Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка icon

Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка




Скачать 104.89 Kb.
НазваниеМетодическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка
Дата19.12.2012
Размер104.89 Kb.
ТипМетодическое письмо
источник

Методическое письмо по преподаванию курса

«Изобразительное искусство» в 2005 – 2006 учебном году


Панова Е.А.,

методист по изобразительному

искусству и черчению ЯИРО


Пояснительная записка


В связи с модернизацией современного образования в федеральный базисный учебный план (приказ Министерства образования 09.03.2004 № 1312) учебный предмет «Изобразительное искусство» введен с 1 по 9 классы. В инвариативной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской федерации для обязательного изучения предмета «Изобразительное искусство» в I классе отводится 33 часа, во II- IV – 34 часа, V-VII – 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю. В VIII классе вводится курс «Изобразительное искусство» на 35 часов (17+18) в год, из расчета 1 час в неделю. В IX классе курс «Изобразительное искусство», рассчитанный на 17-18 часов, желательно проводить во II полугодии.

В связи с переходом с минимума содержания образования 1998 года на федеральный компонент государственного стандарта 2004 года по изобразительному искусству появились два новых стандарта: для начального общего образования и основного общего образования, включающие цели, обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников:

  • Вестник образования России. Июнь. № 12. 2004

  • Вестник образования России. Июль. № 13. 2004

  • Сборник нормативных документов. Искусство. М.Дрофа.2004

Стандарт ориентирован на деятельностное освоение искусства, реализующихся в таких исконно творческих видах деятельности как рисование, лепка, художественное моделирование, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно – творческие способности, возможности и интересы учащихся.

В содержании образования по изобразительному искусству включены новые темы, соответствующие современным требованиям жизни: виды и стили в архитектуре, современные направления в дизайне, художественная фотография, зрелищные и экранные искусства, современная реклама, плакат, шрифты, компьютерная графика. Занятия по курсу «Синтез искусств» предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение следующих практических работ учащимися: разработка художественно-декоративных эскизов к театральному спектаклю, создание сценического образа в форме игровых этюдов актеров, демонстрация художественных фотографий учащихся и создание фотоколлажа, работа со слайдами, репортажная видеосъемка в школьных условиях, использование компьютерных возможностей в обработке графических рисунков, монтаж материала для анимационного фильма. Изучение данного курса в 9 классе направлено на достижение следующих стратегических целей:

  • помочь учащимся получить представление: о роли визуальных синтетических искусств в культуре современного мира; о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах; о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.

  • способствовать формированию у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни.

^ Приоритетными направлениями в преподавании предмета «Изобразительное искусство» в 1-7 классах и «Синтез искусств» в 8-9 классах является его практическое освоение, где на первый план выходит творческая деятельность учащихся, которая в новом стандарте становится более разнообразной и вариативной. Непосредственное участие школьников в разнообразной художественно – творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, формирует её идеалы, вкусы, потребности, развивает творческие способности учащихся, их индивидуальность и дарования. Современная школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться в информационном пространстве и пользоваться новыми техническими средствами на художественном уровне после окончания школы (фотоаппаратом, видеокамерой, компьютером).

^ Содержание программы реализуется на основе методов: ролевой игры, наглядных, словесных, проблемно-поисковых методов, метода единства восприятия и созидания, метода широких ассоциаций, художественного уподобления, метода диалогичности, метода сравнений и проектов. Для активизации творческой деятельности используется метод коллективных (или групповых) работ.

Согласно Базисному учебному плану в 9 классе (Приказ Министерства образования от 09.03.2004 № 1312) по итогам курса учащиеся должны:

  • иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве

  • знать принципы построения изображения в пространственно-временном развитии; научиться построению видеоряда – раскадровки; усвоить принципы киномонтажа и реализовать их в простейших учебных кино и видеоэтюдах; изучить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве

  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике


^ Рекомендации по использованию УМК


При организации учебного процесса по предмету «Изобразительное искусство» и «Синтез искусств» в общеобразовательном учреждении обязательно должен выдерживаться принцип преемственности: занятия с 1 по 9 класс должны проводиться только по одной из трёх авторский программ: под редакцией Кузина В.С., Неменского Б.М. или Шпикаловой Т.Я.


^ Программы допущенные и рекомендованные Министерством РФ:

  • Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы. М Просвещение.2005

  • Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс. М.: Просвещение. 2005

  • На сегодняшний день авторская программа Кузина В.С. (Изобразительное искусство 1-11 кл. для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев /Кузин В.С. М. Дрофа. 2001) не соответствуют новым стандартам 2004 г.


Учебники допущенные и рекомендованные Министерством РФ:

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл. М. Дрофа. 2002-2005

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2 кл. М. Дрофа. 2002-2005

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 кл. М. Дрофа. 2002-2005

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4кл. М. Дрофа. 2002-2005

  • Неменская Л.А. Искусство и ты. 1 кл. Рабочая тетрадь. М. Просвещение. 2001-2005

  • Коротеева Е.И. Искусство и ты. 2 кл. Рабочая тетрадь. М. Просвещение. 2000-2005

  • Горяева Н.А. Искусство вокруг нас. Рабочая тетрадь. 3 кл. М. Просвещение. 2001-2005

  • Неменская Л.А. Каждый народ-художник. 4 кл. Рабочая тетрадь. М. Просвещение. 2001-2005

  • Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1 кл. Рабочая тетрадь. М. Просвещение. 2000-2005

  • Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 2 кл. Рабочая тетрадь. Просвещение. 2001-2005

  • Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 3 кл. Рабочая тетрадь. М. Просвещение. 2002-2005

  • Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. М. Просвещение. 2001-2005

В связи с отсутствием учебно-методическом комплекса для 8-9 кл. по ИЗО предлагается следующая дополнительная литература:

  • Фотография. Учеб. пос./ Мусорин М.К. М. Владос. 2003

  • Вардарян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. М. Владос. 2004Моделирование и художественное оформление одежды. Учеб. пос. / Ермилова В.В. М. ИЦ. Академия. 2004

  • Жданов Н.С. Перспектива. М. Владос. 2004

  • Залогова Л. Компьютерная графика. М. Лаборатория Базовых знаний. 2003

  • Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. М. SvR-Аргус. 1994

  • Гуссман Г. О книге. М. Книга. 1982



^

Примерный учебно-тематический план курса


«Синтез искусств» в 9 классе по программе Неменского Б.М.



^

Тема урока

Часы

1.

Синтетические искусства, их роль и место.

1

2.

Театр и экран – две грани изобразительной образности.

1

3.

Сценография и театрально-декарационное искусство как особый вид художественного творчества.

1

4.

Изобразительные средства актерского перевоплощения:

костюм, грим и маска.

1

5.

Театр кукол.

1

6.

Художники театра и фотохудожники.

2

7.

Этапы развития фотографии. Технология и специфика фотоизображения.

1

8.

«Мой фотоальбом». События в кадре.

1

9.

Специфика киноизображения: сценарий, покадровая съемка, режиссура.

1

10.

История развития кино. Киножанры.

Документальный фильм.

1

11.

Игровой (художественный) фильм.

1

12.

Компьютер на службе художника.

1

13.

Анимационный (мультипликационный) фильм.

2

14.

Съемка, кадр, монтаж, озвучивание фильма.

1

15.

Каждый народ Земли – художник.

1

16.
Синтетические искусства. Их виды и язык

(обобщающая тема).

1




Итого:

18



^ Примерный учебно-тематический план курса

«Сохраним и преумножим отечественные традиции культурного и художественного наследия» в 9 классе по программе Шпикаловой Т.Я.



^

Тема урока

Часы

1.

Дорога к храму.

2

2.

Русское храмовое зодчество как воплощение духовных идеалов общества.

1

3.

Умозрение в красках.

1

4.

Синтез искусств в театральных постановках.

1

5.

Художник в работе над художественным образом спектакля.

2

6.

Твой эскиз сценического костюма к опере «Золотой петушок»

1

7.

«Поэзия садов». Изящество садово-парковых стилей.

1

8.

Декор из металла в садово-парковом ансамбле.

2

9.

Парковая скульптура и ее особенности.

2

10.

Фестиваль искусств – праздник и встреча с художественными традициями народов России.

1

11.
Кукольное представление как традиция народного

праздника.

2

12.

Фестиваль искусств народов России в твоей школе.

1




Итого:

17


Примерный учебно-тематический план по изобразительному искусству

в 9 классе по программе В.С. Кузина



^

Тема урока

Часы

1.

Беседа по теме «Виды графики»

1

2.

Рисование на тему «Морозные узоры на окне»

1

3.

Рисование с натуры «Натюрморт из предметов быта»

2

4.

История зарождения и развития дизайна в России

1

5.

Конструирование современных видов транспорта

1

6.

Стиль и мода в художественном конструировании одежды

2

7.

Фотоколлаж на тему «Пейзаж», «Портрет»

1

8.

Проект оформления «Афиши и пригласительного билета»

2

9.

Виды киноискусства: черно-белые, документальные, художественные, анимационные фильмы

1

10.

Особенности анимационного фильма

1

11.

Проект оформления «Декораций», «Занавеса» к спектаклю

2

12.

Архитектурный проект «Город будущего»

1

13.

Беседа о современном искусстве

1




Итого:

17



Методист по изобразительному искусству ЯИРО Е.А. Панова


29.06.2005






Похожие:

Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Гос общего образования (2004 г.) и Фгос ноо. В текущем учебном году продолжается поэтапный переход 2-х классов на фгос по изобразительному...
Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconМетодическое письмо особенности преподавания учебных предметов «Изобразительное искусство» и«Черчение» в V и X классах в 2006-2007 учебном году Изобразительное искусство
Поэтапное введение федерального компонента государственного стандарта общего образования завершается в 2010 году. Департамент образования...
Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе составлено на основе учебника «Изобразительное искусство 2 класс»
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе составлено на основе учебника «Изобразительное искусство...
Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconКонспекты к урокам по изобразительному искусству для 8-9 классов из сборника «Изобразительное искусство в условиях модернизации образования» (2007 г.) Автор Панова Е. А
Анимация обладает чудесной воспитательной и развивающей силой, она является активным способом познания мира и самого себя
Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconНеменская Л. А. / Под ред Неменского Б. М. Изобразительное искусство
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2007г с учётом примерной программы...
Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и«Черчение» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Черчение» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных...
Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconАннотация к программе по изобразительному искусству
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству для VI класса построена на основе
«Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы художественного мышления. Изобразительное...
Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconИзобразительное искусство Пояснительная записка
Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и...
Методическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка iconО преподавании «Изобразительного искусства» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
Г., тем самым заканчивая переход на федеральный компонент государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы