С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей icon

С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей




Скачать 183.95 Kb.
НазваниеС. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей
Дата20.12.2012
Размер183.95 Kb.
ТипДокументы
источник

С.В. Успенская

Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей

Технология самооценки представляет собой многоуровневый системный процесс самонастройки организации, который имеет нормативно-правовые, организационные, технико-технологические и другие основания разворачивания деятельности, включает способы налаживания коммуникации, взаимодействия, «обратной связи» субъектов образовательного процесса в УДОД.

Заполнение формы самооценки УДОД не тождественно технологии самооценивания учреждения. Форма отчёта служит для того, чтобы предоставить органу управления образования сжатую информацию о ключевых процессах учреждения в текущем году (в контексте динамики результативности деятельности за последние 3 года) и обосновать шаги по улучшению процессов на следующий год.

Отметим, что фокус отчёта самооценки задаётся интегральными показателями, отражающими предназначение УДОД (речь идёт об удовлетворённости и успешности потребителя дополнительных образовательных услуг), и звучит как ответ на вопрос: «Насколько УДОД обеспечивает качество образовательной услуги?». Выразимся ещё точнее. Описание процессов в форме самооценки УДОД должно быть выстроено как шаги административной команды (конкретные управленческие действия), которые гарантируют удовлетворённость и успешность потребителя дополнительной образовательной услуги.

Информация формы самооценки содержит обоснования достижения учреждением определенного уровня (степени) результативности, выраженного количественными показателями. Балл результативности по процессу фиксируется на основе расчётных таблиц, которые опираются на аккредитационные показатели, заданные федеральными и региональными нормативными документами. В форме самооценки УДОД они могут иметь два варианта таблиц. Первый вариант четырёхбалльный, т.е. от «очень мало» (1) – до «превосходно» (4). Например, так:

1

2

3

4

Менее 3 %

От 3 до 5 %

От 5 до 10%

Более 10%

Второй вариант: двухбалльный, т.е. «наличие» – «отсутствие». Например, так:

1

4

Отсутствие

Наличие

Количественные показатели конкретизируют признак (целевой индикатор), переводя его в расчётную «формулу результативности деятельности» по выделенному в форме самооценки процессу. Балл по каждому целевому индикатору (вопросу формы) рассчитывается делением суммы баллов, полученных по каждому показателю, на общее количество показателей.

Пример расчета по целевому индикатору «Обеспечение сохранности здоровья детей»:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно







2, 66




  • Соблюдение техники безопасности

1

2

3 V

4

Более 3-х замечаний соответствующих служб относительно нарушений, связанных с обеспечением безопасности обучающихся

Не более 3-х замечаний соответствующих служб относительно нарушений, связанных с обеспечением безопасности обучающихся

Не более 2-х замечаний соответствующих служб относительно нарушений, связанных с обеспечением безопасности обучающихся

Отсутствие замечаний соответствующих служб относительно нарушений, связанных с обеспечением безопасности обучающихся

  • Реализация здоровьесберегающих мероприятий для обучающихся

1 V

4

Здоровьесберегающие мероприятия проводятся нерегулярно, непланово

Реализуется годовой план (программа) здоровьесберегающих мероприятий

  • Реализация программ по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

1

4 V

В учреждении не ведётся работа по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

Реализуется программа (план мероприятий) по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

Балл 2,66 получился следующим образом: первый показатель «Соблюдение техники безопасности» – 3 балла, второй показатель «Реализация здоровьесберегающих мероприятий» – 1 балл, третий показатель «Реализация программ по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних» – 4 балла в сумме дают 8 баллов. При делении на общее количество показателей (3) получаем балл по целевому индикатору «Обеспечение сохранности здоровья детей», равный 2,66, и переносим его в таблицу целевого индикатора.

Выведенный на основе расчёта количественных показателей уровень (степень) результативности процесса требует обоснования способа достижения УДОД этого результата (конкретизации показателей), т.е. учреждение фиксирует: что обеспечило результативность этого процесса, что требует улучшения, отвечая на системные вопросы к каждому целевому индикатору:

  • Почему Вы так считаете (например, «Почему Вы считаете, что учреждение действительно результативно обеспечивает сохранность здоровья обучающихся?»)?

  • Какие аспекты наиболее сильны и почему?

  • Что более всего нуждается в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?

«Отвечать на вопрос необходимо, приводя доказательства, выявляя причины, имеющие отношение непосредственно к тематике задаваемого вопроса»1. Управленческий анализ должен быть построен так, чтобы выявить причины разрывов между запланированными и полученными результатами, определить основные управленческие действия, необходимые для достижения результата.

Форма самооценки УДОД включает два основных блока вопросов: первый – обобщает целевые индикаторы, определяющие виды деятельности, результаты которых имеют критический (основной, базовый) вес для системы. Центральный вопрос блока: «Насколько УДОД обеспечивает качество образовательной услуги?». Это так называемый «инвариантый перечень целевых индикаторов». В него входят кроме центрального вопроса следующие:

  • обеспечение досуга обучающихся;

  • обеспечение сохранности здоровья;

  • кадровое обеспечение образовательного процесса;

  • методическое обеспечение образовательного процесса;

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

  • обеспечение открытости образовательного процесса;

  • обеспечение эффективности управления образовательным учреждением.

Кроме инвариантного перечня разработан вариативный перечень целевых показателей, представляющих основные направления развития УДОД региона (перспективные задачи деятельности).

Учреждение выбирает необходимое количество показателей (не менее пяти), сумма баллов делится на количество выбранных показателей.

В перечень входят:

  • участие в инновационных проектах, экспериментальной деятельности;

  • реализация индивидуальных образовательных маршрутов;

  • наличие системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

  • дополнительные образовательные программы, выходящие на допрофессиональный уровень;

  • наличие программ предпрофильной подготовки и курсов по выбору;

  • наличие в УДОД системы детского самоуправления, детских общественных организаций;

  • регулярность проведения мониторинговых исследований по оценке состояния здоровья обучающихся;

  • наличие системы стимулирования профессионального роста педагогов;

  • процент родителей, участвующих в мероприятиях УДОД;

  • ежегодные публичные (информационные, открытые) доклады перед общественностью;

  • положительные отзывы в СМИ за последние 3 года;

  • наличие системы (органов) самоуправления в УДОД;

  • участие УДОД в социальных программах.

Отметим, что в характеристиках УДОД (особенно в ответе на вопрос о качестве образовательной услуги УДОД) находят отражение показатели, которые разработало само учреждение для выражения особенностей. Это вызвано видовыми особенностями учреждений дополнительного образования детей, заданиями, которые УДОД, в частности государственные учреждения дополнительного образования детей, получают от учредителя.

Целевой индикатор «Обеспечение досуга обучающихся» требует раскрытия информации о системности организации данного процесса и его нормативном оформлении. Учреждение даёт краткую характеристику плана массовых мероприятий и высвечивает его специфические особенности, например, характеризует программы для детей микрорайона (отводя специальные разделы, посвящённые работе с детьми с особыми образовательными потребностями, детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми из семей малоимущих граждан, детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Выигрышным моментом здесь может стать указание на роль органов самоуправления в разработке и реализации как плана, так и отдельных мероприятий. Результатами работы может стать не только своевременная реализация плана (заказа учредителя), но и удовлетворённость участников, высокая степень охвата детей, привлечение различных возрастных групп к работе (например, старшеклассников). Одним из приоритетов регионального уровня является разработка и реализация в УДОД программ лагерей дневного пребывания.

Отметим, что целевой индикатор «Обеспечение досуга обучающихся» высвечивает реальную степень интеграционных процессов в УДОД (имеется в виду как внешняя, так и внутренняя интеграция), прежде всего, речь идёт о взаимодействии с общеобразовательными и дошкольными учреждениями, реализации междисциплинарных программ, участии УДОД в социальной жизни конкретной территории.

Показателями результативности (плановыми показателями) могут выступить, например, такие количественные характеристики досуговой деятельности УДОД:

  • массовыми мероприятиями УДОД охвачено не менее такого-то процента учащихся определенной возрастной категории (детей с особыми образовательными потребностями);

  • не менее 50% массовых мероприятий подготовлены органом самоуправления УДОД;

  • разработано не менее 5 новых номеров для презентационной программы УДОД (для участия в социальных программах города и региона) и др.

Для того, чтобы выход на данные показатели выглядел обоснованным, необходимо указывать потребность в их достижении (например, на основе аналитической информации, данных мониторинга, запроса учредителя, участия в гранте или проекте), а также фиксировать способ их достижения (разработка локального акта УДОД, создание совета, проблемной группы, временного творческого коллектива, изменение акцентов в содержании деятельности того или иного объединения).

Целевой индикатор «Обеспечение сохранности здоровья обучающихся» фиксирует целенаправленность усилий учреждения, в первую очередь, по созданию комплекса мер техники безопасности детей. Речь идёт как о разработке специальных локальных актов (приказов, положений, инструкций), проведении специальных мероприятий по профилактике нарушений или отработке навыков безопасного поведения, так и о подготовке специальных образовательных модулей в составе рабочих программ педагогов по обучению детей жизненно важным навыкам. Отметим, что мероприятия по здоровьесбережению должны иметь системный характер, выходить на межведомственное взаимодействие, включать всех субъектов деятельности.

Свидетельством результативности УДОД в данной деятельности могут служить реализация плана специальных мероприятий по здоровьесбережению (от дня спорта для жителей микрорайона до защиты проекта по профилактике злоупотребления ПАВ), а также создание специально оборудованных «зон здоровья» (комнат психологической разгрузки, уголка профилактики аддиктивного поведения и др.).

Целевые индикаторы, фиксирующие результативность кадрового и методического обеспечения УДОД, имеют своей основой один из приоритетов национальной политики в сфере образования – «оформление человеческого капитала». Речь идёт о следующих перспективных линиях: развитии форм образования без отрыва от работы, становлении информационной культуры в учреждении, налаживании способов обратной связи и управления знаниями: освоении педагогами современных образовательных технологий, включая организацию дистанционного обучения; создании хранилищ передового опыта и др.

В раскрытии данных вопросов на первый план могут выйти показатели результативности работы методической службы в УДОД, работы методических объединений (например, в реализации единой методической темы), а также характеристика организации внутриорганизационного обучения (наличие программ обучения персонала, функционирование научно-методического и экспертного советов, реализация программ тематических методических и педагогических советов, организация конференций). Важным показателем качества работы с кадрами и методической деятельности является стимулирование сотрудников для внешнего повышения квалификации, аттестации, участия в конкурсах профессионального мастерства, методических разработок, подготовки публикаций и др.

Показателями результативности (плановыми показателями) могут стать:

  • наличие плана (программы) систематического повышения квалификации работников;

  • % прошедших КПК (72 часа) от общего числа;

  • доля педагогов, прошедших краткосрочное обучение (семинары, конференции менее 72 часов);

  • наличие единой методической темы;

  • наличие плана мониторинга (контроля внутри УДОД);

  • наличие методических объединений, проблемных групп;

  • степень модификации дополнительных образовательных программ (УМК);

  • наличие авторских программ, экспертированных авторских разработок;

  • % обновления и пополнения ресурсной базы: наличие в УДОД библиотеки, медиатеки, банка методической продукции, баз данных (специальной информации);

  • % педагогических работников, участвующих в обобщении передового педагогического опыта и его тиражировании (на разных уровнях);

  • доля педагогов, владеющих образовательными технологиями (включая ИКТ);

  • % педагогов, участвующих в конкурсах (проектах) федерального, регионального, муниципального уровня;

  • количество победителей, лауреатов (призеров) конкурсов профессионального мастерства;

  • наличие педагогического портфолио (как одной из форм самооценки результативности деятельности педагога);

  • количество методических сборников, публикаций, продуктов инновационной, проектной деятельности (за год);

  • наличие в УДОД научно-методического совета;

  • наличие стажерской площадки (ОМЦ, ИМЦ, ресурсного центра);

  • наличие программ (планов) методического аудита;

  • количество договоров с социальными партнёрами (в том числе, по тьюторскому сопровождению, кураторству, научному руководству);

  • наличие фонда стимулирования методической работы педагога;

  • доля педагогов от общего числа, имеющих собственные электронные УМК (тематические сайты);

  • количество педагогов, выигравших гранты в течение года, и др.

Для эффективной работы с показателями необходимо определять их «норму» на уровне учреждения и создавать «варианты комбинаций показателей», определяющих работу УДОД в этом направлении в течение конкретного года.

Например, «вариант комбинации показателей» и их «нормирование» может выглядеть следующим образом:

Показатель

Норма на год

% прошедших КПК (72 часа) от общего числа

10 %

Доля педагогов, прошедших краткосрочное обучение (семинары, конференции менее 72 часов)

60%

% педагогов от общего числа, участвующих в обобщении передового педагогического опыта

Не менее 40%

% педагогов, владеющих ИКТ на базовом уровне

Не менее 80%

Количество педагогов (% от общего числа), участвующих в конкурсах профессионального мастерства

Не менее 20%

Количество тьюторов в УДОД

2 тьютора по ИКТ

Для обоснования дефицитов развития УДОД и выбора направления улучшений можно воспользоваться таблицей, предложенной разработчиками «Руководства по формированию отчёта по самооценке общеобразовательных учреждений» (ук. соч.)

Проблема (дефицит)

Требующаяся внешняя помощь

1

1

2

1 и т.д.

1

2

Характеристиками материально-технического обеспечения образовательного процесса УДОД являются, прежде всего, два аспекта:

  • соответствие материальной базы, ресурсов, информационно-технического обеспечения УДОД требованиям нормативной документации;

  • соответствие материальной базы, ресурсов, информационно-технического обеспечения УДОД реализуемым программам.

В качестве обоснования могут быть представлены данные, отражающие нормативные требования к обеспечению учебного процесса и его безопасности, их выполнение УДОД (в том числе – лицензия, требования контролирующих и проверяющих структур, замечания, предписания, жалобы и обращения родителей). Отметим, что особо можно оговорить наличие специального оборудования для занятий, современных ТСО и дать характеристику целесообразности их применения в образовательном процессе.

Целевые индикаторы обеспечения открытости образовательного процесса УДОД и эффективности управления образовательным учреждением высвечивают механизмы, позволяющие административной команде усилить результативность управления учреждением. Речь идёт о процессах становления в РСО института государственно-общественного управления образования, создания целевых программ сетевого взаимодействия и социального партнерства, разработки проектов развития УДОД. Результативность данной деятельности определяется реальностью предъявления и принятия УДОД социального заказа. На первый план выходят не только программы информирования родителей, заключение договоров о сотрудничестве, но и способы и формы вовлечения родителей и общественности в жизнедеятельность учреждения.

Показателями результативности (плановыми показателями) могут стать:

  • % родителей, участвующих в жизнедеятельности УДОД;

  • % детей и родителей, удовлетворенных образовательными услугами УДОД (от количества опрошенных);

  • наличие программы развития УДОД (степень выполнения на текущий год);

  • количество заключенных (пролонгированных) договоров о сотрудничестве, реализации совместных программ и проектов УДОД и социальных партнёров;

  • количество зарегистрированных посетителей сайта УДОД;

  • доля педагогов, участвующих в проблемных, проектных группах;

  • наличие органа государственно-общественного управления;

  • обновление баз данных мониторинга не реже определенного количества раз в год.

Типичной ошибкой2 при работе с формой самооценки является процессный, а не результирующий залог в определении «шагов улучшения» или управленческих действий. Например, «педагоги работали в течение года над повышением уровня программного обеспечения, доработкой учебно-тематических планов до уровня программ». Грамотно составленная формулировка будет фиксировать количественную и качественную характеристику сделанного педагогами УДОД, содержать план по улучшению показателей. Отсюда логика представления информации может быть следующей: «Количество реализующихся авторских программ в УДОД, имеющих соответствующие экспертные заключения, такое-то, из них разработано в этом году столько-то. Требуется проведение экспертизы такого-то количества программ. По результатам методического аудита выявлено, что процент модификации программ (наличие авторского компонента) в целом по УДОД такой-то, по отделам // направленностям такой-то. Планируется увеличение процента на столько-то. Для этого состоится семинар (тогда-то, ответственный) для такого-то количества педагогов; будет заказано проведение не менее такого-то количества экспертиз и т.д.».

Ряд ошибок при составлении отчёта по самооценке связан с проблемой установления причинно-следственных связей между конкретными фактами, особенно в характеристике причин улучшений. Например, «Появились программы, рассчитанные на 4 года (программы двух педагогов). Это говорит о мотивации педагогов на разработку долгосрочных программ». Очевидно, что появление двух долгосрочных программ вряд ли свидетельствует о мотивации всего педколлектива на их разработку. Вместе с тем наличие положительного опыта конкретных педагогов может стать реальным основанием для его тиражирования на уровне УДОД, проведения мастер-классов, инициирования создания проектных групп и т.д.

Ошибка в составлении отчёта часто заключается в использовании его административной командой для фиксации размышлений и пожеланий относительно будущего УДОД, вместо того, чтобы предложить способы управления переходом к этому будущему. Так появляются формулировки типа: «Следует обратить внимание на недостаточное количество программ для детей от 11 до 16 лет», «Желательно создание портфолио для каждого педагога» или «Созрела необходимость в лицензировании программ предпрофильной подготовки для школьников старших классов». Очевидно, что для каждого из данных «пожеланий самим себе» требуются обоснования потребности в изменениях, их целесообразности, факторы достижения.

Необходимо быть очень внимательными с вариантами представления фактов, иначе могут возникать следующие «внутренние противоречия»: «Большинство программ, реализуемых в учреждении, являются авторскими. Однако в пояснительной записке некоторых их них слабо прописаны авторские идеи и позиции, отличия данных программ от уже существующих».

Очевидно, что выявление удовлетворенности потребителей в рамках самооценивания деятельности УДОД – это целенаправленный и системный процесс, требующий не просто разработки анкет, проведения анкетирования, анализа данных, но и серьёзного погружения в методологию проведения опроса, где есть место выбору целевой группы, созданию и проверке гипотезы и т.д. Поэтому необходимо быть осторожными с фиксацией в форме самооценки информации об удовлетворенности потребителей. Иначе формулировки типа «Виды объединений различны по своим характеристикам. Это позволяет привлечь к занятиям и заинтересовать ими намного большее количество учащихся» выглядят голословными.

При характеристике процессов, позволяющих оценить деятельность определенных групп педагогов, необходимо акцентировать внимание на содержании локальных актов учреждения (например, внесение изменений в должностные инструкции или акценты, сделанные в них). Иначе не ясны основания деятельности специалистов, например, в следующих характеристиках процесса методического обеспечения: «Опытные педагоги Центра с помощью методистов разрабатывают, оформляют и распространяют методические разработки по методике организации, формированию содержания образовательного процесса, проведению массовых мероприятий с обучающимися различных возрастов»; «В учебном процессе большинство педагогов применяют современные образовательные технологии и проводят систематическое отслеживание результатов процесса обучения»; «В каждом объединении имеется возможность организации обучения по индивидуальным маршрутам». В последних утверждениях требуется дополнительная информация: о каких технологиях идёт речь (например, характеристика применения ИКТ требует определения доли занятий с их использованием или указания % в рабочей программе педагога, в рамках которой запланированы подобные виды деятельности), как и на основании чего осуществляется разработка индивидуального маршрута обучающимся?

Однако есть место и избыточности информации. Так, списки победителей конкурсов (например, при характеристике работы с одарёнными детьми) лучше поместить в приложениях к отчёту о самооценке.

В оценке сильных аспектов деятельности необходимо избегать «общих фраз». Например, «К наиболее сильным аспектам можно отнести:

1) профессионализм кадрового состава,

2) наличие воспитывающих и развивающих традиций внутри каждого объединения и внутри Центра,

3) оснащённость необходимым оборудованием».

Гораздо более наглядно выглядит информация о результативности работы сайта УДОД в следующем случае: «Центр имеет свой сайт, на котором представлена информация об истории учреждения, проводимых мероприятиях и их итогах. В 2008 г. на сайте Центра было зарегистрировано 3312 посетителей, просмотрено 13608 страниц с информационными материалами».

Таким образом, технология самооценивания УДОД выявляет и оформляет «аналитический и проектный материал», управленческие решения, которые и находят своё отражение в отчёте. Это своего рода «обязательства», принимаемые на себя организацией по результативному функционированию и, одновременно, поиску новых факторов улучшения и/или корректировки деятельности.

1 Руководство по формированию отчета о самооценке общеобразовательных учреждений. − Ярославль, 2008

2 Указанные здесь и далее ошибки являются материалами реализации ДПОП «Технология самооценки УДОД» (курсы повышения квалификации руководителей УДОД на базе ГОУ ЯО «Институт развития образования», 72 часа, март-апрель 2009 г.)



Похожие:

С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей iconУчебно-тематический план выездного семинара «Принятие управленческих решений на основе самооценки деятельности образовательного учреждения»» (27-29. 01. 2009 г.)
Цель: повысить компетенции руководителей оу в сфере принятия управленческих решений
С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей iconВопросы к экзамену по ур: Типология процессов управления и выбор технологии разработки управленческих решений Типология управленческих решений
Методологические особенности проблемного анализа при разработке управленческих решений
С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей iconОпыт индивидуализированного сопровождения педагога дополнительного образования детей в условиях курсовой подготовки
Дагогов дополнительного образования, и многие специалисты учреждений дополнительного образования детей не владеют специальными теоретическими...
С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей icon«Принятие управленческих решений для реализации полномочий региональных и местных органов власти с использованием данных космической съемки»

С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей iconАналитическая справка м униципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра внешкольной работы «Истоки» город Ярославль
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное...
С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра внешкольной работы «Истоки» город Ярославль
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное...
С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей iconПресс- релиз о проведении областного заочного этапа Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся учреждений дополнительного образования детей 2008 г
В соответствии с планом работы департамента образования Ярославской области гоу яо детский эколого-биологический центр проводит в...
С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей iconПресс-релиз Тема: проведение областного заочного этапа Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся учреждений дополнительного образования детей 2009 г
Соответствии с планом работы департамента образования Ярославской области в октябре 2009 года гоу яо детский эколого-биологический...
С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей iconИнформационно методический центр
Разработка критериев и показателей самооценки деятельности учреждения дополнительного образования детей
С. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей iconКомитет образования и науки курской области государственной образовательное учреждений дополнительного образования детей областной центр творческого развития
Государственной образовательное учреждений дополнительного образования детей областной центр творческого развития и гуманитарного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы