Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка icon

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка




Скачать 104.89 Kb.
НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Дата13.12.2012
Размер104.89 Kb.
ТипПрограмма
источник

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


Пояснительная записка


Рабочая программа формирования универсальных учебных действий для начальных классов общеобразовательной школы разработана на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения». (Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. Издательство «Просвещение», Москва, 2010г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации « 6 » октября 2009 г. № 373 ), пособием для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», под редакцией А.Г. Асмолова, издательство «Просвещение», Москва, 2008г. и «Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой,

«Просвещение», Москва, 2010г.


Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС второго поколения, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.


^ Цель программы: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.


Универсальные учебные действия:

  • способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

  • совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса


^ Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков.



^ Актуальность разработки программы УУД


- диктуется необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства МОУ Никольская СОШ;

- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;

- существующим разрывом между системой дошкольного и школьного образования и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.


^ МОУ Никольская СОШ реализует на начальной ступени образования

программы «Школа России»


Так как в школу поступают дети разных национальностей, с различным уровнем подготовленности, считаем приоритетными на начальной ступени следующие задачи:

  1. Развитие коммуникативных УУД обучающихся.

  2. Создание условий для равных стартовых возможностей формирования УУД детей с различным уровнем способностей.



^ Личностные универсальные учебные действия


Обеспечивают:

а) ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, понимание их и умение им следовать)

б) ориентацию в различных социальных ролях и межличностных отношениях.






Направления

Дошкольное образование

Начальное общее образование

1.

Внутренняя позиция школьника


Самооценка

Формирование положительного отношения к школе


Осознание ответственности человека за благосостояние общества

2.

Мотивация учебной деятельности

Понимание значения и необходимости учения для получения социального одобрения

Осознание необходимости саморазвития

Принятие значения учения как важнейшего дела в жизни

3.

Выделение морального содержания ситуации


Оценка действий с точки зрения соблюдения/ нарушения моральных норм


Умение понимать и аргументировать необходимость соблюдения моральных норм

Способность ь переживать и сопереживать (чувства гордости, вины, стыда)


Знание основных моральных норм (справедливости, взаимопомощи, правдивости, честности)


Понимание основных моральных норм

Выполнение общественных норм поведения в школе, на улице, в общественных местах


Противодействие влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровью



^ Коммуникативные универсальные учебные действия


Обеспечивают:

а) умение слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

б) работать в паре и группе сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и в коллективе сверстников

в) социальную компетентность





Направления

Дошкольное образование

Начальное общее образование


1.

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Понимание простых инструкций взрослого и выполнение их

Выполнение сложных инструкций учителя самостоятельно

2.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Сотрудничество со сверстниками с помощью взрослого в игровой и бытовой ситуации

Планирование учебного сотрудничества в группе сверстников под руководством учителя

3.

Поиск и сбор информации

Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам


Умение слышать вопросы взрослого и сверстника

Самостоятельный поиск нужной информации из разных источников: художественной и справочной литературы, словарей, энциклопедий, Интернета

4.

Речевые умения

Построение простых предложений, распространение их в соответствии с условиями коммуникации


Умение вступать в диалог со сверстниками в игровой ситуации


Умение поддержать диалог со взрослым на понятные ребенку темы

Логичное и последовательное выражение своих мыслей на заданную тему в соответствии с нормами языка


Умение строить текст- повествование, текст-описание, текст-рассуждение по заданной теме

5.

Разрешение конфликтов

Умение договариваться в игровой деятельности при возникновении конфликтной ситуации (под руководством взрослого)

Умение договориться в спорной ситуации, аргументируя свое предположение


Умение уступить

6.

Взаимодействие со сверстниками

Контроль выполнения правил


Оценка поведения партнера на уровне «правильно» и «неправильно»

Умение выслушивать разные мнения, обосновывать свое


Позитивное взаимодействие со сверстниками в учебной и внеурочной деятельности




^ Регулятивные универсальные учебные действия


Обеспечивают:

умение учащихся организовывать самостоятельную деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку собственной деятельности, способность к саморегуляции)


Направление

Дошкольное образование

Начальное общее

образование

Целеполагание


Планирование


Прогнозирование


Контроль


Коррекция


Оценка


Саморегуляция

Постановка цели в игровой ситуации с помощью взрослого


Планирование своей деятельности с помощью взрослого в игровой и бытовой ситуации


Прогнозирование результата в игровой деятельности с помощью взрослого


Сличение результата с эталоном, данным взрослым


Коррекция результата своей деятельности с помощью взрослого и самостоятельно в игровой ситуации


Оценка работы и результата ее с позиции «нравится» и «не нравится»


Способность к саморегуляции в игровой деятельности и в бытовой ситуации

Постановка цели в учебной деятельности с помощью учителя или по аналогии


Планирование своей деятельности с помощью учителя или самостоятельно


Прогнозирование результата учебной деятельности самостоятельно или под руководством учителя


Сличение результата действия с эталоном для обнаружения сходств, различий, отклонений


Внесение необходимых корректив и дополнений в план и способ действия, самостоятельно исправить свои ошибки в учебной деятельности


Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, давая объяснение


Способность к саморегуляции в учебной деятельности с помощью учителя



^ Познавательные универсальные учебные действия


Обеспечивают:

  1. действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации

  2. моделирование изучаемого содержания

логические действия и операции, способы решения задач



Направления

Дошкольное образование

Начальное общее

образование

Общеучебные универсальные действия

Целеполагание

Самостоятельное выделение цели в игровой и бытовой ситуации

Выделение учебной цели с помощью учителя

Поиск и выделение необходимой информации

Поиск необходимой информации с помощью взрослого

Поиск необходимой информации самостоятельно

Оформление речевого высказывания в устной и письменной форме

Умение строить простые предложения, выражать свои мысли, отвечать на вопросы

Умение полно и четко выражать свои мысли, строить текст повествовательного, описательного характера, текст-рассуждение на заданную тему

Смысловое чтение, выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров, выбор основной и второстепенной информации

Умение слушать и выбирать из текста необходимую информацию с помощью взрослого

Самостоятельное смысловое чтение, формулирование темы и главной мысли, выбор из текстов разных жанров необходимой информаций

Формулирование проблемы, создание алгоритма деятельности при решении проблемы

Формулировка проблемы под руководством взрослого в игровой и бытовой ситуации

Формулировка проблемы и создание алгоритма учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя

Логические универсальные действия

Анализ объектов с целью выделения признаков

Выделение существенных и несущественных признаков с помощью взрослого

Выделение признаков объектов

Синтез

Способность к синтезу в игровой и бытовой ситуации

Самостоятельное достраивание объекта до целого

Сравнение, сопоставление и классификация объектов

Сравнение и сопоставление объектов под руководством взрослых

Сравнение и сопоставление объектов, выбор критериев для классификации самостоятельно или с помощью взрослого

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей на бытовом уровне

Установление причинно-следственных связей в учебной деятельности

Построение рассуждения, доказательство

Построение логических цепочек и доказательств в рамках бытовой деятельности

Построение логических цепочек и доказательств, выдвижение гипотез в учебной деятельности

Постановка и решение проблемы

Формулирование проблемы

Умение увидеть затруднение в рамках игровой или бытовой деятельности

Выявление проблемы самостоятельно и с помощью учителя сформулировать ее

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Самостоятельное создание способов решения проблем в игровой и бытовой ситуации

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера в учебной деятельности



Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся начальной ступени Ивняковской средней школы на основе требований...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Льной системы Начальная школа 21 века. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального
Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Великая цель образования это не знания, а действия Герберт Спенсер
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Цель программы обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Цель программы обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Примерная основная образовательная программа начального общего образования Ставропольского края
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы