Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области icon

Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области




НазваниеГимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области
страница1/5
Дата30.12.2012
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5


Муниципальное образовательное учреждение

гимназия имени А.Л. Кекина г. Ростова Ярославской области






Фарафонтова Т.И., учитель русского языка и литературы


И
Ярославская область

2008 год
спользование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы

Оглавление


гимназия имени А.Л. Кекина г. Ростова Ярославской области 1

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы 1

Оглавление 2

Из практики использования ИКТ в педагогической работе 5

Общие подходы к использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы 5

Практика изучения учебной монографической темы «Творчество А.Н. Островского» методом проекта по технологии Intel 8

^ Основополагающий вопрос проекта: «Жизнь—драма или драма – жизнь?» 8

Проблемный вопрос: «Гроза» - «символ» или явление?» 8

Братья и сёстры А.Н. Островского. 10

Философские основы мировоззрения Катерины. 10

^ Философские основы мировоззрения Кулигина. 10

Фольклорная символика в пьесе. 10

Конфликт и его развитие в «Грозе». 10

Говорящие фамилии. 10

Прототипы Кулигина. 10

Островский и Теренций. 10

Дети А.Н. Островского. 10

Представление и защита полученных результатов и выводов. 11

Оценка результатов работы в соответствии с критериями. 11

^ Уроки 1-6 по творчеству А.Н. Островского (20 мин на каждом). 11

1 февраля – 11

9 февраля 11

Выполнение теста по «Грозе» А.Н. Островского. 11

Урок 7 (10 мин для каждой группы). 11

11 февраля. 11

Написание сочинения. 11

Урок 8 (подготовка к сочинению). 11

14 февраля. 11

Из опыта конструирования уроков с использованием ИКТ 18

Организационная структура урока 19

Урок №1 19

Этап 1 19

Этап 2 19

1.Поиск в сети Интернет-сайта туристической фирмы Geographia Travel Services и файла «Романовы». 21

^ 2. Поиск в сети Интернет сайта туристической фирмы Geographia Travel Services и файла «Романовы». 22

- Займите свои рабочие места у компьютеров. В целях экономии времени на ваших компьютерах сеть Интернет смоделирована. Найдите сайт туристической фирмы Geographia Travel Services и откройте файл «Романовы». 22

Оценка эффективности педагогической деятельности с использованием ИКТ 16

Литература 18


^




Из практики использования ИКТ в педагогической работе



В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные технологии обучения уступают место новым, среди которых и информационно-коммуникационные. Как показывает практика, без них уже невозможно представить современную школу и современного человека. Разработкой возможных путей внедрения ИКТ в учебный процесс занимаюсь и я.


^ Общие подходы к использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы

Формирование навыков самообразования и самореализация личности заявлены в числе основных целей образования, а обеспечение свободного выбора форм образования - задача государства. Исходя из этого, мы определили цель своей педагогической деятельности: содействовать качественному гуманитарному образованию личности через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности учащихся с вытекающими отсюда задачами:

  • формирование гражданской личности, способной эффективно реализовать свои знания и умения в жизни;

  • создание оптимальных условий для развития личности через предоставление ему качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах развития как на базовом, так и на профильном уровнях.

Для реализации поставленных цели и задач в течение нескольких лет мы применяем информационно-коммуникационные технологии.

«Образование  для всех и новое качество образования каждому: одно сегодня стоит двух завтра! Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь» - эта идея определяет мою работу по внедрению ИКТ в педагогический процесс.

Мои учащиеся владеют необходимой базой теоретических и инструментальных знаний по информатике и ИКТ; имеют элементарные навыки работы с текстовой информацией. В свою очередь и я владею прогрессивными педагогическими технологиями, умею пользоваться компьютерной техникой, и применяю полученные знания и навыки для совершенствования методики урока и организации внеклассной работы

В моем распоряжении прекрасная материально-техническая база:

  • компьютерный класс с локальной сетью, оснащенный современной компьютерной техникой (компьютерами, сканером, принтером, мультимедийным проектором);

  • возможность неограниченного использования сети Интернет;

  • мультимедийные средства обучения (банк учебных программ, энциклопедии, справочные пособия, фильмы и др.).

Стимул, определивший использование ИКТ в практике моей работы, - понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие (проверено практикой) достижения высокого качества образования, которое обеспечивает следующее:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, осуществление идеи личностно-ориентированного обучения и развития в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику; исключение вероятности формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;

  • совместную работу в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

  • широкую возможность общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

  • свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам;

  • обеспечение положительной мотивации обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ;

  • высокий эстетический и эмоциональный уровень преподавания;

  • формирование у учащихся навыков подлинно исследовательской деятельности;

  • возможность определения уровня конкурентоспособности телекоммуникационным методом.

Использование ИКТ на моих уроках уроках русского языка и литературы выражается в следующем: в

  • работе с готовыми обучающими программами; использовании электронных учебников и тренажеров;

  • поиске и взаимодействии в сети ИНТЕРНЕТ;

  • изучении учебных тем методом организации проектной деятельности, подготовке проектов;

  • подготовке демонстрационных и интерактивных мультимедийных презентаций;

  • формировании пакета справочных материалов по творчеству писателей и поэтов;

  • создании и запуске рабочей электронной тетради;

  • изучении темы или ее элементов методом поисково-исследовательской работы;

  • составлении тезисов по содержанию трудных тем, распространении среди учащихся для подготовки аргументации;

  • создании творческих работ (статей в электронную энциклопедию о писателе, поэте, критике, рецензий, эссе);

  • подготовке кроссвордов, викторин в Excel и обеспечении доступа к ним;

  • разработке и запуске проверочных работ по содержанию произведений и тестов; организации интерактивных тренингов, оперативного и итогового контроля;

  • выборочном опросе по заучиванию наизусть художественного материала;

  • проведение электронных уроков;

  • оформлении публикаций, электронных газет, веб-сайта по творчеству писателя;

  • участии в телекоммуникационных олимпиадах и конкурсах и др..

Я активно использую при проведении уроков Интернет-ресурсы:

  • библиотеки и архивы текстов и программ;

  • каталоги и коллекции ссылок;

  • визитки, витрины;

  • справочники и базы данных;

  • электронные учебники;

  • интерактивные тесты;

  • телеконференции и форумы;

  • демонстрационные и интерактивные модели;

  • обмен опытом и общение учителей, школьников.

Объекты поиска в сети Интернет:

  • отсутствующие в библиотеке тексты художественных произведений;

  • иллюстративный материал по «белым» темам программы, сопровождающий изучение биографии и творчества писателей;

  • музыка, звучащая в художественных произведениях;

  • литературно-критические материалы по изучению обзорных и монографических тем;

  • альтернативные творческие работы на основе художественных текстов и критических статей;

  • материалы интерактивного тестового контроля;

  • электронные учебники;

  • тексты и условия телевикторин, телекоммуникационных олимпиад, положения конкурсов;

  • программы и материалы виртуальных семинаров;

  • очные консультации;

  • программы и материалы телеконференций.

Виды деятельности с виртуальной информацией на уроках и во внеурочное время:

  • поиск информации по предварительно найденному учителем адресу;

  • свободный поиск с целью удовлетворения собственных запросов по изучаемой теме; обмен виртуальными адресами;

  • поиск дополнительных материалов с целью использования в процессе выполнения коллективных и индивидуальных заданий;

  • выставление материалов для коллективного использования в процессе подготовки к урокам на сайте гимназии;

  • выставление открытых тестов для контроля знаний на сайте гимназии;

  • участие в телекоммуникационных викторинах, олимпиадах, конкурсах, проектах, семинарах, конференциях;

  • переписка;

  • создание библиотеки темы урока;

  • переписка.

Демонстрационные мультимедийные презентации, которые прочно вошли в практику моих уроков, содержат:

  • проспекты музеев, выставок, фотогалерей;

  • информацию о жизни изучаемых произведений и их героев в искусстве (кино, музыке, живописи, театре, балете и др.);

  • кластеры, денотатные графы, сравнительные таблицы, тезисные планы, отчеты о групповой работе;

  • иллюстративный материал собственного исполнения;

  • обзоры жизни и творчества писателей, поэтов, критиков с использованием документально-иллюстративного материала;

  • вопросы для дискуссий, обмена мнениями;

  • методические материалы по содержанию уроков.

Учащийся показывает через мультимедийный проектор и ноутбук свою работу, делая необходимые комментарии. Таким образом, школьники воспринимают информацию многоканально: здесь задействовано слуховое, зрительное, эмоциональное восприятие, кроме того, каждый ученик получает возможность творчески самореализоваться.

Пакет справочных материалов по творчеству писателя содержит:

  • обзор биографии писателя; документы, иллюстрирующие его жизнь; информацию о людях, составлявших его окружение;

  • обзор творчества;

  • материалы по анализу изучаемых произведений;

  • тексты произведений писателя в полном и кратком изложении, тексты критических статей;

  • сведения о жизни изучаемых произведений в искусстве;

  • материалы о местах, связанных с жизнью и творчеством писателя;

  • методические материалы;

  • творческие работы учащихся.

Материалы записываются на диск и сдаются в библиотеку.

Изучение произведений методом организации поисково-исследовательской деятельности проходит по следующей схеме:

  • распределение на группы;

  • выдача опережающих заданий (формулировка целей, вопросов, плана; составление списка литературы, изобразительных и звуковых ресурсов);

  • ознакомление с критериями оценки работы;

  • консультации в процессе работы;

  • подготовка презентаций по содержанию работы;

  • анализ и редактирование содержания выступления и презентации;

  • выступление группы, демонстрация презентаций (в процессе выступления группы заполнение разделов аналитических таблиц учащимися: основные вопросы, содержание, замечания, дополнения);

  • рефлексия.


Практика изучения учебной монографической темы «Творчество А.Н. Островского» методом проекта по технологии Intel


Учебный проект «Мир «Грозы» А.Н. Островского» был реализован с 17.01 по 14.02 2006 года в рамках расширенного учебного курса «Литература» в 10-х физико-математическом и социально-гуманитарном классах гимназии имени А.Л. Кекина города Ростова Ярославской области.
  1   2   3   4   5



Похожие:

Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconПоложение об оказании платных услуг моу гимназией имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области I. Общие положения
Настоящее Положение об оказании платных услуг моу гимназией имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области (далее Положение) разработано...
Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconПоложение о конкурсе «Гавриловские чтения»
Учредителем конкурса является моу гимназия им. А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области
Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconУчебный (образовательный) план моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова
Учебный (образовательный) план моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова для 1 классов набора 2011-2012. уч года
Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconУчебный (образовательный) план моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова
Учебный (образовательный) план моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова для 1 классов набора 2011-2012. уч года
Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconУчебный план 10-11 классов моу гимназия им. А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области на 2012 -2013 и 2013 2014 учебные года для формирования индивидуальных учебных планов /профиля обучения/ обучающихся

Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconБюджетная смета моу гимназия им. А. Л. Кекина г. Ростова

Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени а. Л. Кекина г. Ростова краткое обоснование выбора умк при переходе на фгос в начальной школе
«Школа 2000…» автора Л. Г. Петерсон. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий,...
Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия им. А. Л. Кекина г. Ростова
...
Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconУтверждаю директор моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова А. А. Гаврилов
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области iconУчебный план моу гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова на 2011-2012 и 2012-2013 уч г. г

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы