Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» icon

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»




Скачать 80.94 Kb.
НазваниеМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»
Дата19.12.2012
Размер80.94 Kb.
ТипМетодическое письмо
источник




Составители:

Цамуталина Елена Евгеньевна, методист кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО

Акимова Татьяна Ивановна, учитель МОУ СОШ № 8 г.Ярославля

Методическое письмо

«О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 - 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»

Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников и предоставляет возможность применять на практике знания основ наук. Обучение школьников начинается с формирования представлений о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира и развития мелкой моторики рук в начальной школе, продолжается в основной школе приобретением опыта в трудовой и хозяйственно-бытовой сферах, в сфере профессионального самоопределения, и завершается формированием готовности к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, к трудоустройству и продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Особенностями учебного предмета «Технология» являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач; использование приобретенного опыта в практической деятельности и повседневной жизни.

^ Структура преподавания технологии в 2009 / 2010 учебном году

Образование

Начальное общее

^ Основное общее

Среднее (полное) общее

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

^ Часы в неделю

1

1

2

2

2

2

2

1 (1)*

(2)*

БУ-1/ ПУ-4

БУ-1/ ПУ-4

Часы в год

33

34

68

68

70

70

70

35 (35)*

(70)*

35/140

35/140

Нормативное, правовое, методическое обеспечение учебного предмета «Технология»

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Приказ МО РФ от 5.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ МО РФ от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Приказ Минобрнауки России от « 23 » декабря 2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

Выше перечисленные документы можно найти на сайтах www.mon.gov.ru, www.ed.gov.ru.

  • Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006г. №23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов»

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Технология» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области http://www.iro.yar.ru/m_letter/index_07.htm

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Технология» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области http://www.iro.yar.ru/m_letter/index_08.htm

  • К началу нового учебного 2009-2010 года. – Ярославская область: Образовательные ресурсы. – Информационно-методический выпуск, 2009.- Выпуск 101. Формат CD

Начальное общее образование. Особенности обучения младших школьников предмету «Технология», перечень программ, варианты планирования для реализации стандарта 2004 года размещены в методических письмах за предыдущие учебные годы (см. выше перечень документов).

Основное общее образование. Анализ вопросов, с которыми обращались учителя технологии, специалисты отделов образования и методических центров муниципальных районов, представители администрации образовательных учреждений в текущем учебном году, позволил выявить ряд проблем, связанных с преподаванием предмета «Технология» в 5-9 классах, и предложить рекомендации по их решению:

  • в целях обеспечения непрерывности технологического образования в классах универсального обучения рекомендуется вернуть 2 часа* предмету «Технология» в 9 классе за счет часов компонента образовательного учреждения, а также сохранить обучение технологии при подготовке обучающихся к одному из технологических профилей. В этом случае необходимо использовать для обучения школьников примерные и авторские программы, включающие планирование для 9-го класса;

  • в связи с тем, что «Черчение» как отдельный предмет БУП 2004 отсутствует и его содержание представлено модулем программы «Технология» для 9 класса, целесообразно добавить часы из компонента образовательного учреждения на изучение данного содержания на основании потребности региона и образовательного учреждения для обеспечения общей графической грамотности на необходимом для современного человека уровне. Для решения этой задачи обучение школьников может проходить в рамках предмета «Технология» в 9 классе (1 час из 2*часов) или в рамках отдельного предмета «Черчение» (8-9 класс), в содержание которого обязательным компонентом входит стандарт;

  • в городских общеобразовательных учреждениях при наличии пришкольных участков возможна реализация модуля, связанного с растениеводством. В этом случае учитель технологии разрабатывает программу модуля самостоятельно на основании примерных программ по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» с учетом возрастных особенностей, интересов обучающихся, возможностей и потребностей образовательного учреждения. Количество часов данного модуля не должно превышать 8 часов (резервное время примерных, 10% - авторских программ). Учитель подробно излагает содержание учебного модуля, дает перечень практических заданий, проектов, соответствующий обозначенному содержанию, разрабатывает поурочное планирование, составляет список литературы. Занятия проводятся в строгом соответствии с разработанной документацией без подмены другими видами работ (уборка территории школы от мусора и пр.). В авторской программе И.А. Сасовой и А.В.Марченко, разработанной для городских школ, не предусматривается внесение каких-либо изменений, так как они могут нарушить особую конструкцию изучения предмета на основе метода проектов;

  • в 8 классе первый час направлен на освоение стандарта по предмету «Технология», второй час (1*) - на изучение содержания краеведческой направленности, представленного региональной программой «Технологии отраслей профессиональной деятельности Ярославской области». Рекомендации по ее преподаванию даны в методическом письме на 2009-2010 уч.год (см. диск №101). На уроке целесообразно обращать внимание на профессии и особенности деятельности специалистов, работающих в той или иной отрасли. Рекомендуется предоставлять обучающимся возможность осуществлять профессиональные пробы, связанные с рассматриваемыми видами трудовой деятельности, профессиями. Например, по теме «Транспорт и логистика» обучающимся может быть предложено практическое задание по разработке новых автобусных маршрутов в пределах определенных районов г.Ярославля;

  • с увеличением классов малой наполняемости и в городе и на селе возникает проблема перераспределения времени между базовыми разделами с сохранением всех составляющих минимума содержания по технологии при создании комбинированных программ (программы для разновозрастных групп или классов совместного обучения). Варианты планирования расположены в приложениях к методическому письму на 2009-2010 уч.г. (диск №101). В основе преподавания должен лежать дифференцированный подход к отбору объектов труда. Тематика, уровень сложности практических заданий должны соответствовать возрастным, гендерным особенностям обучающихся, степени подготовленности, потребностям и интересам, иметь социально-практическую значимость для них;

  • обучающиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов, групп VII вида должны освоить обязательный минимум содержания образовательных программ по технологии в полном объеме. Обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей детей. Виды и уровень сложности объектов труда, примерный перечень тем проектов в этом случае определяются возможностями ребенка, должны иметь практическую значимость и способствовать социальной адаптации обучающихся.

Среднее полное (общее) образование. В 10-11 классах, работающих по учебному плану универсального (непрофильного) обучения, учебный предмет «Технология» изучается в обязательном порядке всеми обучающимися как минимум на базовом уровне (письмо департамента от 17.05.2010 № 1888/01-10). При формировании учебных планов профильного уровня в целях социализации и повышения эффективности профессионального самоопределения целесообразно добавить предмет «Технология» в объеме 1 часа для изучения на базовом уровне. Особенности преподавания предмета «Технология» в 10-11 классах, перечень программ, варианты планирования, методические материалы к урокам размещены в методическом письме на 2009-2010 уч.г. (см. CD диск 101).

Выявление одаренных детей и организация работы с ними должны носить системный характер на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Технология». Дополнением в развитии способностей могут стать программы факультативов, курсов по выбору, элективных предметов, кружковой работы. Предложение оригинальных конструкций, современных технологий обработки материалов, практических заданий повышенной сложности и исследований, связанных с приоритетными развивающимися областями науки, техники и технологий, участие школьников в научно-технических конференциях, конкурсах, выставках, олимпиадах разных уровней позволяют выявлять особые способности и склонности обучающихся, активизировать учебно-познавательную деятельность, помогают осваивать новые технологии, добиваясь высоких результатов. Эти условия способствуют развитию одаренных детей, их профессиональному самоопределению.







Похожие:

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»
В методических письмах прошлых лет о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в 2010/2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»
В общеобразовательных учреждениях Ярославской области обучение учебному предмету «География» в 2010/2011 учебном году будет осуществляться...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в 2012-2013учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconИздания
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconМетодическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010-2011 учебном году»
Нормативные основы преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012-2013 уч г.»
Фгос ноо). В базисном учебном плане примерной основной образовательной программы начального общего образования (пооп) (
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физика»
В 2011/2012 учебном году при организации учебного процесса по физике в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Ярославской области от 10. 02. 2011 №03-105 образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 учебном году должен...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Ярославской области от 10. 02. 2011 №03-105 образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 учебном году должен...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» iconО преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году
В 2010/2011 учебном году учитель планирует процесс обучения истории на основании следующих нормативных документов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы