Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения icon

Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения




Скачать 52.46 Kb.
НазваниеПродуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения
Дата20.12.2012
Размер52.46 Kb.
ТипДокументы
источник

Продуктивные технологии как инструмент повышения
результативности обучения


Грамотинская С.Г., зам.директора по УВР МОУ Константиновская СОШ Тутаевского МР

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических условий, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов и приёмов обучения, воспитательных средств. (И.Я. Лихачёв). Она предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надёжно осознаваемых и определяемых. (И.Я. Лернер) В современных условиях при переходе к управлению по результатам большое значение приобретает набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата. Технология, в которой цель определена точно, позволяет учителю и администрации разработать методы контроля и ее достижения. В отличие от поурочных разработок технология предполагает проект учебного процесса, а проектирование учебной деятельности ведет к стабильности успехов обучающихся. Таким образом, педагогическая технология как процесс является управляемой системой с планируемыми результатами.

Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Поэтому вопросу эффективности технологий должно уделяться большое внимание не только при обучении, но и в ходе внутришкольного контроля. Восемь лет назад в нашей школе была проведена работа по модернизации содержания образования. Актуальность её заключалась в том, что кроме традиционной системы обучения в начальной школе велось обучение по системам развивающего обучения ЛВ Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, которые не имели продолжения в среднем звене. При отборе УМК для среднего звена внимание обращалось на методологические принципы их построения и преемственность дидактических единиц. В учебном плане школы за счет школьного компонента появились пропедевтические курсы, раннее изучение информатики и английского языка. Однако изменить только содержание образования, оставляя репродуктивные методы обучения, не позволяющие в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, навыки поисковой деятельности, было невозможно. Рассмотрев структуру технологического процесса обучения (рис 1), мы пришли к выводу, что повышение его эффективности можно получить не только за счет оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику, но и за счёт

  • эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;

  • использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;

Таким образом, наметился переход к технологиям продуктивного обучения. Обучение учителей нашей школы современным педтехнологиям проводилось через КПК (развитие критического мышления через чтение и письмо, информационные технологии, деятельностный подход в обучении и метод проектов), участие в работе районных проблемных групп («Теория и методика модульного обучения», «Деятельностный подход в обучении»), а также в рамках проекта «Внутришкольное обучение специалистов». Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики для реализации в нашей школе были выбраны педагогические технологии, которые в большей степени соответствуют методологии продуктивного обучения. Это технологии исследовательской и проектной деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение. Алгоритмические технологии и модульное обучение позволили повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Сравнивая схемы традиционного и продуктивного обучения, реализующиеся через данные технологии, мы увидели изменение в структуре психических процессов, формирующихся на разных этапах урока. А реализация технологий на практике привела к изменению позиции учителя и ученика: повышению активности, появлению мотива к самосовершенствованию, наличию интереса к деятельности. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Как средство достижения высоких результатов и эффективности обучения в урочной и во внеурочной работе учителя приобрели широкое распространение информационные технологии и проектный метод. Эти технологии мы рассматриваем как инструментарий для обеспечения качества образования в целом и собственно образовательных технологий на основе педагогического проектирования. Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики применяются в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности обучающегося, в других – важен анализ знаний в предметной области, в третьих – основную роль может играть учет психологических принципов обучения. Таким образом, информационные технологии начинают играть все более важную роль не только как инструмент автоматизации образовательного процесса, но и как отличный полигон для проверки получаемых и вновь добываемых знаний. На сегодняшний день в школе реализуется индивидуализация обучения посредством перехода на индивидуальные образовательные маршруты и сетевое обучение. В основу организации учебного процесса по ИОМ положена система групповых и индивидуальных занятий, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких - либо значимых для учебного процесса общих качеств на основе одной из продуктивных технологий. Доля таких занятий в учебном плане школы составляет 42% от школьного компонента. С опытом работы по внедрению продуктивных технологий наши педагоги неоднократно делились на районных конференциях, фестивалях и семинарах, а также представляли её на районном этапе конкурса «Учитель года России 2010».

Отдельно следует сказать о необходимости организации мониторинга и внешней оценки, поскольку только таким образом можно отслеживать эффективность технологий, сбои, необходимость своевременной коррекции. По результатам школьного мониторинга УВП и мониторинга, проводимого психолого-педагогической службой, отмечается, что в классах изменяется психологический климат, снижается тревожность, изменяются мотивы учения.

Об эффективности применения педагогических технологий говорит то, что с их помощью удаётся:

  • усилить мотивацию обучения

  • повысить скорость усвоения материала

  • повысить активность учащихся в процессе обучения

  • установить тесную обратную связь

  • создать благоприятные условия для проблемного обучения, проведения учебно-исследовательских работ

  • решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения.

На протяжении трёх последних лет по результатам ЕГЭ школа имеет 100% успеваемость по обязательным учебным предметам. Результаты ЕГЭ по ним (русский язык и математика) выше районных и областных показателей. Результаты ЕГЭ по 5 учебным предметам выше соответствующих показателей по району; по 7 учебным предметам выше соответствующих областных показателей. По предметам, где используются продуктивные технологии, относительный бал ЕГЭ остаётся стабильным или имеет положительную динамику. За три года наблюдается положительная динамика по результатам ГИА в 9 классах. Отмечается 100% справляемость, 99% обучающихся подтверждают свою оценку на экзамене. Стабильной остаётся и результативность участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах. Ежегодно среди учеников школы есть призёры и победители районных, региональных и межрегиональных этапов олимпиад и конкурсов.

Говоря об эффективности педагогической технологии, хочется отметить, что в технологиях обучения степень достижения завершенности процесса обучения, регулируется самим учителем. Именно его усилиями такой творческий и постоянно меняющейся процесс, как человеческое общение, становится технологией.



Похожие:

Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения iconМетод проектов как условие активной подготовки обучающихся и повышения квалификации преподавателей
В настоящее время для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в техникуме, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной...
Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения iconМетод проектов как условие активной подготовки обучающихся и повышения квалификации преподавателей
В настоящее время для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в техникуме, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной...
Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения iconПродуктивные образовательные технологии в практике педагогов Ярославской области И. Г. Назарова, зав кафедрой
Последовательность выполняемых результативных (продуктивных) актов, богатство которых и обеспечивает индивидуальное развитие личности,...
Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения iconУчебные пособия для повышения результативности процесса обучения и воспитания
Тренировка строится так, чтобы организовать и подготовить занимающихся к выполнению задач обучения, выполнить эти задачи и организованно...
Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения iconСтруктурное подразделение иро кафедра педагогики и психологии
Профессионализм сотрудников как инструмент повышения качества жизни воспитанников детских домов
Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения icon1. Описание новой технологии (методики) обучения
Номинация: «За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров»
Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения iconВ обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как
Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как в обучении иностранному языку широко применяются...
Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения iconИспользование интенсивных методов обучения английскому языку как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся». Татаринцева Елена Анатольевна,
«Использование интенсивных методов обучения английскому языку как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся»
Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения iconИнформационные технологии при аттестации как условие повышения качества учебного процесса и объективной оценки знаний, умений и навыков студентов

Продуктивные технологии как инструмент повышения результативности обучения iconНоминация: «За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров» Любовь Михайловна Манойлова Критерии оценки
Значимость, воспроизводимость, возможность применения технологии (методики) обучения в других предметных областях
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы