Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее icon

Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее




Скачать 100.29 Kb.
НазваниеСистема работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее
Дата20.12.2012
Размер100.29 Kb.
ТипДокументы
источник

Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее

Павлова Н.И., заместитель директора по УВР МОУ лицей №2 г.Рыбинск

Педагогическое кредо лицея № 2 г. Рыбинска - «Интеллект. Развитие. Успех!» и можно утверждать, что в учреждении сложилась своя система работы по развитию потенциально одаренных детей. Образовательная деятельность одарённого ребёнка в лицее включает:

  • особенности организации учебной деятельности на всех ступенях обучения;

  • психологическую службу по сопровождению одарённого ученика;

  • олимпиадное движение;

  • Научное общество учащихся – отделение Общероссийской детской общественной организации «Общественная малая академия наук «Интеллект будущего»;

  • творческие объединения и центры, кружки;

  • сотрудничество с вузами, центрами дополнительного образования, социальными партнёрами.

Работа с одарёнными детьми в лицее строится в соответствии с задачами, определёнными национальной инициативой «Наша новая школа». В учреждении реализуется программа «Одарённые дети», которая способствует формированию персонального образовательного пространства потенциально одарённых обучающихся. Программа разработана педагогическим коллективом для анализа, прогнозирования, организации деятельности лицея и социума по выявлению и поддержке одарённых детей, направлена на создание условий для их самореализации и развития.

Система работы с потенциально одарёнными детьми требует чёткой согласованной работы всех звеньев учебно-воспитательного процесса: и педагогического и детского и родительского коллективов. Требует единой идеологии и единых принципов построения образовательного и развивающего пространства с определённым организационным управлением. В лицее общее руководство осуществляет координатор программы «Одарённые дети», который анализирует и обобщает результаты реализации программы в соответствующих разделах, ведёт базу одарённых школьников, координирует работу всех методических кафедр, организует сетевое взаимодействие педагогов, семинары по проблемам и перспективам работы с одарёнными детьми, создаёт условия для профессионального роста учителей по данному направлению.

Организационное управление программой «Одарённые дети» можно представить следующей схемой:



Обучающиеся МОУ лицей №2 г. Рыбинска – потенциально одарённые дети





Научно-методический совет ОУ

Методические кафедры

Психологическая

служба

Научное общество учащихся




Координатор программы «Одарённые дети» - руководитель научно-методического совета




^ Поддерживающие структуры - социальные партнёры

Интернет-сообщества

ОДОО «Интеллект будущего»

г. Обнинск

ЦОШ

«Олимп»

г.Ярославль


РГАТА

ЯрГУ

ЯГПУ


Попечительский

совет лицея,

родительская общественность

Центры дополнительного образо-вания детей:

«Молодые таланты», «Солнечный»

г. Рыбинск

ОКБ-1

НПО «Сатурн»

г.Рыбинск




Развитие потенциально одарённых детей является частью работы методических кафедр и научно-методического совета лицея. В основе данной работы лежит ключевая идея «От учителя – исследователя к исследователю-ученику». Мы разделяем мнение немецкого педагога А.Дистервега, который говорил, что «Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить». Ежегодно проходит научно-методическая конференция, где учителя защищают свои проекты, исследовательские работы по различным областям педагогики, методики преподавания, знакомятся с методическим инструментарием, направленным на создание оптимальных условий для развития одарённого ребёнка. К компетенции научно-методического совета (НМС) относится организация и проведение семинаров, конференций, обеспечение разработки индивидуальных образовательных программ, совершенствование методики формирования познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной видов деятельности. Так, вопросы развития детской одарённости рассматривались на таких НМС как «Роль и место новых профессиональных позиций и социальных ролей педагогов в модели мультипрофильной школы» (2008), «Современная модель лицейского образования» (2009), «Роль учителя в развитии индивидуальности обучающегося» (2010).

Опыт работы педагогов лицея, разработанные методические продукты востребованы в педагогическом сообществе. Например, на городской Ярмарке инновационных продуктов (2006), был представлен мультимедийный диск «Организация Научного общества учащихся», выпущенный нашим образовательным учреждением. Любой учитель или администратор, вовлеченный в интеллектуально-творческую деятельность, мог познакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность НОУ, методическими рекомендациями по подготовке и оформлению научно-исследовательских работ, системой оценки, сборником программ конференций прошлых лет, лучшими докладами и презентациями исследовательских работ учащихся по секциям. На городском семинаре-практикуме «Организация образовательной деятельности одарённого ученика» (2006) была проведена презентация брошюры «Использование олимпиадных задач в формировании математических способностей», учителя посетили открытые занятия кружка «Математика в задачах» для пятиклассников и спецкурса для учащихся 10-11 классов. На региональном семинаре «Ресурсы повышения качества химического образования (из опыта работы лицея)» (2010) обсуждались вопросы организации образовательной деятельности одарённых детей в области химических знаний, олимпиадная подготовка, исследовательская и проектная деятельность, возможности дистанционного обучения.

Психологическое сопровождение программы «Одарённые дети» - необходимое условие её успешной реализации. Овладение психологическими знаниями позволяет учителю эффективнее строить свою педагогическую деятельность с потенциально одаренными учениками, творчески подходить к решению стратегических задач, чтобы получить, в конечном счёте, нужный, прежде всего детям и нашему обществу результат. Психологическая служба лицея обеспечивает:

  • консультирование педагогов и родителей по вопросам выявления, поддержки и социализации потенциально одарённых детей;

  • психологическое сопровождение школьников, обучающихся по программам повышенной сложности;

  • психологическую экспертизу и сопровождение авторских учебных программ и инновационных образовательных технологий, применяемых при работе с потенциально одарёнными детьми;

  • участие в проектировании и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

Образовательная программа лицея предоставляет возможности для самореализации обучающихся на всех ступенях обучения, способствует раскрытию их творческого потенциала. Большую роль в этом играет система развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Внимание и поддержку потенциально одарённые дети получают уже с самого раннего возраста. В начальной школе реализуется модуль программы «Одарённые дети. Первые шаги».

Эффективной работе с одаренными детьми способствует модель мультипрофильной школы, которая предполагает вариативность обучения, в 8-11 классах ведется профильное (углублённое) изучение математики, информатики, физики, химии, биологии, русского языка и истории. В рамках инновационной работы на протяжении нескольких лет образовательное учреждение реализует идею индивидуализации образования, создания условий для формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, в том числе с признаками одарённости. Лицеисты имеют возможность выстраивать свой индивидуальный учебный план, что способствует личностной, социальной и в конечном итоге профессиональной успешности.

В образовательной деятельности потенциально одарённых детей большое внимание уделяется использованию проектных и исследовательских методов обучения. Это один из инструментов повышения качества образования, т.к. исследовательские методы обучения не только углубляют знания учащихся, но и прививают им навыки работы с научной литературой, формируют умения публичного выступления, защиты проекта. Приобщение к исследовательской деятельности способствует развитию одарённых школьников, помогает в их профессиональном самоопределении и в дальнейшем их успешной учебе в вузе.

В системе работы с потенциально одарёнными детьми главная роль принадлежит олимпиадному движению. Предметная олимпиада — это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Ежегодно в рамках Интеллектуального марафона в лицее проходит День олимпиад. В школьном этапе олимпиады может участвовать любой ученик, начиная со 2-го класса. Для ребят начальной школы это комплексная олимпиада в системе развивающего обучения. Победители и призеры награждаются дипломами на торжественных линейках в каждой параллели и представляются к участию в муниципальном этапе олимпиады в текущем учебном году согласно установленной квоте. Информация о победителях школьного этапа олимпиады доводится до всего коллектива лицея с помощью школьной газеты «New - перемена». При проведении занятий олимпиадной подготовки по предмету используются технологии решения изобретательных задач (ТРИЗ), развитие «критического мышления», информационно-коммуникационные технологии.

Высокий профессиональный уровень педагогов лицея, инновационная образовательная политика административной команды позволяют достигать лицеистам значительных результатов на олимпиадах различного уровня от муниципального до российского. Мы считаем, что олимпиадная подготовка очень хорошо работает на ЕГЭ и является одним из ресурсов повышения качества образования. Например, яркий пример 2010 г., выпускница лицея Кулакова Анна - неоднократный победитель муниципальных олимпиад по математике и информатике, призёр российской олимпиады по химии на ЕГЭ показала выдающийся результат: 100 баллов математика, 100 баллов информатика, 96 баллов химия.

С целью обеспечения условий для удовлетворения образовательных потребностей лицеистов, ориентированных на научное творчество в лицее создано Научное общество учащихся (НОУ). Ежегодное проведение конференции Научного общества учащихся является одной из школьных традиций, которая позволяет осуществлять преемственность между одарёнными учащимися начальной, средней и старшей школы с одной стороны и студентами – выпускниками НОУ лицея с другой стороны. Руководство работой общества, между конференциями осуществляет совет НОУ, состоящий из совета кураторов и ученического совета. Возглавляет совет, избранный руководитель НОУ, который осуществляет поддержку научно – исследовательской деятельности обучающихся и отслеживает их успехи через картотеку членов НОУ, проводит мониторинг результативности работы общества, собирает и систематизирует лучшие научные работы учащихся, поддерживает контакты с социальными партнёрами, ведёт компанию по освещению достижений лицеистов в СМИ.

С 2004 года Научное общество учащихся лицея является одним из отделений Общероссийской детской общественной организации «Общественная малая академия наук «Интеллект будущего», направлениями деятельности которого являются:

  • Организация научной, творческой, образовательной и культурной деятельности в интересах творческого развития детей.

  • Активное привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности, выявление, развитие и поддержка детей увлечённых познанием и творчеством, наукой, искусством.

  • Реализация Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Сегодня, Рыбинское отделение Общероссийской детской общественной организации «Интеллект будущего» включает два подразделения: Научное общество учащихся МОУ лицей №2 и Центр дополнительного образования детей «Молодые таланты» и имеет поддержку в городском Комитете по делам молодёжи.

Важным для организации сетевого взаимодействия в работе с одарёнными и способными детьми для развития их творческих возможностей является социальное партнёрство. В соответствии с договором между лицеем и Рыбинской государственной авиационной технологической академией организована совместная исследовательская деятельность обучающихся и преподавателей в студенческом конструкторском бюро. Перспективным является сотрудничество с ОКБ-1 НПО «Сатурн», которое предполагает не только профориентационную работу для знакомства с деятельностью инженерно-конструкторских служб, молодые ученые предприятия являются членами экспертных комиссий на ежегодных конференциях Научного общества учащихся лицея. Обсуждается возможность участия специалистов компании в руководстве научными работами учащихся.

Важным для развития одарённых детей в области языковой культуры является реализация совместного международного проекта «Молодежный обмен между школьниками лицея г. Рыбинска Россия и гимназии имени А.Дистервега г.Тангермюнде Германия». В 2009 году делегация лицея с проектом «Две страны, два города, две реки – одна Европа!» участвовала в праздничных юбилейных мероприятиях, посвящённых 1000-летию города Тангермюнде. Участие в проекте стало для ребят одной из форм поощрения за достигнутые успехи на различных олимпиадах и конференциях школьников по немецкому языку.

Новый этап в работе педагогического коллектива с одарёнными детьми начался в 2010 г., когда лицей получил статус инновационной площадки при департаменте образования городского округа город Рыбинск по теме: «Становление индивидуальности потенциально одаренного ребёнка в процессе школьного образования». Проект направлен на разработку целостной системы психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одарённости на протяжении всего периода обучения в школе в современных условиях. Стержнем всей системы, является программа междисциплинарного обучения, включающая три основных блока, каждый из которых выполняет свою функцию:

  • «Развивающий блок» может быть представлен системными курсами междисциплинарного обучения по авторским программам;

  • «Образовательный блок» представлен обогащенными программами по обязательным предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов;

  • «Блок индивидуализации» представлен специально организованной системой работы со школьниками во вторую половину дня и каникулярное время.

Инновационной идеей проекта является разработка и апробация метапредметных курсов «Проблема», «Социальная компетенция», «Конфликт», способствующих успешной социализации одарённых школьников.

За большую многолетнюю работу с одарёнными детьми, творческие достижения педагогов и учащихся в исследовательской деятельности в 2009 г. лицею присвоено звание «Лидер инновационного образования». Коллектив учреждения ежегодно входит в число 100 самых результативных участников Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» по итогам участия в течение шести лет.



Похожие:

Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее iconПриказ №212 и в целях реализации мероприятий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей
Положением о муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом отдела образования администрации г. Гуково...
Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее iconОтчет о реализации проекта инновационных моделей работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей
...
Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее iconОтчет о реализации проекта инновационных моделей работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей
Название проекта: Психологическая диагностика математической одаренности школьников
Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее iconПоздравляем победителей и призеров школьного этапа всероссийской олимпиады школьников!
В целях реализации мероприятий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в период с 15. 10. 2012г по 26. 10. 2012г...
Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «артинская средняя общеобразовательная школа №6»
Нормативно-правовые основания, локальные акты по выявлению и сопровождению одарённых детей
Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее iconУтверждаю директор мбоу дод «Центр внешкольной работы» для одаренных детей О. С. Курбанова
Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом Центра внешкольной работы для одарённых...
Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее icon«центр развития творчества детей и юношества» организация работы по профилактике аддиктивного поведения подростков в профессиональном лицее №32
Организация работы по профилактике аддиктивного поведения подростков в профессиональном лицее №32
Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее iconПоложение о Педагогическом совете муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» для одарённых детей нмр рт
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее iconСистема работы оу гимназии г. Сызрани с одаренными обучающимися
Самарской области от 28. 05. 2008 №364-Р, цель которой сформировать в гимназии образовательную среду, создающую оптимальные условия,...
Система работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее iconПсихологическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования
Поэтому важно развивать одарённость в каждом ребенке. Увидеть одарённого ребёнка в сфере образования очень сложно, ведь ещё не разработан...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы