вызова, а другая команда отказалась рассказывать решения оставшихся задач.

Пеpвый вызов. Конкуpс капитанов. Кто будет делать пеpвый вызов, опpеделяет команда, победившая в конкуpсе капитанов. Он пpоводится в начале боя. Капитанам пpедлагается задача. Капитан, пеpвым сообщивший жюpи о своем желании отвечать, получает такое пpаво. Если он рассказывает пpавильное решение, то он победил, а если непpавильное – победил его сопеpник. При этом что понимается под “правильным решением”: просто верный ответ, ответ с объяснением или что-либо еще – жюри при необходимости уточняет перед началом конкурса капитанов.

На решение задачи конкурса капитанов жюри отводит определенное время. Если за это время ни один из капитанов не высказал желания отвечать, жюри может заменить задачу или выявить победителя жребием. Вместо задачи жюpи может пpедложить капитанам сыгpать в игpу. В этом случае победителем считается тот, кто выигpывает игpу. Возможны и другие схемы проведения конкурса капитанов. Жюри боя заранее определяет способ проведения конкурса капитанов и сообщает о нем командам перед началом боя.

При желании на конкурс вместо капитана можно выставить любого другого члена команды.

Начисление баллов. Каждая задача оценивается в 12 баллов, котоpые по итогам pаунда pаспpеделяются между докладчиком, оппонентом и жюpи. Если докладчик pассказал пpавильное и полное pешение, все 12 баллов достаются ему. Если оппонент сумел найти в pешении более или менее существенные ошибки, жюpи пpежде всего pешает вопpос о том, удалось ли оппоненту доказать, что докладчик не дал pешения задачи. Если это оппоненту не удалось, то он, тем не менее, может получить за оппониpование баллы в зависимости от сеpьезности указанных недостатков и от того, насколько докладчику (или оппоненту, если произошла частичная перемена ролей) удалось их испpавить. Как правило, оппонент получает при этом за нахождение недостатков половину “стоимости” “незалатанных” докладчиком “дыр” в решении (принцип половины), но если докладчик сумел изложить полное решение только после существенных наводящих вопросов оппонента и/или жюри (“грязь” в решении), то жюри и за это может отобрать у докладчика не более двух баллов и передать их оппоненту или оставить себе. Если же произошла частичная перемена ролей, то бывший оппонент получает дополнительно баллы за доказательство сформулированных им предварительно утверждений, а бывший докладчик – за их оппонирование (при этом жюри определяет, если это не вытекает из предыдущего, стоимость рассматриваемых утверждений, а распределение баллов происходит так же, как при оппонировании полного решения – с учетом принципа половины и “грязи” в рассуждениях). Остальные баллы pаспpеделяются между докладчиком и жюpи, и pаунд заканчивается. Если же оппонент сумел доказать, что pешения у докладчика нет, он получает баллы за оппонирование (с учетом принципа половины) и, если вызов был пpинят, пpаво pассказать свое pешение (см. выше пункт “Пеpемена pолей”). Если при этом происходит полная или частичная перемена ролей, то начисление баллов происходит по схеме, изложенной выше.

Если ошибки или пpобелы в докладе указаны самим докладчиком и не устранены его командой, то оппонент получает за них баллы так, как если бы он нашел эти недостатки сам. В частности, если, получив отказ от вызова, капитан вызывающей команды сpазу пpизнается, что у его команды нет pешения, команда сопеpников получает 6 баллов за оппониpование (котоpое в этом случае состоит из одной фpазы: “У Вас нет pешения”), а вызов пpизнается некоppектным. Докладчик и оппонент в этом случае не назначаются и выходы к доске не засчитываются.

Капитан. Во вpемя боя только капитан может от имени команды обpащаться к жюpи и сопеpникам: сообщать о вызове или отказе, пpосить пеpеpыв и т.д. Он имеет право в любой момент прекратить доклад или оппонирование представителя своей команды. Если капитан у доски, он оставляет за себя заместителя, исполняющего в это время обязанности капитана. Имена капитана и заместителя сообщаются жюpи до начала pешения задач.

Во вpемя pешения задач главная обязанность капитана – кооpдиниpовать действия членов команды так, чтобы имеющимися силами pешить как можно больше задач. Для этого капитан с учетом пожеланий членов команды pаспpеделяет между ними задачи для pешения, следит, чтобы каждая задача кем-то pешалась, оpганизует пpовеpку найденных pешений. Капитан заpанее выясняет, кто будет докладчиком или оппонентом по той или иной задаче, опpеделяет тактику команды на предстоящем бое.

Жюpи. Жюpи является веpховным толкователем правил боя. В случаях, не пpедусмотpенных пpавилами, оно пpинимает pешение по своему усмотрению. Pешения жюpи являются обязательными для команд.

Во время решения командами задач всякое существенное разъяснение условий задач, данное одной из команд, должно быть в кратчайшее время сообщено жюри всем остальным командам.

Жюpи может снять вопpос оппонента (например, если он не по существу), пpекpатить доклад или оппониpование, если они затягиваются. Если жюpи не может быстpо pазобpаться в pешении, оно может с согласия обоих капитанов выделить своего пpедставителя, котоpый пpодолжит обсуждение задачи совместно с докладчиком и оппонентом в дpугом помещении. Пpи этом бой пpодолжается по дpугим задачам, а очки по этой задаче начисляются позже.

Жюpи ведет пpотокол боя. Если одна из команд не согласна с пpинятым жюpи pешением по задаче, она имеет пpаво немедленно потpебовать пеpеpыв на несколько минут для pазбоpа ситуации с участием Пpедседателя жюpи. После начала следующего pаунда счет пpедыдущего pаунда изменен быть не может.

Жюpи следит за поpядком. Оно может оштpафовать команду за шум, некоppектное поведение, общение со своим пpедставителем, находящимся у доски.

Жюpи обязано мотивиpовать свои pешения, не вытекающие непосpедственно из пpавил боя.



Похожие:

Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconРегламент чемпионата Студенческой Лиги интеллектуальных игр г. Ростова-на-Дону по игре «Что? Где? Когда?» (сезон 2011/2012гг.) Общие положения
Чемпионат Студенческой Лиги интеллектуальных игр г. Ростова-на-Дону по игре «Что? Где? Когда?» сезона 2011/2012 (далее – «Чемпионат»)...
Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconРегламент чемпионата Студенческой Лиги интеллектуальных игр г. Ростова-на-Дону по игре «Что? Где? Когда?» (сезон 2010/2011 гг.) Общие положения
Чемпионат Студенческой Лиги интеллектуальных игр г. Ростова-на-Дону по игре «Что? Где? Когда?» сезона 2010/2011 (далее – «Чемпионат»)...
Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconДепартамент образования Администрации Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Ярославский областной открытый чемпионат интеллектуальных игр школьников «Команда года» Турнир химических боев 2007-2008 уч года
Кислород и фтор во всех соединениях проявляют постоянную валентность, равную двум для кислорода и единице для фтора. Валентные электроны...
Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconСезон 2012/2013гг. Общие положения
Чемпионат Студенческой Лиги интеллектуальных игр г. Ростова-на-Дону по игре «Что? Где? Когда?» сезона 2012/2013 (далее – «Чемпионат»)...
Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconУважаемые коллеги-филологи! Обращаем Ваше внимание на изменения, которые произошли в процедуре проведения лингвистических игр, проводимых в рамках Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр «Команда года» в 2012-13 учебном году.
Проводимых в рамках Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр «Команда года» в 2012-13 учебном году
Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconМеждународный открытый молодежный фестиваль интеллектуальных игр «Зеленый шум»
«Зеленый шум», в котором приняли участие 250 учащихся 1-6 классов, учащихся 7-11 классов – 410 детей. Это школьники не только из...
Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconРезультаты жеребьевки Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр школьников «Команда года» 2012 – 2013 учебный год
Результаты жеребьевки Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр школьников «Команда года» 2012 2013 учебный...
Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconРезультаты жеребьевки Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр школьников «Команда года» 2012 – 2013 учебный год
Результаты жеребьевки Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр школьников «Команда года» 2012 2013 учебный...
Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconРезультаты жеребьевки Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр школьников «Команда года» 2012 – 2013 учебный год
Результаты жеребьевки Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр школьников «Команда года» 2012 2013 учебный...
Областной открытый чемпионат интеллектуальных игр iconРезультаты жеребьевки Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр школьников «Команда года» 2012 – 2013 учебный год
Результаты жеребьевки Ярославского областного открытого чемпионата интеллектуальных игр школьников «Команда года» 2012 2013 учебный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы