Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» icon

Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования»




Скачать 169.48 Kb.
НазваниеМетодика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования»
Дата20.12.2012
Размер169.48 Kb.
ТипДокументы
источник

Методика самооценки в учреждениях
дополнительного образования детей


Сапегин К.В., проректор по научно-исследовательской деятельности ГОУ ЯО «Институт развития образования», кандидат искусствоведения

Переход Ярославской региональной системы образования на управление по результатам1 требует от каждого уровня системы встраивания в новую логику отношений в государственной сфере услуг, подчиняющихся рыночным законам гарантии качества и доступности предоставляемой услуги потребителю.

Универсальной мерой оценки качества и доступности предоставляемой услуги является (в широком смысле) удовлетворённость благополучателя (заказчика, клиента). Для осуществления данных изменений требуется организационное и функциональное обеспечение позиций заказчика услуги, её поставщика, посредника, клиента и ряда других.

Ключевую роль в запуске процедуры оформления услуги на уровне образовательного учреждения играет технология самооценки деятельности, позволяющая обеспечить систему управления (уровень учредителя) содержательной информацией о результативности деятельности учреждения и обоснованными рекомендациями по ее улучшению.

Речь идёт о том, что учреждение не просто отчитывается перед государством, родителями, социумом, а получает от них своего рода инвестиции и общественное доверие. Оно должно инициировать создание «переговорных площадок», организовывать пространство диалога, рассматривать различные точки зрения, договариваться о понимании результатов деятельности и путях развития.

«Региональная концепция развития системы дополнительного образования детей на период до 2010 года» фиксирует, что «дополнительное образование детей представляется как активно развивающаяся досуговая среда, так и педагогическое пространство, индивидуализирующее обучение и воспитание, способствующее духовно-нравственному и физическому совершенствованию личности, предпрофильной и профильной подготовке». Обеспечение тесной интеграции с процессами общего образования (несмотря на ярко выраженную самостоятельную функцию) позволяет учреждениям дополнительного образования детей гарантировать ребёнку свободный выбор и реализацию запроса личности на дополнительные образовательные услуги. Цели и задачи развития требуют проработки механизмов реализации «программ улучшений деятельности» как на уровне всего образовательного учреждения, так и на уровне конкретного педагога.

Форма самооценки УДОД включает два основных блока вопросов: первый – обобщает целевые индикаторы, определяющие виды деятельности, результаты которых имеют критический (основной, базовый) вес для системы. Центральный вопрос блока: «Насколько УДОД обеспечивает качество образовательной услуги?». Это так называемый «инвариантый перечень целевых индикаторов». В него входят кроме центрального вопроса следующие:

  • обеспечение досуга обучающихся;

  • обеспечение сохранности здоровья детей;

  • кадровое обеспечение образовательного процесса;

  • методическое обеспечение образовательного процесса;

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

  • обеспечение открытости образовательного процесса;

  • обеспечение эффективности управления образовательным учреждением.

Кроме инвариантного разработан вариативный перечень целевых показателей, представляющих основные направления развития УДОД региона (перспективные задачи деятельности).

Учреждение выбирает необходимое количество показателей (не менее пяти).

В перечень входят:

  1. участие в инновационных проектах, экспериментальной деятельности;

  • реализация индивидуальных образовательных маршрутов;

  • наличие системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

  • дополнительные образовательные программы, выходящие на допрофессиональный уровень;

  • наличие программ предпрофильной подготовки и курсов по выбору;

  • наличие в УДОД системы детского самоуправления, детских общественных организаций;

  • регулярность проведения мониторинговых исследований по оценке состояния здоровья обучающихся;

  • наличие системы стимулирования профессионального роста педагогов;

  • процент родителей, участвующих в мероприятиях УДОД;

  • ежегодные публичные (информационные, открытые) доклады перед общественностью;

  • положительные отзывы в СМИ за последние 3 года;

  • наличие системы (органов) самоуправления в УДОД;

  • участие УДОД в социальных программах.

Заполнение формы самооценки УДОД не тождественно технологии самооценивания учреждения. Форма отчёта служит для того, чтобы предоставить органу управления образования сжатую информацию о ключевых процессах учреждения в текущем году (в контексте динамики результативности деятельности за последние 3 года) и обосновать шаги по улучшению процессов на следующий год.

УДОД даёт качественную оценку результативности собственной деятельности, раскрывая, «что стоит» за каждым показателем инвариантного и вариативного перечней. Если речь идёт об успешной реализации плана массовых мероприятий УДОД (показатель целевого индикатора инвариантного перечня «Обеспечение досуга обучающихся), то фиксируется, какие мероприятия плана за текущий год оказались наиболее результативными (характеристика достижений, охват детей и т.д.) и почему. Если речь идёт о показателе вариативного перечня «Положительные отзывы в СМИ», то приводятся не только название издания, но и краткая суть проблемы или повод, которым посвящена статья.

Целевой индикатор «Обеспечение сохранности здоровья обучающихся» фиксирует целенаправленность усилий учреждения в первую очередь по созданию комплекса мер техники безопасности детей. Речь идёт как о разработке специальных локальных актов (приказов, положений, инструкций), проведении специальных мероприятий по профилактике нарушений или отработке навыков безопасного поведения, так и о подготовке специальных образовательных модулей в составе рабочих программ педагогов по обучению детей жизненно важным навыкам. Отметим, что мероприятия по здоровьесбережению должны иметь системный характер, выходить на межведомственное взаимодействие, включать всех субъектов образовательной деятельности.

Свидетельством результативности УДОД в данной деятельности могут служить реализация плана специальных мероприятий по здоровьесбережению (от дня спорта для жителей микрорайона до защиты проекта по профилактике злоупотребления ПАВ), а также создание специально оборудованных «зон здоровья» (комнат психологической разгрузки, уголка профилактики аддиктивного поведения и др.).

Отметим, что в характеристиках УДОД (особенно в ответе на вопрос о качестве образовательной услуги УДОД) находят отражение показатели, которые разработало само учреждение для описания своей специфики. Это вызвано видовыми особенностями учреждений дополнительного образования детей, заданиями, которые УДОД, в частности государственные учреждения дополнительного образования детей получают от учредителя.

Так открывается пространство самооценивания деятельности УДОД, которое позволяет найти противоречия, выявить проблемы образовательного процесса, ускорить их разрешение и осмысленно сформулировать новые цели и задачи деятельности, провести ревизию используемых методов, отбор целесообразных, оптимальных, эффективных форм воспитания и обучения, предоставляющих каждому ребёнку право выбора индивидуальной образовательной траектории.

Создание условий для самообразования ребёнка («образования через всю жизнь») – вот стратегическая цель педагога, управляющего процессом обучения, но не подменяющего его собственной волей абсолютного знания. Открытость обучения реализуется исключительно благодаря личной заинтересованности, мобильности и креативности познающего субъекта, готового как к открытиям в окружающем мире, так и в самом себе.

Ключевой задачей дополнительных образовательных программ в этом свете видится предоставление обучающемуся широкой возможности экзистенциального выбора и самоопределения. Возможность выбора не только создает условия для развития индивидуальности, но и учит самостоятельному решению жизненных задач, является условием формирования готовности индивида к самоопределению в производственной и социальной сферах, в личной жизни человека.

Мы подчёркиваем, что главное в образовательном процессе – успешность (или неуспешность) как результат педагогической деятельности, мера же этой успешности определяется только степенью личностного роста каждого ребёнка.

Педагог дополнительного образования детей соединяет в своей деятельности процессы:

  • обеспечения внутренних условий (потребностей, способностей, установок) для развития своего Я через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, защиты и самоосуществления;

  • создания адекватных внешних условий, среды общения, творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития ребёнка;

  • организации детского сообщества (особого субъекта образования), скреплённого совместной деятельностью и общением.

Соответственно, образовательный результат следует не только рассматривать на уровне ребёнка, но и считать таковым характер условий, которые создаёт педагог для его успешности, т.е. меру усилий педагога как субъекта образовательного процесса.

Таким образом, результативность деятельности учреждения дополнительного образования детей может быть зафиксирована на двух уровнях. Первый уровень – уровень образовательного результата, фиксирующий успешность ребёнка (показатели удовлетворенности) и результаты деятельности обучающегося в объединении (уровень достижений). Второй уровень – результаты учреждения как системы потенциалов (условий): качество образовательной программы УДОД, параметры и характеристики кадрового, методического, материально-технического обеспечения и др.

Учреждения дополнительного образования детей сегодня живут в эпоху перемен. Иного не дано. Избавиться от гнетущего давления непредказуемости изменений позволяет как классическое: «изменяйся, не изменяя себе», так и насыщение образовательного пространства рефлексивной практикой субъектов новообразований, постоянно коммуницирующих между собой по поводу этой рефлексии, снимающих точки напряжения и конфликтов, переводящих грезы о необходимости реформ и развития в русло расчетов относительно следующего шага, места вложения ресурсов, управляемых событий.

Определяющим понятием (и показателем) саморазвития личности выступает рефлексия. Рефлексия не только познание человеком самого себя в определенной ситуации и в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработка представлений об изменениях, которые могут произойти. В процессе рефлексии и осуществляется важный акт – создается программа саморазвития, под которой понимается волевой акт человека, позволяющий ему добиваться наибольших успехов в самосовершенствовании.

Здесь открывается потенциал самооценки деятельности, фиксирующий продвижение не относительно «заоблачного идеала», мифопоэтической модели личности, а относительно предыдущего рефлексивного среза. «Я» в сравнении с собой же. Деятельность (в горизонтах саморазвития) в сопоставлении с указанными на предыдущем этапе самооценивания векторами совершенствования, точками роста, преодоленными и непреодоленными рисками, реализованными и нереализованными возможностями.

Различными педагогическими школами неоднократно делались попытки определить инструментарий, позволяющий осуществить самооценку деятельности педагога. Большинство из них касались определения круга вопросов, определяющих системообразующие основания практики, таких как:

  • Вокруг каких ценностей и идей я могу объединить взрослых и детей?

  • Какие группы личностно значимых для человека проблем я смогу решить в своей деятельности?

  • Какой ведущий интерес будет определять эту деятельность (исследовательский, общественно-полезный, спортивный, из сферы развлечений и шоу-бизнеса)?

  • Какие педагогические условия будут для этого созданы, с помощью какого инструментария?

  • Какой будет результат этой деятельности?

  • Кто может мне помочь в этой деятельности?

  • Какие потребуются затраты (материальные, интеллектуальные)? и другие.

Существуют варианты формирования рефлексивной позиции педагога с помощью «портфолио», позволяющего освоить роль тьютора, ознакомиться с ключевыми педагогическими технологиями открытого образования, включиться в инновационную деятельность по разработке собственных техник и приемов, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагога и учащегося2. В рамках подобной деятельности педагогу предлагается по заданному алгоритму, в предлагаемой форме выстроить свое отношение к определенному тексту (кейсу), схеме, метафоре, выполнить задание по аналогии, подобрать пример из собственной практики, отвечающий заявленным «универсальным» принципам.

Вместе с тем, существуют инструменты самооценивания, позволяющие педагогу представить результаты своей деятельности в том виде и в той форме, которые адекватны наиболее сильным сторонам его активности, демонстрируют процессы продвижения и готовность улучшать качество функционирования.

Подобный подход к оценке качества деятельности педагога УДОД снимает перекосы любой проверки, предлагая «контролирующим органам» не столько выявлять несоответствия и указывать на пробелы квалификации, сколько высвечивать реальные точки роста, консультировать относительно дальнейшего улучшения профессиональной деятельности.

Таким образом, самооценивание деятельности позволяет педагогу УДОД:

  • найти противоречия, выявить проблемы образовательного процесса, ускорить их разрешение и осмысленно сформулировать новые цели и задачи деятельности;

  • сформировать умение четко организовывать свою деятельность;

  • осуществить переход от практики «всезнающего воспитателя», «держателя вечных истин» к различным способам организации эвристических, творческих, развивающих форм деятельности учащихся;

  • провести ревизию используемых методов, отбор целесообразных, оптимальных, эффективных форм воспитания и обучения, предоставляющих каждому учащемуся право выбора индивидуальной образовательной траектории.

  • установить диалоговые и конструктивные отношения между всеми субъектами образовательного процесса;

  • тиражировать эффективные образовательные технологии, формы и методы работы.

Предлагаемый инструментарий самооценки деятельности педагога УДОД основан на концепции самооценки образовательных учреждений по форме S4, разработанной Ofsted (Office for Standards in education, Великобритания).

Цель самооценки: создание условий для анализа компетентными органами деятельности педагога УДОД на основании результатов, представленных в отчёте.

Форма заполняется педагогом УДОД, который может привлекать к данной работе обучающихся, родителей, других заинтересованных лиц.

Форму предваряет следующая информация:

полное наименование УДОД;

Ф.И.О.;

количество обучающихся.

Как должна быть заполнена форма?

Предполагается, что педагог УДОД последовательно заполнит 7 модулей формы самооценки:

  • Общая характеристика эффективности деятельности и обоснование выбора оптимальных средств ее осуществления (заполняется в последнюю очередь, так как разделы суммируют и обобщают все оценки, представленные в отчете).

  • Характеристика содержания работы, форм, методов, технологий взаимодействия педагога УДОД с обучающимися.

  • Характеристика системного подхода в организации работы.

  • Характеристика организационной культуры в детском объединении.

  • Характеристика эффективности взаимодействия педагога УДОД с родителями, другими субъектами образовательного пространства.

  • Характеристика способов оценивания и стимулирования, применяемых педагогом УДОД.

  • Характеристика включенности педагога УДОД в основные процессы развития образовательного учреждения.

Самооценка строится с учетом поддержек, ссылок на доказательства, которые очевидно доступны. Любое оценочное суждение требует подтверждения. Предпочтительны лаконичные, но ёмкие по содержанию утверждения, демонстрирующие специфику деятельности педагога УДОД, выявляющие «присвоение» им как содержания, так и форм, методов и технологий работы, наличие реальных механизмов управления жизнедеятельностью детского объединения.

    • Что выгодно отличает Вашу работу от деятельности Ваших коллег?

  • Например, воспользуйтесь одним из определений, раскрывающим понятие «стиль»: «стиль — это я» в характеристике Вашего стиля преподавания. Закончите фразу: мой стиль основан…, связывает…, определяется…, отвечает… и т.п.

    • Насколько в целом эффективна Ваша работа? Оцените:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • ^ Почему Вы так считаете? Какие показатели говорят об успехе Вашей деятельности? Какие устойчивые «плюсы» можно указать? Каковы приоритеты Вашего совершенствования?

    • Охарактеризуйте Ваше продвижение в сравнении с предыдущим периодом деятельности? Оцените:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • ^ Почему Вы так считаете? Какие свидетельства улучшений Вы можете назвать по сравнению с предыдущим периодом? Чем вызвано это улучшение? Что еще необходимо улучшать?

    • Каково отношение к Вашей деятельности?

а) Оцените со стороны администрации УДОД:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • ^ Почему Вы так считаете? Что выделяет в Вашей деятельности администрация УДОД?

б) Оцените со стороны обучающихся и их родителей:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • ^ Почему Вы так считаете? Что выделяют в Вашей деятельности обучающиеся и их родители?

    • Насколько содержание Вашей деятельности соответствует потребностям и запросам обучающихся? Оцените:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • Почему Вы так считаете? Охарактеризуйте «успешного» обучающегося? Почему Вы выбрали именно его? Что позволяет говорить о его успешности? Какие действия Вам необходимо предпринять для усиления успешности?

    • Насколько выбранные Вами формы, методы, технологии работы с обучающимися позволяют им добиться успеха, развить персональные качества? Оцените:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • Какие формы и методы работы являются «визитной карточкой» Вашей деятельности? Какие аспекты Вашей практики необходимо улучшить? Какие действия для этого необходимо предпринять?

  • Насколько можно говорить о системном подходе в организации Вами жизнедеятельности объединения? Оцените:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • ^ Почему Вы так считаете? Что является системообразующим фактором? Какие элементы системы наиболее удачно Вами разработаны? Что требует улучшения?

  • Что можно сказать о создании «комфортного климата» в объединении? Оцените:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • Почему Вы так считаете? Приведите пример успешной работы по созданию норм жизнедеятельности группы, оформлению организационной культуры коллектива и т.п. Что и за счет чего в этом направлении должно быть Вами улучшено?

  • Насколько успешно организована Вами работа по взаимодействию с родителями обучающихся? Оцените:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • Почему Вы так считаете? Опишите случай успешного взаимодействия с родителями. Кого и почему можно назвать «партнерами» в Вашей работе? Как можно развивать это партнерство? Что для этого необходимо сделать?

  • Насколько эффективны инструменты оценивания и стимулирования, применяемые Вами для сопровождения развития и поддержки обучающихся? Оцените:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • ^ Почему Вы так считаете? Какие особенности оценивания и стимулирования самые сильные? Что в этой области и каким образом можно еще улучшать?

  • Насколько Вы включены в основные процессы развития УДОД? Оцените:

Очень мало

1

2

3

4

Превосходно













  • Почему Вы так считаете? Какую роль вы отводите себе в стратегическом плане развития УДОД? Почему именно эту? Какие направления Вы бы могли предложить коллегам в качестве приоритетных для развития? Какие препятствия существуют и какая существенная помощь необходима Вам для улучшения достижений?

Технология самооценки представляет собой многоуровневый системный процесс самонастройки организации, который имеет нормативно-правовой, организационный, технико-технологический и другие основания разворачивания деятельности, включает способы налаживания коммуникации, взаимодействия, «обратной связи» субъектов образовательного процесса, администрации и различных объединений в УДОД (проектных групп, методических объединений).


1 Приказ Департамента образования Ярославской области «О реализации комплексного проекта «Переход к управлению по результатам в региональной системе образования»» от 26.01.2009 № 27/01-03

2 См. подробнее: Сапегин К. Тьюторство в системе воспитательной деятельности педагога и классного руководителя: технологический аспект. — Ярославль, ОЦДЮ, 2006, стр. 50-63



Похожие:

Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПодходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»
Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования», к п н
Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconУправление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»
Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования», к п н
Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconРоль иро в формировании единого информационно-образовательного пространства региона Смирнова А. Н., проректор по имд гоу яо «Институт развития образования»
Смирнова А. Н., проректор по имд гоу яо «Институт развития образования», к п н., заслуженный учитель РФ
Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПлан работы гоау яо "Институт развития образования" на 2013 год. Ч. II научно-методическая и научно-исследовательская деятельность института
План научно-исследовательской, проектной и экспериментальной работы иро направлен на выполнение государственного задания по реализации...
Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПлан работы гоау яо "Институт развития образования" на 2013 год. Ч. II научно-методическая и научно-исследовательская деятельность института
План научно-исследовательской, проектной и экспериментальной работы иро направлен на выполнение государственного задания по реализации...
Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconТема: Применение исследовательской деятельности в работе педагога дополнительного образования
Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную...
Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПрограмма развития государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области «Центр развития творчества детей...
Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПортфолио как рефлексивная методика сопровождения социально-одаренного старшеклассника Гущина Т. Н. доцент кафедры педагогики и психологии гоу яо «Институт развития образования»
Гущина Т. Н. доцент кафедры педагогики и психологии гоу яо «Институт развития образования», к п н
Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconНаучно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования»
Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования»
Методика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconГосударственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Сапегин К. В. Успенская С. В. Обобщение педагогического опыта с использованием информационной карты
Сапегин К. В., Успенская С. В. Обобщение педагогического опыта с использованием информационной карты: методические рекомендации....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы