Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей icon

Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей




Скачать 66.97 Kb.
НазваниеУчебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей
Дата27.12.2012
Размер66.97 Kb.
ТипЗадача
источник

Система «Познай себя» как единая учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей

Хорошулина Т.М.,
учитель начальных классов
МОУ Брейтовской сош

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерна потребность в игровой деятельности.

Известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля», как игра.

Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью.

Я считаю, что в игре развиваются познавательные интересы детей, игровые умения и, конечно же, игра способствует активизации творческого проявления самостоятельной деятельности младшего школьника. Поэтому, используя публикации в журнале «Начальная школа» (№ 4-2000г., № 10 – 2000г, № 11 – 2004 г. и др.), книги: В.Синицын «Путь к слову» (М.:АО «Столетие», 1997) «Я начну, а ты продолжи…» (Владимир, 1992 г.), П.М. Эрдниев «УДЕ на уроках математики» (М.: Просвещение, 1995), Л.Р. Бережнова «Секреты творчества в табличном умножении» (М.: АРКТИ, 2006), придумала собственную игровую систему «Познай себя» для начальной школы (1-4 кл).

Задача системы «Познай себя» – пробудить творческое «я» ребенка. Система состоит из серии игр, каждая из которых имеет свое название, цели и задачи. Включение детей в творческий процесс происходит постепенно. Индивидуальное внимание к каждому ребенку подкрепляется коллективной творческой атмосферой игры. Учитель в этой системе – прежде всего, наблюдатель, приходящий на помощь по просьбе ребенка, «шагающий» за его развитием и не мешающий ребенку творить себя и мир вокруг себя самому. Каждый ребенок получает столько внимания, сколько ему требуется.

В игре у него есть много возможностей для успеха, т. к. ученик сам выбирает такое задание, которое позволяет ему реализовать свою творческую индивидуальность и работать в своем собственном темпе.

В конкурсах дети участвуют на основе принципа выбора

Организация каждой игры осуществляется поэтапно.

^ Подготовительно-мотивационный этап. Его цель: заинтересовать детей, включить их в разнообразные виды творческой деятельности поискового характера. Этот этап начинается деятельностью педагога. Например, перед игрой «Доброта приносит людям радость» ребята получают задание:

- читайте стихи, рассказы, сказки, пословицы о доброте, путешествуя по островам. Путешествие тоже проходит в форме игры. (Игра «Лучший путешественник»)

Перед игрой «Кто много читает, тот много знает» дети получают задание: найдите и читайте произведения устного народного творчества разных жанров, пробираясь через волшебный лес. (Игра «Волшебный лес»)

^ Репродуктивно-поисковый этап направлен на включение детей в обновление игровой среды. Например, дети самостоятельно играют в «Доброго Гнома», они «творят» добро друг другу, или знакомят друг друга с играми , в которые играли их бабушки.

^ Ведущая задача третьего этапа состоит в развитии у детей интереса к поисково-творческой деятельности. Её реализация осуществляется через подготовку и участие детей в следующих видах деятельности:

– творческая: рисунки (например, «Мы рисуем Добро»), проекты;

– эмоционально-рефлексивная: чтение стихов, пение, исполнение танцев:

- театральная: работа в творческих группах (например, чтение произведений по ролям, причём каждый сам выбирает себе роль, инсценирование).

Во время подготовки к игре выявляются и развиваются творческие способности учащихся. А именно: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, хочешь читать выразительно стихи – читай, хочешь отгадывать – отгадывай, хочешь сочинять – сочиняй, хочешь поделиться своим мнением – поделись.

После такой длительной подготовки начинается сама игра, в которой обязательно есть задания творческого характера. Все игры имеют одну и ту же структуру. Из каждого конкурса в финал выходит пара, победившая в конкурсе, - мальчик и девочка.

«Доброта приносит людям радость».

Игровая задача: выбор самой доброй пары.

^ Учебно-методическая задача: формирование толерантных отношений между детьми.

К чему это привело: дети чаще дарят добро друг другу, проявляя при этом свою творческую индивидуальность.

«Таблица умножения достойна уважения»

Игровая задача: выбор самой смышленой пары.

^ Учебно-методическая задача: учить умению находить и запоминать табличные произведения с помощью таблицы Пифагора.

К чему это привело: увеличилась эффективность запоминания табличных случаев.

«Дружба начинается с улыбки».

Игровая задача: выбор самой дружной пары.

^ Учебно-методическая задача: создать сплоченный дружный учебный коллектив, пробудить интерес к поиску знаний.

К чему это привело: под воздействием игровых правил формируются умения дружить, развиваются творческие способности, класс превращается в дружный коллектив.

«Кто много читает, тот много знает».

Игровая задача: выбор самой читающей пары.

^ Учебно-методическая задача: прививать у детей интерес к чтению.

К чему это привело: все дети в конце года успешно справляются с техникой чтения, заметнее проявляется творческая фантазия детей.

«Кто аккуратен, тот людям приятен».

Игровая задача: выбор самой аккуратной пары.

^ Учебно-методическая задача: воспитание аккуратности.

К чему это привело: дети стали аккуратнее и эстетичнее выполнять работы.

«Когда мама тебе улыбается».

Игровая задача: выбор самой культурной пары.

^ Учебно-методическая задача: формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

К чему это привело: дети научились действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, активнее стали проявлять собственную инициативу.

«Грамоте учиться – всегда пригодится».

Игровая задача: выбор самой грамотной пары.

^ Учебно-методическая задача: формирование устойчивого интереса к учению, развитие творческих качеств и познавательной активности детей.

К чему это привело: у детей повышается интерес к русскому языку, к сочинительству.

«Чтоб здоровым и сильным быть, надо спорт любить».

Игровая задача: выбор самой спортивной пары.

^ Учебно-методическая задача: развивать основные двигательные качества – силу, быстроту, выносливость, заботиться о сохранении здоровья.

К чему это привело: дети с удовольствием участвовали в спортивных мероприятиях, занимали призовые места.

«Считай, смекай, отгадывай».

Игровая задача: выбор самой смекалистой пары.

^ Учебно-методическая задача: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

К чему это привело: на школьной олимпиаде по математике мои ученики- победители и призеры, дети с интересом решают задачи, требующие творческого подхода.

В каждой игре активно участвуют все дети. Это они решают, какую пару выбирать в следующий раз. Самую читающую пару дети любят выбирать каждый год. Неожиданный результат, когда победителем становится на самом деле не самый читающий ученик, создает для него ситуацию успеха. Ученик начинает верить в себя, быстро улучшая качество чтения.

Существенную помощь оказывают родители: они участвуют в проведении конкурсов, являются членами жюри и просто зрителями.

Оживляет игру появление неожиданных персонажей. Например, Бабы – Яги, иностранки, которая перепутала все русские пословицы, ученого кота. На каждой игре стараюсь раскрепостить ребенка, породить стремление к импровизации. Активный игровой характер музыкальных пауз, которые проводятся между конкурсами, дает детям возможность творчески проявить себя в театрализованном игровом действии.

Каждый год проходит по 2-3 игры. С предыдущим выпуском проведено 8 игр. С настоящим запланировано – 11.Результаты игры отражаются на классном стенде. Обязательно учу детей не только выигрывать, но и проигрывать для того, чтобы дети не завидовали победителям, а радовались за них. Иногда перед игрой провожу анкету среди детей, а во время игры – среди родителей. Самая добрая и самая культурная пара – это победители не только в игре, но и в реальности. Об этом свидетельствуют результаты анкет. А самой главной оценкой результатов игры являются рефлексивные высказывания детей. Рефлексия, осознание своей деятельности, является завершающим этапом творческой игры.

К концу 4 класса я получаю цельный, единый учебный коллектив, спаянный совместной творческой игрой и работой. Я нахожу настоящих умников и умниц. Мои выпускники в 5 классе (по итогам первой четверти) по всем предметам показывают лучшие результаты, чем в 4 классе. Я нахожу одаренных детей – чтецов, танцоров, певцов, художников.

Ребята всегда активно посещают факультатив «Слово. Чувство. Образ» и кружок «Мини-театр».

Дети с удовольствием участвуют в концертах художественной самодеятельности. Выступают со стихами и танцами в «Доме милосердия», в детском саду, участвуют и становятся победителями в таких творческих конкурсах, как «Ученик года», всегда с большим желанием участвуют в районном фестивале детского творчества. Мои выпускники принимают активное участие в жизни школы, района.

Система «Познай себя» помогает вызвать у детей интерес к учебной деятельности, увидеть свои достоинства и недостатки, способствует свободному и полному раскрытию творческой фантазии и способностей детей, формированию у детей потребностей в дальнейшем совершенствовании своих творческих возможностей.



Похожие:

Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей iconРазвивающая среда
...
Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей icon«Утверждаю» Директор моу «зсош №4» С. И. Ларина
Летние каникулы самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребенка,...
Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей iconОрганизация летнего отдыха один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года
Летние каникулы самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения...
Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей iconРезолюция участников 2-ой региональной научно-практической конференции педагогических и руководящих работников «Воспитательная среда образовательного учреждения.
«Воспитательная среда образовательного учреждения. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в условиях...
Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей iconПротокол № от 2012г
Поиск путей наиболее полного использования возможностей гимназии для раскрытия творческих способностей учителей и обучающихся
Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей iconПрограмма по русскому языку для 1 4 классов Пояснительная записка
Сош им. Н. В. Архангельского», концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми...
Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей iconСетевой график по реализации программы «Доступная среда» мбоу сош №27
Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья на микрорайоне. Разработка системы мониторинга
Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей iconАнализ работы мо учителей иностранного языка за 2009 2010 учебный год
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку для формирования информационной культуры школьников,...
Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей iconАнализ работы мо учителей иностранного языка за 2008 2009 учебный год
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку для формирования информационной культуры школьников,...
Учебно-игровая среда для реализации творческих возможностей детей iconАнализ работы мо учителей иностранного языка за 2007 2008 учебный год
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку для формирования информационной культуры школьников,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы