Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка icon

Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка




Скачать 371.63 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка
Дата30.12.2012
Размер371.63 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Рабочая программа


Учебного предмета «Право».

10-11 класс.

Социально-экономический профиль


учителя права МОУ СОШ № 49

Астафьевой А.С.

Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе:

- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

В рабочей программе отражены следующие особенности:

1. Общее количество учебных часов в году на курс права – 35 ч. в 10 классе; предполагается продолжение изучения курса в 11 классе в объеме тех же 35 часов.

2. Преподавание курса права осуществляется по учебнику Кашаниной Т.В., Кашанина А.В. «Основы права», М., Вита-пресс, 2005 (базовый уровень). Разделы, включенные в программу из профильного уровня, изучаются дополнительно по учебнику Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры». 10-11 класс. (В двух частях). М., «Русское слово», 2005.

3. Программа предусматривает деятельностный, практико-ориентированный подход, поэтому к темам прописаны практические работы. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.


^ Календарно – тематический план.


№ п./п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них:

Практические



1.

  1. Теория государства и права.



Право и государство.



6 час.



1 час

1.1

Происхождение государства и права. Теории происхождения государства.


1 час.




1.2

Понятие государства и его признаки. Государственный суверенитет.


1 час.




1.3

Взаимосвязь государства и права Теории происхождения и понимания права.


1 час.




1.4

Практическая работа: Право разных эпох и народов. Из истории российского права.





1 час.

1.5

Место права в системе социального регулирования. ^ Право и мораль.


1 час.




1.6

Основные функции права. Принципы, аксиомы и презумпции права. Механизм правового регулирования. Правовое государство.


1 час.




2.

Система и структура права.

7 час.

3 час.

2.1

Правовая система общества: основные компоненты.


1 час




2.2

Норма права: понятие, основные признаки. Структура нормы права. Основные виды правовых норм.


1 час




2.3

Практическая работа: Определение структурных частей, способов изложения, видов правовых норм.





1 час

2.4

Практическая работа: Источники (формы) права. Определение видов источников права.





1 час

2.5

Иерархия нормативно-правовых актов в РФ. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.


1 час




2.6

^ Практическая работа: Анализ действия различных нормативных актов.





1 час

2.7

Отрасли и институты права. Характеристика основных отраслей права в РФ,


1 час




3.

Правотворчество и правоприменение.


4 час.


2 час

3.1

Правотворчество: понятие, принципы, субъекты, виды.


1 час




3.2

Практическая работа: Этапы законодательного процесса по Конституции РФ. Создание локального правового акта.





1 час

3.3

Понятие реализации права. Правоприменение. Общие правила применения права. ^ Правопорядок. Толкование права.


1 час




3.4

Практическая работа: Правоприменительная практика: решение ситуативных задач.





1 час

4

Правоотношения.

4 час.

1 час

4.1

Понятие правоотношений: структура, виды.


1 час




4.2

Юридические факты как основания правоотношений, их классификация.


1 час




4.3

Субъекты права. Правоспособность. Дееспособность. ^ Дееспособность несовершеннолетних.


1 час




4.4

Практическая работа: Правовой анализ жизненной ситуации: определение структуры, вида правоотношений. ^ Пути разрешения юридических конфликтов.






1 час

5.

Правонарушения и юридическая ответственность.


3 час.


1 час

5.1

Правонарушение: понятие, основные признаки. Состав правонарушения. Виды правонарушений.


1 час




5.2

Юридическая ответственность: понятие, предназначение, принципы. Виды юридической ответственности


1 час




5.3

Практическая работа: Определение состава, вида правонарушения и юридической ответственности: Решение учебных и практических задач.






1 час

6.

Право и личность.

3 час.

1 час

6.1

Понятие прав и свобод человека. История формирования представлений о свободе личности. Принципы правового статуса личности.



1 час




6.2

Основные виды прав человека и гражданина. ^ Законные интересы. Способы защиты прав и свобод человека.


1 час




6.3

Правомерное поведение, его виды. Факторы, влияющие на правомерное поведение.


1 час




7.

Основные правовые системы современности.


1 час




7.1

Классификация правовых систем современности. Романо-германская, англо-саксонская и мусульманская правовые системы


1 час





8.

II. Отрасли права.

Конституционное право.


6 час.


3 час

8.1

Конституция РФ – основной закон страны: общая характеристика, этапы становления, структура. Основы конституционного строя РФ.


1 час




8.2

^ Практическая работа: Порядок приобретения и прекращения Российского гражданства.





1 час

8.3

Практическая работа: Избирательная система Правовой анализ избирательной компании на основе материалов СМИ.





1 час

8.4

Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.


1 час




8.5

Практическая работа: Федеративное устройство РФ. Правовые основы местного самоуправления на примере Ярославской области.





1 час

8.6-

8.7

Организация власти и управления в РФ: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, органы исполнительной власти в РФ. Судебная система РФ.


2 час







Итого:

35 час.

12 час


11 класс.


№ п./п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них:

Практические




^ Введение. Содержание и задачи курса в 11 классе.

1 час





1.

Гражданские правоотношения.

10 час.

2 час.

1.1

Понятие гражданских правоотношений. Субъекты и объекты гражданского права. Физические лица.

1 час




1.2

Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц.

1 час.




1.3

Правовой режим предпринимательской деятельности.

^ Практическая работа:

Учебная игра «Создание, реорганизация и ликвидация коммерческой организации».





1 час

1.4

Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, деньги.


1 час.




1.5

Право собственности на землю. ^ Право интеллектуальной собственности.

1 час


.

1.6

Основания приобретения права собственности. Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, мена, аренда, подряд, наследование)


1 час.




1.7

^ Практическая работа:

Заключение договора.




1 час

1.8

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.

1 час




1.9

Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав. Споры и порядок их рассмотрения.


1 час




1.10

Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.


1 час




2.

Семейное право.

2 час.


1 час.

2.1

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.


1 час




2.2

Права и обязанности супругов. Брачный договор.

^ Практическая работа:

Составление брачного договора.





1 час

3.

Трудовые правоотношения.

4 час.

2 час

3.1

Понятие трудовых правоотношений.

1 час




3.2

Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.

Практическая работа:

Деловая игра «Служба занятости».





1 час

3.3

Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

^ Практическая работа:

Деловая игра «Прием на работу».





1 час

3.4

Трудовые споры и порядок их рассмотрения. ^ Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав.


1 час




4.

Социальное обеспечение.

1 час




4.1

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Пенсии и пособия.


1 час




5.

Административное право.

2час.




5.1

Административные правоотношения.

Административные правонарушения.


1 час




5.2

Административная ответственность, ее основания. Органы и способы рассмотрения административных споров.


1 час




6.

Уголовное право.

3 час

1 час

6.1

Понятие преступления. Действие уголовного закона.

1 час




6.2

Понятие уголовной ответственности, ее основания. Ответственность несовершеннолетних.


1 час




6.3

Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

^ Практическая работа:

«Криминальная хроника»: анализ преступлений по материалам СМИ.





1 час

7.

Экологическое право.

2 час

1 час

7.1

Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.


1 час




7.2

Экологические правонарушения.

^ Практическая работа:

Исследование экологических проблем в городе, районе.






1 час

8.

Международное право.

2 час.

1 час

8.1

Международные правоотношения. Субъекты международного права.

Международные документы о правах человека.

^ Практическая работа:

Сравнительный анализ Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ.





1 час

8.3

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.


1 час




9.

Процессуальные правоотношения.

6 час

1 час


9.1

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ.

Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.


1 час




9.2

Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд.


1 час




9.3

Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений


1 час




9.4

Порядок производства по делам об административных правонарушениях


1 час




9.5

Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.

Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.


1 час




9.6

^ Практическая работа:

Деловая игра «Судебное заседание».





1 час

10.

Образовательное право

Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

1 час







^ Итоговое обобщение по курсу.

1 час







Всего:

35 час

9 час


Практическая работа: Определение структурных частей, способов изложения, видов правовых норм.


Задание: 1. Найдите нормы права в следующих статьях законов.

2. Определите гипотезу, диспозицию и санкцию нормы права.

3. Установите, как расположены элементы нормы права (способ изложения).

4. Дайте полную характеристику норме права (по видам).


Вариант I.


Конституция Российской Федерации. Статья 57.

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы…»

^ Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 198.

«Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до одного года».

^ Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Статья 3.

«Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги».


^ Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 127.

«Работники обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации…»

^ Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 135.

«За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;

  2. выговор;

  3. строгий выговор

  4. увольнение…»


Конституция Российской Федерации. Статья 38.

«…Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 157.

«Злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты (по решению суда) средств на содержание нетрудоспособных родителей наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев»


^ Вариант II.


Семейный кодекс Российской Федерации. Статья 12.

«1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».

Семейный кодекс Российской Федерации. Статья 27.

«1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12-14…»


Конституция Российской Федерации. Статья 58.

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

^ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 72.

«Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами влечет наложение штрафа на граждан… и на должностных лиц…»

^ Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 246.

«Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».


^ Конституция Российской Федерации. Статья 27.

«1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства…»

Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 322.

«1. Пересечение охраняемой Государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет…»


«Политический режим. Демократия».

Разработка урока по обществознанию (11 кл.) и

дополнительные материалы для учителя.


Цели и задачи

  • Дать общее представление о демократии как разновидности политического режима, ее признаках и особенностях;

  • Продолжить формирование умения работать с информацией;

  • Способствовать развитию гражданского самосознания учащихся, политического мышления и культуры.


Ожидаемые учебные результаты:

В результате данного занятия учащиеся смогут:

Знания

-Характеризовать политический режим и его разновидности;

-Выделять признаки демократии, ее типологию;

-Объяснять противоречия современной демократии и особенности демократического развития в РФ.

^ Умения и навыки

-Находить и анализировать информацию;

-Участвовать в обсуждении и дискуссии, аргументировать свою позицию, приводить примеры;

-Работать в группе.

^ Ценности, внутренние установки, отношения

-Продолжить освоение современной системы социальных ценностей, уважительного отношения к государственным и гражданским институтам;

-Усилить интерес к политике и чувство причастности к жизни своей страны;

-Выразить свое отношение к процессу демократизации России, осознать свою роль и гражданскую позицию.


Оборудование:

Конституция РФ (1993 г.); пакет документов для работы в группах (см. приложение); наборы изданий периодической печати; Устав школы, «Законы класса».


Опережающее домашнее задание:

  1. Повторить из курса истории признаки тоталитарного режима;

  2. Подобрать по справочной литературе определение демократии; оформить на формате А 4, указать источник.


Этапы урока:

I. Актуализация прежних знаний.

II. Мотивация, определение темы урока.

III. Изучение нового материала:

1 – работа с понятием; представление домашнего задания;

2 – работа в группах с источниками;

3 – работа с признаками (теоретический этап)

IV. Интерактивная часть:

- групповая работа по СМИ;

- дискуссия.

V. Рефлексия: собственные выводы, предложения.


Ход урока.

Эпиграф. «Демократия – наихудшая форма правления, если

не считать всех остальных» (У.Черчилль).


I. Актуализация прежних знаний.

Начать урок целесообразно с уточнения понятия «форма государства».

Схема на доске и в тетради (с предыдущего урока):


Форма государства



Форма правления Форма Политический

национально-территориального режим

устройства

Учитель:

- Что подразумевают под «политическим режимом»? Что объясняет нам данное понятие?

Исходной базой, «отправной точкой» в изучении темы могут стать знания, полученные в курсе истории. Учитель предлагает вспомнить, с каким политическим режимом учащиеся уже познакомились на уроках истории XX века (тоталитарный режим).

Совместными усилиями выделяются примеры и признаки тоталитарного режима, записываются в тетрадь и на доске, например:

- жесткая централизация управления экономикой;

- господство одной идеологии;

- однопартийность и т.д.

Комментарий: данный вопрос подробно изучается на примере сталинского и нацистского режимов, поэтому детальное объяснение и иллюстрации излишни.


    1. ^ Мотивация, определение темы урока.

От советской истории XX века учитель переключает внимание учащихся на современную Конституцию РФ (1993 г.), статья 1.

- Как согласно Конституции характеризуется современный политический режим в России?

Учитель предлагает привести любой пример употребления понятия «демократия», «демократический» и т.д. Выделив в центре доски понятие «демократия», учащиеся выстраивают ассоциативный ряд, например:


права человека

выбор

демократия свобода слова


многопартийность и др.


Можно предложить провести ассоциации «демократии» с цветом, музыкой и т.д., объяснить свой выбор.

Комментарий: вспоминая о «коричневой чуме», «чернорубашечниках» в Германии или маршевой музыке 30-х г.г. в СССР, разговор подводит к необходимому восприятию демократии как своеобразной альтернативе тоталитаризму.

Выяснив первичные представления учащихся, учитель предлагает классу самостоятельно сформулировать тему урока.

Обсуждая предложения, необходимо осторожно подвести учащихся к выбору такого варианта, который предполагает не просто констатацию содержания, а именно проблемный, исследовательский характер, например: «Демократия в современной России», «Демократия и мы» и т.д. Если тема сформулирована в виде вопроса, не стоит ее видоизменять, чтобы сохранить авторские чувства, творческий настрой учащихся.

Тема записывается на доске.

Учитель обращается вновь к классу:

- Что необходимо выяснить, какие знания нам потребуются для решения этой проблемы, ответа на вопрос?

Коллективно вырабатывается план урока, например:

  • Определение;

  • Признаки;

  • История возникновения;

  • Примеры и т.д.

Можно предложить обратиться к наследию общественной мысли, включив пункт:

  • Демократия в оценках мыслителей и политиков прошлого и современности.




    1. ^ Изучение нового материала:

Логика подсказывает начать с определений демократии, которые учащиеся подбирали дома самостоятельно. Наиболее интересные, емкие фиксируются на доске с помощью магнита (в формате А 4).

Комментарий: существует огромное количество определений, поэтому учитель должен быть готов к разнообразию, в свою очередь следует вооружиться своими вариантами, например:

«Демократия – это:

1) Народовластие в государстве или, по словам американского президента А. Линкольна, «правление народа, избранное народом и для народа»; 2) форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; 3) основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение; 4) социальное и политическое движение за народовластие или осуществление тех или иных демократических целей и идеалов».

(Введение в политологию. Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1996.)

Далее одному-двум учащимся может быть предложено проанализировать данные у доски и сделать рядом пометки:

«+» - узнал новое;

«!» - думал иначе;

«?» - хотелось бы узнать.

Учитель:

- Большое количество определений демократии – свидетельство сложности, противоречивости этого понятия. Давайте посмотрим, как воспринимали, оценивали этот политический режим в разные времена ученые и философы, политики и общественные деятели.

Класс делится на 4 группы по 5-6 человек и получает свой пакет документов (см. в приложении).

После индивидуального чтения и размышлений учащиеся обсуждают вопросы к документам в группе, затем происходит коллективный обмен мнениями.

Комментарий: Учитель вправе выбрать последовательность обсуждения первоисточников либо по хронологическому принципу, либо по оценочному (негативные, критические, положительные и т.д.). Поскольку среди материалов представлены сочинения Платона, учащиеся кратко вспоминают условия рождения демократии, ее непосредственный (прямой) характер.

Подводя итоги групповой работы, учитель привлекает внимание к эпиграфу урока. Высказывание У.Черчилля показывает альтернативную природу демократии, восприятие ее как наилучшей формы правления. Пользуясь этой подсказкой, предлагается учащимся самостоятельно сформулировать признаки демократии, противопоставляя их тоталитаризму (по принципу «от противного»), например:

- разделение властей;

- идеологический плюрализм (многообразие идеологий);

- многопартийность и т.д.

Признаки записываются в схему.

Учитель:

- Однако данный перечень не дает исчерпывающей характеристики. Дело в том, что наши прабабушки и прадедушки, жившие во времена Сталина, искренне верили, что тоже живут в условиях демократии. Почему?

Вместе с учителем выделяются провозглашенные советской властью принципы:

- равенство (равноправие) граждан;

- власть народа;

- выборность власти;

- принцип большинства (подчинение меньшинства большинству).

Необходимо отметить, что перечисленные ранее черты демократии, отличающие ее от тоталитарного режима, появились в европейских странах еще в ходе буржуазных революций и были проявлением новой либеральной идеологии. Либерализм был основан на идее независимости личности по отношению к государству, невмешательства государства в частную жизнь граждан. Таким образом, современное понимание демократии представляет собой совокупность сложных критериев, высоких требований.


^ IV. Интерактивная часть:

Далее урок развивается в зависимости от заявленной темы.

Варианты.


А) Если в названии урока обозначена широкая проблематика, например, можно ли современную Россию отнести к демократическим странам, предлагается следующая форма работы:

Учащиеся из признаков демократии выделяют, например, четыре главных, наиболее важных на их взгляд положения. Каждая группа выбирает какой-то один показатель и работает с ним по материалам прессы. На группу выдается комплект периодических изданий (газет) местного и общероссийского характера («Аргументы и факты», «Золотое кольцо», «Комсомольская правда» и др.). Необходимо на примерах доказать, скажем, соблюдается ли сегодня в России свобода слова, права человека, существует ли многопартийность и т.д.

После обсуждения делается вывод; учащиеся выделяют успехи и наиболее слабые стороны демократических преобразований в России.


Б) Если в названии урока проблематика обращена к микроуровню (класс, школа), целесообразно организовать дискуссию в группах.

1 группа – «оптимисты»: приводят положительные примеры демократизации школьной или классной жизни, позитивные характеристики;

2 группа – «пессимисты»: подбирают контраргументы;

3 группа – «правоведы»: анализируют Устав школы или «Законы класса» на соответствие демократическим принципам;

4 группа – «эксперты»: должны дать оценку приведенным фактам, выдвинуть предложения по усовершенствованию самоуправления.


^ V. Рефлексия

Подводя итоги работы в группах, важно от общих оценок переключить акценты на собственное отношение к процессам, происходящим в стране и своем коллективе, выразить перспективу личного участия в жизни общества. Можно вернуться к вопросам, обозначенным в начале урока: идеальным следует считать вариант, если все знаки вопроса будут сняты.


Домашнее задание.

Учащимся на выбор предлагается:

- Подготовить развернутый письменный ответ на вопросы

  1. В чем главные опасности, слабые стороны современной демократии?

  2. Сравните древнюю античную и современную демократии.

- Подготовить и объяснить графический символ демократии (рисунок, компьютерная графика и т.д.).


Комментарий: Ввиду особой значимости понятия демократии в современной жизни вопрос об авторитарных режимах перенесен на следующий урок и рассматривается как продолжение темы.


Приложение.

Материалы для работы в группах.


^ I. Платон «Государство» (IV в. до н.э.)


Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию…

Казалось бы, это самый лучший государственный строй. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее. Вероятно, многие, подобно детям и женщинам, любующимся всем пестрым, решат, что он лучше всех…

В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, то все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь… Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил расположение толпе…

Когда юноша, выросший… без должного воспитания и в обстановке бережливости, вдруг отведает меда трутней и попадет в общество опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения, самые пестрые и разнообразные, это-то и будет у него, поверь мне, началом перехода от олигархического типа к демократическому.


  • Каково отношение автора к демократии?

  • Что такое демократический тип человека в понимании Платона и с вашей точки зрения?

  • С какими мыслями автора вы согласились бы, а с какими – нет?



^ II. К. Каутский «От демократии к государственному рабству»


Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии – правительством – централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, - все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.


  • Каковы основные условия демократии?

  • Что является наибольшей опасностью для существования демократии?

  • Насколько мысли автора актуальны сегодня?


III. Б. Муссолини «Доктрина фашизма»


После социализма фашизм обрушивается на всю систему демократической идеологии и отвергает как ее теоретические предпосылки, так и практическое применение. Фашизм отрицает, что большинство может направлять человеческое общество одним лишь фактом своего большинства; он отрицает, что множество может управлять путем периодической консультации, и утверждает неизменно полезное и плодотворное неравенство людей, которое не может быть до конца выравнено путем такой простой механической операции, как всеобщее избирательное право. Демократический режим можно определить как иллюзию суверенитета, время от времени даруемую людям, тогда как реальная действующая власть находится в руках других, скрытых и не несущих ответственности, сил. Демократия – режим, номинально лишенный короля, но на деле управляемый многими королями – королями более абсолютистскими, деспотичными и разрушительными, чем один настоящий король, даже если он тиран.


  • Каково отношение автора к демократии?

  • Существует ли равенство при демократии?

С какими мыслями, высказанными в документе, вы могли бы поспорить?


^ IV. П.А.Новгородцев «Демократия на распутье».


Пока демократии ждали, о ней говорили, что она непременно наступит, когда же она наступила, о ней говорят, что она может и исчезнуть. Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование; теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий. В странах, испытавших эту форму на практике, она давно уже перестала быть предметом страха; но она перестала быть здесь и предметом поклонения. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что как всякое земное установление она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить.


  • Почему демократия часто становится предметом страха?

  • Что вы можете сказать о недостатках демократии и ее достоинствах?

  • В чем автор видит суть демократии?



Битва на реке Сить.

Сценарий театрализованной постановки.


Комментарий: данная инсценировка была представлена командой школы № 49 в финале городской интеллектуально-познавательной игры по краеведению, посвященной 1000-летию г. Ярославля в 2006 году. По условиям конкурса основной формой исследования и презентации проблемы являлся «дидактический театр»: на этапе подготовки учащиеся познакомились с историографией вопроса, изучили материалы экспозиции краеведческого музея, сделали необходимые декорации, получили уроки специалистов по военному искусству. Результатом коллективного творчества стал предлагаемый мини-спектакль.

Материалы постановки, частично или полностью, могут быть полезны как для уроков по теме: «Монголо-татарское нашествие и Ярославский край», так и для внеклассной работы по краеведению.


^ Действующие лица: Летописец, ростовский епископ Кирилл

Юрий Всеволодович, князь Владимирский

Василько Ростовский

Воин-гонец из Рязани

Дорож, воевода Юрия

Бурундай, полководец Батыя

Слуга Бурундая

Воин монголо-татарского войска

Скоморох


^ Сцена первая: за столом сидит летописец в монашеской одежде, в руках он держит перо, горит свеча, на заднем плане звучит колокол.

Летописец: Я живу в угрюмой тесной келье.

Из окошка узкого я вижу

Небо и верхушки темных елок.

Я люблю не меньше, чем другие

Ласковое солнце, песни ветра,

Только недосуг мне наслаждаться –

Дни мои в молитвах и трудах

В монастырской тишине проходят.

Очинив гусиное перо,

Я кладу перед собой пергамент

И пишу о том, что видел сам

И что слышал от людей надежных.

Я пишу, чтоб вы, потомки, знали

О делах неслыханных, ужасных –

О нашествии орды татарской.

(Звук колокола усиливается, летописец встает из-за стола и выходит к зрителям)


На исходе ноябрь промозглый,

Но уютно в гриднице княжьей.

Князь Георгий пирует с дружиной,

Возвратясь с удачной охоты.


^ Сцена вторая: за столом пируют Князь Юрий, Василько, Дорож. Звучат русские народные мотивы, гостей веселит скоморох.

Неожиданно вбегает воин-гонец из Рязани, наступает тишина.


Воин: Князь великий, позволь обратиться!

Прискакал я к тебе во Владимир

От Рязанского князя с поклоном.

Он велел мне сказать, что татары

К нам в рязанскую землю явились,

И просил, чтоб ты вышел на помощь

Или выслал войско хотя бы.

И еще умолял он не медлить –

Ведь врагов подождать не заставишь!


^ Юрий: Не медлить?

Ишь ты, быстрый какой!

А скажи-ка,

Вы Чернигов на помощь не звали?


Воин: Звали…


Юрий: Ну, и что же черниговский князь,

Он, небось, поспешил к вам на помощь?


^ Воин: Нет…


Юрий: Не медлить!

Ну, а если я вовсе не выйду,

Сам не выйду и войско не вышлю?


Воин: Плохо, князь: все потонем в крови!

Как покончат татары с Рязанью,

Сразу двинут к тебе во Владимир,

Ту же самую чашу ты выпьешь!


Юрий: Возвращайся!

И рязанским князьям передай:

Может, помнят они, что когда-то

Разоряли окраины наши

И что я наказал их примерно…

Так пускай же теперь басурмане

Их накажут за те же бесчинства.

Обо мне же печешься напрасно –

Коль татары в отчину нашу

Сунут нос, проучу их жестоко,

Как и вас, бывало, учил,

Только звать на помощь не буду!

Верно, Дорож! И ты, Василько,

Мы покажем им русскую силу!

(Уходят, бравируя, угрожая оружием невидимому врагу)


Летописец: Повалила орда кочевая

Страшной огненной саранчой.

Исчислять татарскую силу,

Что ковшами исчерпывать Волгу.

Ни обычаем, ни обличьем

Эти люди на нас не похожи:

Низкорослы и смуглокожи.

А мечи их не прямы, а кривы,

А слова их коварны и лживы.


^ Сцена третья: Бурундай, его слуга и монгольский воин сидят возле палатки-юрты, в кругу обсуждают план.


Слуга: О, великий мурза Бурундай!

Мы со многими царями,

Во многих землях,

На многих бранях бывали!

Но Урусов нелегко нам будет покорить!

Словно бешеные защищали

Свой город Ульдемир.

С какой великой яростью

Ведут неравный бой,

Один дерется с тысячей,

А два дерутся с тьмой!


Бурундай: Тебе ли дрожать, багатур?

Дрожать будешь пред ханом Бату,

Если в срок не исполнишь приказ.

Что разведка, что говорят толмачи?


^ Слуга: Князь уруский укрылся на Сити.

Растянул дружины

Вдоль лесов и болот,

Ждет подмоги.


Бурундай: Сколько воинов?


Слуга: Трудно знать!

Сколько людей, столько и воинов.

Каждый взялся за топор и рогатину!


Бурундай: Хочет заманить нас, обмануть?!

Да мы хитрее!

Дай подкову!

Видишь? Вот мой план:

Враг не ждет –

Вот и ударим там!

С флангов, в тыл –

Кольцо замкнется!

Двигаться нукерам только ночью!

Войлоком коней копыта обернув,

Без погромов шумных, без поджогов.

Вестников и «языков»

Князю перекрыть,

Чтобы был в незнаньи полном!

Тайна и внезапность –

И победа нам!


^ Сцена четвертая: в лагере Юрия, на фоне реки и леса, раненый Дорож едва стоит на ногах.

Василько: Княже, Дорож к тебе!


Юрий: Что случилось?


^ Дорож: Обошли уже нас татарове…


Юрий: О, милая братия моя!

Потерпим ли мы зла?

Лучше нам смертью пасть,

Чем под погаными быть!

Я первым готов испить

Смертную чашу.

За отечество и веру нашу!


Кульминация постановки: врываются Бурундай, его слуги; образуется три пары, которые сражаются мечами, звучит соответствующая музыкальная тема.

В стороне падают мертвыми Юрий, Дорож. Слуги хватают раненого Василько и ведут его к Бурундаю.

Бурундай: Я князя за отвагу

Помиловать хочу.

Пусть вытрет ил болотный,

С лица обмоет грязь.

В моей охранной роте

Отныне служит князь!

Не помня зла былого

Недавнему врагу

Подайте чашку плова,

Кумыс и курагу…


Василько: Служить тебе не буду.

С тобой не буду есть.

Одно звучит повсюду

Святое слово: месть.

Под нашими ногами

Струится кровь: она,

Монгольский хан поганый,

Тобой отворена.

Забудь я Русь хоть мало,

Меня бы прокляла

Жена, что целовала

И мать, что родила!


Бурундай: Изрубить его, строптивца!

И швырнуть лесным зверям.

Пусть сожрут на страх другим!


Слуги силой уводят Василько, уходит Бурундай.

Появляется летописец, отдаленно звучит скорбная музыка (церковный хор или жанр женского плача). По ходу рассказа он склоняется над телом Юрия.


Летописец: Случилось с Бела озера весною

К себе в Ростов Великий возвращаться.

Ни талый дух, ни солнце, ни ручьи

Меня не веселили, как бывало.

Я небеса молил о милосердьи, когда увидел

Что возле речки Сити снег подталый

Усеян густо мертвыми телами.

И жители поведали мне,

Что бился здесь с татарами недавно

Великий князь Владимирский Георгий

С дружиною отважною своей.

И отыскал я тело князя –

Недвижные глаза глядели в небо,

И в них стояла талая вода.


Ни стона, ни рыдания над Русью не слыхать.

Порублены, погублены и жители, и рать.

Как будто адским пламенем

Земля обожжена.

Неслыханная, страшная настала тишина.


Последние слова обращены к зрителям, должны звучать на особом эмоциональном фоне; на заднем плане собираются воин из Рязани, скоморох, Василько, поднимаются Юрий, Дорож


Но нынешней бедою

Сплотится наша Русь!

Сплотится Русь и вынет

Единый меч. Тогда,

Подобно дыму сгинет

Поганая Орда!



Похожие:

Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconРабочая программа+тематическое планирование к учебнику к. Кауфман "happy english. Ru" ( 6 класс) Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык –6 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconРабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена для учащихся 1 класса моу сош №2 с п. Куба
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена для учащихся 1 класса моу сош №2 с п. Куба. В основе данной рабочей программы...
Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа по технологии
ОУ, где прописаны общие цели с учетом учебного предмета, дана общая характеристика, содержание, ценностные ориентиры; личностные,...
Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа по технологии
ОУ, где прописаны общие цели с учетом учебного предмета, дана общая характеристика, содержание, ценностные ориентиры; личностные,...
Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconРабочая программа по черчению 9 класс 34 часа Учитель: Соколов В. Н. 2013-2014 учебный год Пояснительная записка
И. С. Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,...
Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconОпыт регионов по реализации концепции профильного обучения
Б класс, естественно – математический профиль, 20 учащихся), и в форме профильной и общеобразовательной групп, на основе использования...
Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconДокументи
1. /Иностранный язык/РП-3 ФГОС/КТП-3 ФГОС.doc
2. /Иностранный...

Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconРабочая программа Элективного учебного предмета «Социология»
«Социология», преподаваемого в 10 классе социально-экономического профиля, и включает в себя: пояснительную записку, основное содержание...
Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconРабочая программа по английскому языку по умк к. И. Кауфман. 7 класс (учитель Н. П. Григорьева) 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины
Рабочая программа Учебного предмета «Право». 10-11 класс. Социально-экономический профиль учителя права моу сош №49 Астафьевой А. С. Пояснительная записка iconРабочая программа по математике 5 класс Учитель: Зеленер Т. В. г. Ростов Ярославской области 2013 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы