Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» icon

Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»




Скачать 82.96 Kb.
НазваниеПодходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»
Дата20.12.2012
Размер82.96 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник

Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области

Бережная С.К., проректор по образовательной деятельности ГОУ ЯО «Институт развития образования», к.п.н.

Современный государственный заказ школе: воспитание инициативных, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, умеющих самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, готовых обучаться в течение всей жизни выпускников. Понятно, что воспитать такие качества у ребенка может педагог, обладающий ими, а значит, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов обязана направить свои усилия на развитие этих качеств у педагогов. Анализируя идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», требования нового поколения образовательных стандартов, а также приоритеты федеральных площадок в области повышения квалификации мы пришли к выводу, что государственные услуги по повышению квалификации работников образования должны существенно измениться, соответственно, должна измениться наша деятельность, а значит, нормативная база института.

Мы создали в институте систему менеджмента качества (СМК), прошли сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001-2008 и постоянно занимаемся ее развитием. Мы разработали новые документы и скорректировали многие уже действующие, в первую очередь, это: Образовательная программа (документ, определяющий содержание дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП), требования к организации и обеспечению процесса разработки и реализации ДПОП, требования к результатам освоения модулей и ДПОП, механизмы и инструменты управления образовательной программой; Положение о зачетно-накопительной системе, Положение о дистанционных технологиях обучения, должностные инструкции, другие локальные акты, связанные с научно-методическим обеспечением, документооборотом и т.п.

Образовательная программа института направлена на решение задач последовательного повышения профессионального уровня работников региональной системы образования (РСО), обеспечения их непрерывного и опережающего повышения квалификации. Чтобы предложить клиентам содержание и технологии повышения квалификации, институт с помощью разных методов и форм изучает региональные потребности в повышения квалификации, согласовывает их с учредителем и предлагает клиентам для выбора. Для определения региональных потребностей изучаются аналитические материалы департамента образования, его подведомственных учреждений, в т.ч. собственные аналитические материалы. Предметом изучения являются реальные проблемы учащихся, выявленные в ходе ЕГЭ и других исследований; реальные проблемы работников образования, выявленные в ходе аттестации работников, аккредитации ОУ и т.п.; реальные проблемы работников образования, выявленные в процессе обучения или в других формах взаимодействия с сотрудниками РСО. Проблемные зоны и способы их разрешения после обсуждения с заинтересованными сторонами и согласования с учредителем становятся содержанием государственного задания и технического задания учредителя на научно-методическую и образовательную деятельность института, а позднее трансформируются в ДПОП (курсы ПК); блоки и модули, из которых клиент по согласованию с соответствующими кафедрами может составить ИДПОП.

Таким образом, важным организационно-педагогическим условием Образовательной программы является единая блочно-модульная программа института, имеющая целостную структуру содержания (три направления): содержание и методика предмета обучения, содержание и способы профессиональной деятельности, надпредметные и надпрофессиональные компетенции. Зачем нужны три направления? По большому счету, выделение трех направлений – это первый шаг в комплектовании учебных групп по потребностям клиентов. Следующие шаги связаны с конкретизацией содержания и методик предмета обучения; конкретизацией должностных обязанностей, имеющегося и необходимого уровня квалификации, уровня овладения теми или иными компетенциями. Структурирование и отбор содержания в рамках основного направления, блоков модулей, модулей – это выбор содержания на макроуровне. На микроуровне также есть возможность выбора учебных тем внутри вариативной части модуля. Таким образом, варьируется содержание и обеспечивается возможность выбора образовательного маршрута внутри единой блочно-модульной программы института и внутри выбранных ДПОП, блоков и модулей. Учебные элементы как на макро- так и на микроуровне могут быть инвариантными, инвариантными по выбору и вариативными. Единая блочно-модульная программа позволила ввести в институте зачетно-накопительную систему как способ реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Образовательная программа института определяет три возможных уровня освоения содержания ДПОП, блоков, модулей, учебных тем нашими клиентами:

^ Первый уровень – способность идентифицировать объект изучения и формулировать его характерные свойства; осознание проблем и новых задач своей профессиональной деятельности;

^ Второй уровень – способность применить изученный материал в практике учебных ситуаций (на практических работах, семинарах, деловых играх, тренингах, итоговой аттестации); понимание целесообразности использования этого материала в практике профессиональной деятельности.

^ Третий уровень - способность применить изученный материал в сфере профессиональной деятельности — включает три подуровня:

А) осознанное выполнение действий в конкретной производственной ситуации, приводящая к конкретному результату (выбор алгоритма действий на основе анализа ситуации);

Б) представление разработанных в процессе обучения и не проверенных в практике продуктов, восполняющих пробелы в обеспечении профессиональной деятельности клиента;

В) представление реализованных (может быть частично) продуктов, в т.ч. прогнозирование результатов и рисков применения, обоснование выбора способов деятельности, фиксированные результаты (возможно, промежуточные), полученные при использовании этих продуктов и т.п.

Для формирования определенного в ДПОП (блоке, модуле, учебном занятии) уровня компетентности организуется деятельность субъектов образовательного процесса (обучающегося и обучающего), которая характеризуется общепедагогическими технологиями, т.е. типом образовательного процесса. Главным типом образовательного процесса, используемым в институте, является субъектно-ориентированный. Основным средством и результатом этого типа образовательного процесса является осознанный выбор обучающимся своего образовательного маршрута и субъектность в его реализации. Для формирования разных уровней освоения содержания используются сущностно-репродуктивный и продуктивный типы образовательного процесса. С целью формирования компетентности на первом и втором уровне клиентам предлагается сущностно-репродуктивный тип образовательного процесса, для формирования компетентности третьего уровня — продуктивный. Таким образом, в зависимости от предложенных и выбранных клиентом уровней освоения содержания реализуются разные способы получения и изучения информации, применения ее в профессиональной деятельности. При этом, клиент реализует право на свою интерпретацию информации, свой метод, темп, время обучения и т.п. Индивидуализация образовательного процесса в институте определяется не удовлетворением любых образовательных потребностей клиента, а выбранным им (из предложенных) образовательным маршрутом, в т.ч. направлением ДПО, набором конкретных компетенций и уровнем их освоения. Наряду с традиционными формами занятий, в институте широко используются современные образовательные технологии, в т.ч. проектирование, портфолио, развитие критического мышления, кейс-технология, имитационные, ролевые, деловые игры, занятия с использованием техник рефлексии, моделирования, конструирования; творческие лаборатории, ОДИ и т.п. Постепенно расширяется использование дистанционных технологий обучения, использование института региональных тьюторов, базовых площадок, ресурсных центров, опорных образовательных учреждений, муниципальных методических служб.

Сегодня сотрудники института работают над формированием готовности работников РСО к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введению федеральных образовательных стандартов нового поколения. Поэтому, в скорректированном техническом задании и плане 2010 года важное место заняли соответствующие ОДИ, обучающие курсы, информационные семинары и т.п.

Уровни сформированности конкретных компетенций фиксируются в объективных результатах и учебных продуктах клиента. Результатом реализации ДПОП, блока, модуля должен быть, как правило, третий или второй уровень освоения содержания. Первый уровень компетентности обычно является результатом изучения тем и промежуточным результатом по отношению к ДПОП, блоку, модулю. Однако, он может быть результатом некоторых краткосрочных модулей (6-8 час.). Итоговая аттестация обучающихся по ДПОП, блоку, модулю является обязательной (кроме краткосрочных модулей, где вместо итоговой аттестации обратная связь устанавливается с помощью групповых или фронтальных форм контроля над реализацией цели). Итоговая аттестация обучающихся по ДПОП может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний в зависимости от сроков обучения и набора модулей/блоков в ДПОП. Итоговая аттестация по программе, реализующей направление «содержание и способы профессиональной деятельности», может быть совмещена с процедурой экспертизы профессиональной компетентности при прохождении аттестации обучающегося по одной из вариативных форм аттестации на квалификационные категории педагогических и руководящих кадров, утвержденных департаментом образования.

Образовательные результаты (и учебные продукты), а также способы их достижения формализуются в учебно-программной документации (УПД), которая еще на этапе заказа и проектирования проходит процедуру экспертизы, т.е. согласования интересов заинтересованных сторон: заказчиков (департамент образования, муниципальные органы управления образованием, администрация образовательных учреждений), потребителей (обучающихся) и работников института (администраторов, организаторов, преподавателей). Ожидаемые результаты освоения содержания ДПОП (курсов), блоков, модулей, соответствующие им способы обучения и формы итоговой аттестации, формализованные в учебно-программной документации, представляются клиентам в Единой блочно-модульной программе института (аннотированный перечень программ). Как правило, ожидаемые результаты, и соответственно, способы обучения и формы итоговой аттестации вариативны. Для разных уровней освоения содержания нужны разные условия и ресурсы, в т.ч. финансовые, временные, интеллектуальные, информационные. Таким образом, ожидаемые результаты (и соответствующие им способы и формы), сроки, финансовые и материальные затраты и т.п., указанные в УПД (прошедшей процедуру экспертизы и утверждения), становятся нормой и подлежат контролю. В институте в течение многих лет ведется мониторинг удовлетворенности клиентов образовательным процессом и его результатом. Кроме того, с введением Образовательной программы реализуется мониторинг на соответствие учебных достижений обучающихся требованиям ДПОП, блока, модуля; соответствие способов деятельности преподавателей целям обучения, заявленным в ДПОП, блоке, модуле; соответствие учебно-методического комплекса ДПОП, блока, модуля требованиям Образовательной программы. Все полученные данные являются основанием для корректировки единой блочно-модульной программы института, в т.ч. содержания, методов и форм повышения квалификации.

Одним из важнейших механизмов управления Образовательной программой является информационно-аналитическое обеспечение, которое включает в себя электронные базы данных – информационную систему института, т.е комплекс технических, программных, методических, организационных и нормативных средств, в т.ч.: парк автоматизированных рабочих мест, объединенных в единую сеть; программное обеспечение; методический инструментарий.

Важнейшим планируемым результатом ОП является воспроизводство образовательных услуг института, который конкретизируется в двух аспектах: непосредственные и отсроченные результаты. К непосредственным планируемым результатам относятся:

  • положительная динамика образовательных услуг института (увеличение числа работников РСО, обучаемых в институте в год: от 20% в 2008г. до 40% в 2012г.;

  • положительная динамика результативности и эффективности ключевых процессов СМК;

  • положительная динамика результативности и эффективности ДПОП, в т.ч. изменения (приращение) в трудовом потенциале клиентов, устойчивая практика разворачивания способов организации и реорганизации собственной деятельности клиентов, устойчивая мотивация клиентов на дальнейший профессиональный рост.

Отсроченные результаты реализации образовательной программы - это эффект, влияющий на сферы стратегических изменений в РСО (содержание образования; технологии организации педагогического процесса; способы и средства организации и управления; способы организации подготовки и развития кадров), которые определяются в контексте системных изменений в РСО. Системные изменения оцениваются в соответствии с целевыми ориентирами основных направлений развития РСО.



Похожие:

Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПодходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., к п. н., проректор гоу яо иро
Перевод повышения квалификации в интерактивный режим, подразумевающий индивидуальную работу на основе новых информационных технологий,...
Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconУправление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»
Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования», к п н
Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconМетодика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования»
...
Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconРоль иро в формировании единого информационно-образовательного пространства региона Смирнова А. Н., проректор по имд гоу яо «Институт развития образования»
Смирнова А. Н., проректор по имд гоу яо «Институт развития образования», к п н., заслуженный учитель РФ
Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПоложение о региональном конкурсе среди
Государственного автономного образовательного учреждения Ярославской области «Институт развития образования» по повышению квалификации...
Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПоложение о региональном конкурсе среди
Государственного автономного образовательного учреждения Ярославской области «Институт развития образования» по повышению квалификации...
Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconУважаемые коллеги! Департамент образования Ярославской области, гоу яо«Институт развития образования»
Департамент образования Ярославской области, гоу яо«Институт развития образования», региональная общественная организация«Педагогическое...
Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconВариативный образовательный процесс по формированию диагностической компетентности педагогов в условиях дпо дорофеева О. И., методист сектора развития профессиональной культуры педагогов гоу дпо «Вологодский институт развития образования»
Дорофеева О. И., методист сектора развития профессиональной культуры педагогов гоу дпо «Вологодский институт развития образования»,...
Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПродуктивные образовательные технологии в практике педагогов Ярославской области Назарова И. Г., зав кафедрой общей педагогики и психологии гоу яо «Институт развития образования»
Назарова И. Г., зав кафедрой общей педагогики и психологии гоу яо «Институт развития образования», к п н
Подходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconУважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в региональном фестивале проектов «Школа здоровья» Фестиваль проводится департаментом образования Ярославской области, гоу яо «Институт развития образования»
Фестиваль проводится департаментом образования Ярославской области, гоу яо «Институт развития образования» (Приказ от 25. 10. 2010г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы