Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки icon

Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки




Скачать 81.47 Kb.
НазваниеСамооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки
Дата20.12.2012
Размер81.47 Kb.
ТипДокументы
источник

Самооценка деятельности учреждения
дополнительного образования детей
и перспективы включения Управляющего совета
в процесс самооценки


Васильева Н.Н., директор МОУ ДОД

Центр детского творчества, г. Тутаев

Переход Ярославской региональной системы образования на управление по результатам требует от каждого уровня системы встраивания в новую логику отношений в государственной сфере услуг, подчиняющихся рыночным законам гарантии качества и доступности предоставляемой услуги потребителю.

Ключевую роль в процедуре оформления услуги на уровне образовательного учреждения играет технология самооценки деятельности, позволяющая обеспечить систему управления содержательной информацией о результативности деятельности учреждения и обоснованными рекомендациями по ее улучшению.

Самооценку можно рассматривать как один из этапов совершенствования деятельности организации.

В структуре современного образовательного учреждения важное место занимают разнообразные формы коллективного управления и трудовых зависимостей – советы, комиссии, творческие и проектные группы и др.

Одна из форм общественного соуправления – Управляющий совет (УС). Вопрос государственно-общественного характера управления является значимым и для учреждений дополнительного образования детей.

^ 1. Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества

Учреждения дополнительного образования детей (УДОД) – особый тип образовательного учреждения в системе образования России, в основе деятельности которого лежит социальный заказ детей, родителей, разных социальных институтов на разнообразные формы образовательной и социально-педагогической деятельности за рамками государственных стандартов.

Реализация новых целей, содержания, форм организации образовательной деятельности в учреждении возможна только через интеграцию управленческих и педагогических усилий, позволяющих выдерживать стратегическую линию на развитие, соответствующее новым требованиям времени.

В Тутаевском муниципальном районе есть опыт создания Управляющего совета в УДОД. В 2005 году УС был создан в детском эколого-биологическом центре «Дом природы», а в 2009 году и в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центре детского творчества (ЦДТ). Мы ставим перед собой цель не только создать в учреждении эффективно работающий Управляющий совет, но и включить его в процесс самооценки. На базе ЦДТ открыта муниципальная экспериментальная площадка Департамента образования Тутаевского муниципального района с целью реализации инновационного проекта «Место и роль самооценки в развитии государственно-общественного управления в учреждениях дополнительного образования детей».

Научный руководитель эксперимента – А.В.Золотарева.

Проект, рассчитанный на 2 года в настоящее время находится в стадии реализации и предположительно завершится в декабре 2010 года.

Необходимость разработки данного проекта вызвана тем, что самооценка учреждения педагогическим коллективом и органами государственно-общественного управления является основанием для выработки управленческих решений, определения стратегии развития образовательного учреждения. Самооценка проводится по показателям, отражающим сущностные характеристики учреждения. Набор показателей соответствует основным направлениям государственной образовательной политики.

Цель реализуемого проекта: повышение эффективности деятельности органов государственно-общественного управления ЦДТ на основе самооценки.

Цель конкретизируется постановкой и решением следующих задач:

  • изучить и обобщить опыт самооценки деятельности учреждений дополнительного образования детей;

  • разработать систему мониторинга, необходимую для самооценки деятельности ЦДТ, включающую в себя критерии и показатели самооценки и методики самооценки;

  • внедрить систему самооценки в деятельность ЦДТ, обеспечить включение педагогического коллектива в практику самооценки;

  • разработать алгоритм принятия управленческих решений на основе результатов самооценки ЦДТ;

  • создать Управляющий совет (УС) ЦДТ как одну из форм государственно-общественного управления;

  • разработать механизм включения УС в методику «Самооценка ЦДТ» как фактора его развития.

  • В ходе реализации первого и второго этапов проекта удалось осуществить следующие мероприятия:

  • собрать и проанализировать информацию по методике «Самооценка», создать базу данных;

  • подготовлен проблемный анализ образовательной и досуговой деятельности ЦДТ за 3 предшествующие года, процедуры самооценки включены в деятельность ЦДТ;

  • для педагогических работников и общественных управляющих организован постоянно действующий семинар «Внедрение самооценки в деятельность учреждения» с участием научного руководителя эксперимента;

  • для оценки эффективности и качества образования в ЦДТ разработаны анкеты для УС, родителей, детей, педагогов;

  • апробирована самооценка деятельности ЦДТ;

  • разработаны и апробированы формы самооценки для различных категорий педагогических работников: педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов – организаторов, руководителей структурных подразделений;

  • проведены исследования оценки деятельности учреждения по методике «Самооценка», обработаны и проанализированы полученные данные;

  • проведен анализ по проблеме эффективности и качества развития ЦДТ.

На заключительном этапе реализации проекта предстоит включение Управляющего совета в самооценку деятельности ЦДТ, анализ динамики развития учреждения на основе методики «Самооценка», подготовка публичного доклада о состоянии дел в учреждении и представление ежегодного отчета учреждения перед учредителем.

Участники рабочей группы проекта отмечают, что в ходе реализации проекта возможны такие риски и допущения как: недостаточная объективность самооценки, недостаточная мотивация педагогического коллектива на самооценку, слабая инициатива членов УС, ежегодное частичное изменение состава УС, большой объем работы по обработке результатов, отсутствие необходимой информации о деятельности ЦДТ и др.

^ 2. Исследования оценки эффективности и качества образования ЦДТ

В исследовании оценки деятельности учреждения принимали участие обучающиеся, родители обучающихся и педагоги ЦДТ. В проведении исследования был задействован и Управляющий совет. Члены УС были разбиты на исследовательские группы, каждой группе было выдано задание с помощью методик анкетирования и опроса изучить спрос на образовательные услуги Центра, определить спепень эффективности учебно-воспитательного процесса, оценить выполнение образовательных программ и состояние материально-технической базы.

Административная команда ЦДТ составила отчет по самооценке деятельности учреждения, а по разработанным в ЦДТ формам, сформировали отчет по самооценке педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы и руководители структурных подразделений

Полученные результаты обсуждались на заседаниях педагогического и Управляющего советов ЦДТ.

В настоящее время в Центре ведется работа по внесению необходимых корректив в содержание основных документов учреждения: Программы развития ЦДТ, Образовательной программы и дополнительных образовательных программ.

Рассмотрим более подробно алгоритм включения Управляющего Совета в самооценку деятельности учреждения дополнительного образования детей.

^ 3. Алгоритм включения Управляющего совета в самооценку деятельности МОУ ДОД Центр детского творчества

Опыт организации самооценки деятельности учреждения дополнительного образования детей позволил выделить основные этапы его проведения. При этом на каждом этапе удалось выявить методы, способы и отличительные особенности.

1 этап. Выявление возможностей и условий самооценки деятельности ЦДТ

  • изучение литературных источников и передового опыта;

  • анализ собственного опыта отслеживания результатов деятельности;

  • собеседование с управленческими и педагогическими кадрами и согласование включения Управляющего совета ЦДТ в процесс самооценки;

  • организация просвещения управленческих и педагогических кадров, членов Управляющего совета по проблемам самооценки результатов деятельности.

2 этап. Разработка программы самооценки деятельности ЦДТ

  • подбор и анализ нормативных документов;

  • выявление наиболее значимых результатов для самооценки;

  • разработка форм и объема самооценки;

  • определение состава сотрудников ЦДТ;

  • определение полномочий Управляющего совета ЦДТ в процедурах самооценки его деятельности;

  • определение условий, необходимых для проведения самооценки.

3 этап. Разработка инструментария (технологий) самооценки

  • выявление информации, для изучения которой необходимо разраба­тывать инструментарий;

  • формирование заказа методистам и психологу ЦДТ на разработку инструментария самооценки;

  • разработка необходимых технологий самооценки на уровне детей, родителей, педагогических и управленческих работников, Управляющего Совета и всего ЦДТ и их согласование на заседании Управляющего Совета ЦДТ;

  • обучение педагогических и управленческих кадров ЦДТ использованию технологий самооценки и апробация технологий самооценки.

4 этап. Проведение исследований по самооценке деятельности ЦДТ

  • проведение диагностических исследований в соответствии с инструментарием, разработанным на предыдущем этапе;

  • занесение данных исследований в банк информации, наполнение банка информацией, необходимой для самооценки деятельности ЦДТ;

  • организация обсуждения предварительных результатов исследования.

В организации этого этапа большую работу должны выполнять члены Управляющего Совета учреждения. Они могут взять на себя ведущую роль.

5 этап. Обработка и анализ результатов исследования

  • обработка результатов исследования в группе, проводившей исследо­вание;

  • организация обсуждения результатов на уровне Управляющего сове­та и коллектива ЦДТ;

  • подготовка результатов самооценки в виде графиков, диаграмм, таб­лиц, цветовое оформление;

  • оформление результатов анализа и их занесение в банк самооценки.

6 этап. Создание банка информации по самооценке деятельности ЦДТ

  • разработка структуры банка информации и показателей ее сбора;

  • организация обсуждения структуры банка информации к самооценке на Управляющем совете ЦДТ;

^ 7 этап. Разработка комплекса управленческих решений по результатам реализации программы самооценки

На этом этапе проводится коллективная продуктивная работа с Управляющим советом по разработке комплекса управленческих решений по результатам самооценки. С результатами самооценки знакомится весь педагогический кол­лектив Центра.

Результатом этапа является документально оформленный комплекс решений, позволяющих повысить эффективность использования самооценки в управленческой деятельности ЦДТ.

Самооценивание деятельности ЦДТ с привлечением Управляющего совета позволит:

  • найти противоречия, выявить проблемы образовательного процесса, ускорить их разрешение и осмысленно сформулировать новые цели и задачи деятельности;

  • сформировать умение четко организовывать свою деятельность;

  • осуществить переход педагогов Центра к различным способам организации эвристических, творческих, развивающих форм деятельности обучающихся;

  • провести ревизию используемых методов, отбор целесообразных, оптимальных, эффективных форм воспитания и обучения, предоставляющих каждому ребенку право выбора индивидуальной образовательной траектории;

  • установить диалоговые и конструктивные отношения между всеми субъектами образовательного процесса: педагогом – обучающимися – администрацией – родителями - социальными партнерами ЦДТ;

  • тиражировать эффективные образовательные технологии, формы и методы работы.



Похожие:

Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Эдельвейс» Самооценка деятельности за 2012-2013 учебный год
Общая самооценка деятельности учреждения 3,12 балла, ниже прошлогодней (3, 24 балла) за счет уменьшения количества детей в связи...
Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки iconСамооценка деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «детско-юношеской спортивной школы «Старт» г. Тутаев, 2012 г. Самооценка (отчет)
Моу дод дюсш «Старт» спортивное многопрофильное учреждение дополнительного образования, основное предназначение которого реализация...
Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки iconИнформационно методический центр
Разработка критериев и показателей самооценки деятельности учреждения дополнительного образования детей
Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки iconРоль Управляющего совета Центра детского творчества в поддержке талантливых детей
Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского творчества Управляющий совет был создан...
Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки iconСамооценка деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Городская станция юных натуралистов
Программы разнообразны по тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытно-исследовательский характер
Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки iconС. В. Успенская Принятие эффективных управленческих решений на основе работы с формой самооценки учреждений дополнительного образования детей
Гоуровневый системный процесс самонастройки организации, который имеет нормативно-правовые, организационные, технико-технологические...
Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки icon2. Основные задачи и направления деятельности комиссий Управляющего Совета
Настоящее Положение определяет статус, функции, а также порядок г формирования и регламент работ комиссий Управляющего Совета моу...
Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки iconПротокол №1 заседания Управляющего совета Государственного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №382. Город Москва 27 августа 2012г
Об организации деятельности Управляющего совета в соответствии с Уставом гбоу сош №382
Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки iconДоклад Управляющего совета моу сош №2 им. В. И. Ленина на конференции родителей 28. 04. 2011 года
Председатель Управляющего совета Мусаев Э. К. В состав Управляющего совета входит 20 человек из педагогов, родителей, обучающихся...
Самооценка деятельности учреждения дополнительного образования детей и перспективы включения Управляющего совета в процесс самооценки iconВ департамент образования мэрии города Ярославля Форма самооценки деятельности удод инвариантный перечень (информация предоставляется за последние три года)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский экологический центр «Родник»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы