Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» icon

Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования»




Скачать 166.59 Kb.
НазваниеНаучно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования»
Дата20.12.2012
Размер166.59 Kb.
ТипДокументы
источник

Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования

Мокшеев В.А.., руководитель центра образовательной политики ГОУ ЯО «Институт развития образования»

1. В истории России идея государственно-общественного управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы.

Петр Федорович Каптерев (1849–1922) в «Истории педагогики» описывал три периода истории русского педагогии: педагогии церковной, государственной и общественной. Церковная педагогия это время до Петра I и характеризуется преобладающим положением церкви и ее мировоззрения в жизни русского народа и в его образовании.

^ Государственная педагогия продолжается до воцарения императора Александра II, т. е. до эпохи освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Третий период, общественная педагогия, по мнению Петра Федоровича, представляется наиболее трудным для характеристики, потому что он не имеет таких выпуклых свойств, как первые два. Он пишет: «Самое признание этого периода общественным уже возбуждает сомнение: что за сила общество? … Конечно, общество далеко не так влиятельно в постановке образования, как ему подобает быть; физическая сила на стороне государства, а оно до сих пор стремится рассматривать народное образование как простого служителя государства и ставит его далеко не на первое место; но слишком ясно чувствуется присутствие других деятелей в этом периоде, выдвигающих другие задачи, вливающих новое содержание в прежние формы образования. Выставляется прямо новое требование: удовлетворить образованием ближайшие, непосредственные нужды государства и церкви недостаточно, нужно пойти дальше — образовать весь народ, просветить всю Русь школой, учением, дать подрастающим поколениям общечеловеческое развитие, сочетая его с национальными формами жизни».

2. Словосочетание «государственно-общественное управление» как общезначимая категория педагогики в Советском Союзе получила свое признание в 1988 году, после февральского Пленума ЦК КПСС, указавшего на целесообразность создания в школах и ПТУ общественных советов из числа педагогических работников, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов общественности. В декабре этого же года  Всесоюзный съезд работников образования отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно-общественной системы управления учебными заведениями.

В 1992г. в Законе РФ «Об образовании» впервые закреплен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Начиная с 1999 года многие образовательные учреждения России приступили к формированию государственно-общественного управления образованием в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании», указом президента 1999 года «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», постановления правительства того же года «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения»

В конце 90-х по инициативе группы петербургских ученых начинает свою деятельность общественный институт развития школы под руководством Олега Ермолаевича Лебедева.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».

В 2002 году в лаборатории государственно-общественного управления образованием Института управления образованием РАО под руководством Бочкарева Вениамина Ивановича, был разработана концепция государственно-общественного управления общим образованием.

В концепции изложены сущность ГОУО, его основные признаки, принципы, организационная структура, определены также полномочия субъектов на федеральном, региональном, муниципальном уровне и  на уровне образовательного учреждения

В рамках концепции под государственно-общественным управлением образованием понимается такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.

В это же время идет активное развитие инновационной сети федеральных экспериментальных площадок Института образовательной политики «Эврика» под руководством Александра Изотовича Адамского, где формируются экспертные образовательные сообщества, осмысляются проблемы и стратегии развития образования.

Новый этап в развитии государственно-общественного управления образованием связан с организацией Министерством образования и науки федерального эксперимента, проводимого в 2004 – 2006 г.г. в семи российских регионах по созданию в школах управляющих советов. Идейным вдохновителем, великолепным организатором, признанным лидером этой работы был Анатолий Аркадьевич Пинский.

Организуется серия семинаров, идее активный обмен опытом, обучение команд, организуется широкое обсуждение в муниципальных, региональных и федеральных СМИ проблем государственно-общественного управления.

Уже в 2005 году федеральная группа разработала программно-методическое обеспечение процесса обучения общественных управляющих, которые легли в основу подготовки общественных управляющих сначала в пилотных регионах, а потом и в других регионах Российской Федерации. Организуется коммуникация на интерактивных сайтах «Общественное участие в управлении образованием», «Управляющие советы Красноярского края» и других. В дальнейшем появляется серия научно и учебно-методических работ, посвященных созданию и организации деятельности школьных управляющих советов. Одна из ключевых публикаций – Методическое пособие «Руководство для членов школьных Управляющих советов».

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования организует в этот период один из первых курсов повышения квалификации по проблематике «Государственно-общественное управление образованием»

Появляются многочисленные разработки регионов по проблемам государственно-общественного управления (Карелия, Красноярск, Тамбов, Южный административный округ г. Москвы, г. Дубна Московской области и другие). Широко распространяется практика публичных докладов образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием. Активно используются школьные сайты, как средство вовлечения местного сообщества в дела школы. На данный момент времени поисковая система Интернет на запрос по фразе «управляющие советы школ» выдает 42 тысячи ссылок на сайты и около пятисот тысяч ссылок на документы.

В октябре 2006 года создается важнейший прецедент развития общественного участия в управлении образованием - в Ханты-Мансийском автономном округе -Югра принят первый в России закон "О государственно-общественном управлении в сфере общего образования". В Законе определены понятия школьного Управляющего совета, общественных советов по общему образованию регионального и муниципальных уровней, заложены нормы про публичную отчетность школ и в системе образования в целом, общественное участие в оценке качества образовательных услуг.

В сентябре 2007 года принят закон Пензенской области «О государственно-общественном управлении в системе общего образования Пензенской области». В Московской области в ближайшее время будет принят аналогичный закон. Идет разработка проектов законов в Москве, в Иркутской области, в Республике Бурятия и других территориях

3. В Ярославской области общественная составляющая государственно-общественного управления образованием представлена:

на региональном уровне:

  • Ярославское региональное отделение ООО «Всероссийское педагогическое собрание»;

  • Областной комитет профсоюза работников народного образования и науки;

  • Совет ректоров высших учебных заведения Ярославской области;

  • Ярославская региональная общественная организация «Родительский комитет»;

  • Ярославская региональная общественная организация «Учитель года»;

  • Ярославская региональная общественная организация «Ребенок в обществе»;

  • Совет по обеспечению реализации приоритетного национального проекта и федеральных целевых программ в сфере образования.

Отдельно следует отметить совместную деятельность широкой общественности в рамках регионального Образовательного Форума, ставшего площадкой для обсуждения наиболее значимых и актуальных вопросов в сфере образования.

на муниципальном уровне:

  • районные родительские комитеты;

  • советы руководителей образовательных учреждений;

  • общественные советы по развитию образования.

на школьном уровне:

  • советы образовательных учреждений;

  • попечительские советы;

  • совет социальных партнеров;

  • родительские комитеты;

  • советы старшеклассников.

Особо следует выделить практику формирования управляющих советов. Инициатором создания Управляющих советов школ в регионе выступил департамент образования Ярославской области. В мае 2004 г. был издан приказ «О придании статуса региональных экспериментальных площадок образовательным учреждениям» (№ 01-03/306 от 14.05.2004). В связи с реализацией в рамках Федеральной программы развития образования проекта по усилению общественной составляющей в управлении образованием и для апробации новой практики управления учреждением с участием школьных управляющих советов были определены, в качестве региональных экспериментальных площадок, четыре СОШ области. В январе 2005 были созданы первые 4 школьных управляющих совета.

На начало 2009 года в регионе организована деятельность более 100 управляющих советов образовательных учреждений, действуют управляющие советы школьных округов, разработана нормативная базы государственно-общественного управления муниципального уровня.

Таким образом, создание управляющих советов школ приобретает массовый характер, что создает принципиально новые условия, возможности, а так же риски в организации государственно-общественного управления на разных уровнях системы образования.

Обозначились две тенденции в становлении деятельности управляющих советов. В рамках первой тенденции не требуется кардинальной перестройки организации школьной жизни.

В рамках второй тенденции возможно решение класса задач, основанных:

  • на комплексном подходе к решению проблем школьного сообщества.

  • на комплексном развитии системы образования района, как фактора развития территории

Руководитель Столбищенской школы Тутаевского муниципального района ^ Бабёбнкова Светлана Александровна на круглом столе районного родительского комитета отметила: «Стягивая на себя общественные дела и взаимодействуя с общественными структурами, Управляющий совет школы может со временем стать ядром системы общественного самоуправления территории».

4. Георгий Петрович Щедровицкий утверждал, что «какую бы деятельность человек ни строил, ему нужно научно-методическое обеспечение». Методическое знание отвечает на вопрос что и как надо делать? А научное знание – как устроен объект деятельности человека.

В современной педагогической публицистике понятия «общественно-государственное» и «государственно-общественное управление» встречаются с одинаковой частотой. Отличие общественно-государственных от государственно-общественных форм управления определяется тем, какая роль в управлении отводится общественному фактору по отношению к государственному – программирующе-ведущая или подчиненная, например, экспертная.

В коллективной монографии «Проблемы развития управленческого мышления и деятельности», под редакцией ^ Юрия Вячеславовича Громыко, общественность определена как «особая форма организации самодеятельности населения», а само понятие «общественности» раскрывается через несколько существенных характеристик. Это позволяет выделить данное понятие из устоявшегося на ведомственном уровне терминологического аппарата и придать ему особый статус, преодолев, тем самым, традицию толкования термина «общественность» на уровне общебытовых представлений.

Важнейшими характеристиками общественности, по мнению Громыко, являются следующие:

  • Общественность работает по принципу самоуправления. Управляющее воздействие направлено на себя как на целостную единицу. Общественный заказ на образование формулируется не к каким-то инстанциям, а адресуется общественностью к себе самой.

  • За критикой или намечаемыми решениями, исходящими от представителей общественности всегда стоят конкретные личности, с конкретными позициями, целями и ответственностью за достижение этих целей.

Данным автором выделены также три типа общественности:

1 тип - непрофессиональная общественность (родители, ученики старших классов и т.д.). Будучи жизненно заинтересованы в индивидуальных результатах образования, они должны иметь возможность выразить эту свою заинтересованность, влияя на систему образования оставаясь в рамках своей компетентности. (через выбор того или иного типа образования для себя и своих детей; возможность поддержки той школы и тех учителей, которые выбраны).

2 тип - учительская общественность. Способ фиксации (вышел учитель или нет в общественную позицию) – сознательная постановка учителем таких целей, которые выходят за рамки основных параметров нормативно заданного процесса обучения:

  • классно-урочной формы организации занятий;

  • предметного принципа организации содержания обучения;

  • уровня ЗУН как основной формы задания продукта обучения и контроля за ходом процесса обучения.

3 тип - образовательная общественность. Характеризуется, кроме компетентности в вопросах технологии образования, наличием личных целей, связанных с осмыслением и определением функций, целей, содержания образования.

Общественность, как специально и целенаправленно выделяемая единица организованности, обладает коллективной природой. Поэтому, принцип коллегиальности должен являться основным

  • при выработке программных представлений деятельности по совместному строительству будущего;

  • при установлении и воспроизводстве норм организации совместной деятельности строительства будущего.

5. Перспективным направлением, по нашему мнению, является разработка и реализация блочно-модульных программ обучения общественных управляющих. Научно-методические основания для запуска этих работ мы нашли у Антона Семеновича Макаренко, который в «Педагогической поэме» писал: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски, браковка".

Образовательные программы для общественных управляющих разработаны на следующих основаниях: объективное изучение опыта, производство конкретных образцов, оформление эталонов и тиражирование стандартов.

^ Принципиальным моментом в организации и реализации учебного процесса по данным программам является общая установка на то, что качество процесса управления напрямую связанно с личными качествами специалиста в сфере управления. Для достижения высокого уровня качества работы в сфере управления требуется особый склад мышления и освоение специальных средств деятельности. Должность руководителя, как объективная и материальная сторона управления, сама по себе ничего не определяет. Требуемый организационный эффект возникает тогда, когда с должностными ресурсами связывается особое управленческое мышление. Тогда возникают такие феномены, как авторский замысел, идея, разрабатываются новые понятия, создаются проекты и способы их реализации – программы. Только в этих случаях наряду с традиционными методами руководства встает необходимость в применении и политических методов, безусловно, в соответствующих местах и в строго соответствующей мере.

Для системы подготовки специалистов в сфере государственно-общественного управления наиболее значимым критерием, по нашему мнению, является степень сформированности персонифицированной личностно-ценностной позиции, основывающейся на индивидуальном опыте специалиста. В теории и практике управления доказано, что деятельность управления эффективна только в отношении целых объектов. Основанием для выделения целого и удержания его константно в поле сознания человека является его собственный целостный профессиональный опыт. Вместе с этим одним из важнейших принципов и правил управленческой работы является следующий – результативное управление организациями возможно только путем переноса и встраивания в них руководителем собственного результативного социально-культурного образца.

Подводя некоторый итог, следует сказать, что на первом этапе работы с общественными управляющими особое внимание уделялось научно-методическим, организационным, нормативным и информационным аспектам работы.

Настоящий период характеризуется углубленной проработкой и формированием понятийно-смыслового поля теории и практики государственно-общественного управления.

  1. Научно-методическим основанием организации такой работы для нас является корнесловный смысловой метод, основателем которого был министр просвещения (1824—1828), адмирал и госсекретарь, президент Российской Академии наук (1813—41) Александр Семенович Шишков (1754-1841). Период его активной деятельности приходится на первую половину XIX века, однако актуальность поднятых им проблем на настоящем историческом этапе осмысляется в современном языкознании на новом уровне. В своей книге «Славянорусский корнеслов» Александр Семенович писал: «Одни и те же слова, первые, коренные, переходя из уст в уста, от поколения к поколению, изменялись, так что теперь сделались сами на себя не похожими, пуская от сих изменений своих тоже сильно измененные ветви. Слова показывают нам, что каждое имеет свой корень и мысль, по которой оно так названо».

Для нашего вопроса его теоретические труды имеют значение в связи с необходимостью выстраивания единого понятийного аппарата, который необходим в условиях работы в поликультурном социальном пространстве представителей общественности.

7. Обсуждение тех или иных вопросов в деятельности управляющих советов имеет смысл только в том случае, если у субъектов организационно-управленческой деятельности есть собственные представления о будущем, есть свои версии будущего.

В связи с этим встает вопрос: какой мотив у общественности участвовать в управлении образованием?

Эквивалентами термина мотив в русском языке являются побуждение, побудка. По Шишкову замотивировать, «будить» – означает «стараться прервать сон спящего человека, приводить его в чувства, которые в нем молчат и делают его как бы не существующим, не имеющим бытия». Что бы общественность могла мотивированно управлять, т.е. «приводить что-либо в порядок», она должна иметь свой собственный уникальный ресурс.

Таким ресурсом является информация об особенностях внутреннего и внешнего состояния ребенка, проявляющихся в условиях семьи, и возникших у него под влиянием факта официальной встречи с учителем.

Именно ВСТРЕЧА ученика и учителя – сретение – по определению доктора психологических наук ^ Слободчикова Виктора Ивановича, является тем главным результатом деятельности организационной машины российской системы образования, и тем самым желанным событием для родительской общественности в рамках которого у ученика возникает (или не возникает) чувственный образ осваиваемого материала, появляется (или не появляется) смысл учения, формируются позитивные творческие мотивы, складываются гармоничные (или иные) отношения с учителям и с учениками. Чувства, мысли, мотивы, отношения и поступки учащихся всегда были центральным объектом внимания воспитательной работы. Однако до настоящего времени не удалось найти средств и методов, позволяющих достоверно и объективно измерять данные состояния и формировать их целенаправленно на институциональном уровне. В то же время родители всегда были и остаются самым чутким инструментом отражения состояния души ребенка, которая несет в себе следы социальной драмы или успеха. И точнее этого инструмента – родительского глаза – не сможет быть ни одно научное изобретение. Именно поэтому позиция государства в оценке деятельности школы в логике «знания – умения – навыки» должна быть дополнена позицией общественности в оценке деятельности школы в логике «чувства – образы – эмоции». Объектом общественного анализа и оценивания становятся конкретные педагогические действия, ставшие причиной конкретных, эмоциональных состояний, поступков, социальных отношений, мотивов и чувств детей.

Результатом включения общественности в деятельность школы должен стать новый объект институционального анализа: встреча учителя и ученика как целостное социальное, культурное и педагогическое явление. Конкретные показатели, характеристики и критерии оценки данного объекта, безусловно, требуют специальной разработки.

В переводе с сербохорватского встреча означает счастье, радость, т.о. встретить – значит обрести радость. Очевидно, что только родитель может сказать – произошла встреча у ребенка с учителем или нет, т.к. определить наличие или отсутствие радости у детей можно единственным образом - почувствовать это. Слово чувство происходит от чуять, чутье – или воспринимать невидимое.

Но тогда какой «мотив» у государства в участии общественности в управлении образованием?

Известно, что необходимость в управлении возникает в системе, состоящей из ненадежных элементов (Г.П. Щедровицкий). Устойчивость или надежность целого при ненадежных элементах этого целого может обеспечить только система более высокого организационного уровня, т.е. имеющая в себе элементы с большим уровнем ненадежности и динамичности.

Для управленца в сфере образования - стихийным, ненадежным, высокоподвижным элементом является ребенок-ученик, с его скрытой внутренней культурой, особенностями, ритмами. Общественность же, представленная родителями учащихся, это та недостающая часть управляющей системы, которая обладает готовыми знаниями о свойствах этих высокоподвижных элементов – детях, и может предлагать уже готовые образцы отношений в тех или иных ситуациях. Оперативная информация от родителей, их предложения в поиске решений сложных педагогических вопросов, со всей очевидностью является полезной и нужной, однако, как это не парадоксально, в истории педагогики это поле взаимоотношений до сих пор остается белым пятном. Почему? Главная задача отдельного человека - управленца (директора или классного руководителя) – удержать всю целостность сложившихся и складывающихся отношений на вверенной ему территории. Чтобы не быть поглощенным стихией взаимоотношений со всей массой элементов сразу, необходимо использовать единственно возможный путь - общения с каждым из родителей в отдельности в решении конкретных кризисных ситуаций их ребенка в учебном процессе или жизни класса. Каждый родитель в отдельности не может проанализировать весь огромный спектр факторов, обуславливающий конкретную социальную ситуацию именно с его ребенком. Именно поэтому родители не могут предъявить официальных претензий государству, т.к. они не располагают достаточной фактологической базой, к тому же доступ к другим персональным сведениям или фактам закрыт соответствующим законом. Т.о. на практике веками отрабатывалась и культивировалась ситуация персонального разбора и уникальности каждого случая социальной неудачи или снижения учебного результата. В системе нарабатывались формы работы с отдельными случаями, что и привело к необходимости системы дифференциации школ, классов, групп. Когда же на уровне массовой практики органами государственного контроля фиксируется критический уровень результатов учебный достижений у всех учащихся, о дифференциации говорить уже не приходится. Тогда фактор включения общественности, как системы обладающей исключительными сведениями, становится решающим в принципиальных вопросах качества управления.

В результате нашей работы, оформилось следующее рабочее определение термина общественность. Общественность - это условно выделяемая и конкретно определенная совокупность членов общества (или все оно), принципиально автономных, самостоятельных и разрозненных (не организованных) носителей культуры и языка, не имеющая единых норм поведения, но суммарно обладающая несопоставимо большим объемом знаний, и наделенная правом волеизъявления и влияния на власть в государстве.

По нашему мнению, впервые в истории народного просвещения и образования складывается ситуация, когда общественность приобрела такие силу и масштаб действия, которые сопоставимы с силой и масштабом действий государства. Государственно-общественное управление образованием мы рассматриваем как попытку установления нового качества отношений государства и общества посредством системы образования.

В чем разница между словами педагогия и педагогика? Почему произошло вытеснение одного термина другим и что мы потеряли (или приобрели) заменив один термин другим? На эти вопросы я попросил ответить известного ученого из Санкт-Петербурга, последователя Александра Семеновича Шишкова, директора школы «Гуманитарий», к.п.н. Василия Васильевича Семенцова. «Разница между педагогией и педагогикой та же, что между экономией и экономикой. Педагогия - это деятельность, искусство детоводительства, а педагогика - теория, наука о детоводительстве, описывающая его закономерности. Потери, в связи с отсутствием в деятельности детоводителей термина "педагогия", связаны со смешением видов работы: наука выдается за практику, понимание и знание закономерностей - за умение учитывать их и руководствоваться ими в своей работе с детьми. Великие педагоги - это не столько авторы умных книжек и теорий, сколько пастыри-детоводители, сумевшие возвратить на истинный путь хотя бы одного заблудшего ребенка».



Похожие:

Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconМетодические рекомендации по развертыванию деятельности управляющих советов Руководство для членов школьных Управляющих советов
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в рсо
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconИз опыта становления государственно-общественного управления в Даниловском мр
Ярославской области на 2008-2009 годы развитие государственно-общест­вен­ного характера управления образованием является одной из...
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconГосударственно-общественное управление образовательным учреждением Автор-составитель: Мокшеев В. А. Ярославль 2011 Пояснительная записка Актуальность курса «Государственно-общественное управление оу»
Государственное образовательное автономное учреждение ярославcкой области "институт развития образования"
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconВ системе образования Усть-Калманского района
Настоящее Положение направлено на обеспечение эффективной реализации одного из ключевых принципов государственной политики Российской...
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconМетодика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования»
...
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconУправление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»
Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования», к п н
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconПодходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»
Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования», к п н
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconПлан работы гоау яо "Институт развития образования" на 2013 год. Ч. II научно-методическая и научно-исследовательская деятельность института
План научно-исследовательской, проектной и экспериментальной работы иро направлен на выполнение государственного задания по реализации...
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconПлан работы гоау яо "Институт развития образования" на 2013 год. Ч. II научно-методическая и научно-исследовательская деятельность института
План научно-исследовательской, проектной и экспериментальной работы иро направлен на выполнение государственного задания по реализации...
Научно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования» iconРазвитие государственно-общественного управления образованием в Тутаевском мр
Создание условий для дальнейшего развития государственно-общест­вен­ного управления образованием является одним из направлений Программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы