Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году icon

Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году




Скачать 134.52 Kb.
НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году
Дата19.12.2012
Размер134.52 Kb.
ТипМетодическое письмо
источник

Составители:

И.Н. Чижова, методист кафедры

дошкольного и начального образования ГОУ ЯО ИРО

Т.А. Штерцель, методист кафедры

дошкольного и начального образования ГОУ ЯО ИРО,

С.А. Томчук, к.псих.н. доцент кафедры

гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО

Методическое письмо

«О преподавании учебных предметов начальной школы

в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году


В 2010/2011 учебном году все классы начальной школы работают по федеральному государственному образовательному стандарту и базисному учебному плану 2004года, за исключением пяти образовательных учреждений, являющихся базовыми площадками по переходу на ФГОС второго поколения, и десяти образовательных учреждений, базовых по апробации программ духовно-нравственного развития и воспитания школьников, в том числе комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» – по согласованию – (см. приказ департамента образования Ярославской области от 25.01.2010 №25/01-03 «Об утверждении перечня школ – базовых по апробации учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»).

В 2006 - 2009 годах в помощь учителям начальной школы вышли методические письма «О преподавании учебных предметов в начальной школе в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», рекомендациями которых можно воспользоваться при организации учебного процесса в 1-4 классах в 2010/2011 учебном году.


Средства для обеспечения эффективности образовательного процесса

Основными педагогическими средствами достижения приоритетной цели образования, рассматриваемой как обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования являются системы развивающего обучения и УМК традиционной системы (см методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2009 - 2010 учебном году).

Для учителя современной начальной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы.

1.Каковы концептуальные положения комплекта?

2.В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?

3.Каковы особенности методики преподавания предметов?

4.Какова роль УМК в формировании у младшего школьника умения учиться?

На основании письма департамента образования Администрации Ярославской области от 11.02.2004г. № 01-10/290 не могут быть заменены учебники, входящие в комплект, и содержательные линии по системам Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, «Школа 2100», в связи с сохранением концептуальных принципов систем.

Обращаем особое внимание на то, что согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации №03-349 от 24.03.06г. «учебные издания типа «учебник-тетрадь» могут быть использованы в образовательном процессе в образовательных учреждениях без рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации», так как данные учебные издания следует относить не к учебникам, а к практикумам.

В соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входят разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Структура рабочей программы учителя может быть следующей:

-титульный лист;

-пояснительная записка;

-календарно - тематический план или тематическое и поурочное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий;

-требования к уровню подготовки обучающихся.

Титульный лист должен содержать:

-наименование образовательного учреждения;

-название курса, для изучения которого написана программа;

-указание класса, на котором изучается курс;

-Ф.И.О. учителя;

-гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

-год составления программы.

В тексте пояснительной записки следует указать:

-на основе какой конкретной программы (типовой, авторской) разработана программа;

-внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;

-используемый учебно-методический комплект (в соответствии с образовательной программой учреждения);

-количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. План может быть представлен в виде таблицы. Следует отметить, что запись тем в классном журнале должна соответствовать календарно-тематическому плану, а формулировка – отражать, «что пройдено на уроке».

В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания учитель в пояснительной записке указывает, на основе какой программы осуществляется деятельность, а поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков.


Организация образовательного процесса

Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5- или 6-дневная учебная неделя). Первые классы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами работают в режиме 5-дневной учебной недели. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать определенную базисным учебным планом максимальную учебную нагрузку (см. приказ департамента образования ЯО № 529/01-03 от 10.12.2009 "Об утверждении базовых требований к качеству предоставления государственных услуг").


Общие подходы к обучению одаренных детей и детей с ОВЗ

Учителям начальных классов при работе с классом или классом-комплектом следует выделять особые группы обучающихся: одаренные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время все большее распространение получает инклюзивное обучение - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, подлежащими обучению в общеобразовательном классе.

Одним из путей решения данной проблемы является создание условий по охране и укреплению здоровья детей группы риска: режим работы, соблюдение рекомендаций врачей, дозировка нагрузки, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (пуием выделения групп обучающихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения отдельным учебным предметам по индивидуальным программам и т.д.).

Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

  2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.

  3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

  4. Проблематизация. Данный подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения в этом случае предполагает использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.


Мониторинговые исследования

В 2009/2010 учебном году на основании приказа департамента образования Ярославской области от 26.10.2007 года № 466/ 01-03 «О проведении в 2008 году мониторинговых исследований качества подготовки обучающихся, завершающих освоение программ начального общего образования» проведены мониторинговые исследования по литературному чтению. Это исследование позволяет реализовать следующие задачи:

- получить объективную, надежную, сопоставимую информацию о качестве подготовки обучающихся за курс начальной школы;

- выявить факторы, влияющие на результативность обучения;

- организовать на качественно новом уровне внутришкольный мониторинг;

- скоординировать усилия для достижения преемственности между разными ступенями образования.

В 2010/2011 учебном году мониторинговые исследования также будут проведены в четвертых классах с целью выявления уровня учебных достижений обучающихся.


^ Преподавание учебного предмета «Музыка» в начальной школе

Изучение учебного предмета «Музыка» в начальной школе направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, воспитание художественного вкуса и нравственно-эстетических чувств детей, овладение исполнительскими умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности в различных ее видах таких, как пение, восприятие музыки, инструментальное музицирование, танцевально-пластическое движение, театрализация музыкальных образов, разыгрывание музыкальных сказок, вокальные и инструментальные импровизации и т.д. В основу обучения должны быть положены деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.

Преподавание предмета «Музыка» в начальной школе регламентировано БУП 2004 года, в котором в 1-4 классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 135 часов): в 1 классе – 33 часа; во 2, 3 и 4 классах – по 34 часа.

Обучение младших школьников осуществляется по следующим авторским программам, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2010/2011 учебный год Министерством образования и науки РФ (приказ № 822 от 23 декабря 2009 г.) //mon.gov.ru/dok/akt/6572/, по усмотрению образовательного учреждения:



^ Название УМК

Класс

Издательство

Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка

1-4

Дрофа

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина  Т.С. Музыка

1-4

Просвещение

Ригина Г.С. Музыка

1-4

Федоров

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

1-4

ВЕНТАНА-ГРАФ

В 2010/2011 учебном году не рекомендуется использовать УМК Г.С. Ригиной «Музыка» и УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка» в связи с незавершенностью авторской линии в основной школе. Преподавание по завершенной предметной линии гарантирует школе и учителю преемственность в изучении предмета на каждой ступени.

Образцы рабочих программ к авторской программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка» с примерами итогового тестирования по каждому году обучения представлены в приложениях к методическим письмам:

  • 4 класс - «Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» //www.iro.yar.ru/m_letter/index_09.htm;

  • 3 класс – «Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» //www.iro.yar.ru/m_letter/index_08.htm;

  • 2 класс – «Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» //www.iro.yar.ru/m_letter/index_07.htm;

  • 1 класс – «О преподавании учебного предмета "Музыка" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год». - Ярославль: ИРО, 2006.

В качестве итогового контроля по предмету «Музыка» в начальной школе рекомендуется использование следующих форм: итогове тестирование и урок-концерт.

Для текущего контроля рекомендуется использование следующих форм: учебные кроссворды и ребусы на узнавание основных понятий и определений; небольшие музыкальные викторины из 3-4 музыкальных произведений на узнавание основных изученных музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на выявление эмоционального содержания и основных жанров музыки – марша, танца, песни (в 1 классе), определение особенностей отдельных средств музыкальной выразительности – мелодии, ритма, лада, тембра, регистра, темпа (во 2 классе); определение музыкальной формы – двух- или трехчастной, вариаций, рондо (в 3 классе); осознание духовно-ценностного содержания музыкальных произведений (в 4 классе); творческие задания, представленные в большом разнообразии в авторских учебниках и рабочих тетрадях (например, составление афиши концерта, подбор соответствующей музыке репродукции картины из представленного визуального ряда и т.д.); ролевые игры («Играем в композитора», «Сочини песенку», «Играем в дирижера», «Разыграй песню»); оценка умений обучающихся по отдельным видам музыкальной деятельности – пению, восприятию музыки, инструментальному музицированию, пластическому интонированию, импровизации, составлению художественных композиций.

При оценивании уровня развития обучающихся следует ориентироваться на критерии и показатели, представленные в рекомендациях: Томчук С.А. Требования к текущему и итоговому контролю по предмету «Музыка». Критерии оценки результатов обучения. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2009.

В начальной школе рекомендуется включать информационные технологии, в частности, в качестве дополнительного пособия для оптимизации образовательного процесса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка» может использоваться CD-диск - цифровой образовательный ресурс на основе мультимедийных технологий, в состав которого входят текстовой информационный материал, фрагменты прозы, поэзии, словарь терминов и понятий, эмоциональный словарь; зрительный ряд (фотографии, репродукции, нотные примеры); анимация (изображение в игровой форме сюжетов музыкальных произведений); звуковой ряд (запись музыкального материала УМК); система творческих интерактивных заданий для обучающихся.

К концу обучения в начальной школе обучающиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни (искусство видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У них появляется представление о мире музыки, формах ее бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу обучающихся, воспитывает любовь к родной природе, уважение к героическому прошлому России, ее культуре и истории.


^ Преподавание учебного предмета «Технология» в начальной школе

Особенности обучения младших школьников предмету «Технология», перечень программ, варианты планирования для реализации стандарта 2004 года размещены в методических письмах за предыдущие учебные годы (см. методическое письмо по предмету «Технология» на 2010-2011 уч.год).


^ Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Особенности обучения младших школьников предмету «Изобразительное искусство », перечень программ, варианты планирования для реализации стандарта 2004 года размещены в методическом письме (см. методическое письмо по предмету «Изобразительное искусство» на 2010-2011 уч.год).


Перспективы

Для учителей начальных классов 2010/2011 учебный год станет подготовительным этапом к реализации ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373, зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785.

На данном этапе необходимы следующие изменения.

1.Массовая школа должна отказаться от приоритета репродуктивного обучения, ориентированного в основном на два психических процесса – восприятие и память и, соответственно, на три роли обучающегося: «зритель», «слушатель», «репродуктор». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания, которое он не принимает в готовом виде, организация деятельности на уроке должна ориентировать обучающихся на размышления, поиск. Школьнику дается право на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутых гипотез, представленных доказательств, анализ причин возникновения ошибок и их исправление. Такой подход делает процесс учения личностно значимым и формирует у школьника, как говорил А.Н.Леонтьев, «реально действующие мотивы».

Всем учителям необходимо прийти к осознанию того, чем репродуктивный процесс обучения отличается от поискового, исследовательского, когда и при каких условиях обучающийся становится равноправным участником учебного процесса.

Это не означает снижения руководящей роли педагога, но она «скрыта» от детей. Его руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизвести: учитель предлагает новые формы учебного взаимодействия: организует совместные размышления, поиск, наблюдения, самостоятельную деятельность школьников по построению алгоритмов, моделированию учебных ситуаций и т.д.

2.Принципиально важным является изменение отношения учительства к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе.

Речь идет об осознании важности формирования у школьника самоконтроля и самооценки, развития у него адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности, формирования умений осуществлять пошаговый контроль за своими учебными действиями. Решение этой задачи требует психологической перестройки учителя, осознания им того, что контроль и оценка педагога не только не противоречат, но тесно связаны с уровнем сформированности самоконтроля и самооценки обучающегося. Гармония их «отношений» является условием успешности обучения, формирования учебно-познавательных мотивов и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

3.Ориентация образовательного процесса на формирование универсальных учебных действий приводит к необходимости решения следующих задач:

- выделение наряду с действиями и операциями, специфичными для конкретного учебного предмета, тех действий, которые могут «работать» как универсальные, т. е. использоваться в разных учебных ситуациях независимо от предметного содержания;

- характеристика универсальных умений, которые могут быть сформированы в начальной школе. В стандарте второго поколения выделены их виды – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные;

- проектирование технологий формирования УУД.

Сложность решения этих задач заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия, понять разницу между предметным (функциональным) действием и таким же по форме, но ставшим универсальным, осознать, как осуществляется постепенный переход к «всеобщности» учебного действия.


Библиография

  1. Проблемы реализации Государственного стандарта начального общего образования (стандарт второго поколения) //Начальное образование. – 2010. – №1. – С.3.

  2. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. // Пособие для учителя 1 класса. под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Вита-Пресс, 2010. – С.5-17.

  3. Сайты: www.depedu.yar.ru; www.iro.yar.ru






Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Штерцель Татьяна Алексеевна, методист кафедры дошкольного и начального образования
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Штерцель Татьяна Алексеевна, методист кафедры дошкольного и начального образования
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и«Черчение» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Черчение» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconО преподавании учебных предметов в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
В 2009-2010 учебном году заканчивается переход в 4 классах на преподавание по государственному стандарту и базисному учебному плану...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconО преподавании учебных предметов в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
В 2009-2010 учебном году заканчивается переход в 4 классах на преподавание по государственному стандарту и базисному учебному плану...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в 2010/2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»
В общеобразовательных учреждениях Ярославской области обучение учебному предмету «География» в 2010/2011 учебном году будет осуществляться...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»
В методических письмах прошлых лет о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»
«О преподавании учебного предмета «Технология» в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г
Будущим пятиклассникам предстоит обучение в новом педагогическом контексте. Однако преемственность начальной школы и основной сможет...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году iconИздания
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы